Постановление №010/04/9.21-921/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-921/20... от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013                                                            

 

Председателю СНТ СН «Малахит»

<...>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-921/2022

об административном правонарушении

 

21 марта 2023 года                                                                                                 г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-921/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в  отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшего, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 23 ноября 2022 года (вх. №655/22) поступило заявление Председателя СНТ СН «Малахит» <...> с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих СНТ СН «Малахит» (далее – заявитель) энергопринимающих устройств.

Из приложенных к заявлению документов следует, что между заявителем и АО «ПСК» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 31 июля 2020 года №ПРО144-20 (далее – Договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения 45 садовых домов СНТ СН «Малахит», расположенных в д.Педасельга Прионежского района Республики Карелия.

Согласно подпункту 1.5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения.

Подпунктом 7.1 Договора установлено, что настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (31 июля 2020 года).

Технические условия для присоединения к электрическим сетям №ПР0144-20 (далее-технические условия) являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 149 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ПС-22П-35/10 кВ, Педасельга; Л-22П-13; проектируемая КТП.

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

разработку проекта электроснабжения объекта;

строительство ВЛЗ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-22П-13 до проектируемой трансформаторной подстанции;

установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформаторной подстанции определяются проектом);

строительство ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границы участка заявителя;

мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

мероприятия по проектированию (заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям);

выполнение необходимых требований к схеме приема электрической энергии (не требуется);

выполнение необходимых требований к электроустановке (не требуется);

осуществить необходимый комплекс мероприятий для технологического присоединения объекта заявителя к распределительным электрическим сетям сетевой организации до границ раздела балансовой принадлежности электрических сетей;

выполнение необходимых требований к схеме расчетного учета электрической энергии (не требуется).

Вместе с тем на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение не осуществлено.

03 августа 2020 года между Председателем СНТ СН «Малахит» <...> и АО «ПСК» было подписано Дополнительное соглашение №1 к Договору, согласно которому на основании обращения заявителя от 31 июля 2020 года (вх. №35175/2) стороны пришли к соглашению внести изменения в пункт 1.5 Договора, а именно установить срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению до 30 июня 2022 года.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязанность заключения сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) мощности.

Вместе с тем неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой права не исполнять свои обязательства. При этом ряд мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не может быть исполнен ввиду бездействия собственника энергопринимающих устройств, равно как и бездействие сетевой организации может привести к невозможности исполнения обязательств самим собственником.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В рассматриваемом случае материальными последствиями действий АО «ПСК» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявителя.

Действия общества, нарушающие пункт 3 Правил  технологического присоединения, носят длящийся противоправный характер.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения на настоящий момент не истек.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 30 декабря 2022 года  в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечено СНТ СН «Малахит», в лице Председателя СНТ СН «Малахит» <...>; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 30 минут 10 февраля 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку СНТ СН «Малахит» на технологическое присоединение и приложенные к ней документы;

- договор (с отметкой о регистрации) и технические условия к нему;

- уведомление о выполнении технических условий, направленное заявителем;

-переписку сетевой организации с СНТ СН «Малахит» по вопросу технологического присоединения заявителя;

-письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ПСК» в установленный Дополнительным соглашением №1 к Договору срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя;

-сведения о проделанных АО «ПСК» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта СНТ СН «Малахит»;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 19 января 2023 года №858 (вх. от 20 января 2023 года №311-ЭП/23) АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока предоставления информации до 07 февраля 2023 года включительно.

Письмом от 02 февраля 2023 года №2192 (вх. №649-ЭП/23) общество подтвердило факт заключения 31 июля 2020 года договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО144-20, срок выполнения мероприятий по которому был установлен до 30 июня 2022 года.

По информации АО «ПСК»  во исполнение договора, заключенного с заявителем, сетевой организации необходимо осуществить разработку проекта энергоснабжения объекта, строительство ВЛЗ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-22П-13 до проектируемой трансформаторной подстанции, установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции, а также мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов. При этом  стоимость реализации вышеуказанных мероприятий – 14 млн. руб.

Нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта СНТ СН «Малахит» обусловлено недостаточным финансированием деятельности АО «ПСК» как сетевой организации, а также наличием аналогичных договорных обязательств АО «ПСК» перед другими заявителями, возникших до 30 июня 2022 года, исполнение которых также обязательно и на исполнение которых также требуются значительные финансовые затраты.

 Вместе с тем АО «ПСК» не отказывается от принятых обязательств по договору №ПР0144-20 и предпринимает все возможные действия по скорейшему осуществлению технологического присоединения объекта заявителя.

Более того, указанным письмом АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, ссылаясь на то обстоятельство, что дело было возбуждено по факту нарушения сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения объекта заявителя а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения в установленный срок, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Вместе с тем с вышеуказанным письмом не были представлены документы и  сведения непосредственно относящиеся к выполнению технологического присоединения в установленный срок, а именно копия заявки СНТ СН «Малахит» на технологическое присоединение и приложенные к ней документы; договор (с отметкой о регистрации) и технические условия к нему; уведомление о выполнении технических условий, направленное заявителем; переписку сетевой организации с СНТ СН «Малахит» по вопросу технологического присоединения заявителя; письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ПСК» в установленный Дополнительным соглашением №1 к Договору срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя; сведения о проделанных АО «ПСК» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта СНТ СН «Малахит».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, определением от 10 февраля 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-921/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 06 марта 2023 года включительно; составление и подписание протокола назначено на 16 часов 30 минут 06 марта 2023 года.  В соответствии с определением АО «ПСК» и  Председателю СНТ СН «Малахит» Загадскому М.А. надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 21 февраля 2023 года №3355 (вх.  №1085-ЭП/23) АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, ссылаясь на то обстоятельство, что дело было возбуждено по факту нарушения сетевой организацией пункта 3 Правил технологического присоединения, а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения в установленный срок, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Кроме того, АО «ПСК» отмечает, что по общему правилу КоАП РФ установлена презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также освобождение  его от обязанности  доказывать свою невиновность, и, следовательно, возлагающее бремя доказывания на субъект, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями (судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2,3, 4 статьи 1,5 КоАП РФ).

Данная позиция подтверждается постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2010 года по делу №А64-2506/2010, Решением Самарского областного суда от 23 января 2012 по делу №21-6/2012 «...Суд, ссылаясь на часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ, разъяснил, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказывания наличия в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения всецело лежит на соответствующем органе, должностном лице...».

Учитывая изложенное, АО «ПСК» полагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет  право представлять доказательства и это право должно быть ему обеспечено (согласно статьи 25.1 КоАП РФ). Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.  На лицо, в отношении которого ведется производство, не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении и заявлении ходатайств.

При этом отказ лица от  доказывания своей невиновности не является свидетельством признания им своей вины и не освобождает судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, от бремени доказывания вины данного лица. Вместе с тем положения части 3 статьи 1.5 КоАП РФ не исключают для лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности по своему желанию доказывать свою невиновность в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, АО «ПСК» указывает на отсутствие возможности предоставления запрашиваемых сведений.

В свою очередь Председатель СНТ СН «Малахит» <...> 28 февраля 2023 года (вх. №1188/23) предоставил в адрес Карельского УФАС России копии запрашиваемых определением от 10 февраля 2023 года документов и сведений.

06 марта 2023 года  в отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшего был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 07 марта 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-921/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 21 марта 2023 года в 14 часов 30 минут.

Письмом от 20 марта 2023 года №5039 (вх. №1694-ЭП/23)  АО «ПСК» пояснило, что причинами просрочки выполнения АО «ПСК» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя явилось то, что в рассматриваемом случае установленного срока оказалось недостаточно для осуществления указанных мероприятий, поскольку строительство линейного объекта, необходимого для осуществления договора невозможно без соблюдения вышеуказанных процедур, которые, в свою очередь, выходят за рамки срока, предусмотренного как заключенным договором, так и Правилами технологического присоединения.

Так, АО «ПСК» отмечает, что технологическому присоединению подлежат  45 объектов (садовых домов), расположенных на территории СНТ СН «Малахит», который, в свою очередь, находится в окружении земель государственного лесного фонда.

Вместе с тем использование земель лесного фонда для строительства линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного фонда Российской Федерации (далее — ЛК РФ).

Так, АО «ПСК» необходимо было оформить право аренды на указанные земли лесного фонда для исполнения условий договора (часть 2 статьи 45 ЛК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

При этом АО ПСК» отмечает, что постановка на государственный кадастровый учет является обязательной процедурой при предоставлении лесных участков для использования лесов в целях строительства линейных объектов.

В настоящем случае подготовка межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории. В силу части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российский Федерации (далее — ГрК РФ) проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории.

Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Министерством природопользования и экологии Республики Карелия, а после чего  утверждению Администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелии  (статьи 41,45, 46 ГрК РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

По результатам предоставления АО «ПСК» в адрес Министерства  природопользования и экологии Республики Карелия согласованного и утвержденного уполномоченным органом проекта межевания территории, осуществляется принятие решения о предоставлении лесного участка для размещения линейного объекта.

На основании принятого  Министерством  природопользования и экологии Республики Карелия решения относительно предоставления лесного участка для размещения линейного объекта осуществляется подготовка и подписание договора аренды лесного участка.

После подписания договора аренды лесного участка в течение 14 дней обеспечивается государственная регистрация права аренды лесного участка.

В течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды АО «ПСК» обеспечивается разработка и предоставление в адрес Министерства проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы (статья 89 ЛК РФ). По результатам получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, обеспечивается подача лесной декларации (статьи 26 ЛК РФ).

Так, АО «ПСК» в 2020-2021 годах была подготовлена, утверждена и проведена закупочная процедура на выполнения работ по подготовке проектной документации, включая проект планировки и проект межевания территории, для строительства линейного объекта по закупочной процедуре (извещение №32109928574 размещено 27 января 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru). По итогу закупочной процедуры определен подрядчик и заключен договор от 05 мая 2021 года №211-21.

07 декабря 2021 года подрядчик предоставил проект планировки и проект межевания территории, необходимые для строительства объекта заявителя, что подтверждается подписанным между подрядчиком и АО «ПСК» актом выполненных работ №1-211 от 07 декабря 2021 года к договору от 05 мая 2021 года №211-21.

31 марта 2022 года между АО «ПСК» и  Министерством  природопользования и экологии Республики Карелия был заключен договор аренды лесного участка от 22 марта 2022 года №40.

08 апреля 2022 года АО «ПСК» подало заявление на проведение процедуры государственной экспертизы проекта освоения лесов (исх. №6511), в связи с чем  Министерством  природопользования и экологии Республики Карелия был вынесен и направлен в адрес сетевой организации приказ об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы от 19 апреля 2022 года №786.

12 декабря 2022 года был заключен договор (извещение №32211857306 размещено 17 ноября 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 510010121117230000360000) на выполнение работ по строительству линейного объекта, что подтверждается приложением №1 к договору от 12 декабря 2022 года №737-22.

20 января 2023 года была подана лесная декларация в адрес Министерства  природопользования и экологии Республики Карелия, которое 26 января 2023 года приняло и направило в адрес сетевой организации решение о приеме лесной декларации, что, в свою очередь, подтверждается извещением о приеме лесной декларации от 26 января 2023 года №ЛД-20230120-11882143826-3. При этом АО «ПСК» отмечает, что лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов только после получения извещения о приеме лесной декларации (приказ  Министерства  природопользования и экологии Республики Карелия от 29 апреля 2021 года №303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».

Таким образом, АО «ПСК» отмечает, что необходимость прохождения вышеуказанных процедур установлены законодательно и недопустимо игнорирование данных требований, обратное бы свидетельствовало о нарушении требований закона со стороны общества, то есть о совершении им административных и уголовных правонарушений.

Вместе с тем АО «ПСК» не отказывается от принятых обязательств по договору №ПР0144-20  и предпринимает все возможные действия по скорейшему осуществлению технологического присоединения объекта заявителя.

Кроме того, в указанном письме АО «ПСК», руководствуясь положениями части 1, части 3, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, подпункта 2, подпункта 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, просит Карельское УФАС России при вынесении решения по вышеуказанному административному делу в качестве смягчающих вину и одновременно исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учесть имущественное и финансовое положение общества, а также обстоятельства, связанные с несоблюдением АО «ПСК» срока осуществления технологического присоединения, установленного Правилами технологического присоединения.

В случае принятия решения о назначении АО «ПСК» наказания в виде административного штрафа, сетевая компания просит снизить его размер на сумму менее минимального размера административного штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении АО «ПСК» пункта 3 Правил технологического присоединения. В рассматриваемом случае вменяемое сетевой организации правонарушение выражено не в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта СНТ СН «Малахит», а в длящемся нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности энергоснабжения объекта, к которому привело длительное неправомерное уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – д.Педасельга Прионежского района Республики Карелия.

Время совершения административного правонарушения (пункта 3 Правил технологического присоединения) является период времени с даты заключения договора — 31 июля 2020 года по дату составления протокола по настоящему делу – 06 марта 2023 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено.

В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства АО «ПСК» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявителя, объем проделанных работ,  характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что АО «ПСК», заключив с СНТ СН «Малахит» договор об осуществлении технологического присоединения  31 июля 2020 года, не предприняло действенных мер к исполнению принятых обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-921/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления        

Связанные организации

Связанные организации не указаны