Решение №010/06/106-301/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/106-301/2022 от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 010/06/106-301/2022

04-18/77-2022

 

Заказчик:

ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ»

 

Уполномоченное учреждение:

ГКУ РК «Центр организации закупок

РК и мониторинга в сфере экономики»

 

Заявитель:

ООО «СЕВЕРПРОДУКТ»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 010/06/106-301/2022

                                                                                                                                    г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «17» мая 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «20» мая 2022 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- при участии представителей Заявителя – (полномочия подтверждены), (копия доверенности в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи;

- при участии представителя Заказчика - Л Д.Н. (полномочия подтверждены) в режиме видеоконференцсвязи;

- при участии представителя Уполномоченного учреждения - Б Р.С. (копия доверенности в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи;

 

рассмотрев жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия Заказчика – ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» (извещение № 0806500000222000545) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262),                                            

УСТАНОВИЛА:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

Информация, изложенная в жалобе, мотивированный отзыв Уполномоченного учреждения, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.

 

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (с изменениями) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) 28.04.2022.

Номер извещения: 0806500000222000545.                                                                                                                            

Наименование объекта закупки: оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ».

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Заказчик: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» (ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ»).

Уполномоченное учреждение: ГКУ РК «Центр организации закупок РК и мониторинга в сфере экономики».

Начальная (максимальная) цена контракта: 13 118 795,49 рублей.

 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.05.2022 № ПРОII1, на участие в конкурсе поданы 2 (две) заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 № ИЭОК1, на основании результатов оценки вторых частей заявок на участие в закупке, а также оценки ценовых предложений участников закупки, победителем конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 230.

Рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 30 минут 16.05.2022 в режиме видеоконференцсвязи, состоялось в указанное время.

В связи с необходимостью изучения дополнительных материалов дела Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 17.05.2022.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе при участии представителей Заказчика, Заявителя.

На момент рассмотрения поступившей жалобы контракт не заключен.

 

Изучив представленные материалы, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Карельского УФАС России признает жалобу обоснованной ввиду следующего:

 

1. По смыслу статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, в части, касающейся, в том числе: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов.

Статьей 6 Закона о контрактной системе, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Как следует из положений статьи 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами закупки являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 Постановления № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

В соответствии с абзацем 7 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Согласно пункту 33 приложения к Постановлению № 2571 при оказании услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (через запятую, без исключений, без сопоставлений и различий – прим. Комиссии Карельского УФАС России) устанавливаются дополнительные требования, а именно, наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Соответственно, по смыслу вышеуказанных норм, для того чтобы участвовать в рассматриваемом конкурсе участнику необходимо иметь опыт исполнения договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для любых из 4-х вышеуказанных организаций.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 25 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Также, в Приложении № 2 к Положению № 2604 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, согласно пункту 13 Приложения № 2 к Положению № 2604, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки объединены также, как и в пункте 33 приложения к Постановлению № 2571 в одну общую категорию:

Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (через запятую, без исключений, без сопоставлений и различий – прим. Комиссии Карельского УФАС России).

Таким образом, в данном случае, по смыслу Постановлений № 2751 и № 2604, Правительство Российской Федерации не разделяет услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов по специфике организации для которой они оказываются (поставляются).

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик не сообщил Комиссии Карельского УФАС России о наличии прямого законодательного запрета, а также не представил  допустимых доказательств того, что опыт ООО «Комбинат социального питания» не может быть применён при оказании услуг по организации питания обслуживаемых граждан в ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ».

По логике письма Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 16.05.2022 № 10-00-02/13-3339-2022 разница при организации питания взрослого и детского населения в различных видах учреждений по сути сводится лишь к применению СанПина, однако санитарно-эпидемиологические требования не являются предметом закупки.

По правилам статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Существенным условием для договора возмездного оказания услуг является предмет и цена. Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - их оплатить.

 

Предметом государственного контракта в рамках рассматриваемого конкурса является оказание услуг по организации питания. В то же время, получатель услуги, конкретно «получатели социальных услуг на территории ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ», предметом контракта не являются.

Важно отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит вида договора «оказание услуг общественного питания медицинских организаций» или «оказание услуг общественного питания организаций отдыха детей и их оздоровления». По мнению Комиссии Карельского УФАС России, в данном случае предмет договора именно «организация питания».

Что касается договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, являющегося разновидностью договора поставки, его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке. Кроме того, судебная практика, со ссылкой на статью 532 ГК РФ, признает в качестве существенного условие о цене.

Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе ГК РФ, Закон о контрактной системе не содержит понятия договора поставки пищевых продуктов организациям отдыха детей и их оздоровления, и это не является его существенным условием.

Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2022 № 306-ЭС21-23099 по делу № А12-119/2021 в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе - законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, необходимо руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса.

При таких обстоятельствах, Комиссия Карельского УФАС России соглашается с доводами ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» о том, что опыт должен соответствовать предмету контракта, а не тому с каким учреждением он заключен.

При этом доводы Уполномоченного учреждения о том, что ситуация, при которой участники закупки, имеющие требуемый Заказчику специфический опыт, является выявлением лучших условий оказания услуги, не подтверждены ни действующим законодательством, ни любыми иными доказательствами.

Проанализировав закупки, проведенные в разных субъектах РФ, Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области и других регионах, заказчики не ограничивают участников, а напротив, принимают опыт оказания услуг организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям, организациям социального обслуживания, организациям отдыха детей и их оздоровления. По мнению Карельского УФАС России, указанный подход сводится к тому, что участник, который имеет опыт оказания услуг для широкого спектра учреждений – является очевидно более квалифицированным, более «гибким» и готовым оказать услуги надлежащего качества в соответствии с условиями контракта.

 

2. Комиссия Карельского УФАС России соглашается с доводами ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» о том, что оценка по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.

Не установление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами (что в данном случае подтверждается результатами конкурса).

В случае если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.

В ходе рассмотрении жалобы, директор ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» Л Д.Н. подтвердил, что жалоб на качество и опыт оказания услуг ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» у учреждения не имеется.

Таким образом, не применение Заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны выполнить работы надлежащим образом.

Опыт одной компании (организации) может во много раз превысить опыт
иных участников закупки, при том, что опыт иных участников будет сопоставим с
ценой и условиями контракта, поскольку в соответствии с извещением о проведении конкурса предполагается, что для того чтобы претендовать на победу в закупке и получить право заключить с Заказчиком государственный контракт, участник должен обладать минимальным опытом оказания аналогичных услуг/работ в объеме, сопоставимом с объемом и суммой работ/услуг договора по данной закупочной процедуре.

Вместе с тем, наличие у участника избыточного опыта предоставляет
необоснованные преимущества участнику конкурса с избыточным опытом,
поскольку при определении количества баллов указанным в конкурсной
документации способом (без ограничения верхнего предела) ставит участника с
избыточным опытом в преимущественное положение по отношению к иным
участникам конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт для
качественного и своевременного выполнения работ, но не могут конкурировать с
участником с избыточным опытом (в том числе и путем повышения
предпочтительности своей заявки за счет иных критериев) (что в данном случае подтверждается результатами конкурса).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на
соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между
участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров,
выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками,
специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по
осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок,
операторами электронных площадок, операторами специализированных
электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям
настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению
конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников
закупок.

Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Карельского УФАС России не может принять версию Уполномоченного учреждения о том, что поскольку в вышеуказанных Постановлениях № 2751 и № 2604 не установлено обязанности указания предельного максимального количественного значения, то извещение о проведении закупки формально соответствует действующему законодательству, так как в указанной ситуации очевидно, что избыточный опыт не коррелируется с диспозицией статьи 8, части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, а именно не создает равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что в данном случае подтверждается результатами конкурса. Доказательств обратного в материалы представлено не было.

Важно отметить, что с 01.01.2022 при закупке услуг питания законодательно закреплены (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604) значения стоимостных и нестоимостных критериев, где величина нестоимостного критерия 60% (опыт).

Как справедливо отмечено начальником Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России                              О.В. Г, указанная новелла законодательства о контрактной системе связана с многочисленными фактами некачественного оказания услуг по организации питания.                  Так, регулярно заключались контракты с существенным снижением цены, в отдельных случаях достигавшим 60%. Например, в некоторых школах Санкт-Петербурга себестоимость школьных обедов в 2021 году составляла 62 рубля за порцию при рекомендованной Правительством цене в 173 рубля (по материалам СМИ – прим. Комиссии Карельского УФАС России).

Таким образом, по мнению Комиссии Карельского УФАС России, Правительство РФ в данной ситуации, очевидно поддерживая цену, вместе с тем и понижает необходимость в избыточном опыте за счет 60%, так как в противном случае, последний (избыточный опыт), вынужденно толкает иного участника в пропасть нерентабельности, и, как следствие, риска оказать услуги ненадлежащего качества, испортить репутацию, попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что не отвечает принципам здоровой и честной конкуренции, противоречит духу закона и воле законодателя.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 № ИЭОК1, на основании результатов оценки вторых частей заявок на участие в закупке, а также оценки ценовых предложений участников закупки, выводы Комиссии Карельского УФАС России подтверждаются тем, что победителем конкурса стал участник по максимально возможной стоимости контракта – 525,00 рублей за единицу услуги, тогда как вынужденное предложение другого участника за единицу услуги составило 250,00 рублей.

При такой ситуации, Комиссия Карельского УФАС России устанавливает, что извещение о проведении рассматриваемой закупки в силу своего несоответствия требованиям статьи 6 и 8 Закона о контрактной системе, нарушает права и законные интересы как Заявителя так и неограниченного круга лиц (потенциальных участников конкурса), в связи с чем Заказчику/Уполномоченному учреждению необходимо выдать предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» (извещение № 0806500000222000545).

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия Заказчика – ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обслуживаемых граждан в ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» (извещение № 0806500000222000545) обоснованной.

2. В действиях Заказчика - ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» установлено нарушение требований статей 6 и 8 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику/Уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение 3-х месяцев с момента его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                        ­­­­   __________________

 

Члены комиссии                                                                  _________________

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны