Постановление №010/04/9.21-492/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-492/20... от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

post@mrsksevzap.ru

 

Карельский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

karelia@rosseti-sz.ru

 

К.Д.А.

karyazha@mail.ru

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-492/2022

об административном правонарушении

 

29 сентября 2022 года                                                                                                г. Петрозаводск

 

Я,  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-492/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» (до 23.06.2021 - ПАО «МРСК Северо-Запада»; ОГРН - 1047855175785; ИНН - 7802312751; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г.Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н.Е.С. (доверенность от 15.06.2022 №113-22), в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

В Управление поступило заявление законного представителя К.Д.Д. – К.Д.А. (с письмом ФАС России от 21.06.2022 №21/59521/22, вх. от 21.06.2022 №3153) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключению с его сыном договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дачного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0160213:669, по адресу: остров Лункулансаари нп, Питкярантский район, 186821, а также в установлении в  технических условиях срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 1 год вместо положенных, как полагает заявитель, 15 дней.

Из заявления следовало, что 26.04.2022 через личный кабинет потребителя посредством интернет-портала К.Д.А., как законный представитель несовершеннолетнего сына подал в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» заявку на технологическое присоединение вышеуказанного объекта к электрическим сетям общества.

По результатам рассмотрения заявки в адрес заявителя поступили проект типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия от 18.05.2022 №КАР-01321-Э-С/22-002 (далее – ТУ) и счет.

Согласно пункту 14 ТУ срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения вышеуказанного договора.

При этом техническими условиями определено, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок - 15кВт, основной источник питания: ВЛ 0,4 кВ проектируемая (К.Д.Д. ЗУ 669) от ТП-387 (ПС 35 кВ, Салми, (ПС17С), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, точка присоединения: контактные соединения проводов на опоре ВЛ 0,4 кВ проектируемая (К.Д.А) от ТП-387 (для подключения ЗУ с кадастровым номером 10:10:0160213:669).

Сетевая организация в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, осуществляет строительство необходимого количества ЛЭП- 0,4 кВ от РУ-0,4кВ ТП-387 до границы участка заявителя.

В свою очередь заявителю, согласно ТУ, необходимо выполнить:

- требования к системе (устройствам) рилейной защиты и автоматики (включая противоаварийную и режимную);

- требования к приборам учета электрической энергии, (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности);

- допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного в соответствии с ТУ;

- обеспечить возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления электроэнергии),

- предоставить сетевой организации на безвозмездной основе место установки приборов учета электрической энергии и (или иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления электроэнергии).

Из заявления следовало, что 26.05.2022 К.Д.А. направил электронное обращение № 4853788 в адрес сетевой организации о несогласии с указанным в ТУ сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению его объекта.

Так, заявитель полагает, что срок выполнения мероприятий по вышеуказанному договору установлен не верно и в силу пункта 16 Правил технологического присоединения должен быть установлен срок, не превышающий 15 дней, поскольку имеется линия, расположенная на расстоянии не более 15 м.

По информации заявителя, на момент направления в антимонопольный орган рассмотренного заявления по обозначенному обращению ответа от сетевой организации в его адрес не поступило. Позже заявитель сообщил об аннулировании заявки от 26.04.2022.

Помимо изложенного заявитель обратил внимание, что стоимость за осуществление технологического присоединения была установлена не 550 руб. а гораздо выше.

Необходимо отметить, что от заявителя в адрес антимонопольного органа поступили копии типового договора, ТУ, а также скриншот обращения заявителя №4853788 (без даты его направления), скриншот письма ПАО «Россети Северо-Запад» от 06.04.2022 №МР2/3-52/135/1568, адресованного Кузину Олегу Евгеньевичу.

Однако, к заявлению не были приложены копии: заявки и документов, приложенных к ней, направленных в адрес сетевой организации; счета, полученного от ПАО «Россети Северо-Запад», а также иных документов, подтверждающих дату размещения заявителем заявки и обращения и дату размещения сетевой организацией в личном кабинете заявителя договора и ТУ, фотоматериалы, подтверждающие наличие линии на расстоянии 15 м от земельного участка заявителя.

При этом из изложенной в заявлении информации следовало, что договор между сетевой организацией и заявителем не заключен. Кроме того, разногласия сторонами не урегулированы, заявка аннулирована без указания причин.

С учетом изложенного, заявитель просил провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Пункт 14 Правил технологического присоединения регламентирует требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.  В рассматриваемом случае заявитель отвечает критериям пункта 14 Правил технологического присоединения. При этом в силу указанной нормы Правил технологического присоединения в заявке, в том числе должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии), серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.

В пункте 10 Правил технологического присоединения содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке, в том числе в силу подпункта «д» указанного пункта к заявке должна быть приложена копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает гражданин.

Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать срок  осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора  и не может превышать  в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом  напряжения до 20 кВ включительно, при этом от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 13.07.2021 по делу №010/04/9.21-386/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 16.07.2021 по делу №010/04/9.21-365/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 24.08.2021 по делу №010/04/9.21-330/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 13.09.2021 по делу №010/04/9.21-479/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 13.09.2021 по делу №010/04/9.21-503/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.09.2021 по делу №010/04/9.21-482/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 16.09.2021 по делу №010/04/9.21-461/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.09.2021 по делу №010/04/9.21-522/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 07.10.2021 по делу №010/04/9.21-556/2021 – штраф 300 000 рублей постановление от 12.10.2021 по делу №010/04/9.21-547/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 25.11.2021 по делу №010/04/9.21-646/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.11.2021 по делу №010/04/9.21-586/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 10.12.2021 по делу №010/04/9.21-605/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.12.2021 по делу №010/04/9.21-657/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12.12.2021 по делу №010/04/9.21-650/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.12.2021 по делу №010/04/9.21-730/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.12.2021 по делу №010/04/9.21-731/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12.01.2022 по делу №010/04/9.21-818/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 13.01.2022 по делу №010/04/9.21-680/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 31.01.2022 по делу №010/04/9.21-797/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 02.02.2022 по делу №010/04/9.21-841/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.02.2022 по делу №010/04/9.21-829/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.02.2022 по делу №010/04/9.21-839/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 22.02.2022 по делу №010/04/9.21-798/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 02.02.2022 по делу №010/04/9.21-841/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.03.2022 по делу №010/04/9.21-34/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 09.03.2022 по делу №010/04/9.21-37/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 11.03.2022 по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 28.03.2022 по делу №010/04/9.21-106/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.03.2022 по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19.04.2022 по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.04.2022 по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 06.05.2022 по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей)   в связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявления определением от 20.07.2022 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-492/2022 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования. Составление и подписание протокола об административном правонарушении было запланировано на 19.08.2022 в 11 часов 00 минут. К.Д.А. привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего.

Во исполнение пункта 3 указанного определения с письмом от 25.07.2022 №МР2/3/119-06/6217 (вх. от 26.07.2022 №3653) ПАО «Россети Северо-Запад» предоставило запрашиваемые документы, а также подтвердило, что 26.04.2022 К.Д.Д. обратился через личный кабинет на Портале ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) в адрес Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Питкярантский район, д. острова Лункулансаари, ул.Центральная, д.2. С заявкой в качестве правоустанавливающего документа представлена выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:10:160213:669.

29.04.2022 в личном кабинете сетевая организация разместила письмо от 28.04.2022 №МР2/3-50/135-10/1043 ПАО «Россети Северо-Запад», в котором указала на необходимость предоставить в силу положений абзаца 9 пункта 15 Правил технологического присоединения в течение 20 рабочих дней доверенность на представителя несовершеннолетнего и документ, удостоверяющий его личность.

Здесь необходимо отметить, что в силу вышеупомянутого подпункта «д» пункта 10 Правил технологического присоединения к заявке физического лица должна быть приложена копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Согласно предоставленному Каряжей Д.А. с письмом от 22.07.2022 (вх. от 25.07.2022 №3641) скриншоту с личного кабинета копия паспорта его сына К.Д.Д. была направлена с заявкой.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

С учетом изложенного, 13.05.2022 в личном кабинете К.Д.Д. было размещено письмо от 11.05.2022 с приложенными к нему согласиями К.И.Ю. (матери) и К.Д.А. (отца).

 Таким образом, 13.05.2022 представлен полный пакет документов в составе заявки от 26.04.2022.

С учетом изложенного 19.05.2022 в личном кабинете заявителя размещены проект договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия для присоединения к электрическим сетям от 18.05.2022 № КАР-01321-Э-С/22-002. Счет на оплату от 18.05.2022 в размере 550 руб. размещен в личном кабинете заявителя 21.05.2022, указанное подтверждается скриншотами из личного кабинета заявителя, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В технических условиях от 18.05.2022 срок выполнения мероприятий указан 1 год.

26.05.2022 К.Д.А. в личном кабинете разместил письмо с вопросом к сетевой организации относительно размещенного в его личном кабинете ответа общества от 06.04.2022 № МР2/3-52/135/1568, адресованного Кузину Олегу Евгеньевичу, сообщил о несогласии с установленным в ТУ сроком выполнения технологического присоединения 1 год, тогда как, по его мнению срок должен быть 15 рабочих дней.

Из пояснений сетевой организации следует, что письмо, адресованное Кузину Олегу Евгеньевичу было размещено в личном кабинете заявителя ошибочно.

В свою очередь срок выполнения технологического присоединения - 1 год по информации ПАО «Россети Северо-Запад» также указан вследствие технической ошибки, которая в дальнейшем была исправлена обществом путем размещения 23.06.2022 в личном кабинете потребителя откорректированных технических условий со сроком выполнения мероприятий 6 месяцев.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 25.07.2022 №МР2/3/119-06/6217 (вх. от 26.07.2022 №3653) поясняет, что для технологического присоединения энергопринимающих устройств К.Д.Д., сетевой организации было необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-387 протяженностью 40 м, монтаж прибора учета.

В свою очередь, 15 рабочих дней (срок о котором пишет К.Д.А.) - это срок, установленный в Правилах технологического присоединения для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, при временном технологическом присоединении, что в его случае не подходит, поскольку технологическое присоединение должно осуществляться по постоянной схеме.

По информации сетевой организации после размещения 23.06.2022 в личном кабинете заявителя откорректированных технических условий, нового мотивированного отказа К.Д.Д. от подписания договора технологического присоединения в адрес сетевой организации не поступало, счет от 18.05.2022 заявителем не оплачен, документов, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не предоставлено.

В связи с отсутствием оплаты счета в установленные сроки, на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявка К.Д.Д. на технологическое присоединение от 26.04.2022 аннулирована, о чем заявитель уведомлен 02.07.2022. Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения между сетевой организацией и К.Д.Д. не заключен.

Письмом от 19.08.2022 ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о назначении иной даты составления протокола ввиду невозможности обеспечить явку своего представителя.

 С учетом изложенного, в целях соблюдения прав и законных интересов ПАО «Россети Северо-Запад», в соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ определением от 19.08.2022 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-492/2022» срок административного расследования был продлен до 19.09.2022, составление прокола назначено на 15 часов 00 минут 14.09.2022.

На основании имеющихся в материалах настоящего дела пояснений и документов установлено, что по запросу сетевой организации от 28.04.2022 письмом от 11.05.2022 (размещено в личном кабинете 13.05.2022) заявитель предоставил недостающие документы, заявка от 26.04.2022 комплектна с 13.05.2022.

Сетевая организация 19.05.2022 в соответствии с пунктами 15 и 105 Правил технологического присоединения в установленный срок (до 27.05.2022) разместила в личном кабинете заявителя условия договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия и счет на оплату.

В свою очередь 26.05.2022 заявитель разместил в личном кабинете письмо, в котором выразил несогласие с установленным в ТУ сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению, являющееся по сути отказом от подписания договора.

С учетом изложенного, в силу требований пункта 105 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана была в течение 10 рабочих дней со дня получения такого письма-требования разместить в личном кабинета заявителя документы, приведенные в соответствие с настоящими Правилами, в рассматриваемом случае не позднее 09.06.2022. Однако, откорректированные технические условия ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя только 23.06.2022.

14.09.2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 15.09.2022 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-492/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 29.09.2022 в 15 часов 00 минут.

Письмом от 29.09.2022 №МР2/3/119-05/82552 (вх. от 29.09.2022 №4632)   ПАО «Россети Северо-Запад» предоставило дополнительные пояснения, в которых отметило, что обращение  К.Д.А. не рассматривалось сотрудниками, работающими с заявкой К.Д.Д. как мотивированный отказ от заключения договора, поскольку не содержало ни собственно отказа от заключения договора, ни предложения об изменении размещенных документов, ни требования о приведении их в соответствие правилам технологического присоединения.

Ответ К.Д.Д. был предоставлен (посредством размещения технических условий в новой редакции), как на обращение – в течение 1 месяца с даты поступления, а не как на мотивированный отказ – в течение 10 рабочих дней с даты поступления в соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения.

В связи с чем, сетевая организация полагает, что в ее действиях отсутствует факт нарушения пункта 105 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем сетевая организация отметила, что в случае, если административный орган не согласится с доводами общества об отсутствии события административного правонарушения, рассмотреть тогда возможность применения положений КоАП РФ о малозначительности.

Кроме того, по мнению общества, дело об административном правонарушении было возбуждено в нарушение правового регулирования, введенного в Российской Федерации со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336).

Вместе с тем в случае, не согласия административного органа с доводами Общества о распространении моратория на проверки, сетевая организация ходатайствовало о рассмотрении возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что санкция за правонарушение, предусмотренное части 2 статьи 9.21 КоАП РФ составляет от 600 тыс. до 1 млн. руб.В свою очередь основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии. В связи с чем, приоритетной задачей сетевой организации, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

Административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости Общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

Так, общество обращает внимание, что судами признается, что в условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 №11-П (решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2022 по делу №А62-9949/2021).

Значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, ухудшают финансовое положение сетевой организации и ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Руководствуясь изложенным, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что нарушение устранено и ходатайствует о снижении размера административного штрафа на основании положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, отмечаю, что сетевая организация после получения письма заявителя, в котором он указывает на неверно установленный в ТУ срок технологического присоединения, направила новый (измененный) проект договора об осуществлении технологического присоединения через 20 рабочих дней, вместо 10 рабочих дней установленных Правилами технологического присоединения, доказательств обратного в материалы настоящего дела общество не предоставило.  С учетом признанной обществом технической ошибки у ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствовали основания расценивать письмо несогласие в качестве обращения гражданина в рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме того, такие действия сетевой организации свидетельствуют о затягивании обществом процесса заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

При этом, констатирую, что материалами дела подтверждается факт направления сетевой организацией проекта договора после письма заявителя от 26.05.2022, но за пределами срока, установленного Правилами технологического присоединения, однако, до возбуждения настоящего дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения – 10.06.2022.

Местом совершения административного правонарушения является – ул.Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия (адрес Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад»); площадь Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург (адрес сетевой организации).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

В качестве смягчающего обстоятельства признается добровольное прекращение административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф, антимонопольный орган принимает во внимание небольшие сроки просрочки технологического присоединения объекта заявительницы, а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, потребитель в данных отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями стороной, вправе требовать от сетевой организации надлежащего, добросовестного исполнения Правил технологического присоединения. Так, материалы дела свидетельствуют о последовательности действий заявителя и значительном по времени бездействии сетевой организации в конечном итоге, которое привело к нарушению установленного срока направления измененного проекта договора о подключении объекта потребителя.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

           Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС - 40102810945370000073

Банк получателя – Отделение - НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-492/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Руководитель управления                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны