Решение №010/01/17-908/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/17-908/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬ... от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/17-908/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя-начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

           рассмотрев дело №010/01/17-908/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Кондопожское дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН: 1003008271; юридический адрес: 186220, Республика Карелия, г. Кондопога, ул.Советов, д. 138; далее – ООО «Кондопожское ДРСУ», общество, заказчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в Положении о закупке товаров, работ, услуг ООО «Кондопожское ДРСУ» (далее – Положение о закупке) возможности общества на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур во всех случаях и при любых потребностях независимо от наличия конкурентного рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

          при участии представителей: заявителя –, ответчика –, заинтересованного лица –., полномочия подтверждены,

УСТАНОВИЛА:

 

          На основании пункта 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления ООО «Солид» приказом руководителя Карельского УФАС России от 21.12.2022 №24/22 возбуждено дело №010/01/17-908/2022 по признакам нарушения ООО «Кондопожское ДРСУ» части 1 статьи 17 настоящего Закона, выразившегося в установлении в Положении о закупке возможности общества осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур во всех случаях и при любых потребностях независимо от наличия конкурентного рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

          Определением от 21.12.2022 дело №010/01/17-908/2022 было назначено к рассмотрению на 23.01.2023, ООО «Солид» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя, ООО «Кондопожское ДРСУ» - в качестве ответчика, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия - в качестве заинтересованного лица.

           Определением от 23.01.2023 рассмотрение дела было отложено на 13.02.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 13.02.2023 рассмотрение дела было отложено на 15.03.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 15.03.2023 рассмотрение дела было отложено на 02.05.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 02.05.2023 рассмотрение дела было отложено на 13.06.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 13.06.2023 рассмотрение дела было отложено на 30.06.2023 в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции сторонами по делу не представлены письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

В соответствии с требованиями пункта 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, Карельским УФАС России составлен аналитический отчет.

Изучив материалы дела №010/01/17-908/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее.

29.12.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены сведения о создании юридического лица - ООО «Кондопожское ДРСУ» путем реорганизации в форме преобразования государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Кондопожское ДРСУ». Основным видом деятельности общества является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Единственным учредителем общества, соответственно обладателем 100 % доли в уставном капитале, является Республика Карелия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (запись в ЕГРЮЛ от 07.12.2017).

31.01.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись о реорганизации ООО «Кондопожское ДРСУ» в форме присоединения к нему ООО «Петрозаводское ДРСУ».

Закупки для собственных нужд осуществляются ООО «Кондопожское ДРСУ» на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частями 3, 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

         В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

         Таким образом, заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках). При этом такое право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

          В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

         Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

         1)  информационная открытость закупки;

         2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

         3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

        4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

        Таким образом, цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

         Положение о закупке, в частности устанавливаемый в нем исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, не может вступать в противоречие с указанными принципами и целями регулирования Закона о закупках.

В силу части 5 статьи 8 Закона о закупках заказчики, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке.

06.02.2013 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу: http://zakupki.gov.ru опубликовано Положение о закупке, утвержденное 21.01.2013 генеральным директором общества, содержащее перечень из 12 случаев закупки у единственного поставщика. К таким случаям относились, в частности, следующие закупки: на сумму до 100 000 рублей; вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств или непреодолимой силы; в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся; при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах и т.д

В последующем, заказчик неоднократно изменял перечень случаев закупки у единственного поставщика путем принятия Положения о закупке в новой редакции:

- редакция от 06.03.2014 (размещена в ЕИС 14.04.2014) - 7 случаев;

- редакция от 07.03.2018 (размещена в ЕИС 12.03.2018) – 8 случаев;

- редакция от 06.12.2018 (размещена в ЕИС 17.12.2018) – 47 случаев. В частности, в перечень включен случай закупки финансовой аренды (лизинга), а также случай, когда заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по договору или контракту и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах), но проводить конкурентную процедуру нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора или контракта;

- редакция от 06.06.2019 (размещена в ЕИС 11.06.2019) – 48 случаев. В перечень включен случай заключения с банком кредитных договоров;

- редакция от 25.05.2022 (размещена в ЕИС 31.05.2022) – 49 случаев. Заказчик разрешил себе заключать с единственным поставщиком договоры поставки дорожной техники, дополнительного оборудования, комплектующих импортного и отечественного производства без ограничения по сумме.

Редакции Положения о закупке с 28.02.2018 утверждаются Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

          Согласно разделу 1 Положения о закупке, настоящее Положение разработано на основании Закона о закупках с целью регламентации закупочной деятельности заказчика.

          При осуществлении закупок заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, Законом о защите конкуренции и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, настоящим Положением.

          Положение при необходимости может быть изменено руководителем ООО «Кондопожское ДРСУ». После утверждения изменений единственным участником общества-Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия Положение и изменения к нему размещаются в ЕИС и вступают в силу со дня опубликования.

           Положение о закупке предусматривает осуществление заказчиком закупок конкурентными и не конкурентными способами. Закупка неконкурентным способом осуществляется только в случаях, установленных настоящим Положением, когда проведение конкурентных процедур закупок невозможно или нецелесообразно.

           К неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика и закупки у СМСП по принципу «электронного магазина».

           Случаи и порядок осуществления закупки у единственного поставщика установлены разделом 6 Положения о закупке. Так, в пункте 6.1 Положения о закупке перечислено 49 случаев, при которых возможно осуществить закупку у единственного поставщика.

            Решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимает руководитель заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика.

           Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением заказчика, имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика, а также экономическое обоснование цены договора, подготовленное в соответствии с пунктом 1.8.18 настоящего Положения (пункт 6.2 Положения о закупке).

          Приложением №1 к Положению о закупке является план-график размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) на 2022 год (далее – план-график). 

         28.03.2022 в Карельское УФАС России поступило заявление ООО «Амкодор-Онего» о нарушении ООО «Кондопожское ДРСУ» антимонопольного законодательства при закупке у единственного поставщика ООО «Цеппелин Русланд» дорожной техники (автогрейдер SEM, 917; погрузчики SEM, SEM636D; погрузчик фронтальный средний CAT 950GC).

         В ходе рассмотрения заявления Управление установило, что 24.02.2022 и 25.02.2022 между ООО «Кондопожское ДРСУ» и ООО «Цеппелин Русланд» было заключено 5 договоров на поставку спецтехники без проведения конкурентных процедур на основании подпунктов 7 и 25 пункта 2 раздела 15 Положения о закупке (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров).

          В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 раздела 15 Положения о закупке закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае возникновения срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах) и применение других способов закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения, в ввиду возникновения чрезвычайных обстоятельств (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы), а также предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

           В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 раздела 15 Положения о закупке закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае, если заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по договору или контракту и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах), но проводить конкурентную процедуру нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора или контракта.

          Вместе с тем закупка иностранной спецтехники у единственного поставщика не была осуществлена в условиях чрезвычайных обстоятельств или угрозы возникновения чрезвычайных обстоятельств. Также, четыре спорных договора, заключенные через 2 месяца после заключения договора подряда, предусматривали поставку товара в течение 70 дней с момента оплаты товара, что свидетельствовало о плановой, а не срочной закупке.

          Более того, согласно сведениям ЕИС с 2017 года ООО «Кондопожское ДРСУ» не осуществляло конкурентные закупки, а заключало договоры с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

          Данные результаты расследования не позволяли сделать вывод о безусловной правомерности действий ООО «Кондопожское ДРСУ» в части выбора способа осуществления закупки и заключения указанных договоров с единственным поставщиком. При этом, поскольку в силу положений законодательства действия заказчиков при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика не могли быть рассмотрены на предмет нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, Карельское УФАС России отказало заявителю в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом направило в адрес ООО «Кондопожское ДРСУ» информационное письмо, в котором указало на злоупотребление правом заключения договоров с единственным поставщиком и необходимость неукоснительного соблюдения целей и принципов Закона о закупках.

          10.10.2022 в Карельское УФАС России поступило заявление ООО «Солид» о нарушении ООО «Кондопожское ДРСУ» положений антимонопольного законодательства при планировании закупки у единственного поставщика укладчика обочин UP-300.

        В заявлении указывалось, что согласно сведениям плана-графика размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) на 2022 год общество собирается приобрести у единственного поставщика укладчик обочин UP-300, производителем которого является польская компания Madrog Сonstruction. Как полагал заявитель, у заказчика не имелось оснований для закупки укладчика обочин у единственного поставщика, поскольку рынок дорожной техники является конкурентным. При применении же неконкурентного способа закупки ограничиваются права российских товаропроизводителей на возможность участия в закупке и получения прибыли.

          После поступления заявления ООО «Солид» Карельским УФАС России были повторно проанализированы документы и сведения, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок.

          Согласно последней редакции плана-графика на 2022 год, утвержденного приказом генерального директора ООО «Кондопожское ДРСУ» от 23.12.2022 №145-п, план-график включал в себя 67 закупок, из которых только 1 закупка (поставка бортового автомобиля) являлась конкурентной.

          В частности, планом-графиком предусматривались следующие закупки.

1

Поставка запчастей и смазочных материалов

 

2

Поставка концентрата минерального Галит

С антислеживателем

3

Поставка нефтепродуктов (ГСМ)

 

4

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка автомобиля Skoda Karog

5

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) комбинированной дорожной машины

Поставка автомобиля КДМ- 7881.02

6

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)

фронтального погрузчика

Поставка фронтального погрузчика SEM 655D

7

Поставка нефтепродуктов (битума дорожного)

 

8

Поставка погрузчика

Погрузчик SEM 636D

 

 

 

9

Поставка погрузчика

Погрузчик SEM 636D

10

Поставка погрузчика

Погрузчик SEM 636D

11

Поставка автогрейдера

Автогрейдер SEM 917

12

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)погрузчика

Поставка погрузчика CAT 950GC

13

Поставка погрузчика

Погрузчик CAT 950GC

14

Поставка автомобиля

Автомобиль ГАЗ Gazelle NEXT

15

Поставка автомобиля

Автомобиль ГАЗ Gazelle NEXT

16

Поставка автомобиля

Автомобиль ГАЗ Gazelle NEXT

17

Поставка автомобиля КДМ

КДМ 7881.01 на базе самосвала КамАЗ 6520 в комплектации: быстросъемное пескосолераспределяющее оборудование (объем 12 мЗ), плужное оборудование (ширина 3,5 м), средняя подметальная щетка

18

Поставка машины коммунальной

Машина коммунальная МК.ОЗ на базе трактора Беларусь-82.1

19

Поставка быстросъемного поливомоечного оборудования

Поливомоечное оборудование объемом 12,0 мЗ на базе самосвала КамАЗ

20

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) МКДМ

Поставка МКДМ- 7017 на шасси КамАЗ 53605 4*2 КДМ

21

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) подметально- уборочной машины

Поставка подметально- уборочной машины

DULEVO SWEEPER 3000

22

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) прицепа специального

Поставка прицепа специального подметально-

Уборочного «Бродвей»

23

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Largus

24

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Largus

25

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Largus

26

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Largus

27

Поставка быстросъемного поливомоечного оборудования

Поливомоечное оборудование объемом 12,0 мЗ на базе самосвала КамАЗ

28

Поставка нефтепродуктов (ГСМ)

 

29

Поставка концентрата минерального Галит в МКР

С антислеживателем

30

Поставка соли технической навалом

С антислеживателем

31

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Granta

32

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Granta

33

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля Lada Granta

34

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) фронтального погрузчика

Погрузчик SEM 636D

35

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) легкового автомобиля

Поставка легкового автомобиля УАЗ Patriot

36

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ7881. 01 на базе КамАЗ 6520

37

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ7881 01 на базе КамАЗ 6520

38

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ7881. 01 на базе КамАЗ 6520

39

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ7881. 01 на базе КамАЗ 6520

40

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ7881. 01 на базе КамАЗ 6520

41

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) грузового- бортового автомобиля комби (7 мест)

Поставка автомобиля ГАЗель NEXT

42

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) грузового-

бортового автомобиля комби (7 мест)

Поставка автомобиля ГАЗель NEXT

43

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82.1 с отвалом и щеткой

44

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82 1 с отвалом и щеткой

45

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82.1 с отвалом и щеткой

46

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82.1 с отвалом и щеткой

47

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82.1 с отвалом и щеткой

48

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) машины уборочной на базе трактора (передний отвал, щетка)

Поставка трактора Беларус МТЗ 82.1 с отвалом и щеткой

49

Поставка нефтепродуктов (битума дорожного)

 

50

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)легкового автомобиля

Поставка автомобиля Mitsubishi Pajero IV

51

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) гусеничного экскаватора

Поставка гусеничного экскаватора Komatsu

РС210-ЮМО

52

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) укладчика обочин

Поставка укладчика обочин UP-300

53

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автомобилей самосвалов

Поставка автомобилей-самосвалов FAW6M-390 Hp

54

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) катка тротуарного

Поставка катка тротуарного DM-03

55

Поставка бортового автомобиля

Бортовой автомобиль с кран-манипуляторной

установкой

56

Поставка автогрейдера

Поставка авто грейдерa SEM 917 с системой нивелирования

57

Поставка снегоуборщика роторного

Поставка снегоуборщика роторного Rockson

2500

58

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) погрузчика фронтального

Поставка фронтального погрузчика SEM 655D

59

Поставка грузового бортового автомобиля категории B/N1

Автомобиль Тойота HILUX

60

Поставка грузового бортового автомобиля

Автомобиль ГАЗ A22R22

61

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) КДМ

Поставка КДМ FAW J6 СА3250

62

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)грузового бортового автомобиля

Поставка автомобиля ГАЗ A22R32

63

Поставка установки для приготовления битумной эмульсии

Эмульсионная установка «Бастион ЭУЗ»

64

Поставка нефтепродуктов (битума дорожного)

 

65

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) мини-погрузчика

Поставка мини-погрузчика SUNWARD SWL2820

66

Поставка дорожной нарезной фрезы

 

67

Поставка автопогрузчика

Автопогрузчик ЛЕВ 41.030 бывший в употреблении

 

         Совокупный годовой объем планируемых закупок товаров (работ, услуг) составляет 555 857 519 рублей.

         Источником финансирования закупок являлись собственные средства и средства субсидии. В частности, в целях финансового обеспечения затрат по укреплению материально-технической базы, на основании решения Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, ООО «Кондопожское ДРСУ» из бюджета Республики Карелия предоставлена субсидия в размере 153 500 000 рублей (соглашение от 25.02.2022 в ред. доп. соглашения от 10.11.2022).

        Закупки осуществлялись на основании подпунктов 7, 16, 25, 49 пункта 6.1 Положения о закупке (нумерация подпунктов указана в соответствии с новой редакцией положения):

        - заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по договору или контракту и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах), но проводить конкурентную процедуру нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора или контракта (дизельное топливо, бензин АИ-92, топочные мазуты, битумная эмульсия, дорожный битум, дорожные знаки, металлические ограждения барьерного типа, товарный бетон и цементные растворы, адгезионные добавки для приготовления асфальтобетонной смеси, дополнительное оборудование для асфальтобетонного завода, щебень, отсев, ЩПС, песок, концентраты минеральные и синтетические для приготовления противогололедных смесей, запасные части для подвижного состава и оборудования в ассортименте, оказание транспортных услуг) (подпункт 7);

     -   закупка финансовой аренды (лизинга) в соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в случаях осуществления договора лизинга с переходом к заказчику права собственности на предмет лизинга (подпункт 16);

       -  возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применить другие способы закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения, в следующих случаях:

       * возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы), а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций,

       * уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно) (подпункт 25);

       - заключение договора поставки дорожной техники, дополнительного оборудования, комплектующих импортного и отечественного производства (без ограничения по сумме) (подпункт 49).

         На основании запроса Карельского УФАС России обществу надлежало по каждой закупке у единственного поставщика предоставить копии обоснования потребности в закупке неконкурентным способом, а также пояснить с приложением подтверждающих документов каким образом определялась цена договора (пункт 6.2 Положения о закупке). При этом запрашиваемая информация и документы были представлены обществом только в отношении закупки укладчика обочин.

          По результатам проведения расследования Карельское УФАС России установило, что в период с 2017 по 2022 годы все закупки, проведенные в порядке Закона о закупках (за исключением двух), осуществлены ООО «Кондопожское ДРСУ» неконкурентным способом путем закупок у единственного поставщика.

         Исходя из совокупного анализа Положения о закупке и плана-графика закупок на 2022 год усматривается ограничение обществом доступа юридических и физических лиц к возможному участию в закупках на конкурентной основе.

         В частности, Положение о закупке содержит 49 случаев возможности осуществления закупки у единственного поставщика, которые распространяются на все потребности общества.

         Согласно плану-графику на 2022 год, являющемуся приложением к Положению о закупке, из 67 запланированных закупок заказчиком осуществлены или планировались к осуществлению 66 закупок у единственного поставщика. При этом, план-график предусматривал не только закупку нефтепродуктов, технической соли и комплектующих, используемых заказчиком при осуществлении основного вида деятельности, но и большое количество спецтехники и автомобилей, включая такие автомобили как Skoda Karog, Toyota Hilux, Mitsubishi Pajero IV.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Карельского УФАС России были получены устные и письменные пояснения заявителя, ответчика и заинтересованного лица, а также изучены дополнительно представленные документы и сведения.

 ООО «Кондопожское ДРСУ» не согласилось с фактом возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ссылаясь на пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2, согласно которому действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 Общество считает, что проведение всех закупок у единственного поставщика является обоснованным, поскольку они осуществляются на основании Положения о закупках в целях эффективного использования региональных средств субсидии на восполнение парка дорожной техники и иного транспорта, необходимого для реализации заключенных государственных и муниципальных контрактов по ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог. В частности, закупки проводились в срочном порядке после заключения обществом государственных и муниципальных контрактов по ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог для надлежащего исполнения своих обязательств по таким контрактам. В связи с этим в Положение о закупке было внесено еще одно основание для закупки у единственного поставщика – закупка дорожной техники без ограничения по сумме. Также обществу необходима техника конкретных производителей и моделей, обладающих наилучшими характеристиками, по этой же причине общество рассматривало к закупке только укладчик-отсыпщик обочин фирмы Madrog. При этом заявитель не направлял в адрес заказчика коммерческих предложений о возможности поставки укладчика-отсыпщика обочин фирмы Madrog.

  Более того, в целях снижения разовой финансовой нагрузки на общество большая половина техники приобреталось в лизинг, при этом согласно письму ФАС России от 23.07.2012 №АЦ/23329 положения Закона о закупках не применяются при выборе лизингополучателем предмета лизинга и продавца предмета лизинга, поскольку в указанном случае заказчик не осуществляет закупку товаров, работ, услуг.

  В ходе рассмотрения дела ООО «Кондопожское ДРСУ» представило актуальную по состоянию на 31.12.2022 таблицу с пояснениями по плану-графику закупок, а также копии обоснования потребности в закупке неконкурентным способом по каждой позиции плана-графика 2022 года и обоснования цены договора.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поддержало позицию ООО «Кондопожское ДРСУ», указав, что расширенный перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика, определенный Положением о закупке, обусловлен необходимостью оперативного решения вопросов закупки техники для обеспечения безусловного выполнения работ по заключенным обществом контрактам, а также обеспечения бесперебойного и безопасного проезда транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Карелия.

   Относительно процедуры согласования Положения о закупке, а именно, каким образом проводилась процедура согласования, выполнялся ли анализ документа на предмет соответствия антимонопольному законодательству, Министерство сообщило, что осуществляя от имени Республики Карелия права единственного участника общества с ограниченной ответственностью, 100-процентная доля которого находится в государственной собственности Республики Карелия, принимает решения по вопросам отнесенным уставом общества и (или) Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества. Решения принимаются в форме распоряжения Министерства на основании позиции (мнения, предложений) исполнительного органа Республики Карелия в ведении которого находится общество.

   Так, в соответствии с уставом ООО «Кондопожское ДРСУ» (раздел 6.1, пункт 6.2, подпункт 6) к компетенции общего собрания участников, функции которого исполняет Министерство как единственный участник общества, относится утверждение (согласование) документов, регламентирующих внутреннюю деятельность общества, предварительно согласованных исполнительным органом Республики Карелия, в ведении которого находится общество в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 08.02.2007 № 38р-П.

   Рассматриваемое общество в соответствии с указанным распоряжением Правительства Республики Карелия находится в ведении Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, которое осуществляет координацию и мониторинг его финансово-хозяйственной деятельности.

   Положение о закупке товаров, работ, услуг общества является документом, регулирующим внутреннюю деятельность общества, в связи с чем, его утверждение относится к компетенции Министерства как единственного участника.

   13.09.2022 ООО «Кондопожское ДРСУ» обратилось в адрес Министерства по вопросу утверждения положения о закупке, товаров, работ, услуг общества в новой редакции.

    Министерство, с учетом письменного мнения Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, изложенного в письме от 22.09.2022 № 7849/15-12/МДХТиС-и, распоряжением от 27.09.2022 № 718-р утвердило данное положение.

    Анализ представленного положения на предмет соответствия антимонопольному законодательству Министерством не осуществлялся, так как данные компетенции не предусмотрены Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П.

    ООО «Солид» согласилось с основаниями возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    Относительно закупки укладчика обочин фирмы Madrog у единственного поставщика, в настоящем случае ООО «Ромлекс», заявитель указал на ее необоснованность, поскольку на рынке дорожной техники осуществляют деятельность несколько хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой в рамках цены и технических параметров, и производящих укладчики обочин с более лучшими характеристиками, чем выбранный заказчиком укладчик обочин.

    ООО «Солид» считает, что заказчик имеет возможность проводить закупки по выбору лизинговой компании, которая затем выберет продавца необходимого товара по согласованию с лизингополучателем. При этом, подобные закупки у единственного поставщика при наличии конкурентного рынка вредят конкуренции, развитию импортозамещения и препятствуют развитию отечественного производства, а также наиболее часто имеют коррупционную составляющую, так как отсутствует какая-либо публичность и прозрачность их проведения.

    К пояснениям заказчика по факту срочной закупки техники после заключения государственных и муниципальных контрактов заявитель выразил критическое отношение. В частности, из пояснений заказчика можно заключить, что вначале общество участвует в закупках на выполнение работ по ремонту и текущему содержанию автомобильных дорог, заключает по их результатам контракты, а затем решает какими силами будет выполнять свои обязательства, а именно, начинает осуществлять закупку у единственного поставщика техники в связи с ее нехваткой для своевременного исполнения обязательств по контрактам, что приводит к неэффективному расходованию денежных средств, в том числе полученных из бюджета средств субсидии, и ограничению конкуренции. При этом тот же укладчик обочин является основным техническим средством при осуществлении ремонта дорог, который не нужно закупать под конкретный контракт.

     Также заявителем в материалы дела были представлены скриншоты экранов компьютера и мобильного устройства, в качестве подтверждения направления ООО «Кондопожское ДРСУ» коммерческих предложений на поставку укладчиков обочин Hydnap и Madrog, которые не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку не являются допустимыми, в виду того, что заявитель не доказал принадлежность направившего коммерческие предложения лица, самих коммерческих предложений к ООО «Солид».

  Перед оглашением резолютивной части решения представитель ООО «Кондопожское ДРСУ» поддержал ранее изложенную позицию общества, указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства и прав заявителя.

  ООО «Солид» поддержало позицию Управления, изложенную в заключении об обстоятельствах дела, а также выразило несогласие с представленной ответчиком в материалы дела сравнительной таблицей укладчиков обочин.

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия Карельского УФАС России установила, что имеет достаточно доказательств для принятия решения и приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

           В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Из системного толкования названных норм следует, что при осуществлении закупочной деятельности, заказчики, на которых распространяется Закон о закупках, не должны допускать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом данные действия не должны допускаться независимо от способа закупки.

Несоблюдение заказчиками требований Закона о закупках, вне зависимости от способа закупки, свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

          В частности, заказчик не вправе проводить все закупки в неконкурентной форме путем закупки у единственного поставщика, выбирая исполнителя поставки товара, оказания услуг, выполнения работ по сути в закрытом режиме.

Положением о закупке должны быть предусмотрены ограничения для применения неконкурентных способов закупки, которые не позволяли бы заказчику осуществлять выбор контрагентов по своему усмотрению без проведения конкурентных процедур на конкурентных рынках. Обратное повлечет за собой нарушение целей регулирования Закона о закупках и принципов осуществления закупочной деятельности, которые достигаются, в том числе, путем состязательности хозяйствующих субъектов на торгах.

Необоснованно лишая данных лиц такой возможности, заказчиком ограничиваются условия: полного удовлетворения своих потребностей в соответствующем товаре, работах, услугах с необходимыми показателями цены; эффективного использования денежных средств; расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия; развития добросовестной конкуренции. Кроме того, данными действиями нарушаются принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Данный вывод согласуется с позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утвержденном 16.05.2018, согласно которой избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.

          В частности, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

         Закрепление заказчиком в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

        Соответственно, факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

       Аналогичный вывод изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 №306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020.

         В другом определении от 16.09.2021 № 306-ЭС21-11589 Верховный Суд Российской Федерации указал, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что закрепленный в Положении о закупке перечень оснований для закупки у единственного поставщика охватывает всю сферу деятельности общества, не ограничивая данный неконкурентный способ никакими критериями и случаями, что позволяет ООО «Кондопожское ДРСУ» осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Данный вывод подтверждается тем, что в период с 2017 по 2022 годы общество провело все закупки (за исключением двух) посредством закупки у единственного поставщика. Согласно плану-графику закупок на 2023 год в редакции от 08.06.2023, обществом осуществлено или планируется к осуществлению 27 закупок, из которых 26 также являются неконкурентными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии дискриминации, об отсутствии равноправия, справедливости, о необоснованном ограничении конкуренции по отношению к участникам каждого соответствующего рынка, поскольку у них отсутствует возможность участвовать в выборе поставщика, исполнителя по оказанию услуг либо подрядчика по выполнению работ, а также об отсутствии экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, что вступает в противоречие с требованиями Закона о закупках.  

Учитывая осуществляемый вид деятельности, общество имеет постоянную потребность в приобретении запчастей, смазочных материалов, нефтепродуктов и технической соли, закупка этих товаров является ежегодной, возникновение срочной потребности в них маловероятно.

Рынки финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, запчастей, нефтепродуктов являются конкурентными, следовательно, у заказчика имеется возможность привлечения контрагента по договору путем проведения конкурентной процедуры. 

Согласно письму ФАС России от 23.07.2012 №АЦ/23329 заказчик должен осуществлять закупку любых товаров, работ, услуг, в том числе заключение лизинговых договоров, в порядке, установленном Законом о закупках, за исключением случая, когда лизингополучатель выбирает предмет лизинга и продавца предмета лизинга.

При этом договором лизинга может быть предусмотрено условие о выборе продавца предмета лизинга как лизингополучателем, так и лизингодателем, следовательно, заказчик обладает возможностью проводить закупку финансовой аренды (лизинга) конкурентным способом в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Следовательно, Комиссия соглашается с позицией заявителя о возможности ответчика провести закупку по выбору лизинговой компании, которая затем выберет продавца необходимого товара по согласованию с лизингополучателем.

Более того, согласно сведениям ЕИС, в системе содержится более 13 000 записей о конкурентных закупках услуг финансовой аренды (лизинга) в рамках Закона о закупках.

В указанное число входит 3 записи о проведении ответчиком в 2014-2015 годах открытых конкурсов по выбору организаций в целях заключения договоров финансовой аренды (лизинга) асфальтоукладчика Caterpillar AP555E (извещение №31502737494), дорожной машины КДМ ЭД 405В1 на базе самосвала КамАЗ-6520(ЕВРО-4) (извещение №31401650331) и автогрейдера Джон Дир 672 G (извещение № 31401388950). При осуществлении указанных закупок выбор продавца товара осуществлялся либо лизингодателем, либо лизингополучателем, при этом конкурсная документация не содержала указания на конкретного продавца товара.

Также Комиссией отклоняется довод ответчика о проведении закупок у единственного поставщика в связи со спецификой деятельности предприятия дорожной сферы, с производственной необходимостью после заключения государственных и муниципальных контрактов, и невозможностью осуществления деятельности обществом в случае проведения конкурентных закупок, поскольку Закон о закупках не содержит исключений относительно применения его положений в зависимости от осуществляемого заказчиком вида деятельности и принятых на себя обязательств.

Согласно сведениям ЕИС, до 2017 года ответчиком проводились конкурентные закупки на поставку дорожной техники и иного транспорта, реагентов, битума, мазута, масел и смазок, нефтепродуктов, ГСМ, спецодежды и спецобуви.

Дополнительно Комиссией проведен анализ обоснования потребности в закупке неконкурентным способом по некоторым позициям плана-графика 2022 года, по результатам которого срочной потребности в закупке обществом товаров у единственного поставщика не усматривается.

 

Основание закупки

Дата обоснования потребности

Номер позиции плана графика и обобщенное указание на товар

Государственный контракт

от 15.12.2021 №16-э/21

10.01.2022

№2-3 Концентрат минеральный Галит, нефтепродукты (ГСМ)

14.01.2022

№4-6 Автомобили, техника

21.02.2022

№8-11 Техника (договоры от 24.02.2022, с условием о поставке товара в течение 70 дней с даты поступления денежных средств),

№14-18 Автомобили

25.07.2022

№28 Нефтепродукты (ГСМ)

01.08.2022

№29-30 Концентрат минеральный Галит, соль техническая

10.08.2022

№31-48 Автомобили, техника

13.12.2022

№63-64 Эмульсионная установка, битум дорожный

Договор субподряда

от 16.12.2021

12.04.2022

№19 Поливомоечное оборудование

20.04.2022

№12-13 Техника

Муниципальный контракт

от 24.05.2022 №0806300011822000118

25.07.2022

№28 Нефтепродукты (ГСМ)

Муниципальный контракт

от 23.09.2022 №080630001182200282

10.08.2022

(планировали заключить)

№31-48 Автомобили, техника

18.10.2022

№57 Техника

24.10.2022

№58 Техника

23.12.2022

№65-67 Техника

Муниципальный контракт

от 06.09.2022 №34-р/22

18.10.2022

№56 Техника

 

         В силу части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Исходя из информации, указанной в таблице, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Кондопожское ДРСУ» не планирует свои закупки заранее, а вносит изменения в ранее утвержденный план-график и осуществляет закупки у единственного поставщика по факту возникновения потребности. Так, первая редакция плана-графика закупок на 2022 год была размещена в ЕИС 24.12.2021, то есть после заключения государственного контракта от 15.12.2021 №16-э/21, при этом содержала в себе всего 1 позицию.

          Относительно оспариваемой закупки укладчика обочин Комиссией установлено, что потребность в указанном товаре возникла при выполнении работ по государственному контракту от 20.09.2022 №33-р/22. С целью приобретения укладчика обочин в лизинг в план-график 26.09.2022 были внесены изменения. После рассмотрения коммерческих предложений от 2 лизинговых компаний, общество приобрело укладчик обочин на основании заключенного с ООО «Ресо-Лизинг» договора лизинга №455ПТР-КДР/12/2022 от 05.10.2022 и заключенного с ООО «Ролмекс» договора купли-продажи №455ПТР/2022 от 05.10.2022. Акт приема-передачи товара подписан 10.10.2022. Учитывая поступление коммерческих предложений от 2 лизинговых компаний данная закупка также могла быть конкурентной.

При проведении закупок заказчикам необходимо руководствоваться Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденным ФАС России, согласно которому для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за получение права выполнять работы (оказывать услуги), поставлять товары в целях обеспечения нужд заказчиков путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ всех заинтересованных лиц.

С позиции ФАС России, как указано выше, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам. Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.02.2016 №Д28и-470 также следует, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм Закона о защите конкуренции.

К настоящему времени сложилась ситуация, при котором закрепленные в Положении о закупке случаи позволяют ООО «Кондпожское ДРСУ» осуществлять закупки у единственного поставщика без объективных на то причин при условии конкурентного рынка, что позволяет признать соответствующие антимонопольные запреты нарушенными.

Довод ООО «Кондопожское ДРСУ» о том, что действия общества не могут быть квалифицированы, как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции несостоятелен ввиду того, что нарушение допущено не при осуществлении закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, а при определении в Положении о закупке условий применения неконкурентного способа закупки, которые влекут ограничение конкуренции, что напрямую относится к статье 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ООО «Кондопожское ДРСУ» при принятии Положения о закупке не обеспечено соблюдение принципов и целей Закона о закупках, а также требований норм антимонопольного законодательства.

         На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Кондопожское ДРСУ» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в Положении о закупке возможности общества на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур во всех случаях и при любых потребностях независимо от наличия конкурентного рынка, поскольку оно приводит к ограничению конкуренции в виде сокращения количества участников закупок и предоставлению не предусмотренных законодательством преимуществ контрагентам общества по соответствующим договорам.   

         За данное нарушение статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

         Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

         Учитывая обстоятельства дела, указывающие на продолжение нарушения ООО «Кондопожское ДРСУ» антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение ограничения конкуренции, путем внесения изменений в Положение о закупке.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

           1.Признать ООО «Кондопожское ДРСУ» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.      

           2.Выдать ООО «Кондопожское ДРСУ» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

           3.Передать материалы дела №010/01/17-908/2022 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны