Постановление №010/04/9.21-887/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-887/20... от 2 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»  

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

Н Н.С.

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-887/2022

об административном правонарушении

  

02 февраля 2023 года                                                                                         г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-887/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 15 июня 2022 года №113-22 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 14 ноября 2022 года (вх. №440/22) поступило заявление с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявительницей и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-13885С/21 (далее – договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: район п.А, Хийтольское сельское поселение, Лахденпохский район, Республики Карелия.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявительницей 02 июля 2021 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 04 июля 2022 года (указанное обусловлено нормой статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий для присоединения к электрическим сетям №СПБ80-13885С/21-001 от 26 июня 2021 года  (далее – технические условия) следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявительницы составляет 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ВЛ 0,4 кВ проектир.() от ТП 6/0,4 (проектир. по АО «А») (ПС-57 Кузнечное (ЛенЭнерго).

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 КВ от РУ-0,4 кВ проектируемой ТП-6/0,4 (по ДТП с АО «А») до границы земельного участка заявительницы;

выполнение требований к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики (включая противоаварийную и режимную), а также требований действующих НТД;

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также требований действующих НТД;

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

обеспечение возможности действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявительница осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до ВРУ (сборного электрического щита и т.д.) объекта (при необходимости);

выполнение требований к коммутационным аппаратам (устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявительницы, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявительницы; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности, устанавливаемый в сетях заявительницы, должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организации действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам;

выполнение требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявительницы фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности;

получение от ПАО «Россети Северо-Запад» акта о выполнении технических условий.

Вместе с тем на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Заявительница относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 1 года.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и 

сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, так как технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической в связи с тем, что законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление по делу от 08 июня 2021 года №010/04/9.21-256/2021 - 800 000 рублей; постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 16 декабря 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшей к участию в деле привлечена Н Н.С.; составление и подписание протокола запланировано 15 часов 30 минут 16 января 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку Н Н.С. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете);

-типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявительницы либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявительницы;

- сведения об оплате по договору;

-переписку сетевой организации с Н Н.С. по вопросу технологического присоединения объекта заявительницы (с приложением копий подтверждающих документов);

- письменные пояснения и правовые основания установления в данном случае срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год, а не шесть месяцев с момента заключения договора;

-письменные пояснения о причинах невыполнения ПАО «Россети Северо-Запад» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы;

-сведения о проделанных ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта Н Н.С.;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 26 декабря 2022 года №МР2/3/119-06/11151 (вх. от 28 декабря 2022 года №1641-ЭП/22) пояснило, что 12 июня 2021 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка Н Н.С. на осуществление технологического присоединения объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: п., Хийтольское сельское поселение, Лахденпохский район, Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка).

15 июня 2021 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы запрос о предоставлении недостающих документов (исх. от 15 июня 2021 года №МР2/3-50/135-10/1526).

23 июня 2021 года в адрес сетевой организации Н Н.С. представлены недостающие сведения, в связи с чем 29 июня 2021 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-13885С/21, счет и технические условия.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договора, заключенного с Н Н.С., сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: «Строительство линейного ответвления  ВЛ-6кВ  Л-57-60 с установкой двух  ТП-6/0,4кВ, строительством ВЛ-0,4кВ в р-не п. А Лахденпохского р-на», в рамках которого предварительно предусматривалось строительство линии электропередачи ВЛ-6кВ, ориентировочной протяженностью 1,5 км (с вырубкой просеки, площадью 1 га (с оформлением необходимой разрешительной документации)), а также монтаж двух ТП-6/0,4кВ, строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 0,4 км, монтаж приборов учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. При этом плановая стоимость реализации вышеуказанных мероприятий – 6 952,2 тыс. руб.

19 августа 2021 года на электронной торговой площадке РАД между обществом и ООО «ТКС» был заключен рамочный договор на выполнение работ, необходимых для осуществления технологического присоединения на объектах производственного отделения «Западно-Карельские электрические сети» Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» на территории Сортавальского, Суоярвского, Питкярантского, Лахденпохского, Пряжинского районов Республики Карелия.

01 марта 2022 года в целях реализации инвестиционных проектов №№ 002-31-2-01.33-2012, 001-31-2-01.41-3245, 002-31-2-01.33-2016 по рамочному договору от 19 августа 2021 года №112-31 была заключена договорная заявка «под ключ» от 01 марта 2022 года №21С/112-31 на осуществления полного комплекса работ по объекту: «Строительство линейного ответвления  ВЛ-6кВ  Л-57-60 с установкой двух  ТП-6/0,4кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в р-не п. Асилан Лахденпохского р-на (технологические присоединения АО «А» № СПБ80-08009С/21 от 12 мая 2021 года, ООО «Ферма Кетроваара» СПБ80-23570С/21 от 27 сентября 2021 года и др. 6 чел.)». В свою очередь в техническом задании – приложении к заявке, перечислены все договоры технологического присоединения, реализация которых обеспечивалась данной заявкой. В перечне также имеется договор № СПБ80-13885С/21 с заявительницей.

При этом в данном случае строительство линии электропередачи может быть осуществлено по землям национального парка «Ладожские шхеры», земли которого имеют режим особо охраняемой природной территории, или по землям частных собственников. Технологических разрывов между земельными участками для строительства инженерных сетей в данном районе не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 103 Лесного Кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Пунктом 3 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются, в том числе  строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

В силу подпункта «д» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что текущим правовым регулированием установлен императивный запрет на строительство линейных объектов, в том числе линий электропередачи, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены законодательством. Однако, строительство линии электропередачи до границы земельного участка Н Н.С. не входит в установленные законодательством исключения, поскольку принадлежащий заявительнице земельный участок не находится в границах населенного пункта и не является объектом, связанным с обеспечением функционирования национального парка.

Так, прохождение проектируемой трассы линии электропередачи по землям национального парка «Ладожские шхеры» и отсутствие альтернативных вариантов строительства в обход земель национального парка являются основанием для расторжения договоров об осуществлении технологического присоединения (Определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года №2-134/2021, от 21 марта 2022 года по делу №2-36/2021 и др.).

Таким образом, строительство линии электропередачи по землям национального парка «Ладожские шхеры» в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Н Н.С. законодательно запрещено, в связи с чем ООО «ТКС» был проработан единственный альтернативный вариант, а именно прохождение линии электропередачи по землям частных собственников с наименьшим обременением, то есть в обход земель национального парка.

ООО «ТКС» обратился к собственникам земельных участков с кадастровыми номерами, (М Ж.Л.) и (ООО «Х») за согласованием размещения линии электропередачи на принадлежащих им земельных участках в целях технологического присоединения АО «А», однако, собственники в размещении линии отказали.

В письме от 12 апреля 2022 года №025/04-22 ООО «ТКС» сообщило о невозможности выполнения работ по заявке в связи с отказом вышеуказанных собственников в размещении на принадлежащих им земельных участках линии электропередачи.

Так, заявка на выполнение работ «под ключ» от 01 марта 2022 года №21С/112-31 была расторгнута и 27 апреля 2022 года заключена новая заявка №22С/112-31 на выполнение проектно-изыскательных работ в рамках инвестиционного проекта «Строительство линейного ответвления ВЛ-6 кВ Л-57-60 с установкой двух ТП-6/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в районе п. Асилан Лахденпохского района». При этом ООО «ТКС» обязано в ходе проектирования выполнить землеустроительные работы (с оформлением землеустроительной документации), а также получить все необходимые согласования и разрешения для размещения проектируемой линии электропередачи и трансформаторных подстанций. Учитывая, что трасса проектируемой ВЛ-6 кВ проходит по землям собственников, альтернативного варианта размещения трассы ВЛ-6 кВ не имеется, ООО «ТКС» обратилась в Администрацию Лахденпохского района Республики Карелия с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, , для строительства линии электропередачи.

Письмом от 06 июня 2022 года №3096 Администрация Лахденпохского района Республики Карелия отказала в установлении публичного сервитута в целях проектирования ЛЭП на земельных участках М Ж.Л. и ООО «», поскольку не соблюдены  условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить публичный сервитут (подпункты 2,3 пункта 1 статьи 39.44 Земельного Кодекса Российской Федерации). 

Таким образом, понуждение частных собственников согласовать размещение линии электропередачи на принадлежащих им земельных участках, в том числе в целях технологического присоединения Н Н.С. возможно, с учетом вышеперечисленных отказов, только в судебном порядке. При этом результат судебного разбирательства может быть как положительным, так и отрицательным. Вместе с тем установленные Правилами технологического присоединения сроки выполнения мероприятий не рассчитаны на прохождение сетевой организацией судебной процедуры урегулирования отношений с третьими лицами. 

Дополнительно в указанном письме ПАО «Россети Северо-Запад» отметило, что приняло меры к исполнению обязательств по договору с АО «А», Н Н.С. и др., однако, в силу препятствий со стороны третьих лиц при урегулировании вопросов, касающихся использования земельных участков частных собственников для строительства линии электропередачи, выполнение мероприятий в сроки, установленные Правилами технологического присоединения, не представлялось возможным.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» просит принять во внимание, что в 2022 году Карельским УФАС России было рассмотрено дело об административном правонарушении №010/04/9.21-491/2022 по факту нарушения обществом срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному с АО «А» договору №СПБ80-09009С/21 (кадастровый номер земельного участка). Земельный участок заявителя с кадастровым номером является соседним (смежным) по отношению к участку АО «А». Мероприятия по договорам об осуществлении технологического присоединения со стороны сетевой организации входили в один инвестиционный проект.

В договоре с ООО «ТКС» от 01 марта 2022 года №21С/112-31, представленном в административный орган в рамках рассмотрения дела № 010/04/9.21-491/2022, в техническом задании перечислены договоры об осуществлении технологического присоединения, в целях реализации которых заключен договор подряда.

Помимо договора с АО «Асилан» в перечень включены иные заявители, в том числе Н В.С.

В пункте 8 технических условий по договору № СПБ80-13885С/21 с Н Н.С. предусмотрен основной источник питания: ВЛ 0,4 кВ проектир. (Л, Г, Н) от ТП-6/0,4(проектир. по АО «А») (ПС-57 Кузнечное (ЛенЭнерго)).

В пункте 10.1.1. Технических условий по договору № СПБ80-13885С/21 с Н Н.С. со стороны сетевой организации предусмотрены мероприятия, осуществляемые по договору с АО «А», в частности строительство необходимого количества ЛЭП- 0,4 кВ от РУ-0,4кВ проектируемой ТП-6/0,4 (по ДТП с АО «А») до границы земельного участка заявителя.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» считает, что причины невозможности исполнения договора с Н Н.С. в сроки, установленные правилами технологического присоединения, являются теми же самыми, что и в рамках административного дела № 010/04/9.21-491/2022.

Так, сетевая организация отмечает, что в силу части 5 статьи 4.1 и пункта 7 пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, корреспондирующих требованиям статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, и в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1157-О).

Руководствуясь изложенным, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что в рассматриваемом случае привлечение сетевой организации к административной ответственности за нарушения, допущенные в отношении одних и тех же действий (бездействия), противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ. 

16 января 2023 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С., в отсутствие заявительницы был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 18 января 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-887/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 02 февраля 2023 года в 16 часов 30 минут.

Письмом от 02 февраля 2023 года №МР2/3/119-06/954 (вх. №640-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что договор с заявительницей заключен 05 июля 2021 года. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. В пределах срока выполнения мероприятий ПАО «Россети Северо-Запад» заключило с ООО «ТКС» договорную заявку «под ключ» на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Строительство линейного ответвления ВЛ-6кВ Л-57-60 с установкой двух ТП-6/0,4кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в р-не п. Асилан Лахденпохского р-на (технологические присоединения АО «А» № СПБ80-08009С/21 от 12 мая 2021 года, ООО «Ф» СПБ80-23570С/21 от 27 сентября 2021 года и др. 6 чел.)».

При этом в техническом задании перечислены все договоры об осуществлении технологических присоединений, реализация которых обеспечивалась указанной заявкой, в том числе указан договор №СПБ80-13885С/21.

Вместе с тем общество отмечает, что в рамках настоящего дела поясняло и представило доказательства относительно невозможности строительства линии электропередачи, обусловленной особенностями местоположения земельного участка заявителя.

Так, строительство линии электропередачи возможно запроектировать по федеральным землям национального парка «Ладожские шхеры» или по землям частных собственников. Иной вариант строительства с использованием земель неразграниченной государственной собственности в настоящем случае отсутствует.

В свою очередь строительство по землям национального парка законодательно запрещено.

В силу подпункта «д» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что текущим правовым регулированием установлен императивный запрет на строительство линейных объектов, в том числе линий электропередачи, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены законодательством. Однако, строительство линии электропередачи до границы земельного участка Н Н.С. не входит в установленные законодательством исключения, поскольку принадлежащий заявителю земельный участок не находится в границах населенного пункта и не является объектом, связанным с обеспечением функционирования национального парка.

Кроме того, в процессе исполнения обязанности урегулирования отношений с третьими лицами, по земельным участкам которых возможно строительство линии электропередачи, обществом получены отказы частных собственником, а также отказ Администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия в установлении публичного сервитута в целях проектирования ЛЭП на земельных участках, , на основании подпункта 2, подпункта 3 пункта 1 статьи 39.44 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по мнению сетевой организации, в данном случае возможность строительства линии к земельному участку Н Н.С. зависит от действий третьих лиц, которые препятствуют данному строительству. При этом в августе в адрес М Ж.Л. (собственника земельных участков с кадастровыми номерами,), 19 августа 2022 года №МР2/3-50/135-10/2251 в адрес ООО «Х» (собственника земельного участка с кадастровым номером) ПАО «Россети Северо-Запад» повторно направило запросы о согласовании прохождения проектируемых ЛЭП по принадлежащим им земельных участкам.

Учитывая изложенное, сетевая организация отмечает, что не уклонялось от исполнения публично-правовой обязанности по заключенному с Н Н.С.договору, не бездействовало.

Дополнительно в указанном письме сетевая организация ходатайствовала о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи со следующим.

Поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П.

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» срока осуществления технологического присоединения заявительницы, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению не позднее 04 июля 2022 года включительно).

При этом констатирую, что из представленных ПАО «Россети Северо-Запад» документов следует, что сетевая организация заключила рамочный договор с ООО «ТКС» 19 августа 2021 года, в рамках которого была заключена договорная заявка «под ключ» лишь 01 марта 2022 года, то есть спустя 08 месяцев с момента заключения с НН.С. договора об осуществлении технологического присоединения. Более того, доказательств исполнения всех возможностей для урегулирования правоотношений с третьими лицами, не представлено.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Ходатайство ПАО «Россети Северо-Запад» о прекращении производства по настоящему делу не подлежит удовлетворению по основаниям, указанным выше.

Место совершения административного правонарушения – п.Асилан, Хийтольское сельское поселение, Лахденпохский район, Республики Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 05 июля 2022 года (нарушение сроков технологического присоединения).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявителя, объем проделанных сетевой организацией работ, характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что ПАО «Россети Северо-Запад», заключив с Н Н.С. договор об осуществлении технологического присоединения 02 июля 2021 года, не предприняло действенных мер к исполнению возложенных на него обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-887/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                                        

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны