Предупреждение №№010/01/15-392/2019 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №08-2019 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)... от 18 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

По результатам рассмотрения заявления гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия – АО «ТНС энерго Карелия» (исх.№146-06-20513 от 24.04.2019, вх.№2137 от 24.04.2019) о нарушении администрацией Калевальского муниципального района антимонопольного законодательства, а также законодательства о водоснабжении и водоотведении при передачи объектов водоснабжения и водоотведения ООО «РОСА», Карельским УФАС России установлено следующее.

Установлено, что между администрацией Калевальского муниципального района и ООО «РОСА» заключены договоры аренды муниципального имущества №16 и №17 от 05 марта 2018 года.

1) Предметом договора аренды муниципального имущества №16 от 05 марта 2018 года является предоставление ООО «РОСА» во временное владение и пользование имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоотведению. Объектом договора является недвижимое муниципальное имущество, предназначенное для бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоотведения в границах Юшкозерского сельского поселения (пункты 1.1 и 1.2 договора).

Согласно приложению №1 к указанному договору, ООО «Роса» передается следующее муниципальное имущество: сети канализационные выемные, 1964 года постройки, протяженностью 1031 м.

Из пункта 5.1 договора следует, что в случае получения письменного согласия Арендодателя, арендатор вправе сдавать арендуемое имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору субаренды другому лицу.

Согласно разделу 2 договора, срок аренды устанавливается с 02 марта 2018 года сроком на 11 месяцев.

Также установлено, что 07.12.2018 между сторонами заключено дополнительное соглашение №1 к договору аренды муниципального имущества №16 от 05.03.2018, которым срок окончания договора изменен, - действует «до момента заключения концессионных соглашений».

 

2) Предметом договора аренды муниципального имущества №17 от 05 марта 2018 года является предоставление ООО «РОСА» во временное владение и пользование имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению. Объектом договора является недвижимое муниципальное имущество, предназначенное для бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения в границах Юшкозерского сельского поселения (пункты 1.1 и 1.2 договора).

Согласно приложению №1 к указанному договору, ООО «Роса» передаются 5 объектов водоснабжения, год постройки – с 1969 по 2013.

Из пункта 5.1 договора следует, что в случае получения письменного согласия Арендодателя, арендатор вправе сдавать арендуемое имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору субаренды другому лицу.

Согласно разделу 2 договора, срок аренды устанавливается с 02 марта 2018 года сроком на 11 месяцев.

Также установлено, что 07.12.2018 между сторонами заключено дополнительное соглашение №2 к договору аренды муниципального имущества №17 от 05.03.2018, которым срок окончания договора изменен, - действует «до момента заключения концессионных соглашений».

Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» определяет особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В силу части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, предусматривающих переход прав  владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров.

Указанная статья допускает ряд случаев (исчерпывающий перечень из 16 оснований), при которых заключение таких договоров допускается без проведения конкурентных процедур.

В частности, пункт 11 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» допускает заключение договора аренды без проведения торгов на срок не более чем 30 календарных дней в течении шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Из раздела 2  каждого из рассматриваемых договоров аренды следует, что они действуют с 02 марта 2018  года и заключены на 11 месяцев, на основании дополнительных соглашений срок действия договоров продлен на неопределенный срок с использованием формулировки «до момента заключения концессионных соглашений», что не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Более того, по информации, представленной администрацией письмом исх.№3032 от 17.05.2019, в настоящий момент указанные договоры не расторгнуты, являются действующими, таким образом, ООО «РОСА» владеет муниципальным имуществом в отсутствие правовых оснований более 1 календарного года.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

В соответствии с частью 3  статьи 41.1 Закона о водоснабжении если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

При этом, согласно части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Из перечня муниципального имущества к договорам аренды следует, что срок ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения/водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет.

Следовательно, при заключении договоров аренды муниципального имущества №16 и №17 от 05 марта 2018 года  с ООО «РОСА»,  администрация Калевальского муниципального района должна  была строго руководствоваться требованиями Закона №103-ФЗ и Закона о водоснабжении. Объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом заключенных Администрацией договоров, могли быть переданы только на основании концессионного соглашения.

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ»).

Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Администрация, заключив договоры аренды муниципального имущества №16 и №17 от 05 марта 2018 года с ООО «РОСА», предоставила тем самым указанному Обществу необоснованные преимущества в осуществлении  хозяйственной деятельности, поставила иных хозяйствующих субъектов в неравные условия.

В настоящее время законодательно предусмотрены антимонопольные требования к порядку заключения таких договоров, общие положения которых закреплены в ФЗ «О защите конкуренции», а специальные положения, распространяющиеся на отдельные виды государственного или муниципального имущества и на отдельные виды договоров - в иных федеральных законах.

В частности, специальные требования к порядку проведения торгов и заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения/водоотведения, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в Законе о водоснабжении и Федеральном законе № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Ввиду социальной значимости и необходимости эффективного функционирования объектов водоснабжения (водоотведения) законодатель специально предусмотрел вышеуказанные дополнительные конкурентные меры для выбора лица, которому будет передано государственное или муниципальное имущество, и способного обеспечить наилучшие условия использования такого имущества. Несоблюдение антимонопольных требований негативно влияет на конкурентную среду и не допускает потенциальных участников к возможности заключения договоров аренды или концессионных соглашений.

В связи с наличием в действиях администрации Калевальского муниципального района признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в передаче объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» исключительно объектами концессионных соглашений, ООО «РОСА» путем заключения договоров аренды муниципального имущества №16 и №17 от 05 марта 2018 года без проведения конкурсных процедур отбора, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,  Карельское УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости в срок до 15 августа 2019 года прекратить указанные действия путем расторжения договоров аренды муниципального имущества №16 и №17 от 05 марта 2018 года и последующей передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения/водоотведения) в соответствии с требованиями статьи 41.1 Закона о водоснабжения и Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).

 

Дополнительно Карельское УФАС России сообщает, что с учетом правовой позиции, выраженной ФАС России в письме от 04.10.2017 №ИА/68439/17, сформулированной на основании определения Верховного суда Российской Федерации от 31.07.2017 №303-КГ17-4054, действующее законодательство в настоящий момент не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями

 

В соответствии с ч. 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи №9.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны