Постановление №010/04/9.21-103/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-103/20... от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»  

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-103/2022

об административном правонарушении

  

29 апреля 2022 года                                                                                           г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-103/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751, почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),  в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности приобщена к материалам дела), в отсутствие потерпевшего, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 01 февраля 2022 года (вх. №470) поступило заявление К. с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22 июня 2020 года №СПБ80-03454П/20, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объекта недвижимости (ангара-гаража), расположенного по адресу: ш.Петрозаводское, г.Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия, 186220.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. Исходя из того факта, что подписанный заявителем договор поступил в адрес сетевой организации 30 июня 2020 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 30 июня 2021 года.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

В силу пункта 13 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 27 мая 2020 года №СПБ80-03454/20-001 (далее-технические условия) сетевая организация осуществляет:

модернизацию ячейки 35 РУ-6 кВ ПС-20 «КОЗ»; определение проектом типа и технических характеристик оборудования;

проведение мероприятий по изменению параметров устройств РЗА прилегающей сети в связи с подключением дополнительной нагрузки к ПС-20 «КОЗ»;

обеспечение интеграции возводимого оборудования РЗА к существующим системам РЗА и ПА подстанции;

установку в ячейки 35 КРУН-6кВ ПС-20 «КОЗ» многофункционального, трехфазного, многотарифного счетчика активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5 S с рабочим диапазоном температур от -40 ° до +60 ° С (класс точности измерительных трансформаторов тока и напряжения не ниже 0,5);

интеграцию устанавливаемого счетчика в существующую систему АИИС КУЭ ПС-20 «КОЗ» для удаленного сбора данных учета из существующей системы АИИС КУЭ ПАО «Россети Северо-Запад»;

строительство ЛЭП 6 кВ от ПС-20 (КОЗ) до проектируемой ТП-6/0,4 кВ;

монтаж ТП-6/0,4 кВ.

Согласно пункту 14 технических условий заявитель осуществляет:

монтаж щита учета 0,4 кВ объекта;

монтаж ввода 0,4 кВ от точки присоединения до энергопринимающих устройств;

установку прибора расчетного учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и ПАО «Россети Северо-Запад» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии; выполнение расчетного учета электроэнергии прибором учета активной электроэнергии класса точности 1.0 и выше (рекомендуется организовать удаленный доступ к устанавливаемому прибору учета из существующей системы АИИС КУЭ ПАО «Россети Северо-Запад» для удаленного сбора данных учета);

использование средств измерения электроэнергии, соответствующих требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и защищенных от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов;

использование устройств защиты, которые автоматически отключают защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявителя;

использование номинального тока устройств контроля величины максимальной мощности, соответствующего величине заявляемой максимальной мощности.

Вместе с тем по информации заявителя, на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено, предусмотренные договором сроки истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 1 года.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения в редакции, действующей на дату заключения договора, установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) мощности.

Вместе с тем неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой права не исполнять свои обязательства. При этом ряд мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не может быть исполнен ввиду бездействия собственника энергопринимающих устройств, равно как и бездействие сетевой организации может привести к невозможности исполнения обязательств самим собственником.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 25 мая 2021 года по делу №010/04/9.21-148/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 07 октября 2021 года по делу №010/04/9.21-556/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 ноября 2021 года по делу №010/04/9.21-586/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 10 декабря 2021 года по делу 010/04/9.21-605/2021 – штраф 300 000 рублей;  постановление от 29 декабря 2021 года по делу №010/04/9.21-556/2021 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В рассматриваемом случае материальными последствиями действий ПАО «Россети Северо-Запад» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя, на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявителя.

Действия общества, нарушающие пункт 3 Правил технологического присоединения, носят длящийся противоправный характер.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения не истек.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 17 февраля 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего был привлечен К.; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут 17 марта 2022 года.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» и К. надлежало в трехдневный срок со дня получения указанного определения представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений, в том числе уведомление о выполнении технических условий, направленное заявителем.

Во исполнение определения, письмом от 25 февраля 2022 года №МР2/3/119-07/1399 (вх. №885) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что 25 мая 2020 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка К. об осуществлении технологического присоединения объекта недвижимости (передвижной павильон), расположенного по адресу: Петрозаводское шоссе, г.Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия, 186220. 

В ответ на заявку ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 25 мая 2020 года №МР2/3-52/135/2839 направило заявителю запрос о предоставлении недостающих документов.

26 мая 2020 года в адрес сетевой организации по электронной почте заявителем предоставлены недостающие сведения, в связи с чем письмом от 27 мая 2020 года №МР2/3-52/135/3142 направило в адрес К. подписанный со стороны сетевой организации проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-03454П/20, счет и технические условия. 30 июня 2020 года подписанный заявителем договор поступил в адрес сетевой организации.

27 июля 2020 года сторонами было подписано дополнительное соглашение об изменении технических условий, согласно которым технические условия от 27 мая 2020 года №СПБ80-03454/20-001 аннулированы. 

В соответствии с пунктом 13.3.1. технических условий от 08 июля 2020 года №СПБ80-03454/20-002 сетевая организация осуществляет установку в ячейки №5 КРУН-6кВ ПС-20 «КОЗ» многофункционального, трехфазного, многотарифного счетчика активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5 S с рабочим диапазоном температур от -40 ° до +60 ° С (класс точности измерительных трансформаторов тока и напряжения не ниже 0,5).

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договора, заключённого с К., сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: «Строительство ЛЭП-6кВ от ПС-20 «КОЗ», монтажом ТП-6/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ комплектация яч. №5 ПС-20 «КОЗ» вакуумным выключателем, средствами РЗА, СДТУ, АИИСКУЭ, в рамках которого необходимо было осуществить:

строительство ВЛ-6 кВ, протяженностью 1,336 км;

проложить КЛ-6 кВ, протяженностью 0,02 км, ВЛ-6 кВ с применением метода горизонтального бурения 0,352 км (проход под дорогой УПрДорКола);

монтаж 2 КТП мощностью 250 кВА.

В рамках реализации инвестиционного проекта для проведения торгово-закупочных процедур 09 июля 2020 года сетевой организацией было сформировано техническое задание на выполнение комплекса работ «под ключ».

По причине дефицита средств в составе инвестиционной программы для реализации мероприятий по технологическому присоединению объекта К. техническое задание было утверждено только на выполнение проектно-изыскательских работ.

04 декабря 2020 года было сформировано консолидированное техническое задание (по нескольким инвестиционным проектам) для проведения торгово-закупочных процедур. При этом в феврале 2021 года техническое задание возвращено на доработку по причине высоких рисков, что торги не состоятся в связи с незначительной стоимостью работ, в связи с чем было сформировано техническое задание на выполнение полного комплекса работ «под ключ».

Закупка на заключение договора подряда на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по объектам: «Строительство ЛЭП-6кВ от ПС-20 «КОЗ», монтажом ТП-6/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ комплектация яч. №5 ПС-20 «КОЗ» вакуумным выключателем, средствами РЗА, СДТУ, АИИСКУЭ для нужд ПАО «Россети Северо-Запад» была опубликована 18 мая 2021 года, 22 июня 2021 года торги были признаны несостоявшимися.

В качестве причины отказа выхода на участие в закупке подрядные организации указывали сложность выполнения работ, в частности необходимость выполнения проколов под федеральной трассой «Кола», а также необходимость проведения работ в водоохранной зоне.

С целью снижения объемов капитальных вложений, а также нивелирования рисков повторно несостоявшихся закупочных процедур, был проработан вопрос опосредованного технологического присоединения.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 09 сентября 2021 года №МР2/3-52/135-13/4866 направило запрос в ООО «Торговый дом «Карельский гранит» с просьбой рассмотреть возможность присоединения контрагентов опосредовано через существующие кабельные линии 10 кВ, состоящие на балансе ООО «Торговый дом «Карельский гранит». Письмом от 16 сентября 2021 года №01/16-09 ООО «Торговый дом «Карельский гранит» сообщило о невозможности присоединения заявителей через существующие кабельные линии 10 кВ.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 16 февраля 2022 года №МР2/3-52/135-13/697 направило запрос в АО «Карелиянефтепродукт» о возможности присоединения контрагентов опосредовано через существующие кабельные линии 10 кВ, состоящие на балансе АО «Карелиянефтепродукт», однако ответ на запрос в адрес сетевой организации не поступил.

В связи с заключением договоров об осуществлении технологического присоединения с ООО «Армахус», ИП Л., включённых в вышеуказанный инвестиционный проект, техническое задание по договору подряда было скорректировано и дополнено мероприятиями по данным договорам об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.

В настоящий момент по итогам анализа несостоявшейся торгово-закупочной процедуры, с учетом стоимости, сформированной по требованиям Минэнерго России от декабря 2021 года, конкурсная документация доработана, проводится повторная публикация.

Срок завершения работ (в соответствии с техническим заданием) – февраль 2023 года.

Нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению обусловлено необходимостью проведения технически сложных мероприятий, получением большого количества согласований на размещение объектов строительства, а также высокой стоимостью инвестиционного проекта (10804,302 тыс.руб.), что в условиях дефицита средств в составе инвестиционной программы оказало решающую роль при определении схемы реализации инвестиционного проекта.

Вместе с тем ПАО «Россети Северо-Запад» отметило, что не уклоняется от исполнения обязанностей по договору №СПБ80-03454П/20 и принимает все возможные меры, направленные на реализацию технологического присоединения энергопринимающих устройств К.

Помимо изложенного ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что уведомление о выполнение технических условий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-03454П/20 (далее-договор) от К. не поступало.

В свою очередь К. получил копию определения по электронной почте 17 февраля 2022 года, однако, запрашиваемые документы в адрес антимонопольного органа не представил.

В связи с указанным, определением от 17 марта 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-103/2022» составление и подписания протокола назначено на 18 апреля 2022 года. В соответствии с определением К. надлежало представить документы, подтверждающие выполнение им мероприятий, предусмотренных договором и ТУ в полном объеме, а также любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее предоставленных).

Письмом от 15 апреля 2022 года (вх. №1956) К. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, дополнительно сообщив, что с его стороны мероприятия по технологическому присоединению выполнены в полном объеме (установлена опора в границе балансовой принадлежности, осуществлен монтаж щита учета 0,4 кВ объекта, установлен прибор раздельного учета потребления электроэнергии, осуществлен монтаж ввода 0,4 кВ от планируемой точки присоединения до энергопринимающих устройств заявителя).

По факту совершения указанных действий К.  посредством телефонограммы уведомил сетевую организацию о выполнении своих обязательств и необходимости подключения принадлежащего ему объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

Однако, по информации заявителя, никакого результата не последовало. При этом, по мнению заявителя, доводы сетевой организации (в части невыполнения К. технических условий) необоснованны и выглядят надумано.

18 апреля 2022 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад», в отсутствие заявителя был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19 апреля 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-103/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 29 апреля 2022 года в 11 часов 30 минут.

В письме от 28 апреля 2022 №МР2/3/119-06/3574 (вх. от 29 апреля 2022 года №) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи со следующем.

Согласно протоколу заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии о признании закупки не состоявшейся от 22 июня 2021 года (далее-протокол), закупка признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок участников. При этом отсутствие заявок потенциальных подрядчиков является фактором, на который сетевая организация повлиять не может.

В соответствии с вышеуказанным протоколом стоимость инвестиционного проекта по состоянию на 2 квартал 2021 года составляла 9 405 557, 56 рублей, по состоянию на 1 квартал 2022 года – 12 965 162, 56 рублей.

Вместе с тем плата за технологическое присоединение для К. составляет 51780,00 рублей, из которых заявителем фактически оплачено 23 301,00 рублей.

В связи с дефицитом средств инвестиционной программы ПАО «Россети Северо-Запад» в 2021 году, реализация инвестиционного проекта планировалась за счет средств инвестиционной программы 2022 года.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, необходимая валовая выручка – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 года № 215-э/1, расчет плановых выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, и выпадающих доходов по мероприятиям «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, осуществляется исходя из стандартизированных тарифных ставок на следующий период регулирования год и средних объемных значений, определенных на основании фактических данных за три предыдущих год, и данных о количестве технологических присоединений. Плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определяется на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за три предыдущих года, но не ниже документально подтвержденного количества заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования. 

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством включение выпадающих доходов в необходимую валовую выручку регулируемой организации осуществляется по фактическим данным по исполнению договоров льготного технологического присоединения и не учитывает ранее сформированные неисполненные обязательства сетевой организации перед потребителями, в случае если они (обязательства) являются просроченными.

В соответствии с протоколом заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 октября 2021 года №83 плановые выпадающие доходы ПАО «Россети Северо-Запад» на 2021 год составляют: для технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), - 245 708,21 тыс. руб., для технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно,  - 81 200,97 тыс. руб, итого выпадающие доходы по льготной категории заявителей, включенные в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Северо-Запад» на 2021 год, - 326 909,18 тыс. руб.  Фактически исполнение обязательств в части инвестиционной составляющей по договорам льготного технологического присоединения в 2021 году ПАО «Россети Северо-Запад» за счет тарифных источников составило 340 279,43 тыс. руб.

Так, средства, предусмотренные в тарифно-балансовых решениях на финансирование обязательств по договорам льготного технологического присоединения в 2021 году для Карельского филиала, были использованы полностью, в том числе в целях исполнения обязательств по договорам льготного технологического присоединения, с более ранними сроками исполнения, чем договор с К.

При этом, сетевой организацией в качестве альтернативного варианта прорабатывается вопрос об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств К. через электросетевые объекты прочих владельцев объектов электросетевого хозяйства (не ТСО), в частности, как указано выше, направляет письма в адрес:

ООО «Торговый дом «Карельский гранит», получен отказ;

АО «Карелиянефтепродукт», в результате переписки было выявлено, что опосредованное присоединение на условиях АО «Карелиянефтепродукт» невозможно;

ООО «Рыботорговая сеть» (ООО «ВЕСТ»), ответ от 07 апреля 2022 года о согласии допуска персонала сетевой организации на объекты электросетевого хозяйства для проведения испытаний электрооборудования (в целях определения технической возможности использования данных объектов для технологического присоединения). Согласно письму сетевой организации от 22 апреля 2022 года №МР2/3-52/102/1921 испытания и измерения на электрооборудовании планировалось произвести в период с 26 апреля 2022 года по 28 апреля 2022 года. Однако, в связи с болезнью главного энергетика ООО «ВЕСТ» испытания в назначенное время не состоялись и по устной взаимной договоренности сторон перенесены на 04 мая 2022 года, после чего будет определена возможность строительства сетевой организаций объектов электросетевого хозяйства от объектов прочих владельцев (ООО «ВЕСТ») до границ земельного участка К.

Таким образом, сетевая организация не уклоняется от исполнения обязательств с заявителем, прорабатывает возможные альтернативные варианты осуществления технологического присоединения.

Дополнительно в указанном письме ПАО «Россети Северо-Запад» отметило, что деятельность по технологическому присоединению в настоящее время осуществляется сетевой организацией в беспрецедентно-сложных экономических условиях. Общий спад промышленного производства в 2020-2021 годов на фоне пандемии по коронавирусной инфекции усугубляется международными экономическими санкциями 2022 года.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, в связи с чем, приоритетной задачей сетевой организации, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей макроэкономической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя сетевой организации, правомерно констатировать, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» Правил технологического присоединения. В рассматриваемом случае вменяемое сетевой организации правонарушение (пункт 3 Правил технологического присоединения) выражено не в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта К., а в длящемся нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности энергоснабжения объекта, к которому привело длительное неправомерное уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от

него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Петрозаводское шоссе, г.Кондопога, Кондопожский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения (пункта 3 Правил технологического присоединения) является период времени с даты заключения договора – 30 июня 2020 года по дату составления протокола по настоящему делу – 18 апреля 2022 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), а также международными экономическими санкциями, учитывая независящие обстоятельства настоящего дела от сетевой организации, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, в том числе по поиску альтернативного варианта осуществления технологического присоединения объекта заявителя, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что ПАО «Россети Северо-Запад», заключив с К. договор об осуществлении технологического присоединения 30 июня 2020 года, не предприняло действенных мер к исполнению принятых обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению. 

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

2.         Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-103/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления             

Связанные организации

Связанные организации не указаны