Решение №010/06/105-744/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-744/2021 от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

      

Дело № 010/06/105-744/2021

04-18/244-2021

 

Заказчик:

КУ РК «Управтодор РК»

***

 

Заявитель:

ООО «ДМТ Групп»

***

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 010/06/105-744/2021

 

                                                                                                                                         г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «26» ноября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено «01» декабря 2021 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

***;

 

при участии представителей Заказчика – КУ РК «Управтодор РК» *** (копия доверенности в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи;

при участии представителя Заявителя – ООО «ДМТ Групп» *** (копии доверенностей в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи;

 

рассмотрев жалобу ООО «ДМТ Групп» на действия Заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации объекта «Строительство мостового перехода через пролив Логмозерский в микрорайоне Соломенное г. Петрозаводска» (извещение № 0306200005121000079) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015                      № 36262),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В своей жалобе Заявитель указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателю Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема нарушает «принцип обеспечения конкуренции». Согласно данному показателю участниками предоставляется информация о его опыте по успешному выполнению работ – наличию заключенных с 2018 года государственных (муниципальных) контрактов (договоров).

В связи с чем, ООО «ДМТ Групп» считает, что оценка опыта по заключенным государственным (муниципальным) контрактам является необъективной и неправомерной, ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения указанных работ, перед хозяйствующими субъектами, которые не имеют заключенных контрактов по процедурам закупок. Включение в конкурсную документацию такого узкого критерия приводит к ограничению участников закупки в получении максимального балла по указанному критерию.

Следовательно, как полагает Заявитель, Заказчиком нарушен принцип обеспечения конкуренции, утвержденный статьей 8 Закона о контрактной системе.

2. ООО «ДМТ Групп» утверждает также, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, согласно которому анализируется информация о наличии в штате участника «на постоянной основе» руководителей и ключевых специалистов, необходимых для выполнения работ в рамках данной закупки. Тем самым исключается возможность оценивать специалистов по гражданско-правовым договорам, а также сотрудников по совместительству.

Таким образом, Заявитель утверждает, что установленный в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки трудовых ресурсов участников закупки является нарушением пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик в письменных пояснениях (вх. № 5674 от 30.11.2021) с указанными в жалобе доводами не согласился, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме утверждена *** и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) от 26.10.2021.

Номер извещения: 0306200005121000079.                                                                                                                             

Наименование объекта закупки: разработка документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации объекта «Строительство мостового перехода через пролив Логмозерский в микрорайоне Соломенное г. Петрозаводска».

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Заказчик: КУ РК «Управтодор РК».

Начальная (максимальная) цена контракта: 60 000 000,00 рублей.

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 01.12.2021 в 23:59.

 

Рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 00 минут 25.11.2021 в режиме видеоконференцсвязи, состоялось в указанное время.

В связи с необходимостью изучения дополнительных материалов дела был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 26.11.2021. После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе, при участии представителей Заказчика, Заявителя.

           

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России признает жалобу необоснованной ввиду следующего:

 

1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). В соответствии с Правилами № 1085 в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки заказчик использует, в том числе, нестоимостные критерии оценки.

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В силу подпункта б) пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, в конкурсную документацию в качестве «нестоимостного критерия» при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок допускается включать критерии о квалификации участников закупки и опыта работы, связанного с предметом контракта.

Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Республики Карелия по делу А26-6133/2020.

Пунктом 11.7.1 документации о проведении открытого конкурса установлен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:

При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за 2018-2021 годы, т.е. наличие у участников заключенных начиная с 01.01.2018 года государственных (муниципальных) контрактов (договоров) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и исполненных участником до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе…

В своих письменных пояснениях Заказчик указал, что требование Заказчика относительно исполнения исключительно государственных (муниципальных) контрактов (договоров) обусловлено тем, что информацию относительно исполнения государственных (муниципальных) контрактов (договоров) можно проверить в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (далее -ЕИС). Вместе с тем, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.

В данном случае, Комиссия Карельского УФАС России учитывает, что ни Законом о контрактной системе, ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства №1085 не установлены ограничения заказчиков в части степени детализации критериев оценки заявок на участие в закупке, в связи с чем, для оценки опыта участника закупки заказчик вправе учитывать любую, но только связанную и сопоставимую с предметом контракта деятельность участника, отвечающую интересам наиболее эффективного и успешного выполнения работ, учитывая при этом, что данное условие не должно нарушать положения Закона о контрактной системе. При этом законодательство не ограничивает заказчика устанавливать требования к участнику закупки по показателю «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» в виде предоставления государственных (муниципальных) контрактов (договоров).

 

2. Довод Заявителя о неправомерном установлении избыточного и необъективного критерия Квалификация трудовых ресурсов и, как следствие, отсутствии возможности оценить специалистов участников по гражданско-правовым договорам, Комиссией Карельского УФАС России также признает необоснованным в силу следующего.

Пунктом 11.7.2 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателю Квалификация трудовых ресурсов, под которым рассматривается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету конкурса, находящихся в штате на постоянной основе участника, имеющих диплом о высшем инженерно-техническом образовании. При этом, при оценке по данному показателю анализируется информация о наличии в штате участника на постоянной основе руководителей и ключевых специалистов, необходимых для выполнения работ по разработке документации в рамках объекта закупки.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, формулировка «специалисты должны быть оформлены на постоянной основе» означает, что трудовые договора заключены со специалистами на неопределенный срок. Запросов по разъяснению термина, указанного в конкурсной документации, в адрес Заказчика не поступало.

Законодательство также не содержит требований о том, что при установлении показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ» Заказчик обязан принимать во внимание также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера.

Как отметил Заказчик, им было определено, что наличие квалифицированных трудовых ресурсов, выраженное в количестве квалифицированных работников, осуществляющих свою деятельность именно по трудовому договору, свидетельствует о надежности и стабильности подрядчика, поскольку трудовые договоры бессрочны, возлагают большую ответственность на работодателя. Напротив, договоры гражданско-правового характера являются по своей сути срочными, порядок их расторжения не регламентирован законом, в связи с чем, надежность подрядчика, привлекающего сотрудников на основании гражданско-правового договора очевидно меньше.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России определила, что вышеуказанные требования, установленные в конкурсной документации, соответствуют положениям Закона о контрактной системе и Правил и направлены на эффективное исполнение контракта в рамках проведения данного открытого конкурса.

С учетом изложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком критерии оценок заявок не являются излишними и ограничивающими круг участников закупки, и требуются КУ РК «Управтодор РК» для выявления наилучшего предложения участника. Доказательств обратного в материалы представлено не было.

 

3. В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Вместе с тем, Заявителем не сообщено Комиссии Карельского УФАС России какие нормы законодательства о контрактной системе в данном случае нарушены Заказчиком.

Обоснование своих доводов ссылкой на положения статьи 8 Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы ввиду следующего.

Суть жалобы ООО «ДМТ Групп» сводится к тому, что своими действиями, а именно установлением излишних, по мнению Заявителя, требований в конкурсной документации, Заказчик ограничивает количество участников закупки. Вместе с тем, Комиссия считает, что потребности Заказчика обоснованы и не ограничивают количество участников закупки, о чем свидетельствует наличие 6 поданных заявок на участие в конкурсе, которые, согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0306200005121000079 от 24.11.2021, признаны соответствующими конкурсной документации и допущены до участия в конкурсе.

ООО «ДМТ Групп» не представило Комиссии Карельского УФАС России убедительных причин, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности участия Общества в рассматриваемом конкурсе. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу ООО «ДМТ Групп» на действия Заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации объекта «Строительство мостового перехода через пролив Логмозерский в микрорайоне Соломенное г. Петрозаводска» (извещение № 0306200005121000079) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение 3 месяцев со дня вынесения

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны