Решение №010/07/3-545/2022 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/07/3-545/2022 от 26 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04-40/53-2022

Дело № 010/07/3-545/2022

Заказчик:

ГУП РК «КарелКоммунЭнерго»

***

Заявитель:

ООО «Бета Групп»

***

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 010/07/3-545/2022

   

26 августа 2022 года                                                                                                  г. Петрозаводск

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

***,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Бета Групп» на действия Заказчика – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100, 3,00%, малозольного, 25 оС (https://zakupki.gov.ru, извещение № 32211576610),

 

при участии в режиме видео-конференц-связи представителей:

***,

 

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России 09.08.2022 (вх. №3855) поступила жалоба ООО «Бета Групп» (далее – Общество) на действия Заказчика – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100, 3,00%, малозольного, 25 оС.

1. Согласно жалобе, Заказчиком допущено нарушение требований пунктов 5.3, 5.4 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку Заказчиком в пункте 4.5 проекта договора установлен срок оплаты товара 60 календарных дней, при этом в Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (далее – Положение о закупках) не включены конкретные сроки оплаты, а также в соответствии со статьей 3 Закона о закупках не установлен перечень товаров, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

2. В нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках и пункта 9.5.2 Положения о закупках Заказчик в документации о закупке установил критерий оценки заявок участников «Квалификация участника», отличный от критериев, предусмотренных Положением о закупках.

3. В техническом задании Заказчиком установлено требование к значению показателя зольность, массовая доля: не более 0, 06%, противоречащее нормам заявленного ГОСТ 10585-2013, в котором предусмотрена зольность не более 0, 05%. Таким образом, нарушено требование пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Как полагает Заявитель, в соответствии с установленным порядком оценки заявок к оценке принимаются исполненные или находящиеся в стадии исполнения договоры за оцениваемый период 2019 – 2021 год, исключая 2022 год, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяя надлежащим образом заполнить заявку на участие.

В связи с изложенным Заявитель просит в случае признания действий Заказчика по формированию документации о закупке №32211576610 незаконными, выдать ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

Заказчик представил в адрес Карельского УФАС России возражения на жалобу (вх. от 18.08.2022 № 3996), с доводами жалобы не согласился.

Уведомлением от 11.08.2022 № №010/07/3-545/2022/3053 назначено заседание Комиссии Карельского УФАС России в 10 часов 00 минут 18.08.2022, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Уведомлением от 18.08.2022 №010/07/3-545/2022/3121 объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 26.08.2022.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Заказчик: Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ГУП РК «КарелКоммунЭнерго»).

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Номер извещения: 32211576610.

Наименование закупки: открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100, 3,00%, малозольного, 25 оС.

Дата начала срока подачи заявок: 26.07.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 11.08.2022 в 09:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 759 547 430,00 рублей.

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Пункт 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно данным Единой информационной системы 15.08.2022 Заказчиком размещена в системе новая редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго», утвержденного директором ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» А.С. Меньшиковым от 01.08.2022.

 

1. В соответствии с пунктом 5.3 статьи 3 Закона о закупках срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

Согласно пункту 5.4 статьи 3 Закона о закупках при установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что согласно пункту 4.5 проекта договора (раздел 3 конкурсной документации) расчёты по договору осуществляются безналичном путём, либо иным не запрещённым действующим законодательством Российской Федерации способом, на расчётный счет Поставщика в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты получения Покупателем от Поставщика документов, указанных в пункте 3.2. договора.

Согласно пояснениям Заказчика, изменения в части отсрочки оплаты поставленного товара Заказчиком внесены в новую редакцию Положения о закупках. Так, подпунктами 2, 4 пункта 13.1.3 Положения о закупках предусмотрена отсрочка платежа в течение 7 (семи) рабочих дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги; отсрочка платежа в течение 60 (шестидесяти) календарных дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги для следующего перечня товаров, работ, услуг: поставка топлива жидкого для котельных, включая мазут топочный и дизельное топливо.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчику к поставке требуется мазут топочный с кодом ОКПД 2 – 19.20.28.110. Тогда как согласно информации, размещенной в ЕИС в Карточке положения о закупке в разделе «Перечень товаров, работ, услуг со сроком оплаты превышающим срок, указанный в части 5.3 статьи 3 закона № 223-ФЗ» срок оплаты поставленного товара 60 дней предусмотрен для следующих позиций:

19.20.21.300 Топливо дизельное

19.20.28.100 Мазут

19.20.28.111 Мазут с массовой долей серы не более 3,5% с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 90 "C, с содержанием сероводорода не более 30 ppm, но более 20 ppm

19.20.28.112 Мазут с массовой долей серы не более 3,5% с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 90 "C, с содержанием сероводорода не более 20 ppm, но более 10 ppm

19.20.28.113 Мазут с массовой долей серы не более 3,5% с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 90 "C, с содержанием сероводорода не более 10 ppm.

Следовательно, требуемый к поставке мазут с кодом ОКПД 2 - 19.20.28.110 отсутствует в вышеуказанном перечне, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил в пункте 4.5 проекта договора срок оплаты товара 60 календарных дней, тем самым нарушив требования пунктов 5.3 и 5.4 статьи 3 Закона о закупках. Данный довод жалобы признается обоснованным.

 

2. Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчик в пункте 19.1 информационной карты (раздел 2 конкурсной документации) применил следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

1.           Сумма цен единиц товара;

2.           Квалификация участника, исходя из опыта работы участника, его деловой репутации, наличия у него материально-технических, производственных, кадровых, финансовых, информационных ресурсов.

Вместе с тем, в пункте 9.5.2 Положения о закупках предусмотрено, что критериями оценки заявок могут быть:

1)          цена договора;

2)          качественные характеристики товаров, работ, услуг, являющиеся улучшенными по сравнению с указанными в описании предмета закупки;

3)          деловая репутация участника закупки, выражающаяся в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам и (или) в отсутствии не отмененных судебных решений (постановлений, определений), в которых участник закупки является ответчиком, и (или) в иных репутационных показателях;

4)          наличие статуса дилера (дистрибьютера, вендора и т.п.);

5)          аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным;

6)          оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7)          наличие документов, подтверждающих способность участника исполнить обязательства по договору (подтверждения производителей (владельцев) товара о возможности поставить товар надлежащего качества в установленные сроки, паспорта качества на товар, сертификаты соответствия товара и т.д.).

При этом пунктом 9.5.5 Положения о закупке прямо предусмотрено, что порядок оценки заявок по установленным критериям, формулы расчета рейтинга заявки (при наличии) указываются в документации о закупке. Не допускается указание порядка оценки заявок, выражающегося в субъективной оценке заявок членами комиссии, за исключением порядка оценки заявок по критерию, указанному в подпункте 2 пункта 9.5.2.

В связи с изложенным, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Заказчику надлежало в извещении о закупке установить порядок оценки заявок в соответствии с Положением о закупках. Примененный Заказчиком порядок оценки заявок противоречит Положению о закупках.

Таким образом, в действиях ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлено нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в том, что Заказчик при проведении закупки не руководствовался требованиями Положения о закупке, регламентирующего правила ее проведения. Довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

 

3. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В техническом задании Заказчик установил функциональные и качественные характеристики товара:

Характеристики

Параметры

Марка

Мазут топочный 100, 3,00%, малозольный, 25 оС

Соответствие государственному стандарту

ГОСТ 10585-2013 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия

Вязкость кинематическая при 100 оС, не более, мм2/с:

50,00

Вязкость условная при 100 оС, не более, градусы ВУ:

6,8

Зольность, массовая доля, не более, %:

0,06

Массовая доля механических примесей, не более, %:

1,0

Массовая доля воды, не более, %:

1,0

Массовая доля серы, не более, %:

3,0

Температура застывания, не выше, оС:

25

Теплота сгорания (низшая), не менее, кДж/кг:

39 900

Температура вспышки в открытом тигле, не ниже, оС:

110

Вместе с тем, ГОСТ 10585-2013 предусматривает массовую долю зольности не более 0,05%.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России Заказчик признал, что при описании объекта закупки была допущена опечатка относительно параметра зольности.

Учитывая, что запросов на разъяснения по ошибочно установленной характеристике не поступало, а по тексту проекта контракта и технического задания установлены требования к товару в соответствии с ГОСТ 10585-2013, Комиссия принимает довод Заказчика о допущенной технической ошибке.

 

4. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подпунктом 2.2 пункта 19.2 информационной карты Заказчиком установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Опыт выполнения поставок мазута топочного»: оценке подлежит наличие исполненных или находящихся в стадии исполнения договоров поставки мазута топочного, с объемом подтвержденного исполнения не менее 15 000 тонн мазута топочного, поставленного в течение 1 (одного) календарного года, подтвержденные документально, за период 2019 – 2021 годы. При этом, к оценке принимаются исполненные или находящиеся в стадии исполнения договоры, с объемом подтверждённого исполнения не менее 15 000 тонн мазута топочного, поставленного в течение 1 (одного) календарного года, подтвержденные документально, за период 2019–2021 годы.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия поддерживает довод Заявителя о том, что при оценке заявок комиссией Заказчика не будет засчитан опыт по исполненным в 2022 году договорам, следовательно, участники не смогут корректно заполнить заявку в части опыта исполнения договоров. Кроме того, заявку на участие в конкурсе не смогут подать новые компании, не имеющие данного опыта по аналогичным закупкам за 2019–2021 годы. Тем самым, в нарушение части 1 статьи 1 Закона о закупках Заказчик ограничивает права и законные интересы участников закупки без опыта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

                                                        РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Бета Групп» на действия Заказчика – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100, 3,00%, малозольного, 25 оС. (извещение №32211576610) обоснованной.

 2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 5.3 и 5.4 статьи 3 Закона о закупках.

3. Заказчику выдать Предписание об устранении нарушений путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме (извещение № 32211576610).

4. Передать материалы жалобы ООО «Бета Групп» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

 

 

***

 

                                                                                                            

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны