Постановление №010/04/9.21-93/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-93/202... от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

КА.С.

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-93/2024

об административном правонарушении

  

28 июня 2024 года                                                                                                         г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-93/2024,  возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Б Л.Г. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 28 февраля 2024 года №11-24 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения протокола,

 

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России   01 февраля 2024 года (вх. №608-ЭП/24) поступило заявление К А С (далее — заявитель) с жалобой на действия ПАО Россети Северо-Запад», выразившиеся в отказе в расчете платы за технологическое присоединение принадлежащего ему земельного участка, находящегося в сельской местности,  к электрической сети 10 кВ (которая на момент подачи заявки имеет место быть и находится на расстоянии 420 метров от участка) по стоимости мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев.

Из заявления К А.С. и приложенных к нему документов следует, что через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) заявитель подал заявку на осуществление технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: 186753, г.Сортавала, Хаапалампинское с/п; максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт; заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения — третья; класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ.

В ответ на указанную заявку ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя условия типового договора №КАР-03329-Э-С/23 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), согласно которому точка присоединения: ВЛ-0,4 кВ проектир. (К А.С.) от ТП-10/0,4 проектир. (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С) 35/10 кВ); срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения; размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия от 25 ноября 2022 года №179 «Об установлении льготных ставок, стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия» (далее — Постановление №179) и составляет  2 601 496 (два миллиона шестьсот одна тысяча четыреста девяносто шесть) рублей 30 копеек, в том числе НДС -20%.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий для присоединения к электрическим сетям №КАР-03329-Э-С/23-001 от 29 ноября 2023 года (далее – технические условия) следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ВЛ-0,4 кВ проектир. (К А.С.) от ТП-10/0,4 проектир. (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С) 35/10 кВ).

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство необходимого количества ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры (предварительно 57 (Р3) существующей  ВЛ-10 кВ Л-02С-3 до вновь устанавливаемой ТП (трассу, способ прокладки, тип линии, марку и сечение провода (кабеля), тип опор и опору присоединения к существующей ВЛ уточнить при проектировании;

выполнить монтаж однотрансформаторной ТП-10/0,4 кВ расчетной мощности вблизи границы земельного участка (место установки, схему соединений, тип, параметры оборудования и мощность силовых трансформаторов уточнить проектом);

строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ вновь устанавливаемой ТП-10/0,4 кВ до границы участка заявителя (трассу, способ прокладки, тип линии, марку и сечение провода (кабеля), тип опор и опору присоединения к существующей ВЛ уточнить при проектировании;

выполнить монтаж линейного разъединителя в начале вновь строящейся ЛЭП-10 кВ (тип разъединителя и место установки уточнить при проектировании);

выполнение требований к устройствам  релейной защиты и иному оборудованию, необходимому для обеспечения контроль величины максимальной мощности (не требуется);

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности): установить трехфазный прибор учета электрической энергии прямого включения на опоре ВЛ;

выполнение мероприятий, осуществляющихся сетевой организацией за счет средств инвестиционной составляющей тарифа на передачу электрической энергии и необходимых для осуществления технологического присоединения: выполнение требований к электрической сети (не требуется), выполнение требований к устройствам  релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику (не требуется), выполнение требований к устройствам  релейной защиты и иному оборудованию, необходимому для обеспечения контроль величины максимальной мощности (не требуется);

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок  (при необходимости);

установку дополнительных опор в пределах границ участка заявителя (при необходимости);

выполнение требований к коммутационным аппаратам (устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявителя, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявителя; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности, устанавливаемый в сетях заявителя, должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности);

обеспечение возможности введения ограничения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами заявителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления (не требуется);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организации действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам;

выполнение требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, а также заключение договора.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию (абзац 2 пункта 8 Правил технологического присоединения).

Из статьи 3 ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Из представленных с заявлением документов следует, что  К А.Ю. относится к заявителям, обозначенным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

При этом возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами технологического присоединения не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным, в том числе пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.

Пунктом 17 Правил технологического присоединения установлено, что в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 01 июля 2022 года, 4000 рублей за кВт - с 01 июля 2023 года и 5000 рублей за кВт - с 01 июля 2024 года.

Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ  постановление от 28 апреля 2023 года по делу  №010/04/9.21-155/2023 – штраф 300 000 руб.; постановление от 14 июня 2023 года по делу №010/04/9.21-307/2023 – штраф 300 000 руб.; постановление от 31 июля 2023 года по делу №010/04/9.21-356/2023 – штраф 600 000 руб.; постановление от 09 января 2024 года по делу  №010/04/9.21-638/2023 – штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 01 марта 2024 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен К А.С.; составление  и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 01 апреля 2024 года. В соответствии с определением ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению настоящего дела.

Письмом от 07 марта 2024 года (вх. №1412/24)  К А.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 11 марта 2024 года №МР2/3/119-06/2317 (вх. от 12 марта 2024 года №1492-ЭП/24) пояснило, что 20 ноября 2023 года К А.С. обратился в адрес общества с заявкой на осуществление технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское с/п, по одному источнику электроснабжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств — 15 кВ; заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения — третья; класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, в связи с  чем 01 декабря 2023 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03329-Э-С/23-001,  счет и технические условия.

Размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с Правилами технологического присоединения, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утверждены приказом ФАС России от 30 июня 2022 года №490/22), Постановлением  №179 и составляет  2 601 496 (два миллиона шестьсот одна тысяча четыреста девяносто шесть) рублей 30 копеек, в том числе НДС -20%.

03 декабря 2023 года в адрес сетевой организации от  К А.С. поступил мотивированный отказ с требованием произвести перерасчет платы за технологическое присоединение с применением «льготной ставки 4256 рублей за 1 кВт» в связи со следующим основанием: «расстояние от границ участка с кадастровым номером  до ближайшего объекта электрической сети необходимого класса напряжения (ближайшая опора №58 Л-02С-3 ВЛ-10 кВ) - 430 метров (сельская местность)».

08 декабря 2023 года в адрес сетевой организации поступило обращение К А.С. по вопросу перерасчета платы за технологического присоединение принадлежащего ему земельного участка со ссылкой на письмо ФАС России от 02 декабря 2016 года №ВК/83615/16.

21 декабря 2023 года в адрес заявителя был направлен ответ исх. №МР2/3/135-10/10980 с разъяснением позиции сетевой организации со ссылкой на действующие положения нормативных актов, регулирующих вопросы определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Так, ПАО «Россети Северо-Запад»  отмечает, что в соответствии с абзацем 1 пункта 17 Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 01 июля 2022 года, 4000 рублей за кВт - с 01 июля 2023 года и 5000 рублей за кВт - с 01 июля 2024 года.

К А.С. полагает, что под понятие «необходимый заявителю класс напряжения» подпадают все электросетевые объекты напряжением до 20 кВ.

Сети ПАО «Россети Северо-Запад» напряжением 10 кВ находятся на расстоянии 420 м (ВЛ-10 кВ Л-02-С-03), сети ПАО «Россети Северо-Запад» напряжением 0,4 кВ находятся на расстоянии 990 м.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 24 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее — Основы ценообразования), Приказом ФАС России от 30 июня 2022 года №490/22 утверждены Методические рекомендации.

Так, согласно пункту 6 Методический указаний плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям определяется исходя из:

1) льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, предусмотренной абзацем восьмым пункта 87 Основ ценообразования;

2) формулы платы за технологическое присоединение с применением стандартизированных тарифных ставок согласно главе II Методических указаний;

3) решения об установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных разделом III Правил технологического присоединения , в соответствии с главой III Методических указаний.

Пунктом 8 Методический указаний установлено, что в случае технологического присоединения объектов микрогенерации Заявителей - физических лиц, в том числе при одновременном технологическом присоединении энергопринимающих устройств Заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, а также энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации (P(несоц)) определяется исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с формулой (2):

 

P(несоц) = min{Pстанд.ст; pнесоц · N}, (2),

 

где:

pнесоц - льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности при технологическом присоединении объектов микрогенерации (за исключением случаев подачи заявки Заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях одновременного присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации), в том числе при одновременном технологическом присоединении энергопринимающих устройств Заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, а также энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), за исключением случаев, указанных в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаемая в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению, при присоединении энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, руб./кВт.

Ставка Р (несоц), установленная Приложением №1 к Постановлению №179, на период с 01 июля 2023 года по 31 декабря 2023 с учетом НДС была определена в размере 4256,00 руб./кВт.

Поскольку в заявке КА.С. указан класс напряжения 0,4 кВ, именно этот класс напряжения является необходимым заявителю.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что редакция пункта 17 Правил технологического присоединения, которая предусматривает льготную плату за технологического присоединение в случае, когда расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, была изменена с 01 июля 2022 года Постановлением №1178 на редакцию, действующую в настоящее время.

Разъяснения письма ФАС России от 02 декабря 2016 года №ВК/83615/16 касались применения пункта 17 Правил технологического присоединения в указанной недействующей редакции. Однако, с 01 июля 2022 года в пункте 17  Правил технологического присоединения установлено иное правовое регулирование. Соответственно, по мнению общества, разъяснения недействующих пунктов Правил технологического присоединения применению не подлежат.

Таким образом, исходя из действующей редакции пункта 17 Правил технологического присоединения, Методических указаний, определяющих основные положения по расчету платы за технологическое присоединение, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что для целей применения льготной ставки расстояние от границ участка заявителя должно измеряться до объектов сетевой организации 0,4 кВ и ниже, при этом расстояние от границ участка с кадастровым номером до ближайшего объекта электрической сети сетевой организации класса напряжения 0,4 кВ составляет 990 м.

Согласно пункту 10 Методических указаний в случае если с учетом увеличения максимальной мощности ранее присоединенного Устройства Заявителя - физического лица максимальная мощность энергопринимающих устройств превышает 15 кВт и (или) превышены расстояния, указанные в пункта 8 Методических указаний, или в случае если при подаче Заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем превышены расстояния, указанные в пункте 9 Методических указаний, а также в случаях, предусмотренных пунктом 13 Методических указаний, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с главой II Методических указаний по стандартизированным тарифным ставкам в соответствии с определенной согласно приложению №5 к Методическим указаниям дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение.

Вместе с тем с целью получения позиции Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам относительно обоснованности произведенного расчета платы заявителю, определением от 01 апреля 2024 года  «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-93/2024» срок административного расследования был продлен до 03 мая 2024 года  включительно; составление и  подписание протокола запланировано на 11 часов 00 минут 03 мая 2024 года.

01 апреля 2024 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-93/2024», в соответствии с которым Государственному комитету Республики Карелии по ценам и тарифам надлежало представить письменные пояснения относительно произведенного ПАО «Россети Северо-Запад» расчета платы за услуги по технологическому присоединению принадлежащего К А.С. объекта.

Вместе с тем Государственный комитет Республики Карелии по ценам и тарифам запрошенные определением сведения в адрес антимонопольного органа не представил.

Учитывая изложенное, в целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу, определением от 03 мая 2024 года  «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-93/2024» срок административного расследования был продлен до 03 июня 2024 года  включительно; составление и  подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 03 июня 2024 года.

Письмом от 07 мая 2024 года №1521/12-05/КЦТ-и (вх. №2862-ЭП/24) Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам  во исполнение вышеуказанного определения пояснил, что размер платы за технологическое присоединение принадлежащих КА.С. энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» определен обществом исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанной в соответствии со стандартизированными тарифными ставками, утвержденными Постановлением №179.

В расчете платы за технологическое присоединение сетевой организации допущена техническая ошибка в части указания величины максимальной присоединяемой мощности (пункт 2 расчета) — 1 кВт. В соответствии с техническими условиями величина максимальной мощности присоединяемых электроустановок заявителя составляет 15 кВт. Вместе с тем Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обращает внимание, что сумма по пункту 2 расчета платы «5.1.1.1 однотрансформаторные подстанции (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа» определена ПАО «Россети Северо-Запад» корректно (30 960 руб./кВт = 464400 руб.).

При этом указанным письмом Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил, что не наделен полномочиями по разъяснению норм федерального законодательства. Более того, ответственность за принятые технические решения необходимых мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» несет непосредственно сетевая организация.

03 июня 2024 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» НЕ.С., в отсутствие заявителя был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 05 июня 2024 года  «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-93/2024» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 28 июня 2024 года в 15 часов 00 минут.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя ПАО «Россети Северо-Запад», полагаю необходимым отметить следующее.

Из заявления К А.С. и приложенных к нему документов следует, что заявитель подал заявку на технологическое присоединение земельного участка, согласно которой максимальная мощность энергопринимающих устройств — 15 кВт, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ.

В ответ на указанную заявку ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя договор, согласно которому точка присоединения: ВЛ-0,4 кВ проектир. (К А.С.) от ТП-10/0,4 проектир. (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С) 35/10 кВ). Указанная точка находится на расстоянии 990 метров от принадлежащего заявителю земельного участка. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения; размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с Постановлением №179 и составляет  2 601 496,30 руб.

Вместе с тем на расстоянии 420 метров от границ земельного участка заявителя расположен объект электрической сети классом напряжения 10 кВ ( ВЛ-10 кВ Л-02С-3).

Учитывая, что для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию (абзац 2 пункта 8 Правил технологического присоединения), под электрическими сетями необходимого класса напряжения в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В понимаются любые электрические сети класса напряжения не более 20 кВ (например, 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ).

С учетом изложенного, довод ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что принадлежащая обществу  ВЛ-10 кВ Л-02С-3 имеет отличный класс напряжения от указанного в заявке К А.С. (0,4 кВ) подлежит отклонению, поскольку в заявке указан класс напряжения, не превышающий класс напряжения объекта электрической сети, принадлежащего обществу.

Согласно абзацу 13 подпункта «б» пункта  16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляемый со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 17 Правил технологического присоединения установлено, что в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 01 июля 2022 года, 4000 рублей за кВт - с 01 июля 2023 года и 5000 рублей за кВт - с 01 июля 2024 года.

С соблюдением требований абзацев первого - третьего пункта 17 Правил  технологического присоединения определяется плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

В свою очередь ПАО «Россети Северо-Запад» не применило льготную ставку  при расчете стоимости мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя, предусмотренную пунктом 17 Правил технологического присоединения.

Учитывая, что размер платы за технологическое присоединение является одним из существенных условий договора (пункт 16 Правил технологического присоединения), направление сетевой организацией оферты договора, в котором плата за технологическое присоединение рассчитана не в соответствии с вышеупомянутыми нормами законодательства Российской Федерации, свидетельствует о нарушении пунктов 17 и 19 Правил технологического присоединения.

Более того,  включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в пункте 16 Правил технологического присоединения для  соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 16, 19 Правил технологического присоединения и в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Кирова, д. 45, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 01 декабря 2023 года, 21 декабря 2023 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено. В качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств признается продолжающееся противоправное поведение ПАО «Россети Северо-Запад» при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения, нарушение Правил технологического присоединения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. 

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало  пренебрежительное отношение ПАО «Россети Северо-Запад» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения в части соблюдения требований, касающихся подготовки и направления документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения с потребителями.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации  ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-93/2024).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны