Постановление №№010/04/9.21-508/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №010/04/9.2... от 20 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) ***,   рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-508/2019, возбужденного в отношении ПАО Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; почтовый адрес***; адрес места нахождения: ***; далее - ПАО «МРСК Северо-Запада»; филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей сторон

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 19 июля 2019 года (вх. №3646) поступило заявление В. с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, принадлежащего ей объекта.

Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, установлено, что между заявителем и сетевой организацией заключен договор от 10 августа 2017 года об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – договор) для энергоснабжения личного подсобного хозяйства по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Лахта, кадастровый номер земельного участка 10:21:0040206:28.

Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня его заключения.

В соответствии с пунктом 4 договора технические условия являются неотъемлемой частью договора; срок их действия составляет 2 года со дня заключения договора. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств установлена в размере 550 рублей 00 копеек (оплачено заявителем в полном объеме 29 августа 2017 года).

Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 07 августа 2017 года №34-01421П/17-001 (далее – технические условия) предусмотрены мероприятия, которые необходимо осуществить как сетевой организации, так и заявителю.

Так, в силу подпунктов 13.2.1 – 13.2.5 сетевая организация осуществляет строительство объектов электросетевого хозяйства, а именно:

- строительство линейного ответвления ВЛ-10 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-10 кВ Л-42П-11 до проектируемой ТП-10/0,4 кВ. Номер ответвления и длину ответвления определить проектом;

- монтаж ТП-10/0,4 кВ расчетных параметров в центре нагрузок. Тип, мощность и местоположение определить проектом;

- в ТП-10/0,4 кВ смонтировать технический учет электроэнергии в РУ-0,4 кВ установить многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5S со встроенным PLC модемом, работающим по трем фазам. Установит УСПД с PLC модемом. Организовать удаленный доступ к счетчику из пункта сбора данных учета ПО ЮКЭС по каналу связи;

-сети 0,4 кВ определить проектом;

-грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПУЭ.

В свою очередь пунктом 14 технических условий помимо прочего предусмотрено, что заявитель осуществляет монтаж 4-проводного ввода проводом СИП-4 4*16 с приобретением ответвительных прокалывающих и анкерных зажимов для подключения к ВЛ-0,4 кВ или кабелем 0,4 кВ расчетного сечения. При этом, согласно пункту 14.1.2 прибор расчетного учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПО ЮКЭС ПАО «МРСК Северо-Запада». Расчетный учет электроэнергии выполнить трехфазным прибором учета активной электроэнергии прямого включения класса точности 2.0 и выше, рекомендуется со встроенным PLCII модемом. Сам прибор учета необходимо разместить в отдельный запирающийся шкаф наружного исполнения со степенью защиты от проникновения воды и посторонних предметов соответствующий IP54 по ГОСТ14254-96. Пунктом 14.1.14 для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 Вольт предусмотрена установка на расстоянии не более 10 метров до прибора учета трехфазного коммутационного аппарата с тепловым и электромагнитным расцепителями, номинальным рабочим током не более 25 А, выбранным согласно величине заявляемой максимальной мощности с возможностью опломбировки.

В качестве точки присоединения пунктом 10 технических условий определена опора ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ Л-42П-11 (для подключения ЗУ с кад.№10:21:0040206:28); 15 кВт.

Пунктом 6 договора предусмотрены обязанности сетевой организации, в число которых входит надлежащее исполнение обязательств, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

В силу подпункта 8.2 договора заявитель обязан после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ своего участка, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о их выполнении.

Письмом от 17 октября 2017 года (вх. ПАО «МРСК Северо-Запада» 19 октября 2017 года) Вайтюль О.С. уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий.

Актом допуска в эксплуатацию, проверки (плановой/внеплановой), прибора учета/измерительного комплекса от 19 апреля 2018 года зафиксировано невыполнение технических условий со стороны сетевой организации, а заявителю предписано выполнить технические условия в полном объеме, так как на момент осмотра отсутствовал вводной провод, а прибор учета установлен выше 1,7 м.

В свою очередь в Акте о выполнении технических условий от 20 апреля 2018 года №34-01421П/17-001 (получен В. 26 апреля 2018 года) отражено, что заявителем не выполнены пункты 14.1.1 и 14.1.13 технических условий; прибор учета не допущен в эксплуатацию.

Отвечая на указанные акты и зафиксированные в них недочеты по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, В. соответствующим письмом уведомила ПАО «МРСК Северо-Запада» об устранении недочетов по пункту 14.1.13 и невозможности осуществить монтаж 4-проводного ввода проводом СИП-4 4*16 с приобретением ответвительных прокалывающих и анкерных зажимов для подключения к ВЛ-0,4 кВ или кабелем 0,4 кВ расчетного сечения ввиду отсутствия сведений о месте расположения точки присоединения к электрическим сетям. Помимо этого, В. в указанном письме просила уточнить сроки строительства линейного ответвления и дату окончания работ по технологическому присоединению.

Письмом от 17 сентября 2018 года ПАО «МРСК Северо-Запада» информировало заявителя о том, что во исполнение заключенного договора сетевая организация реализует инвестиционный проект: «Реконструкция распределительной сети 10/0,4 кВ деревни Лахта Пряжинского района (технологическое присоединение №34-01421П/17 от 07 августа 2017., №34-01814 от 27 сентября 2017, №34-01149П/16 от 24 июня 2016 и др.)».

Сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства филиала «Карелэнерго» должен производить в соответствии с инвестиционной программой, которая утверждается органами государственной власти. Сетевая организация самостоятельно не имеет права изменять перечень объектов строительства в инвестиционной программе. Выполнение мероприятий по договору №34-01421П/17 от 10 августа 2017 года со стороны сетевой организации возможно за счет средств инвестиционной программы в 4 квартале 2019 года.

Также ПАО «МРСК Северо-Запада» пояснило, что точка подключения земельного участка будет определена проектом от проектируемой опоры ВЛ-0,4 кВ от проектируемой КТП 10/0,4 кВ. при этом точное определение местоположения проектируемой опоры ВЛ-0,4 кВ от проектируемой КТП 10/0,4 кВ не представляется возможным.

Письмом от 28 июня 2019 года ПАО «МРСК Северо-Запада» ответило на обращение В. от 06 сентября 2019 года в Общественную приемную Минэнерго России. В названном письме ПАО «МРСК Северо-Запада» дополнительно к вышеизложенной информации уведомила заявителя о выполнении мероприятий по оформлению правоустанавливающей документации в отношении земельных участков, в том числе по получению разрешения на использование земель или земельных (лесных) участков без предоставления и установлении сервитутов в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации для возможности размещения на испрашиваемых землях линейного объекта ПАО «МРСК Северо-Запада».

Проанализировав нормативно-паровую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) мощности.

Вместе с тем неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой права не исполнять свои обязательства. При этом ряд мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не может быть исполнен ввиду бездействия собственника энергопринимающих устройств, равно как и бездействие сетевой организации может привести к невозможности исполнения обязательств самим собственником.

В силу пункта 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний. Акт о выполнении технических условий заявителем-физическим лицом подписывается непосредственно в день проведения осмотра (пункт 88 Правил технологического присоединения). Аналогичные условия предусмотрены и заключенным между заявителем и сетевой организацией договором.

При невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 настоящих Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению (пункт 89 Правил технологического присоединения).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «МРСК Северо-Запада» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Руководствуясь документами и сведениями, предоставленными потерпевшей (в отсутствие конкретной даты заключения договора), Карельским УФАС России 29 июля 2019 года было возбуждено настоящее дело.

Письмом от 05 августа 2019 года №МР2/3/119-05/6964 (вх. от 05 августа 2019 года №3970) ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что договор с В. был заключен 22 августа 2017 года, а непосредственно реализация технологического присоединения объекта запланирована в 4 квартале 2019 года. Длительный разрыв между поступлением уведомления заявителя о выполнении мероприятий по технологическому присоединению (17 октября 2017 года) и проведением проверки со стороны сетевой организации и составлением соответствующего акта (20 апреля 2018 года) ПАО «МРСК Северо-запада» объясняет загруженностью персонала сетевой организации (в указанный промежуток времени весь персонал был задействован на ликвидации аварий, возникших в связи с неблагоприятными погодными условиями).

Кроме того, сетевая организация обращает внимание на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение.

Как указано выше договор с В. был заключен 22 августа 2017 года; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 22 февраля 2018 года. При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» обращает внимание, что пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 установлено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об электроэнергетике. В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 26 февраля 2019 года (1 год с момента совершения правонарушения в части невыполнения мероприятий по технологическому присоединению) и 30 октября 2018 (1 год с момента совершения правонарушения в части проведения осмотра и составления акта).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, Карельское УФАС России вынуждено констатировать, что при наличии фактов нарушения установленных Правилами технологического присоединения сроков как по осуществлению проверки выполнения заявителем технических условий (факт загруженности работников сетевой организации не может быть принят как исключающий вину общества), так и в целом по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя, применить меры административного воздействия в рассматриваемом случае не представляется возможным. Вместе с тем антимонопольный орган обращает внимание, что заявитель не лишен права защиты своих интересов в судебном порядке. Непосредственно пунктом 19 заключенного договора предусмотрена ответственность за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в виде уплаты неустойки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 28.9, пунктом 1 части 1 статьи 24.5, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу №010/04/9.21-508/2019 об административном правонарушении в отношении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                      ***

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны