Решение №010/01/18.1-457/2023 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-457/2023 от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-457/2023

 

                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «07» июля 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «11» июля 2023 года                                                                                      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель председателя Комиссии;

– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                        «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП М И.М. на действия организатора торгов, комиссии организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (извещение №22000154380000000184),

при участии представителей: заявителя –., организатора торгов –., полномочия лиц подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №22000154380000000184 о проведении в электронной форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного на территории Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.

Организатор аукциона: ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».

Уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Оператор электронной площадки: Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»).

Форма проведения: аукцион в электронной форме, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о цене.

Дата, время и место начала приема заявок – 27.05.2023 с 09 час. 00 мин. (время московское) по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Дата, время и место окончания приема заявок: 26.06.2023 в 17 час. 00 мин. (время московское) по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Дата и место рассмотрения заявок на участие в аукционе – 27.06.2023 по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Предмет аукциона: Лот №1. Право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер. Площадь 1120 кв.м. Местоположение: Российская Федерация, Республика Карелия, Пряжинский национальный муниципальный район, Эссойльское сельское поселение, д.Нижняя Салма. Вид разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона №22000154380000000184 от 27.06.2023 ИП МИ.М. не был допущен к участию в аукционе на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в связи с подачей заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.

Заявитель полагает, что неверное толкование законодательства со стороны комиссии организатора торгов привело к необоснованному отклонению его заявки. В частности, ссылаясь на положения гражданского и налогового законодательства заявитель указывает, что индивидуальный предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью. Следовательно, заявка на участие в аукционе, поданная от имени индивидуального предпринимателя должна была быть приравнена к заявке от имени гражданина. В рассматриваемом же случае, комиссия организатора торгов не признала заявителя – индивидуального предпринимателя гражданином Российской Федерации и неправомерно не допустила его до участия в аукционе.

Организатор торгов представил возражения на жалобу, считают ее необоснованной.

Заслушав пояснения представителей заявителя, организатора торгов, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11-39.13 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 18.05.2023 № 2651-м/20р принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства, в рамках рассмотрения заявления иного лица от 02.08.2022 об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером  имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

При этом, индивидуальное жилищное строительство представляет собой форму обеспечения граждан жильем путем строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет.

Предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ возможно только на аукционе в закрытой форме по составу участников.

Следовательно, организатором торгов правомерно проводился аукцион в электронной форме, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о цене. Форма проведения аукциона и вид разрешенного использования земельного участка указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.12. ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.

Исходя из пункта 3 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.

Как установлено Комиссией, М И.М. на электронную площадку АО «Единая электронная торговая площадка» была подана заявка на участие в аукционе от имени физического лица, при этом в заявке указан основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), к заявке приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Со слов представителей заявителя и организатора торгов заявка также была подписана электронной цифровой подписью ИП М И.М.

На основании части 14.1 Закона о защите конкуренции в рассмотрении настоящей жалобы объявлялся перерыв с целью направления запроса в адрес электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка».

Согласно пояснениям АО «ЕЭТП», заявка ИП М И.М. на участие в аукционе была подана из личного кабинета ИП М И.М. и подписана электронной подписью ИП М И.М.

Также АО «ЕЭТП» указало, что на электронной площадке гражданин может осуществить регистрацию как физическое лицо. Для регистрации гражданина в качестве физического лица, если он уже зарегистрирован на электронной площадке в качестве индивидуального предпринимателя, ему необходимо пройти переаккредитацию как физическому лицу. Наличие у одного лица на электронной площадке личного кабинета физического лица и индивидуального предпринимателя в настоящее время невозможно.

Таким образом, как следует из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя, заявка была подана не от лица гражданина, а от индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 67 ЗК РФ одной из задач государственного мониторинга земель является обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 ЗК РФ юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 ЗК РФ предметом государственного земельного надзора, в том числе, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с вышеизложенным, обращая внимание на разделение положениями ЗК РФ лиц на граждан и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с тем, что предмет аукциона (участок) имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», участниками данного аукциона в соответствии с положениями ЗК РФ могли являться только граждане, следовательно, ИП М И.М. был правомерно не допущен комиссией организатора торгов до участия в рассматриваемом аукционе на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

Заявленный после ознакомления с пояснениями АО «ЕЭТП» довод представителя заявителя о невозможности одному лицу иметь на электронной площадке личные кабинеты физического лица и индивидуального предпринимателя, а также о предполагаемых трудностях при переаккредитации, относится к техническим нюансам электронной площадки, не указывает на невозможность подачи заявки от имени гражданина (физического лица) и не свидетельствует о нарушении организатором торгов положений законодательства при организации и проведении закрытого аукциона в электронной форме.

При этом заявленный на заседании Комиссии довод о содержании в извещении о проведении аукциона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о предоставлении документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, является обоснованным. В свой черед, учитывая, что указанные лица не могли принимать участия в рассматриваемом аукционе, необходимость в выдаче предписания об устранении нарушения не усматривается.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено. Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП МИ.М. на действия организатора торгов, комиссии организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (извещение №22000154380000000184) обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» нарушение пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ.

3. Предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны