Решение №010/01/15-891/2020 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 010/01/15-891/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛ... от 16 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 010/01/15-891/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

        рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (ИНН: 1013005590; юридический адрес: 186352, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Кирова, д. 7) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции), выразившегося в предоставлении ООО «Сток» муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в д. Шуньга) с нарушением требований действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,      

          без участия представителей Заявителя, Ответчика и Заинтересованного лица,

 

УСТАНОВИЛА:

           По результатам рассмотрения материалов, представленных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам к заседанию Правления, в действиях Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее – Администрация) были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» при передаче ООО «Сток» на основании договора №21/20 от 14.08.2020 муниципального имущества, расположенного на территории деревни Шуньга Медвежьегорского района и предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

        28.12.2020 Карельское УФАС России выдало Администрации предупреждение №07-2021 о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем возврата муниципального имущества, переданного ООО «Сток» без проведения конкурентных процедур, в муниципальную казну.

Срок исполнения предупреждения был установлен до 01 февраля 2021 года с обязанностью информирования антимонопольного органа об его исполнении в течении 3 дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Также письмом исх.№010/01/15-891/2020/4835 от 28.12.2020 Карельское УФАС России уведомило Администрацию о том, что в случае невозможности Администрации самостоятельно осуществлять деятельность по водоснабжению, водоотведению на территории деревни Шуньга, органу местного самоуправления необходимо предпринять меры, направленные на заключение концессионного соглашения.

29.01.2021 в Управление поступило ходатайство Администрации о продлении срока выполнения предупреждения до 31.03.2021, поскольку на территории Медвежьегорского района ООО «Сток» является единственным поставщиком, оказывающим услуги по водоснабжению. В случае возврата имущества в казну орган местного самоуправления самостоятельно не сможет осуществлять услуги водоснабжения гражданам, проживающим в д. Шуньга.

Согласно части 5 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

04.02.2021 Карельское УФАС России на основании части 5 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» письмом исх.№010/01/15-891/2020/320 продлило срок выполнения предупреждения до 31.03.2021, а также сообщило, что в указанный срок Администрации необходимо принять меры, направленные на заключение концессионного соглашения.

30.03.2021 (вх.№1429 от 05.04.2021) Администрация повторно обратилась в Управление с ходатайством о продлении срока выполнения предупреждения, в котором указала, что в период с 01.02.2021 по 31.03.2021 была проведена работа по сбору технической информации, произведен выезд в д. Шуньга для технического осмотра имущества в целях определения объектов, подлежащих ремонту (реконструкции) за счет концессионера или концедента. Также положительно были проведены переговоры с ООО «Сток» по вопросу выступления с инициативной концессией. При продлении срока выполнения предупреждения Администрация обязалась продолжать работу, направленную на заключение концессионного соглашения.

05.04.2021 Карельское УФАС России письмом исх.№ 010/01/15-891/2020/1028 продлило срок выполнения предупреждения до 01.07.2021.

        К 01.07.2021 информации о выполнении предупреждения или мотивированного ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения в Карельское УФАС России не поступило.

        02.09.2021 Карельское УФАС России направило на имя главы Администрации запрос о предоставлении в кратчайший срок информации по выполнению предупреждения. В запросе Управление сообщило, что Администрации неоднократно продлевался срок выполнения предупреждения, окончательно до 01.07.2021. Администрацией не представлено информации о выполнении предупреждения. Также не подано мотивированное ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения, с указанием завершенных в ходе подготовки к заключению концессионного соглашения процедур, а также процедур, которые предстоит выполнить.

По состоянию на 28.09.2021 в Управление не поступило ни документов, свидетельствующих об выполнении предупреждения, ни мотивированного ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Карельского УФАС России от 28.09.2021 № 129 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» возбуждено дело № 010/01/15-891/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 Определением от 28.09.2021 о назначении дела № 010/01/15-891/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела было назначено на 14.10.2021, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам был привлечен в качестве заявителя, Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» привлечена в качестве ответчика, ООО «Сток» привлечено в качестве заинтересованного лица.

        Определением от 14.10.2021 рассмотрение дела было отложено на 28.10.2021 в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с получением дополнительных доказательств и для привлечения к делу лиц, участие в рассмотрении дела которых необходимо.

        Определением от 28.10.2021 рассмотрение дела было отложено на 29.11.2021 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции» по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии.

         Определением от 29.11.2021 рассмотрение дела было отложено на 16.12.2021 в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

         Лица, участвующие в деле, не представили Комиссии пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии, в силу части 5 статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции».

          Комиссией Карельского УФАС России были изучены:

       - договор №207/05 на сдачу в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 06.06.2005;

       - договор №21/20 на сдачу в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 14.08.2020;

       - договор №б/н на сдачу в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 02.08.2021;

       - предупреждение №07-2020 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 28.12.2020, с письмом Управления от 28.12.2020;

       - пояснения Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 11.11.2020, 29.09.2021 и 29.11.2021;

       - ходатайства Администрации о продлении срока выполнения предупреждения от 29.01.2021 и 05.04.2021.

В рамках рассмотрения дела №010/01/15-891/2020, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории деревни Шуньга Медвежьегорского района, по результатам которого было установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 14.08.2020 по настоящее время.

2. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по водоснабжению и водоотведению.

3. Географические границы товарного рынка определены как территория деревни Шуньга Медвежьегорского муниципального района.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): действия Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» при заключении с ООО «Сток» договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, с нарушением требований Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях, привели к созданию для указанного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела.

          В ходе рассмотрения дела Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

 14.08.2020 между администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее также Администрация) и ООО «Сток» заключен договор №21/20 на сдачу в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».

Предметом договора является предоставление Арендодателем во временное возмездное владение и пользование Арендатору объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории деревни Шуньга Медвежьегорского района (водопроводно-насосная станция, водонапорная башня, водопроводная башня). Сроки введения объектов водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию в договоре не указаны. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объекты введены в эксплуатацию в 1977 году.

Срок действия договора установлен с 15.08.2020 по 14.07.2021.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены специальные требования к порядку передачи объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности.

          В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

           В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

          Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным (часть 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

          Вышеуказанные нормы были введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в законную силу 08.05.2013 (со дня официального опубликования Федерального закона).

          Соблюдение особого порядка передачи прав владения на объекты коммунальной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений является обязательным условием, поскольку предоставляет государству определенные гарантии эффективного использования социально-важных объектов водоснабжения (водоотведения), их реконструкцию и обеспечения надлежащего выполнения функций ресурсоснабжения в отношении неопределенного круга лиц. 

          Из перечня муниципального имущества к рассматриваемому договору аренды следует, что срок ввода в эксплуатацию всех объектов из числа объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в муниципальной собственности, не установлен, а согласно сведениям ЕГРН срок ввода в эксплуатацию объектов превышает пять лет.

          Следовательно, объекты водоснабжения (водоотведения), находящиеся в настоящее время во владении и пользовании ООО «Сток» могут быть переданы последнему только на основании концессионного соглашения.

         Таким образом, договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории деревни Шуньга Медвежьегорского муниципального района, заключен между администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» и ООО «Сток» с нарушением положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Закона о концессионных соглашениях.

          29.09.2021 в Управление поступило письмо Администрации, согласно которому ООО «Сток» не направило в адрес органа местного самоуправления предложения о заключении концессионного соглашения. Администрацией готовится документация на закупку оборудования для водозабора, расположенного в д. Шуньга, после чего будет определен объем работ, которые необходимо произвести в рамках концессионного соглашения. Договор №21/20 от 14.08.2020 прекратил свое действие 14.07.2021, имущество передано по акту приема-передачи.

          Письмом от 29.11.2021 Администрация сообщила, что ООО «Сток» продолжает осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории деревни Шуньга на основании договора от 02.08.2021.

         Дополнительно Администрация указала, что ООО «Сток» не отвечает установленным законом требованиям (имеет задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации), в связи с чем не может обратиться с предложением о заключении концессионного соглашения без проведения процедуры конкурса. До сентября 2021 года директор ООО «Сток» отказывался предоставлять Администрации технические характеристики, необходимые для разработки конкурсной документации в целях заключения концессионного соглашения. После смены руководства Общества технические данные были предоставлены. В настоящее время завершается разработка технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом имущества концессионеру по концессионному соглашению.

          До заключения договора от 14.08.2020 с ООО «Сток», объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории деревни Шуньга Медвежьегорского района, находились в пользовании ООО «ЛИВССТ» на основании договора аренды №207/05 от 06.06.2005.

          Участия своих представителей в заседании Комиссии Карельского УФАС России Администрация и ООО «Сток» не обеспечили.

          В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

          Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

          Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения), препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

          Подобный переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением норм права и способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела № 010/01/15-891/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

За данное нарушение статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Учитывая обстоятельства дела, указывающие на продолжение нарушения Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по делу, предусматривающего совершение действий, направленных на передачу объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных в д. Шуньга, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении ООО «Сток» муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в д. Шуньга) с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.      

2.  Выдать Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 010/01/15-891/2020 должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

_____________

 

_____________ 

                                  _____________

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны