Решение №04-36/04-2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/04-2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬН... от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

      рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Ледмозерского сельского поселения (ИНН: 1019003039, ОГРН: 1051001871579, юридический адрес: ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 16, пос. Ледмозеро, Муезерский район, Республика Карелия, 186970) и индивидуальным предпринимателем М статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения посредством заключения в обход конкурентных процедур 35 муниципальных контрактов на выполнение работ в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в отсутствие заявителей – З, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия;

в отсутствие ответчиков - индивидуального предпринимателя М и администрации Ледмозерского сельского поселения (ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации);

в присутствии заинтересованного лица – К,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.09.2018 в Карельское УФАС России поступило заявление З (вх. № 4564 от 28.09.2018), в котором указывалось о заключении между администрацией Ледмозерского сельского поселения (далее – Администрация) и ИП М ряда муниципальных контрактов на выполнение работ в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на сумму до 100 тысяч рублей каждый. Торги на право заключения вышеуказанных договоров Администрацией не проводились, при этом существуют организации, которые также были готовы выполнять предусмотренные контрактами работы за меньшие деньги.

           30.10.2018 в Карельское УФАС России поступило аналогичное заявление Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство) (вх. № 5059 от 30.10.2018). Согласно заявлению, Министерство обеспечивает реализацию на территории Республики Карелия приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». В соответствии с представленными документами на финансирование в рамках Соглашения № 10/д от 09.04.2018 о предоставлении в 2018 году субсидии бюджету Ледмозерского сельского поселения из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды в 2018-2022 годах, Министерством выявлено заключение договоров на проведение работ по благоустройству 2 дворовых и 1 общественной территории на общую сумму 3,1 млн рублей без проведения торгов. Все контракты были заключены с единственным подрядчиком – ИП М на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

         В своих заявлениях З и Министерство просили провести проверку действий администрации Ледмозерского сельского поселения при заключении указанных договоров на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Комиссией Карельского УФАС России были изучены:

- пояснения администрации Ледмозерского сельского поселения и ИП М;

- муниципальные контракты, заключенные между Администрацией и ИП М (№№31/1-31/7 от 19.07.2018; №№ 27/1-27/8 от 20.07.2018; №№ П/1-П/20 от 23.07.2018);

- локальные сметы с заключением ООО «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия» №2/1051 от 12.07.2018;

- муниципальная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения Ледмозерского сельского поселения»;

-муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории Ледмозерского сельского поселения на 2018-2022 годы»;

- распоряжение администрации Ледмозерского сельского поселения № 5А от 28.02.2018 «Об изменении бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования «Ледмозерское сельское поселение на 2018 год»;

- заявка администрации Ледмозерского сельского поселения о перечислении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды;

- соглашение №10/д от 09.04.2018 о предоставлении в 2018 году субсидии бюджету Муезерского муниципального района для направления в бюджет Ледмозерского сельского поселения из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды в 2018-2022 годах, с дополнительным соглашением к нему;

- информация, размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru, ЕИС).

По результатам рассмотрения заявлений З и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, на основании пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Приказом руководителя Карельского УФАС России № 142 от 28.12.2018 в отношении Администрации и ИП М было возбуждено дело № 04-36/04-2018 по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.01.2019 дело № 04-36/04-2018 назначено к рассмотрению на 04.02.2018, Администрация и ИП М привлечены в качестве ответчиков.

Определением от 04.02.2019 рассмотрение дела отложено на 06.03.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, привлечению к участию в деле З, К.

Определением от 06.03.2019 рассмотрение дела отложено на 10.04.2019 в связи с

принятием заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, 14.03.2019 Комиссией Карельского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 10.04.2019 рассмотрение дела отложено на 14.03.2019 в связи с отсутствием кворума, необходимого для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; срок рассмотрения дела продлен до 11.10.2019.

Письмом исх.№ 3 от 30.04.2019 (вх.№ 2186 от  06.05.2019) ИП М признал нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Иные лица, участвующие в деле, не представили Комиссии пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии, в силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 04-36/04-2018, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции при заключении между администрацией Ледмозерского сельского поселения и ИП М 35 муниципальных контрактов на выполнение работ в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» без проведения торгов, по результатам которого было установлено следующее:

1) Временной интервал: определен периодом с 19.07.2018 (дата начала заключения муниципальных контрактов) по 20.11.2018 (дата приемки работ);

2) Продуктовые границы товарного рынка: выполнение работ по благоустройству объектов: «Дворовая территория МКД № 31 по ул. 50 лет ВЛКСМ», «Дворовая территория МКД № 27 по ул. 50 лет ВЛКСМ», «Пешеходная зона ул. 50 лет ВЛКСМ»;

3) Географические границы товарного рынка: региональные, в границах территории Республики Карелия.

Аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

         Решением Совета Ледмозерского сельского поселения № 39 от 21.03.2014 утверждена муниципальная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения Ледмозерского сельского поселения» на 2014-2018 года.

        Целью программы является осуществление контроля над обеспечением сохранности, ремонта и развития сети автомобильных дорог местного значения (пункт 1).

       Необходимым условием проведения работ по содержанию и ремонту дорог за счет бюджетных средств является наличие утвержденной в установленном порядке сметной документации, а в необходимых случаях в соответствии с требованиями нормативных документов и проекта на выполнение работ с проведением государственной экспертизы этого проекта.

       Планируемый ремонт и строительство дорог общего пользования местного значения Ледмозерского сельского поселения на период с 2014 по 2018 год составляет 45 900 м. п. дорожного полотна (оканавливание), в том числе и строительство новых дорог (пункт 2).

                                    Ремонтные работы на 2017-18 год 

 

 

 

 

 

п/п

Название улиц

Объём

           Вид работы

 

 

 

 

 

 

 

1

Пешеходные дорожки

500м

Приобретение, устройство

300 000

 

 2

Пешеходные дорожки

500м

Приобретение, устройство

300 000

 

  3

Пешеходные дорожки

500м

Приобретение, устройство

300 000

 4

пос.Ледмозеро, 50 лет ВЛКСМ

                  1000 м

асфальтирование

1 000 000

  5

пос. Ледмозеро, ул. Пионерская

                    350 м

асфальтирование

410 500

  6

пос. Ледмозеро, ул. Антикайнена до ул. Мира

                    300 м

асфальтирование

410 500

 

  7

пос. Ледмозеро, ул. Строителей

300 м

асфальтирование

410 500

 

  8

пос. Ледмозеро, ул. Антикайнена до маг. Доманск

300 м

асфальтирование

410 500

 

  9

Содержание дорог поселения

 

Очистка, грейдеровка

500 000

 

 

 

 

ВСЕГО: 4142,4 тыс. руб.

 

         Основным механизмом реализации Программы является проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории сельского поселения, а также проектирование (ПСД) и строительство новых дорог /асфальтирование/ на территории Ледмозерского сельского поселения (пункт 4).

         Финансирование Программы будет осуществляться за счет республиканских бюджетных источников и средств местных бюджетов, при этом средства местного бюджета составят 5% от общего объема финансирования (пункт 5).

        Непосредственными исполнителями программы являются: МУП «ЛедмДор» и иные подрядные организации, заключившие, по результатам торгов, муниципальные контракты с Заказчиком (пункт 7).

        Постановлением администрации Ледмозерского сельского поселения от 08 декабря 2017 года №31а утвержден проект муниципальной программы Ледмозерского сельского поселения «Формирование современной городской среды на территории Ледмозерского сельского поселения на 2018-2022 годы» в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

        Постановлением администрации Ледмозерского сельского поселения от 29 марта 2018 года №7 утверждена вышеуказанная муниципальная программа.

        Согласно паспорту муниципальной программы, ее целью является повышение качества и комфорта городской среды на территории Ледмозерского сельского поселения.

        Задачами муниципальной программы являются:

       1.  обеспечение формирования единого облика муниципального образования;

       2.  обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории;

       3.  повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.          

        Прогнозируемый общий объем средств, направляемых на реализацию муниципальной программы, составляет 15327,6 тыс. рублей, из них:

        - 867,6 тыс. рублей за счет средств муниципального образования;

        - 867,6 тыс. рублей за счет средств из бюджета Республики Карелия;

        - 13592,4 тыс. рублей за счет средств из бюджета Российской Федерации.

            Контроль за выполнением программы            осуществляют администрация

Ледмозерского сельского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

            Настоящая Программа разработана с целью повышения уровня комфортности жизнедеятельности граждан посредством благоустройства дворовых территорий, а также наиболее посещаемых муниципальных территорий общественного пользования населением Ледмозерского сельского поселения в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

       - Паспортом приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденным протоколом от 21 ноября 2016г №10, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

       - Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017г. №169 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды»;

         - Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. N 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы»;

        - Приказом Министерства строительства и жилищно–коммунального хозяйства Российской Федерации от 13апреля 2017г №711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов»;      

         Важнейшей задачей, определенной приоритетным национальным проектом «Формирование комфортной городской среды» на территории Ледмозерского сельского поселения, решаемой в Программе, является улучшение состояния благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов, а также улучшение состояния благоустройства наиболее посещаемых гражданами муниципальных территорий общественного пользования.

Перечень основных мероприятий муниципальной программы представлен в приложении № 2 к муниципальной программе.

Адресный перечень всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2018-2022г.г.исходя из минимального перечня работ по благоустройству приведен в приложении № 3 к муниципальной программе.

Адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2018-2022г.г. приведен в приложении № 4 к муниципальной программе.

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее – соглашение), заключенного Министерством с органом местного самоуправления муниципального образования – получателем субсидии.

Отчет о реализации программы формируется ответственным исполнителем и включает в себя:

а) аналитическую записку, в которой указываются:

степень достижения запланированных результатов и намеченных целей Программы;

достигнутые в отчетном периоде измеримые результаты;

общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;

распределение бюджетных расходов по целям и задачам;

оценка эффективности реализации Программы;

б) таблицу по форме, согласно приложению № 13 к программе.

Отчет о реализации этапа программы представляется ответственным исполнителем заказчику программы не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

Согласно Приложению № 2 к муниципальной программе «Перечень основных мероприятий муниципальной программы», приложению № 3 «Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов…» в 2018 году основными мероприятиями программы являлись ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек и урн по ул. 50 лет ВЛКСМ д. 27, 31.

 Согласно Приложению № 4 «Адресный перечень общественных территорий…» в 2018 году подлежала благоустройству пешеходная зона ул. 50 лет ВЛКСМ.

На основании сводной росписи бюджета Ледмозерского сельского поселения от 28.02.2018 администрацией Ледмозерского сельского поселения была подана заявка о перечислении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды в размере 3 065 520 рублей.

В соответствии с соглашением № 10/д от 09.04.2018 бюджету Ледмозерского сельского поселения из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды в 2018 году предоставлялась субсидия в размере 3 065 520 рублей (пункты 1.1., 2.1.).

Согласно программе, перечисление субсидии осуществляется Управлением Федерального Казначейства по Республике Карелия после: проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета Ледмозерского сельского поселения; проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета Ледмозерского сельского поселения; в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, указанному в пункте 2.2. настоящего Соглашения (пункты 3.4, 3.4.1, 3.4.2.).

Перечисление необходимого объема средств субсидии осуществляется Министерством на основании следующих документов:

заявки на доведение предельных объемов финансирования;

муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

соглашений (договоров) о предоставлении из местного бюджета субсидии на возмещение затрат по благоустройству дворовых территорий;

иных договоров (соглашений) на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и оборудования, заключенных в установленном порядке;

актов о приемке выполненных работ (КС-2);

справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3),

счетов, счетов-фактур (пункт 6.1.1).

11.07.2018,  с учетом выполнения работ в рамках муниципальной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения Ледмозерского сельского поселения» на 2014-2018 годы в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», Администрацией было подготовлено 3 локальных сметы по объектам «Дворовая территория МКД № 27 по ул. 50 лет ВЛКСМ» на сумму 594 351 рублей, «Дворовая территория МКД № 31 по ул. 50 лет ВЛКСМ» на сумму 539 715 рублей, «Пешеходная зона ул. 50 лет ВЛКСМ» на сумму 1 931 454 рублей, которые 12.07.2012 прошли проверку в ООО «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия».

19, 20 и 23 июля 2018 года, в соответствии с вышеуказанными сметами, между Администрацией и ИП М было заключено 35 контрактов на сумму до 100 000 рублей каждый без проведения торгов, а именно:

по объекту «Дворовая территория МКД № 31 по ул. 50 лет ВЛКСМ»

Номер контракта, дата

Вид работ

Цена

31/1 от 19.07.2018

Устройство наружного освещения

59 875,00

31/2 от 19.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

97 502,25

31/3 от 19.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

97 502,25

31/4 от 19.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

97 502,25

31/5 от 19.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

97 502,25

31/6 от 19.07.2018

Установка малых архитектурных форм (урны, скамейки)

52 774,00

31/7 от 19.07.2018

Изготовление щебеночно-набивного покрытия

37 057,00

Общая сумма (7 контрактов) – 539 715,00 рублей;

Сумма за изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки (4 контракта) – 390 009,00 рублей;

 

по объекту «Дворовая территория МКД № 27 по ул. 50 лет ВЛКСМ»

Номер контракта, дата

Вид работ

Цена

27/1 от 20.07.2018

Устройство наружного освещения

59 875,00

27/2 от 20.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

88 929,00

27/3 от 20.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

88 929,00

27/4 от 20.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

88 929,00

27/5 от 20.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

88 929,00

27/6 от 20.07.2018

Изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки

88 929,00

27/7 от 20.07.2018

Установка малых архитектурных форм (урны, скамейки)

52 774,00

27/8 от 20.07.2018

Изготовление щебеночно-набивного покрытия

37 057,00

Общая сумма (8 контрактов) – 594 351,00 рублей;

Сумма за изготовление дорожного покрытия из тротуарной плитки (5 контрактов) – 444 645,00 рублей;

По объекту «Пешеходная зона ул. 50 лет ВЛКСМ»:

 Для выполнения работ по изготовлению пешеходной дорожки из тротуарной плитки 23.07.2018 между Администрацией и ИП М заключено 20 контрактов №№ П/1-П/20 на сумму 96 572,70 каждый. Общая сумма контрактов составила 1 931 454,00.

Согласно пояснениям администрации Ледмозерского сельского поселения (вх.№ 4911 от 22.10.2018; вх.№ 5725 от 03.12.2018) вышеуказанные договоры заключены на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, согласно которому ограничения годового объема закупок товаров, работ, услуг при заключении контрактов на сумму, не превышающую 100 000 рублей, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения нужд сельских поселений.

На основании данного положения, в декабре 2017 года Администрация уже заключала с ООО «АлЮр» (директор – З, исполнительный директор – М) муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту электроосвещения и замене светильников уличного освещения на светодиодные в количестве 38 штук на общую сумму 3 513 547 рублей.

Торги на право заключения договора на выполнение работ в рамках муниципальной программы не проводились в связи с негативным опытом прошлых лет, когда в связи с несостоявшимися аукционами Администрация не осваивала выделенные денежные средства

Также, не проведение конкурентных процедур Администрация связывала с отсутствием в Муезерском районе подрядчиков и отсутствием в штате Администрации специалиста по закупкам и юриста.

Для заключения контрактов Администрация обратилась к М в силу того, что, М, являющийся исполняющим директором ООО «АлЮр», с 2014 года выполнял на территории Ледмозерского сельского поселения аналогичные работы и зарекомендовал себя как добросовестного подрядчика, выполняющего как договорные обязательства, так и гарантийные.

Администрацией проводились устные переговоры с ООО «Элемент», ООО «Инкод», ООО «Эмделия», которые также ранее выполняли аналогичные работы на территории Ледмозерского сельского поселения, но в данном случае отказались от выполнения работ в силу сжатых сроков и удаленности населенного пункта.

Согласно пояснениям ИП М (вх.№ 5375 от 16.11.2018), М зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.05.2018, основной вид экономической деятельности – деятельность по благоустройству ландшафта.

Ранее, с 05.05.2014 по 20.08.2018 М занимал должность технического директора в ООО «АлЮр».

В июле 2018 года администрация Ледмозерского сельского поселения предложила М рассмотреть возможность заключения муниципальных контрактов в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, ссылаясь на совместный успешный опыт работы по предыдущим объектам.

В связи с тем, что М на тот момент уже начал процедуру выхода из состава участников ООО «АлЮр», он предложил Администрации заключить муниципальные контракты с ИП М.

В силу требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ИП М на основании локальных смет подготовил и заключил с Администрацией 35 муниципальных контрактов.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

При этом, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 №Д28и-1353, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Администрация Ледмозерского сельского поселения ссылалась на то обстоятельство, что Закон о контрактной системе позволяет заключать контракты до 100 тысяч рублей с одним и тем же поставщиком, при этом ограничения годового объема закупок для нужд сельских поселений не установлено. Заключение контрактов с единственным поставщиком было обусловлено негативным опытом прошлых лет, когда из-за несостоявшихся торгов орган местного самоуправления не успевал осваивать выделенные средства.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе позволяет заключение контрактов с единственным поставщиком и не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих сумму 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару, работе или услуге у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого они были заключены, единую цель контрактов – выполнение работ по благоустройству придомовых и общественной территорий,  в рамках которых большая часть работ проводилась по изготовлению дорожного покрытия из тротуарной плитки, Комиссия Карельского УФАС России считает, что указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 35 контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить контракт на выполнение работ, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю, в данном случае ИП М и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Таким образом, заключение администрацией Ледмозерского сельского поселения 35 контрактов с единственным поставщиком по максимально возможной цене создало преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту – ИП М и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

При этом, из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Рассматриваемые действия Администрации и ИП М по заключению 35 контрактов отвечают признакам ограничения конкуренции, установленным пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, и являются нарушением запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела № 04-36/04-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях администрации Ледмозерского сельского поселения и ИП М нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

За данное нарушение статьей 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Комиссия Карельского УФАС России, изучив материалы дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Ледмозерского сельского поселения и ИП М нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем достижения соглашения на заключение в обход конкурентных процедур 35 муниципальных контрактов на выполнение работ в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

           2. Передать материалы дела №04-36/04-2018 уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

_____________

 

_____________ 

                                  _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны