Решение №04-40/61-2023 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/07/3-696/2023 от 13 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFДело № 010/07/3-696/2023
04-40/61-2023
Заказчик:
АО «ПСК»
185013, г. Петрозаводск,
ул. Новосулажгорская, д. 22
***
Заявитель:
ООО «Карелия-Восток-Сервис»
185031, г. Петрозаводск,
ул. Заводская, д. 4
***
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 010/07/3-696/2023
13 декабря 2023 года г. Петрозаводск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:
***,
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Карелия-Восток-Сервис» на действия Заказчика – АО «ПСК» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды для защиты от искр, брызг расплавленного металла и для защиты от электродуги (https://zakupki.gov.ru, извещение №32312907985),
УСТАНОВИЛА:
В Карельское УФАС России 23.11.2023 поступила жалоба ООО «Карелия-Восток-Сервис» (вх. от 23.11.2023 №6723/23) на действия Заказчика / комиссии Заказчика по осуществлению закупок (далее – закупочная комиссия), при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды для защиты от искр, брызг расплавленного металла и для защиты от электродуги.
Исходя из доводов жалобы и согласно итоговому протоколу от 15.11.2023 №32312907985-01, Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «Карелия-Восток-Сервис» на следующих основаниях:
- несоответствие заявки на участие в запросе предложений требованиям Документации (подпункт 2 пункта 6.3 Документации), а именно: в соответствии с пунктом 3.7 документации о закупке срок поставки товара с момента подписания договора должен быть выражен календарной датой и быть не позднее «15» декабря 2023 года. В соответствии с извещением о проведении закупки дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 15.11.2023, договор не может быть заключен ранее 27.11.2023, вместе с тем, предложенный в заявке участника срок поставки товара – 21.11.2023, находится за пределами срока действия договора;
- несоответствие установленным Заказчиком требованиям к теплозащитным свойствам спецодежды: в Спецификации (Техническое задание) Заказчиком указаны три климатических пояса (III, IV и Особый климатический пояс), в заявке участника к поставке предлагается костюм зимний для эксплуатации в IV и Особом климатическом поясе.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на неисполнимость отраженного Заказчиком в Спецификации требования к поставляемой спецодежде (одна позиция) в части III, IV и Особого климатического пояса, поскольку согласно требованиям ГОСТ 12.4.303-2016 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от пониженных температур. Технические требования» одна позиция не может соответствовать одновременно трем климатическим поясам.
При таких обстоятельствах, ООО «Карелия-Восток-Сервис», руководствуясь частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), полагает, что Заказчиком нарушены его права и законные интересы, поскольку нарушен порядок определения победителя запроса предложений.
В связи с изложенным Заявитель просит признать жалобу обоснованной и отменить итоговый протокол от 15.11.2023 № 32312907985-01.
Заказчик в своих письменных возражениях на жалобу (вх. от 29.11.2023 №6861-ЭП/23, от 12.12.2023 № 7173-ЭП/23) с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
Заказчик: акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК»).
Способ закупки: запрос предложений в электронной форме.
Номер извещения: 32312907985.
Наименование закупки: поставка спецодежды для защиты от искр, брызг расплавленного металла и для защиты от электродуги.
Дата и время окончания подачи заявок: 15.11.2023 09:00.
Начальная (максимальная) цена договора: 2 694 846,00 рублей.
В ходе заседания в 10 часов 00 минут 04.12.2023 Комиссией Карельского УФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения дополнительных материалов жалобы объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 13.12.2023.
Рассмотрение жалобы и принятие решения Комиссией Карельского УФАС России состоялись после заключения договора от 27.11.2023 № 2023.219261 на поставку спецодежды для защиты от искр, брызг расплавленного металла и для защиты от электродуги.
Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителя Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом, в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Закупочная деятельность АО «ПСК» регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (далее - Положение о закупке), утвержденным Протоколом Советом директоров АО «ПСК» от 14.07.2023 № 186.
В соответствии с пунктом 14.19.2 Положения о закупке договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением заключается такой договор по результатам проведения запроса предложений в электронной форме, должен быть заключен заказчиком не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Так, пунктом 3.7 Документации установлены требования к сроку поставки товара, который с момента подписания договора должен быть выражен календарной датой и быть не позднее 15.12 2023. В случае предоставления участником предложения с указанием срока поставки товара позднее 15.12.2023 и/или выраженного в других единицах, закупочная комиссия вправе отклонить такое предложение из-за несоответствия предложения на участие в процедуре закупки требованиям закупочной документации.
Согласно подпункту 2 пункта 6.3 Документации Заказчик имеет право отказать участнику закупки в участии в запросе предложений в электронной форме в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений в электронной форме требованиям Документации.
Пунктом 8.2 Документации предусмотрено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением заключается такой договор по результатам проведения запроса предложений в электронной форме должен быть заключен заказчиком не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Как установлено Комиссией Карельского УФАС России, в соответствии с извещением о закупке дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 15.11.2023, договор на поставку спецодежды не мог быть заключен ранее 27.11.2023 и не позднее 05.12.2023. Следовательно, срок заключения договора с победителем - 27.11.2023, соответствует требованиям Документации.
Вместе с тем, исходя из итогового протокола от 15.11.2023 участником закупки ООО «Карелия-Восток-Сервис» в заявке был указан срок поставки товара 21.11.2023, установленный за пределами срока действия договора, т.е. до предполагаемой даты его заключения (27.11.2023), который не соответствовал требованиям, установленным в пункте 3.7 Документации.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «Карелия-Восток-Сервис» правомерно отклонена на основании ее несоответствия требованиям Документации, следовательно, в действиях комиссии Заказчика нарушений положений Закона о закупках не выявлено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно подпункту 3 пункта 7.1 Положения о закупке описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении помимо прочего должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В силу пунктов 1, 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а также подпунктов 1, 2 пункта 8.1 Положения о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3.1 Документации наименование, вид, характеристики и количество требуемого к поставке товара определяется в соответствии со Спецификацией (приложение к извещению №32312907985). Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, установленные заказчиком и описание предмета закупки приложены отдельным файлом («Спецификация (тз дуга зима) изм.xlsx»).
Согласно Спецификации к поставке требуются костюмы зимние в количестве 77 штук со следующими характеристиками:
Техническое задание |
Наименование |
III, IV и особый климатический пояс Уровень защиты: не менее 70 кал/см2 не более 114 кал/см2
Комплектация: куртка, полукомбинезон. Ткань: с маслонефтеводоотталкивающей отделкой на основе арамидных волокон (Номекс или аналог). Куртка: с притачной утепляющей подкладкой, притачным капюшоном, центральной застёжкой на тесьму ""молния"", кулиской по низу, комбинир ованными рукавами. Полукомбинезон: с притачной утепляющей подкладкой, центральной застёжкой на тесьму «молния», притачным поясом, пристёгивающимися бретелями. Пояс фигурной формы с застёжкой на две пуговицы. Цвет: тёмно-синий с красной кокеткой, со световозвращающей полосой 50 мм. Внутренняя накладка полочки, внутренняя сторона передней планки, клапаны карманов и пояс брюк контрастного красного цвета,-для контроля правильности эксплуатации костюма. |
Костюм зимний (куртка, брюки муж.) для защиты от термических рисков электрической дуги с уровнем защиты не менее 70кал/см² не более 114 кал/ см2
|
В силу подпунктов «а», «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Так, в соответствии с итоговым протоколом на основании результатов оценки заявок победителем закупки признано ООО «ТехноАвиа-Санкт-Петербург», заявка которого соответствовала требованиям Документации и содержала лучшие условия поставки товара. Заявка ООО «Карелия-Восток-Сервис» отклонена по причине несоответствия требованиям Документации и Спецификации.
Изучив заявку победителя, Комиссия Карельского УФАС России установила, что его заявка содержала следующее предложение о поставке:
Наименование товара в соответствии со Спецификацией заказчика |
Наименование товара, предложенное участником |
Характеристики товара (при предложении эквивалентного товара параметры эквивалентности) |
кол-во |
Костюм зимний (куртка, брюки муж.) для защиты от термических рисков электрической дуги с уровнем защиты не менее 70кал/см² не более 114 кал/ см2 |
Костюм зимний «ВОЛЬТ з 220-55» Производитель ПВ ООО «ФИРМА «ТЕХНОАВИА» |
III, IV и особый климатический пояс Уровень защиты: 76 кал/см2. Комплектация: куртка, полукомбинезон/брюки 6 уровень защиты ЗЭТВ 76 кал/кв.см – защита от термического воздействия электрической дуги, значение электродугового термического воздействия |
77 |
Согласно данным открытых источников сети Интернет, в частности официального сайта производителя ООО «Фирма «ТехноАвиа» (https://karelia.technoavia.ru/katalog/spetsodezhda/elektroduga/2-379.htm), костюм зимний «ВОЛЬТ з 220-55» соответствует 3(4) классу защиты от пониженных температур воздуха и ветра для эксплуатации в IV и Особом климатических поясах.
Кроме того, в заявке победителя отражено, что «пакет материалов, применяемых для изготовления костюма, обеспечивает уровень теплозащитных свойств 3(4) класса для эксплуатации в IV и Особом климатических поясах».
В заявке ООО «Карелия-Восток-Сервис» так же указаны 2 климатических пояса: IV и Особый, соответствующие 3(4) классу защиты.
В соответствии с ГОСТ 12.4.303-2016 утепленная спецодежда в зависимости от климатических поясов РФ подразделяется по уровню теплозащитных свойств на четыре класса защиты:
Класс защиты |
Климатический пояс |
Температура воздуха зимних месяцев, °С |
Скорость ветра* в зимние месяцы, м/с |
Суммарное тепловое сопротивление**, кв.м×°С/Вт |
|
Плечевое изделие (куртка) |
Поясное изделие (брюки, полукомбинезон) |
||||
4 |
Особый |
−25 |
6,8 |
0,77 |
0,69 |
3 |
IV |
−41 |
1,3 |
0,83 |
0,80 |
2 |
III |
−18 |
3,6 |
0,64 |
0,57 |
1 |
I-II |
−9,7 |
5,6 |
0,51 |
0,50 |
Вместе с тем, согласно Приложению А (справочное) ГОСТ 12.4.303-2016 по территориальному делению Республика Карелия относится к III (южнее 63° северной широты) и IV климатическим поясам.
При этом согласно составленной Заказчиком Спецификации с указанием одновременно трех климатических поясов, предполагается, что костюмы зимние будут эксплуатироваться во всех трех климатических поясах, которым соответствуют большой диапазон температур воздуха зимних месяцев от -18 °С до -41 °С, в связи с чем Комиссией установлено, что Костюм зимний «ВОЛЬТ з 220-55», предложенный победителем и Заявителем к поставке, не соответствует указанной характеристике товара с объединением III, IV и особого климатических поясов в одну товарную позицию.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Спецификация с указанием одновременно трех климатических поясов содержит противоречивую информацию. Составленное таким образом описание объекта закупки ввело в заблуждение ее потенциальных участников, привело к неправомерному отклонению заявки и отстранению ООО «Карелия-Восток-Сервис» от дальнейшего участия в запросе предложений, тем самым ограничив законные права и интересы участника закупки, что привело к нарушению Заказчиком требований пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, учитывая, что договор от 27.11.2023 № 2023.219261 на поставку спецодежды между Заказчиком и победителем закупки уже заключен и находится на стадии исполнения, Комиссия Карельского УФАС России сообщает об отсутствии оснований и полномочий на выдачу Заказчику предписания об аннулировании указанного запроса предложений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Карелия-Восток-Сервис» на действия Заказчика / комиссии Заказчика – АО «ПСК» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды для защиты от искр, брызг расплавленного металла и для защиты от электродуги (https://zakupki.gov.ru, извещение №32312907985) обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «Карелия-Восток-Сервис» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия
в течение трех месяцев со дня его вынесения
***