Предупреждение №01-2022 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 01-2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОД... от 25 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFМБУ ЖКХ «Пудожское»
ул. Ленина, д. 90,
г. Пудож, 186150
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 01-2022
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
25 января 2022 года г. Петрозаводск
По результатам рассмотрения материалов, представленных к заседанию Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на предмет нарушения МБУ ЖКХ «Пудожское» антимонопольного законодательства при передаче МУП «Ресурс» прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения на территории Пудожского городского поселения, установлено следующее.
01.06.2021 между МБУ ЖКХ «Пудожское» (Арендодатель) и МУП «Ресурс» (Арендатор) заключен договор аренды комплекса водозаборных и канализационных сооружений.
Согласно пункту 1.1 Договора, Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование комплекс водозаборных и канализационных сооружений (далее – Имущество) согласно Приложению №1, которое будет использовано Арендатором в целях бесперебойного обслуживания систем водопроводно-канализационного хозяйства, водоснабжения и водоотведения на территории Пудожского городского поселения и получения прибыли от указанной деятельности.
Согласно пункту 1.3 Договора, срок аренды устанавливается с 01.06.2021 и до момента заключения концессионного соглашения.
Имущество находится в собственности Пудожского городского поселения и передано в оперативное управление МБУ ЖКХ «Пудожское» с 01.06.2021 на основании постановления Администрации Пудожского муниципального района от 29.04.2021 №514-П.
В Приложении №1 к Договору указан комплекс водозаборных и канализационных сооружений, передаваемых арендатору для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Пудожского городского поселения.
В указанный перечень входит 145 объектов муниципального имущества, включая водопроводные и канализационные сети, введенные в эксплуатацию в 1964 году, а также канализационно-насосные станции, введенные в эксплуатацию в 1972 и 1977 годах.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены специальные требования к порядку передачи объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным (часть 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Вышеуказанные нормы были введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в законную силу 08.05.2013 (со дня официального опубликования Федерального закона).
Вводя в действие вышеуказанные положения законодатель предусмотрел такой порядок передачи прав владения на объекты ресурсоснабжения, который бы в обязательном порядке обеспечивал эффективное использование указанного имущества, его реконструкцию и бесперебойное функционирование. Это связано с тем, что фонд объектов и систем водоснабжения и водоотведения является достаточно изношенным и устаревшим, требуется реконструкция и модернизация большинства объектов, обеспечивающих ежедневную поставку коммунальных ресурсов населению и организациям.
Соблюдение особого порядка передачи прав владения на объекты коммунальной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений является обязательным условием, поскольку предоставляет государству определенные гарантии эффективного использования социально-важных объектов водоснабжения (водоотведения), их реконструкцию и обеспечение надлежащего выполнения функций ресурсоснабжения в отношении неопределенного круга лиц.
Согласно приложению №1 к договору аренды от 01.06.2021, МУП «Ресурс» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию в 1964, 1972 и 1977 годах.
Доказательств наличия у МУП «Ресурс» исключительного права на заключение договора аренды без проведения торгов в связи с владением имуществом на праве собственности или ином законном основании, технологически связанного с вновь передаваемым имуществом, не представлено.
Следовательно, объекты водоснабжения (водоотведения), находящиеся в настоящее время во владении и пользовании МУП «Ресурс» могут быть переданы последнему только на основании концессионного соглашения.
Таким образом, договор аренды комплекса водозаборных и канализационных сооружений от 01.06.2021 заключен между МБУ ЖКХ «Пудожское» и МУП «Ресурс» с нарушением положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Закона о концессионных соглашениях.
Согласно пояснениям МБУ ЖКХ «Пудожское», проект конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения направлен на согласование в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия 02.08.2021.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов власти и осуществляющих их функции организаций в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения), препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.
Подобный переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением норм права и способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотренных обстоятельствах в действиях МБУ ЖКХ «Пудожское» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что в силу статьи 39.1 Закона является основанием для выдачи муниципальному бюджетному учреждению предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, Карельское УФАС России предупреждает МБУ ЖКХ «Пудожское» о необходимости прекратить действия (бездействие), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем передачи объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Пудожского городского поселения (указанных в Приложении №1 к договору аренды от 01.06.2021) в установленном законодательством порядке в срок до 01.06.2022.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель управления