Постановление №КБ/22/22 постановление от 1 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

постановление

 

АО "Прионежская сетевая компания" ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013 mail@psk-karelia.ru

 

<...>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-571/2022

об административном правонарушении

 

31 октября 2022 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-549/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшего и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 18 августа 2022 года поступило заявление <...> с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств в размере, превышающем действующие на момент подачи соответствующей заявки тарифы.

Из заявления и приложенных к нему материалов следует, что на основании поступившей 05 апреля 2022 года от Галиева Ю.Х. заявки на технологическое присоединение (вх. № АО «ПСК» 14034) АО «ПСК» письмом без номера и даты направило заявителю условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия №ПР0200-22 как неотъемлемое приложение к договору и счет на оплату услуг.

При этом <...> акцентирует внимание на тот факт, что заявка на осуществление технологического присоединения была подана им 05 апреля 2022 года, однако, условия типового договора, технические условия и счет на оплату были получены только 25 июля 2022 года; каких-либо запросов недостающих документов не было (в качестве подтверждения представлены скриншоты личного кабинета заявителя).

Согласно техническим условиям №ПР0200-22 АО «ПСК» принимает на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу: <...>). Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт, категория надежности – 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; точка присоединения: РУ-0,4 кВ проектируемой ТП; основной источник питания: ПС-44П-35/10 кВ «Жарниково»; Л-44П-4; Проектируемая ТП.

При этом в силу пункта 10 технических условий АО «ПСК» помимо прочего необходимо выполнить мероприятия по усилению существующей сети; строительство ВЛЗ-10 кВ от опоры №1 ВЛ-10 кВ ф. Л-44П-4 до проектируемой трансформаторной подстанции; установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформатора определить проектом); мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов; обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

В свою очередь на основании пункта 11.2 <...> на границе балансовой принадлежности необходимо обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами электрической энергии (мощности).

Срок выполнения мероприятий отражен в вышеобозначенном сопроводительном письме без номера и даты и равен 1 году со дня заключения договора.

Размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 и согласно выставленному счету составляет 9 849 543,06 рублей (девять миллионов восемьсот сорок девять тысяч пятьсот сорок три рубля 06 копеек).

Счет необходимо оплатить в течение 5 рабочих дней, в противном случае АО «ПСК» аннулирует поданную заявку на технологическое присоединение.

Рассмотрев запрос Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 09 августа 2022 года №32503/12-07/КЦТ-и, АО «ПСК» письмом от 15 августа 2022 года сообщило, что вблизи объекта заявителя отсутствуют объекты электросетевого хозяйства сетевой организации. Расстояние до ближайших объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» составляет 2,46 км, в связи с чем для технологического присоединения объекта заявителя к сетям АО «ПСК» необходимо осуществить строительство ВЛЗ-10кВ и установку СТП-25 кВА.

При этом из представленного АО «ПСК» в адрес Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам расчета платы за технологическое присоединение следует, что стоимость технологического присоединения объекта Галиева Ю.Х. складывается из следующих составляющих: ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение ФЛ до 15 кВт по 3 категории (22 425,60 руб. с НДС) + средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) 0,4 кВ и ниже трехфазные прямого включения (28 641,60 руб. с НДС) + воздушная линия 1-20 кВ на деревянных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением до 50 кв.мм включительно одноцепная (9 637 546,86 руб. с НДС) + однотрансформаторная подстанция 10/0,4 кВ (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа) (160 929,00 руб. с НДС).

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент подачи <...> заявки) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» в том числе установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, (С1) и ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью менее 670 кВт и на уровне напряжения 20 кВ и менее на осуществление мероприятий, предусмотренных пунктом 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний, на 2022 год согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

Размер платы за технологическое присоединение определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена.

В свою очередь пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Галиев Ю.Х. в понимании Правил технологического присоединения относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "

«Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги? относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 26 августа 2022 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования. Составление протокола назначено на 12 часов 00 минут 21 сентября 2022 года, АО «ПСК» в трехдневный срок со дня получения определения надлежало представить следующие документы и сведения (в копиях):

- заявку <...> с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете) и даты регистрации;

- всю имеющуюся переписку с <...> по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения, включая запросы о предоставлении недостающих документов и сведения (с указанием даты размещения в личном кабинете и приложением подтверждающих документов);

- договор и технические условия к нему с приложением доказательств направления в адрес заявителя (размещения в личном кабинете) и указанием соответствующей даты размещения в личном кабинете заявителя;

- объяснения и правовые обоснования направления <...> договора на технологическое присоединение, технических условий и счета на оплату спустя три месяца с момента получения соответствующей заявки;

-письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с <...> условий о сроке технологического присоединения;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> со ссылками на нормативные акты и указанием даты редакции, в соответствии с которыми таковой произведен;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года;

-письменные пояснения и правовые основания установления <...> платы за технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств в размере 9 849 543,06 рублей, в том числе пояснить основания включения в расчет платы строительство воздушной линии 1-20 кВ на деревянных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением до 50 кв.мм и установку однотрансформаторной подстанции 10/0,4 кВ (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 07 сентября 2022 года АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока представления информации по 16 сентября 2022 года включительно.

Письмом от 16 сентября 2022 года №17091 (вх. от 16 сентября 2022 года №4439) АО «ПСК» предоставило копии запрашиваемых документов и часть пояснений, сообщив, что в связи со значительным удалением объекта заявителя от объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» разработка технических решений для присоединения объекта заявителя заняла длительное время.

Установление размера платы за технологическое присоединение основано на нормах абзаца 8 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», о включении не более чем 50 процентов от величины расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В свою очередь анализ представленных документов отражает, что 05 апреля 2022 года <...> подал в адрес АО «ПСК» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям общества своего жилого дома, расположенного по адресу: <...>). Запрашиваемая максимальная мощность составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, третья категория надежности электроснабжения.

Спустя три месяца с момента поступления заявки на технологическое присоединение письмом от 25 июля 2022 года №13456 АО «ПСК» направило в адрес заявителя условия типового договора и технические условия (без указания срока выполнения мероприятий), счет на оплату услуг по технологическому присоединению.

Рассмотрев поступившие от сетевой организацией документы и сведения, установлено, что АО «ПСК» не представило следующие запрошенные определением от 26 августа 2022 года сведения:

- пояснения относительно неуказания в договоре (технических условиях) условий о сроке технологического присоединения

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года.

С учетом изложенного, а также с целью необходимости истребования сведений у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам срок проведения административного расследования был продлен, составление протокола перенесено на 12 часов 00 минут 19 октября 2022 года.

Определением от 21 сентября 2022 года у АО «ПСК» запрошены:

-письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с <...> условий о сроке технологического присоединения;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года;

- объяснения и правовые обоснования расчета платы за услуги по технологическому присоединению объекта <...> по правилам и тарифам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года, тогда как заявка поступила в адрес АО «ПСК» 05 апреля 2022 года;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

В свою очередь у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам определением от 22 сентября 2022 года были истребованы письменные пояснения относительно правильности расчета сетевой организацией платы за услуги по технологическому присоединению при условии, что <...> заявка на технологическое присоединение и все необходимые документы были представлены 05 апреля 2022 года.

Письмом оn 29 сентября 2022 года №3051/12-05/КЦТ-и (вх. от 29 сентября 2022 года №4629) Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил следующее.

По запросу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 09 августа 2022 года №2503/12-07/КЦТ-и АО «ПСК» представлены пояснения о том, что расстояние до ближайших объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» до объекта заявителя составляет 2,46 км., в связи с чем для технологического присоединения объекта <...> к сетям АО «ПСК» необходимо осуществить строительство ВЛЗ-10 кВ и установку СТП-25 кВА.

По расчету АО «ПСК» плата за технологическое присоединение исходя из стандартизированных ставок в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 года) составляет 9 848 543,06 рублей с НДС, в том числе:

- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, указанным в абзаце восьмом пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (С1) – 18 688 руб.;

- стандартизированная тарифная ставка на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными прямого включения (С 80,4 кВ и ниже) — 23 868 рублей;

- стандартизированная тарифная ставка на строительство воздушной линии 1-20 кВ на деревянных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением до 50 кв.мм. включительно одноцепной протяженностью 2,7 км. (С2.1.1.4.1.11-20 кв) – 8 031 289,05 руб. (5 949 103,00 руб. *50%*2,7 км = 8 031 289,05 руб.);

- стандартизированная тарифная ставка на строительство однотрансформаторной подстанции (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа (С5.1.1.110/0,4 кВ) – 134 107,50 руб. (17 881,00 руб.*50%*15 кВт = 134 107,50 руб.);

- налог на добавленную стоимость – 1 641 590,51 руб.

Вместе с тем по расчету Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам с учетом даты подачи <...> заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям – 05 апреля 2022 года, размер платы составляет 51 067,2 руб. с НДС, в том числе:

- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, указанным в абзаце восьмом пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (С1) – 18 688 руб.;

- стандартизированная тарифная ставка на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными прямого включения (С 80,4 кВ и ниже) — 23 868 рублей;

- налог на добавленную стоимость – 8 511,2 руб.

В свою очередь, АО «ПСК» письмом от 29 сентября 2022 года №17889 (вх. от 29 сентября 2022 года №4626) сообщило, что в письме от 25 июля 2022 года №13456, с которым заявителю предоставлены типовые условия договора и технические условия отражен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя для сетевой организации и заявителя. Поскольку действие договора между сетевой организацией и заявителем не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме, то неуказание данного срока непосредственно в типовых условиях договора, направленных заявителю, не ущемляет его прав.

Типовые формы технических условий, закрепленные Правилами технологического присоединения, не содержат в себе раздела, в котором возможно указать срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией или заявителем, ввиду чего он указан в письме от 25 июля 2022 года №13456.

Кроме того, АО «ПСК» пояснило, что в связи с отсутствием объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» вблизи объекта заявителя, разработка технических решений для присоединения объекта заявителя заняла длительное время.

При этом сетевая организация со ссылкой на часть 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, обосновала правомерность выставления счета за технологическое присоединение объекта Галиева Ю.Х.

19 октября 2022 года в отношении АО «ПСК» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19 октября 2022 года рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 31 октября 2022 года.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Резюмируя вышеизложенное, отмечаю, что согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» с 01 октября 2017 года по 30 июня 2022 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с абзацем 7 пункта 17 Правил технологического присоединения при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей.

Заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> была подана до 01 июля 2022 года, таким образом, в состав платы за технологическое присоединение по указанной заявке расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, не должны учитываться.

В целом технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся составлением акта об осуществлении технологического присоединения, которым обязательно предшествуют выполнение обеими сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению. Не оплачивая предложенный к оплате счет за мероприятия по технологическому присоединению, <...> лишается возможности заключить соответствующий договор и получить доступ к услугам сетевой организации. Вместе с тем собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют о нарушении АО «ПСК» установленного пунктом 19 Правил технологического присоединения запрета на навязывание невыгодных обязательств по оплате стоимость услуг за технологическое присоединение - вопреки тому факту, что заявка <...>  поступила в адрес сетевой организации 05 апреля 2022 года, плата за технологическое присоединение рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года.

Кроме того, имеющимися документами подтверждается факт нарушения АО «ПСК» срока направления (размещения в личном кабинете) документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения — документы необходимо было разместить в личном кабинете заявителя в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявки (в рассматриваемом случае до 19 апреля 2022 года; фактически действия осуществлены 25 июля 2022 года). При этом направленные условия типового договора и технические условия не содержат существенного условия о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что в свою очередь является нарушением пунктов 16 и 105 Правил технологического присоединения. Довод об указании условий о сроке исполнения мероприятий по технологическому присоединению в сопроводительном письме от 25 июля 2022 года (при этом заявителю направлено сопроводительное письмо без регистрации (отсутствует номер и дата) несостоятелен, непосредственно ввиду того, что пунктом 105 предусмотрено указание условий о сроке именно в технических условиях.

 

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 20 апреля 2022 года, 25 июля 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ПСК» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 850 000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-571/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления <...>

 

 

2022-86

 

 

Связанные организации

Галиев Ю.Х.
ИНН 000000000000, ОГРН
ООО "Нью Стар"
ИНН 1007012670, ОГРН 1021000943017