Решение №010/05/5-628/2023 РЕШЕНИЕ от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия

 

ООО «Газета «Беломорская трибуна»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2023 года                                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2023 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

.

-руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

 

-заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №010/05/5-628/2023, возбужденное в отношении ООО «Газета «Беломорская трибуна»  (;, Республика Карелия, 186500) по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту размещения на странице 1 номера 31 от 10 августа 2023 года газеты «Беломорская трибуна» рекламы печатных изданий и книг, которые можно приобрести в редакции газеты, без указания категории информационной продукции в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела представителей ООО «Газета «Беломорская трибуна»  и Управления Роскомнадзора по Республике Карелия,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 24 августа 2023 года (вх. №4942-ЭП/23)  из Управления Роскомнадзора по Республике Карелия поступило заявление с просьбой рассмотреть объявление, предлагающее к продаже печатные издания, книги, размещенное  без знака информационной продукции на странице 1 номера 31 от 10 августа 2023 года газеты «Беломорская трибуна», на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе.

Из указанного заявления следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия в рамках исполнения полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в ходе проведенного систематического наблюдения установлено, что на странице 1 номера 31 от 10 августа 2023 года газеты «Беломорская трибуна» размещено объявление, предлагающее к продаже печатные издания, книги, без знака информационной продукции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе в тем указанное объявление опубликовано с пометкой «Реклама».

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступившего заявления в адрес ООО «Газета «Беломорская трибуна» был направлен запрос от 31 августа 2023 года №КБ/3207/23.

Письмом от 12 сентября 2023 года №27 (вх. от 22 сентября 2023 года №5510/23)  ООО «Газета «Беломорская трибуна» выразило согласие с нарушением требований ФЗ «О рекламе»,  а также пояснило, что рассматриваемое рекламное объявление публикуется в газете без его официального утверждения учредителями — по устной договоренности с авторами произведений. Автором макета является Ц А.И., ответственный секретарь, который по совместительству является оператором электронного набора, верстки и корректором.

С ответственного секретаря ЦА.И., в чьи должностные обязанности входит контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, получена объяснительная записка.

Более того, с вышеуказанным лицом проведена разъяснительная работа о недопустимости подобного рода нарушений впредь, вынесено устное предупреждение, усилен контроль за соблюдением  требований ФЗ «О рекламе».

Дополнительно в указанном письме  ООО «Газета «Беломорская трибуна»  отмечает, что в текущем номере (№36 от 14 сентября 2023 года) нарушение в рекламном объявлении исправлено, а именно добавлены знаки информационной продукции в соответствии с заявленными в каждом печатном издании (книге, брошюре).

Проанализировав имеющиеся документы и сведения, нормативную правовую базу в области рекламного законодательства установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под  неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года   №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ «О рекламе» (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как распространяется посредством печатной информации в газете, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (печатные издания и книги, которые можно приобрести в редакции  ООО «Газета «Беломорская трибуна»).

Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – ФЗ «О защите детей»), без указания категории данной информационной продукции.

Статья 2 ФЗ «О защите детей» содержит следующие понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 ФЗ «О защите детей»).

В силу части 3 статьи 6 ФЗ «О защите детей» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: 

1) Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) Информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «О защите детей» производителем и (или) распространителем информационной продукции осуществляется обозначение ее категории знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей с указанием цифры и знака «плюс» или соответствующего текстового предупреждения.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите детей» оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Учредителями СМИ «Беломорская трибуна» (свидетельство о регистрации средства массовой информации: серия Пи №ТУ10-00146) являются Администрация Беломорского муниципального района и Автономное учреждение Республики Карелия «Информационное агентство «Республика Карелия». Главный редактор и одновременно директор ООО «Газета «Беломорская трибуна» – О Н Б. Таким образом, именно ООО «Газета «Беломорская трибуна» является рекламораспространителем рассматриваемого рекламного модуля.

С учетом изложенного, определением от 19 октября 2023 года №КБ/3808/23  в отношении ООО «Газета «Беломорская трибуна» было возбуждено настоящее дело, рассмотрение назначено на 16 часов 00 минут 20 ноября 2023 года.

Письмом от 14 ноября 2023 года (вх. №6505-ЭП/23) Управление Роскомнадзора по Республике Карелия ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Изучив материалы дела, Комиссия констатирует, что поскольку объектом рекламирования в СМИ «Беломорская трибуна» является объявление о находящихся в продаже печатных изданиях и книгах, размещение рекламы без указания категории информационной продукции является неправомерным и свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №1922), Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей размещенную  на странице 1 номера 31 от 10 августа 2023 года газеты «Беломорская трибуна» рекламу печатных изданий и книг, которые можно приобрести в редакции газеты,  поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; действия ООО «Газета «Беломорская трибуна» нарушающими часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Газета «Беломорская трибуна» не выдавать в связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы зрелищного мероприятия.

 

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии                                        ___________              

 

Члены комиссии                                                    __________                

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны