Предупреждение №03-2022 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОД... от 24 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-2022
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
24 февраля 2022 года г. Петрозаводск
По результатам рассмотрения материалов, представленных к заседанию Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на предмет нарушения Администрацией Калевальского муниципального района антимонопольного законодательства при передаче ООО «РОСА» муниципального имущества, расположенного в п. Новое Юшкозеро и предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению, установлено следующее.
18.06.2019 Карельское УФАС России вынесло Администрации Калевальского муниципального района Предупреждение №08-2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения в срок до 15.08.2019 заключенных с ООО «РОСА» договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения и последующей передачи муниципального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
С целью исполнения предупреждения, 14.08.2019 Администрация расторгла с ООО «РОСА» договоры аренды, о чем сообщила в Управление.
При этом установлено, что ООО «РОСА» продолжает пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры на основании краткосрочных договоров, заключенных на 30 дней.
Администрацией представлены договоры №73 и №74 аренды муниципального имущества от 06.12.2021, согласно которым ООО «РОСА» предоставляется во временное возмездное владение и пользование имущество, предназначенное для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.
Объектами договоров является недвижимое муниципальное имущество, предназначенное для бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения в границах Юшкозерского сельского поселения, расположенное в п. Новое Юшкозеро Калевальского района.
Ежемесячный размер арендной платы за объекты водоснабжения составляет 1001,18 руб. без НДС.
Ежемесячный размер арендной платы за объекты водоотведения составляет 96,80 руб. без НДС.
В Приложениях №2 к договорам указан перечень имущества, переданного арендатору для бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения.
В указанный перечень входит 10 объектов водоснабжения и водоотведения, введенных в эксплуатацию в период с 1964 по 2013 годы.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены специальные требования к порядку передачи объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным (часть 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Вышеуказанные нормы были введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в законную силу 08.05.2013 (со дня официального опубликования Федерального закона).
Вводя в действие вышеуказанные положения законодатель предусмотрел такой порядок передачи прав владения на объекты ресурсоснабжения, который бы в обязательном порядке обеспечивал эффективное использование указанного имущества, его реконструкцию и бесперебойное функционирование. Это связано с тем, что фонд объектов и систем водоснабжения и водоотведения является достаточно изношенным и устаревшим, требуется реконструкция и модернизация большинства объектов, обеспечивающих ежедневную поставку коммунальных ресурсов населению и организациям.
Соблюдение особого порядка передачи прав владения на объекты коммунальной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений является обязательным условием, поскольку предоставляет государству определенные гарантии эффективного использования социально-важных объектов водоснабжения (водоотведения), их реконструкцию и обеспечение надлежащего выполнения функций ресурсоснабжения в отношении неопределенного круга лиц.
Согласно приложениям №2 к договорам аренды №73 и №74 от 06.12.2021, ООО «РОСА» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию в период с 1964 по 2013 годы.
Следовательно, объекты водоснабжения (водоотведения), находящиеся в настоящее время во владении и пользовании ООО «РОСА» могут быть переданы последнему только на основании концессионного соглашения.
Таким образом, договоры аренды №73 и №74 от 06.12.2021, как и все предыдущие договоры аренды, заключены между Администрацией Калевальского муниципального района и ООО «РОСА» с нарушением положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Закона о концессионных соглашениях.
Согласно пояснениям Администрации, с 2019 года по настоящее время органом местного самоуправления проводится работа по подготовке и согласованию документов на объявление конкурса в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Юшкозерского сельского поселения. В конце 2021 года была произведена реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в п. Новое Юшкозеро. Объявление конкурса запланировано на 1 квартал 2022 года.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения), препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.
Подобный переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением норм права и способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления.
При рассмотренных обстоятельствах в действиях Администрации Калевальского муниципального района усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что в силу статьи 39.1 Закона является основанием для выдачи органу местного самоуправления предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, Карельское УФАС России предупреждает Администрацию Калевальского муниципального района о необходимости прекратить действия (бездействие), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем передачи объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Юшкозерского сельского поселения, в установленном законодательством порядке в срок до 01.06.2022.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель управления