Постановление №010/04/9.21-66/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-66/202... от 12 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

ул. Новая Басманная, д. 2, г.Москва, 107174

 

П.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-66/2022

об административном правонарушении

 

12 апреля 2022 года                                                                                                               г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2022, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ИНН – 7708503727; ОГРН – 1037739877295; ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 196247; далее – ОАО «РЖД», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителей ОАО «РЖД» посредством видеоконференцсвязи – А. (доверенность от 07 апреля 2021 года №ТЭ-86/Д), Л. (доверенность от 30 июля 2021 года №ТЭ-538/Д)

УСТАНОВИЛ:

В адрес Карельского УФАС России 30 ноября 2021 года из ФАС России поступило обращение П (далее – заявитель) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад» и ОАО «РЖД», выразившиеся в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В целях установления объективных обстоятельств, в рамках статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 16 декабря 2021 года в адрес ПАО «Россети Северо-Запад», ОАО «РЖД» и филиал ООО «Энергопромсбыт» - «Желдорэнерго» (далее – Желдорэнерго) были сделаны соответствующие запросы.

Письмом от 23 декабря 2021 года №40143/21и-ЖДЭ (вх. от 23 декабря 2021 года №6134) Желдорэнерго сообщило, что является агентом ОАО «РЖД» в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» и заключения соответствующих договоров на основании агентского договора от 30 апреля 2021 года №4389635, заключенного между ООО «Энергопромсбыт» и ОАО «РЖД.

По существу запроса Желдорэнерго пояснило, что 13 октября 2020 года в адрес Желдорэнерго поступила заявка №29056д на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» энергопринимающих устройств П., расположенных по адресу: Республика Карелия, Сортавала, Хаапалампинское сельское поселение, п. Куокканиэми, кадастровый номер земельного участка – 10:07:0060902:36, с максимальной мощностью 15 кВт при напряжении 0,4 кВ.

Письмом от 16 октября 2020 года №12105/ОКТНТЭ октябрьской дирекцией по энергообеспечению – структурным подразделением Трансэнерго – филиалом ОАО «РЖД» в адрес Желдорэнерго представлена информация, согласно которой ближайший объект электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» уровнем напряжения до 20 кВ, к которому возможно осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположен на расстоянии 503 м. от границ его земельного участка, при этом, на расстоянии 116 м. от границ участка П. расположены электрические сети напряжением до 20 кВ ПАО «Россети Северо-Запад».

Соответствующая информация и рекомендация обратиться в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение была доведена до П. письмом от 21 октября 2020 года №30419и-ЖДЭ.

Вместе с тем в последствии, а именно 04 ноября 2021 года в адрес Желдорэнерго от П. поступила повторная заявка №39547д на осуществление технологического присоединения того же объекта, что и в первоначальной заявке.

Письмом от 10 ноября 2021 года №34128/21и-ЖДЭ Желдорэнерго повторно сообщило П. о необходимости обращаться в адрес ПАО «Россети Северо-Запад».

В свою очередь из письма ПАО «Россети Северо-Запад» от 30 декабря 2021 года №МР2/3/119-06/11232 (вх. от 10 января 2022 года №05) следует, что П. 09 августа 2021 года через личный кабинет на портале ТП.РФ обратилась в адрес общества с заявкой на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (запрошенная мощность 15 кВт; класс напряжения – 0,4 кВ; 3 категория надежности).

12 августа 2021 года по электронной почте, а также почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке, П. направлено уведомление от 11 августа 2021 года №МР2/3-50/135-10/2038 об аннулировании заявки на технологическое присоединение.

ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что электрические сети напряжением ВЛ-0,4 кВ, принадлежащие сетевой компании, вблизи земельного участка отсутствуют; ближайшим объектом электросетевого хозяйства является линия электропередачи ВЛ-10 кВ Л-02с-03.

По сведениям ПАО «Россети Северо-Запад» ближайшие электросетевые объекты, имеющие указанный в заявке класс напряжения 0,4 кВ, принадлежат ОАО «РЖД» (линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-344; именно к данной линии присоединены многоквартирные дома п. Куокканиэми).

Таким образом, анализ представленных сетевыми компаниями документов и сведений отражает, что Пименова Е.Е. 21 октября 2020 года, получив отказ ОАО «РЖД» на свою заявку от 13 октября 2020 года, спустя почти год (09 августа 2021 года) обратилась в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с аналогичной заявкой на технологическое присоединение. После получения 12 августа 2021 года отказа от ПАО «Россети Северо-Запад» П. повторно обращается в адрес ОАО «РЖД» с заявкой от 04 ноября 2021 года и вновь получает отказ по тем же основаниям, что и ранее – ближайшие электрические сети принадлежат ПАО «Россети Северо-Запад».

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил технологического присоединения)..

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4 Правил технологического присоединения)

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, в которую в том числе включена подача заявки юридическим или физическим лицом и заключение договора.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

При этом пунктом 8(1) Правил технологического присоединения установлено, что если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

Следовательно, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм
следует, что право выбора сетевой организации остается за заявителем только
в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя
находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. В остальных случаях заявителю следует обратиться в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию.

Таким образом, в пункте 8 Правил технологического присоединения установлены критерии определения наименьшего расстояния в целях определения сетевой компании, обязанной осуществить технологическое присоединение, и указанный в заявке требуемый класс напряжения имеет одно из определяющих значений для выбора сетевой организации.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13 мая 2021 года № ЮЭ9965-21-144682219 ОАО «РЖД» осуществляет деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 — 49.10), в качестве дополнительного вида деятельности – распределение электроэнергии (код по ОКВЭД 029-2014 КДЕС. Ред. 2 — 35.12.1), технологическое присоединение к распределительным электросетям (код по ОКВЭД 029-2014 КДЕС. Ред. 2 — 35.12.2)

В соответствии с Реестром субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и включено в I Раздел «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 77.1.15.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Руководствуясь вышеизложенным, в соответствии с определением от 31 января 2022 года было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, составление протокола назначено на 28 февраля 2022 года 11 часов 30 минут. П. привлечена в качестве потерпевшего на основании статьи 25.2 КоАП РФ. ОАО «РЖД» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений, а именно:

- сведения о расположении электрических сетей ОАО «РЖД» относительно участка П. (с указанием объекта, класса напряжения и расстояния до участка П.) с приложением копий подтверждающих документов;

- письменные пояснения по факту осуществления энергоснабжения многоквартирного дома и других жилых домов, расположенных в п. Куокканиэми, Сортавальского района Республики Карелия с указанием объектов электросетевого хозяйства и класса напряжения, посредством которых осуществляется энергоснабжение (с приложением копий подтверждающих документов);

- любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 11 февраля 2022 года №1675/ОктНТЭ (вх. от 14 февраля 2022 года №694) ОАО «РЖД» пояснило, что на станции Куокканиэми Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», расположенной в Хаапалампинском сельском поселении Республики Карелия, находится комплексная трансформаторная подстанция №344 (КТП №344) балансовой принадлежности ОАО «РЖД».

От КТП №344 осуществляется электроснабжение многоквартирного дома и других жилых домов, расположенных в п. Куокканиэми через воздушную линию электропередачи напряжением 0,4 кВ ориентировочной длиной 4,7 км (далее – ВЛ-0,4 кВ), которая не является объектом электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», так как на балансе подразделений ОАО «РЖД» отсутствует и является бесхозной. В связи с чем, КТП №344 является ближайшим объектом электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» до 20 кВ; расстояние до КТП №344 от энергопринимающих устройств П. составляет 503 м., при этом расстояние до сетей ПАО «Россети Северо-Запад» составляет 116 м.

Дополнительно ОАО «РЖД» сообщило, что в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия 16 февраля 2022 года и в адрес заместителя премьер-министра Правительства Республики Карелия по развитию инфраструктуры 28 января 2022 года были направлены обращения об оказании содействия по принятию органами местного самоуправления незамедлительных мер к постановке на учет бесхозяйных объектов.

С учетом поступивших сведений, руководствуясь положением части 5 статьи 28.7 КоАП РФ, в целях получения дополнительных доказательств определением от 28 февраля 2022 года №010/04/9.21-66/2022/782 срок административного расследования по настоящему делу об административном правонарушении был продлен до 31 марта 2022 года, составление и подписание протокола назначено на 29 марта 2022 года в 15 часов 00 минут. ОАО «РЖД» надлежало представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения по факту реализации технологического присоединения многоквартирного жилого дома и иных жилых домов в п. Куокканиэми, в том числе сообщить о дате последнего технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», реализованного в п. Куокканиэми (с приложением копии технических условий и соответствующих актов);

- имеющиеся сведения о хозяйствующем субъекте, ранее осуществлявшем эксплуатацию вышеупомянутой ВЛ-0,4 кВ (протяженность 4,7 км);

- технические характеристики КТП №344;

- имеющиеся сетевые документы, в том числе акты разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства, расположенные в п. Куокканиэми;

- любые иные документы и сведения, способствующие принятию правильного и объективного решения по существу рассматриваемого вопроса.

Одновременно с указанным 28 февраля 2022 года было вынесено определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2022, в соответствии с которым ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить:

- все имеющиеся документы и сведения относительно технологического присоединения многоквартирного жилого дома и иных жилых домов, расположенных в п.Куокканиэми Хаапалампинского сельского поселения Республики Карелия;

- имеющиеся сетевые документы, в том числе акты разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства, расположенные в п. Куокканиэми;

- сведения относительно лица эксплуатирующего ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 4,7 км, присоединенную к КТП №344 (находится на балансе ОАО «РЖД» (п. Куокканиэми));

- любые иные документы и сведения, способствующие принятию правильного и объективного решения по существу рассматриваемого вопроса.

Письмом от 03 марта 2022 года №исх-2628/октнтэ (вх. от 03 марта 2022 года №1002) ОАО «РЖД» пояснило, что многоквартирный дом и иные жилые дома в п. Куокканиэми были присоединены к электрическим сетям Министерства путей сообщений СССР ориентировочно в 1967 году до образования ОАО «РЖД», документы, подтверждающие присоединение отсутствуют.

Факты исполнения технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», реализованного в п. Куокканиэми, а также сведения о хозяйствующем субъекте, ранее осуществлявшем эксплуатацию ВЛ-0,4 кВ (ориентировочной протяженностью 4,7 км.), по состоянию на 03 марта отсутствуют.

ОАО «РЖД» также сообщило, что Акт разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства на ВЛ-0,4 кВ отсутствует; между объектами ВЛ-10 кВ (баланса ПАО «Россети Северо-Запад» и КТП-344 (баланса ОАО «РЖД») подписан Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14 ноября 2006 года №б/н.

Сообщая технические характеристики КТП-344, ОАО «РЖД» указывает, что ее мощность составляет 100 кВА, подключена от ВЛ-10 кВ Л-02-02 балансовой принадлежности ПАО «Россети Северо-Запад». Непосредственно от КТП-344 запитаны объекты инфраструктуры ОАО «РЖД» по станции Куокканиэми и бесхозяйная ВЛ-0,4 кВ.

В свою очередь, ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 10 марта 2022 года №МР2/3/119-06/1833 (вх. от 11 марта 2022 года №1134) представило Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14 ноября 20226 года, подписанные с петрозаводской дистанцией Октябрьской железной дороги в отношении КТП-344 и КТП-313 в п. Куокканиэми.

Одновременно ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что между ним и ОАО «РЖД» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25 февраля 2013 года. Приложением №2 к данному договору является Перечень точек поставки электрической энергии из сети исполнителя (ОАО «РЖД») потребителям электроэнергии и ССО. Под порядковым номером 219 указана точка поставки от ТП-344 потребителю ОАО «РЖД» - магазин №7 дом 6, с. Куокканиэми.

29 марта 2022 года в присутствии представителя ОАО «РЖД» был составлен протокол.

Определением от 29 марта 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 12 апреля 2022 года в 15 часов 00 минут.

Письмом от 11 апреля 2022 года №4423/ОктНТЭ (вх. от 11 апреля 2022 года №1860) ОАО «РЖД» выразило несогласие с выводами, содержащимися в протоколе, указав на их противоречие разъяснениям ФАС России от 16 декабря 2015 года №ВК/72527/15, в которых указывается, что под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, класс напряжения энергопринимающих устройств которых составляет до 20 кВ включительно.

В соответствии с ходатайством ОАО «РЖД» (вх. от 08 апреля 2022 года №1828) рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время в режиме видеоконференцсвязи

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сетевой организации, отмечаю, что применительно к предмету спора в настоящем деле значимым обстоятельством, подлежащим установлению (при доказанности возможности технологического подключения), является определение сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка Пименовой Е.Е. Указанное подтверждается также и сложившейся судебной практикой, в том числе по делам с участием Карельского УФАС России – А26-10610/2019 и А26-2204/2020.

В рассматриваемом случае установлено следующее:

1) П. дважды обращалась в адрес ОАО «РЖД» с заявкой на технологическое присоединение и дважды получала отказ;

2) П. обращалась в адрес ОАО «РЖД» с заявками на технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств максимальной мощностью 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ;

3) Ближайшие принадлежащие ПАО «Россети Северо-Запад» объекты электросетевого хозяйства – линия электропередач ВЛ-10 кВ Л-02с-03, расположенная на расстоянии 116 м. от объекта Пименовой Е.Е.; электрические сети ВЛ-0,4 кВ вблизи земельного участка отсутствуют;

4) Ближайшие принадлежащие ОАО «РЖД» объекты электросетевого хозяйства – ТП-344 с трансформатором ТМ 100 кВА/10/04 кВ, расположенная на расстоянии 503 м. от объекта Пименовой Е.Е.

ОАО «РЖД», располагая объектами электросетевого хозяйства необходимо класса напряжения (0,4 кВ) на наименьшем расстоянии от участка П., тем не менее в нарушение установленной пунктом 3 Правил технологического присоединения обязанности сетевой организации заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению, письмами от 21 октября 2020 года и от 10 ноября 2021 года отказало П. в заключении договора об осуществлении технологического присоединения и не разместило в личном кабинете заявителя проект договора и иные необходимые документы, предусмотренные пунктом 105 Правил технологического присоединения в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявок.

Довод ОАО «РЖД» о том, что ближайшей сетевой компанией в рассматриваемом случае является ПАО «Россети Северо-Запад» не находит своего подтверждения ввиду того, что объекты, расположенные на расстоянии 116 м. от объекта П. имеют отличный класс напряжения (10 кВ) от класса напряжения, обозначенного в заявке П. (0,4 кВ).

Ссылка на письмо ФАС России от 16 декабря 2015 года №ВК/72527/15 необоснованна, так как из контекста письма следует, что соответствующие разъяснения относятся к вопросу установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ОАО «РЖД» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Сетевая организация даже после возбуждения дела об административном правонарушении не предприняла каких-либо действий, направленных на реализацию права П. на осуществление технологического присоединения, продолжая настаивать на том факте, что ближайшей сетевой организацией в рассматриваемом случае является именно ПАО «Россети».

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 75, стр. 11

Время совершения административного правонарушения – 10 ноября 2021 года (дата направления письма, содержащего отказ), 25 ноября 2021 года (дата, до которой необходимо было разместить необходимую документацию, предусмотренную пунктом 105 Правил технологического присоединения).

Срок давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу исключительных обстоятельств и обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

На момент вынесения настоящего постановления договор на технологическое присоединение с П. не заключен.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов заявителя, обратившегося с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение ОАО «РЖД» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения, а именно игнорирование императивной нормы Правил технологического присоединения, предусматривающей обязанность сетевой компании заключить договор об осуществлении технологического присоединения с любым обратившимся с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лицом независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ОАО «РЖД» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Наложить на юридическое лицо – ОАО «РЖД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ОАО «РЖД» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-66/2022).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Заместитель руководителя управления                                                                                   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны