Постановление №010/04/9.21-28/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-28/202... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-28/2023

об административном правонарушении

 

01 июня 2023 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Б, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-28/2023, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшего и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением Карельского УФАС России от 25 октября 2022 года по делу №010/04/9.21-556/2022 АО «ПСК» за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 850000 рублей.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено документально, что АО ПСК» необоснованно произвело расчет платы за технологическое присоединение объекта Н. по правилам и ставкам, вступившим в силу с 01 июля 2022 года.

В силу выданного на основании указанного представления от 25 октября 2022 года АО «ПСК» надлежало принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, путем организации работы АО «ПСК» таким образом, чтобы обеспечить надлежащее формирование договоров и технических условий, направляемых заявителям, а именно:

1) указывать непосредственно в договоре (технических условиях) существенные условия о сроке осуществления мероприятий;

2) осуществлять расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными правилами и ставками платы, действующими на момент подачи таковыми заявок на технологическое присоединение;

3) исключить из расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Н. расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства и осуществить расчет платы за технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств по правилам и ставкам, действующим на момент подачи ею соответствующей заявки на технологическое присоединение (26 января 2022 года подана заявка, 24 марта 2022 года представлены недостающие документы), с последующим размещением в личном кабинете заявителя всех предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения документов.

Вместе с тем 29 ноября 2022 года в адрес Карельского УФАС России вновь поступило заявление Н. (вх. №832-ЭП/22) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению ее энергопринимающих устройств. При этом непосредственно из заявления следовало, что 23 ноября 2022 года Н. от АО «ПСК» был получен проект договора, технические условия и счет на оплату услуг по технологическому присоединению в размере 51067,20 руб. (как и предписывалось представлением от 25 октября 2022 года из расчета платы исключены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства), однако, технические параметры технологического присоединения также были изменены и в качестве точки присоединения обозначена ближайшая проектируемая опора АО «ПСК» ВЛИ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница (пункт 7 Технических условий №КЛ0002-22), в качестве основного источника питания заявлена ДЭС Войница (пункт 8 Технических условий №КЛ0002-22) (в первоначально выданных Н. технических условиях в качестве точки присоединения было заявлено РУ-0,4 кВ проектируемой КТП, а в качестве основного источника питания ПС-11-03, Л-11-03; ВЛ-11-03 «Ж»; Проектируемая ТП).

Правомерно отметить, что представляя пояснения и документы в рамках дела об административном правонарушении №010/04/9.21-556/2022, АО «ПСК» письмом от 13 сентября 2022 года №16892 (вх. от 13 сентября 2022 года №4401) сообщало, что энергоснабжение потребителей на территории д. Войница Калевальского муниципального района осуществляется без использования объектов, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и территориальных распределительных сетей, а мощность дизельной электрической станции в д. Войница Калевальского муниципального района составляет 48 кВт и полностью распределена между уже присоединенными объектами потребителей. Ближайший объект АО «ПСК», относящийся к территориальным распределительным сетям — линия 10 кВ, посредством которой может быть осуществлено энергоснабжение Н., находится на расстоянии 35,6 км от объекта заявителя.

Тем не менее вопреки заявленному представленные Н. измененные технические условия фактически свидетельствуют о намерении сетевой организации осуществить технологическое присоединение принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с использованием ДЭС Войница. Н. в своем заявлении обращает внимание, что от ее участка до опоры АО «ПСК» ВЛИ-0,4 кВ ф. 03 от ДЭС Войница не более 100м, в связи с чем при таких технических параметрах плата за технологическое присоединение ее объекта должна составлять 550 руб.

Письмом от 25 декабря 2022 года Н. дополнительно сообщила, что в ответ на ее обращение от 24 ноября 2022 года о перерасчете платы за технологическое присоединение и о приостановлении действия договора, АО «ПСК» письмом от 16 декабря 2022 года №23222 со ссылкой на отсутствие предусмотренных действующим законодательством механизмов продления и приостановления срока для оплаты выставленного сетевой организацией счета за технологическое присоединение сообщило об аннулировании заявки.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент подачи Н. заявки) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение

При этом пунктом 17 Правил технологического присоединения, в редакции действовавшей на момент подачи Н. заявки на технологическое присоединение (26 января 2022 года с изменениями от 24 марта 2022 года) предусмотрено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Размер платы за технологическое присоединение определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена.

В свою очередь пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Н. в понимании Правил технологического присоединения относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "

«Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.;

постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.) применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Определением от 16 января 2023 года в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, составление и подписание протокола запланировано на 16 февраля 2023 года в 15 часов 00 минут; АО «ПСК» надлежало представить:

-письменные пояснения и правовые обоснования изменения пунктов 7 и 10 Технических условий №КЛ0002-22 при ранее заявленных в письме от 13 сентября 2022 года №16892 доводов об отсутствии свободной мощности ДЭС Войница;

- документы, содержащие сведения о фактическом расстоянии от объекта Н А.А. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница);

-письменные пояснения и правовые основания установления Н. платы за технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств в размере 51067,20 руб., при условии внесения существенных изменений в технические условия по сравнению с техническими условиями, исследованными в рамках дела №010
04/556/2022;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 08 февраля 2023 года №2609 АО «ПСК» сообщило, что ввиду отсутствия источников финансирования, сопоставимых с объемами затрат по мероприятиям, определенным ранее выданными техническими условиями №КЛ0002-22 (в общей сумме более 250000000 руб.), было принято решение о корректировке технических условий и пересмотре схемы электроснабжения обособленного района п. Войница от существующих дизельных генераторов, что позволит использовать сети электроснабжения, расположенные в непосредственной близости от участка заявителя.

Так же АО «ПСК» уведомило, что во исполнение представления от 25 октября 2022 года по делу №010/04/9.21-556/2022 об административном правонарушении размер платы по договору №КЛ0002-22 откорректирован (из расчета платы исключены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства).

Территория д. Войница Калевальского муниципального района относится к территориям, технологически не связанным с Единой энергеической системой России и технологически изолированным территориальными электроэнергетическими системами, что подтверждается постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10 октября 2006 года №137 о присвоении АО «ПСК» статуса гарантирующего поставщика на данной территории. Указанное, по мнению АО «ПСК» свидетельствует о невозможности применения к данным объектам льготной ставки, применение которой предусмотрено для объектов электросетевого хозяйства, связанных с Единой энергеической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Какого-либо документального подтверждения своей позиции и ссылок на действующие законодательные акты не представлено. Более того, АО «ПСК» не исполнило возложенную определением от 16 января 2023 года обязанность по представлению истребованных документов, а именно не представлены документы, содержащие сведения о фактическом расстоянии от объекта Н. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница).

Учитывая изложенное, определением от 16 февраля 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-28/2023» срок административного расследования был продлен, составление и подписание протокола назначено на 16 часов 00 минут 16 марта 2023 года.

АО «ПСК» надлежало в трехдневный срок со дня получения обозначенного определения представить в адрес Карельского УФАС России следующие сведения:

- документы, содержащие сведения о фактическом расстоянии от объекта Н А.А. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница).

- правововое обоснование (со ссылкой на конкретные нормы права) позиции АО «ПСК» о невозможности применения льготных ставок платы при осуществлении технологического присоединения объектов Н. в рамках вновь выданных технических условий;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Заказная почтовая корреспонденция, содержащая определение от 16 февраля 2023 года, получена АО «ПСК» 01 марта 2023 года, однако, по состоянию на запланированную дату составления протокола информация не представлена.

Определением от 16 марта 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-28/2023» составление и подписание протокола было назначено на 15 часов 00 минут 17 апреля 2023 года.

АО «ПСК» надлежало в трехдневный срок со дня получения обозначенного определения представить в адрес Карельского УФАС России следующие сведения:

- документы, содержащие сведения о фактическом расстоянии от объекта Н. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница).

- правововое обоснование (со ссылкой на конкретные нормы права) позиции АО «ПСК» о невозможности применения льготных ставок платы при осуществлении технологического присоединения объектов Н. в рамках вновь выданных технических условий;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Заказная почтовая корреспонденция, содержащая вышеобозначенное определение, была получена представителем АО «ПСК» 24 марта 2023 года (подтверждается почтовым уведомлением).

17 апреля 2023 года (вх. №2371-ЭП/23) по электронной почте поступило письмо АО «ПСК» от 14 апреля 2023 года №6544, в котором общество поясняет, что сетевой организацией было принято решение о корректировке технических условий и пересмотре схемы электроснабжения обособленного района п. Войница от существующих дизельных генераторов. При этом возможность технологического присоединения с использованием дизельных генераторов АО «ПСК» объяснило включением денежных средств на проведение необходимых мероприятий в п. Войница в состав необходимой валовой выручки АО «ПСК» по соответствующему виду деятельности в 2023 году и, следовательно, получением источника финансирования и возможности осуществить технологическое присоединение объектов заявителя.

Вместе с тем АО «ПСК» в очередной раз уклонилось от представления документов, содержащих сведения о фактическом расстоянии от объекта Н. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница), а также не представлено правововое обоснование (со ссылкой на конкретные нормы права) позиции АО «ПСК» о невозможности применения льготных ставок платы при осуществлении технологического присоединения объектов Н. в рамках вновь выданных технических условий.

В связи с указанным было принято решение о продлении срока административного расследования, у АО «ПСК» определением были запрошены:

- документы, содержащие сведения о фактическом расстоянии от объекта Н. до объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК», к которым предполагается осуществить технологическое присоединение (включая поопорную схему ВЛ-0,4 кВ от ДЭС Войница) в силу вновь выданных заявителю технических условий (опора №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница).

- правововое обоснование (со ссылкой на конкретные нормы права) позиции АО «ПСК» о невозможности применения льготных ставок платы при осуществлении технологического присоединения объектов Н. в рамках вновь выданных технических условий;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Кроме того, непосредственно Н. надлежало представить имеющиеся сведения о расстоянии принадлежащего земельного участка до ближайшей линии (опоры) АО «ПСК»; сведения о расстоянии от принадлежащего земельного участка до участка соседей, имеющих технологическое присоединение от сетей АО «ПСК».

Письмом от 20 апреля 2023 года Н. сообщила информацию о расстоянии от принадлежащего ей земельного участка до ближайшей опоры АО «ПСК», а также представила копии документов, свидетельствующих о технологическом присоединении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего соседу Н. М. вблизи которого находится одна из ближайших опор сетевой организации.

Так, согласно представленным сведения расстояние от участка Н. до ближайшей опоры, размещенной у участка с кадастровым номером , составляет 54 метра. Актом об осуществлении технологического присоединения №КЛ0016-18, составленным АО «ПСК» и М., подтверждается факт технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером к сетям АО «ПСК». При этом в качестве источника питания выступает ДЭС; ф.03; ВЛ-0,4 кВ; Войница; в качестве точки присоединения — опора №40-5 от ф.03 ВЛ-0,4 кВ ДЭС Войница.

В свою очередь АО «ПСК» письмом от 02 мая 2023 года №7557 отказало в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на презумпцию невиновности и обязанность доказывания вины судьей, органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

17 мая 2023 года в отношении АО «ПСК» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 17 мая 2023 года рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении назначено на 15 часов 30 минут 01 июня 2023 года.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Резюмируя вышеизложенное, отмечаю, что пунктом 17 Правил технологического присоединения в редакции, действовавшей на момент подачи Н. заявки на технологическое присоединение, однозначно закреплено, что при соблюдении прописанных в нем условий (максимальная присоединяемая мощность, расстояние от границ участка до объектов сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения) плата за технологическое присоединение устанавливается в размере не более 550 рублей.

Имеющимися в материалах настоящего дела документами и сведениями подтверждается факт нарушения пунктов 17 и 19 Правил технологического присоединения, выразившийся в необоснованном вменении Н. обязанности по оплате услуг по технологическому присоединению в размере 51 067 рублей. Представленные Н. письмом от 02 мая 2023 года документы достоверно точно свидетельствуют о технологическом присоединении соседнего с ее участком участка от сетей АО «ПСК». Более того, в сетевых документах, подтверждающих указанное, идентичен источник питания (ДЭС; ф.03; ВЛ-0,4 кВ; Войница) и точка присоединения (опора №40-5 от ф.03 ВЛ-0,4 кВ ДЭС Войница) с теми, что указаны в технических условиях, вновь выданных АО «ПСК» Н А.А.

С учетом того факта, что заявка Н. на технологическое присоединение подана до 01 июля 2022 года, расстояние от подключаемого объекта Н. до ближайших сетей АО «ПСК» не превышает 500 метров, при расчете платы за технологическое присоединение в соответствии с мероприятиями, прописанными во вновь выданных Н. технических условиях №КЛ0002-22 (строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры №40-5 ВЛ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница до границы участка заявителя), стоимость услуг за такое технологическое присоединение должна составлять 550 рублей.

Довод АО «ПСК» об осуществлении перерасчета платы за технологическое присоединение в соответствии с выданным в рамках дела №010/04/9.21-557/2022 представлением несостоятелен, поскольку сетевой организацией были существенно изменены технические условия подключения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 23 ноября 2022 года, 16 декабря 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

В качестве отягчающих административную ответственность признается продолжающееся противоправное поведение АО «ПСК» при заключении и исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения, нарушение Правил технологического присоединения. В рассматриваемом случае Н., подав заявку на осуществление технологического присоединения еще 26 января 2022 года, практически спустя 1,5 года не может заключить соответствующий договор и осуществить энергоснабжение принадлежащего ей объекта вследствие противоправных действий сетевой организации. Более того, отмечаю, что в отношении АО «ПСК» уже было рассмотрено дело об административном правонарушении по заявлению Н А.А. и вынесено представление. Фактически в рамках рассмотрения предыдущего дела неразрывно связанного с настоящим сетевая организация, пользуясь своим положением, вводила в заблуждение антимонопольный орган и потребителя, пыталась компенсировать свои возможные расходы технологическое присоединение за счет потребителя; осуществить развитие существующей электрической сети. Непосредственно в ходе проведения административного расследования АО «ПСК» не способствовало установлению объективных обстоятельств, уклонялось от предоставления запрашиваемых в рамках административного расследования документов и сведений, что фактически приводило к затягиванию процедуры административного расследования.

При добросовестном поведении сетевой организации с учетом даты подачи соответствующей заявки Н. и всех необходимых документов мероприятия по технологическому присоединению уже могли быть завершены.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ПСК» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 900 000 (девятьсот тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-28/2023).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны