Решение №010/01/18.1-774/2022 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/01/18.1-774/2022 от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 010/01/18.1-774/2022

                                                                                                                               г. Петрозаводск

 

         Резолютивная часть решения объявлена «23» ноября 2022 года

         Решение в полном объеме изготовлено «25» ноября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

– заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Экосервис» на действия организатора торгов - ООО «Карельский экологический оператор» при проведении аукциона на оказание услуг по погрузке твердых коммунальных отходов на территории Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального района и их транспортированию и передаче в места приема и передачи твердых коммунальных отходов и/или места обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, лот №1 (извещение            №2100500000122000002),

при участии представителей:

организатора торгов - ООО «Карельский экологический оператор» (полномочия подтверждены) в очном режиме;

заявителя – ООО «Экосервис» (полномочия подтверждены) в режиме видео-конференц-связи,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с жалобой и дополнениями к ней ООО «Экосервис» не согласно с определением и обоснованием организатором торгов начальной (максимальной) цены договора оказания услуг.

В частности, заявитель указывает на недостатки расчета цены договора по некоторым составляющим такую цену расходам (например, количество необходимого для оказания услуги транспорта и персонала) и приводит примеры правильного расчета. Дополнительно отмечает, что в отсутствие экономической обоснованности начальная стоимость оказываемых услуг по г. Петрозаводску снижена в среднем на 40 процентов по отношению к стоимости аналогичных услуг, оказываемых на основании заключенных в 2019 году договоров.

Также заявитель указывает на необоснованное предъявление к участникам аукциона требования о наличии опыта исполнения в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, установленного на основании пункта 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства №2571), поскольку данный нормативный правовой акт не распространяет свое действие на оказываемый вид услуг. Более того, предъявление указанного требования ограничивает право общества на участие в аукционе, поскольку договор, на основании которого общество оказывает услуги по транспортировке ТКО, является действующим, а предыдущий контракт исполнен 3 года и 8 месяцев назад.

ООО «Карельский экологический оператор» представил возражения на жалобу и дополнения к ней, считает жалобу необоснованной, а довод о некорректном обосновании начальной (максимальной) цены договора не подлежащим рассмотрению в силу отсутствия у антимонопольного органа соответствующих полномочий согласно части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

При этом согласно возражениям организатора торгов, определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора было осуществлено в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования, Постановление Правительства №484). В опубликованный расчет начальной (максимальной) цены договора включены все статьи затрат, предусмотренные пунктом 90 (1) Основ ценообразования, в экономически обоснованном объеме.

В возражениях на жалобу и на заседании Комиссии организатором торгов приведено обоснование расчета оспариваемых расходов. Также обоснование начальной (максимальной) цены договора размещено в единой информационной системе в качестве приложения №2 к извещению о проведении аукциона. При расчете начальной (максимальной) цены предметов аукционов, проводившихся ранее, региональным оператором применялся метод сопоставимых рыночных цен (метод аналогов), указанный в Постановлении Правительства №484 и применявшийся до введения в действие пункта 90 (1) Основ ценообразования, и территориальная схема обращения с отходами 2016 года, утратившая силу в связи с утверждением территориальной схемы 2019 года.

Дополнительное требование к участникам аукциона установлено региональным оператором в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требований в соответствии с Постановлением Правительства №2571 к участникам аукциона не устанавливалось.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее:

-Заказчик - общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» (ООО «КЭО»);

- способ закупки - электронный аукцион для торгов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- номер извещения – 2100500000122000002;

 -наименование закупки - оказание услуг по погрузке твердых коммунальных отходов на территории Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального района и их транспортированию и передаче в места приема и передачи твердых коммунальных отходов и/или места обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (лот № 1);

- дата и время начала срока подачи заявок: 21.10.2022 14:01;

- дата и время окончания подачи заявок: 31.10.2022 12:00;

 - начальная (максимальная) цена договора: 103 352 348,74 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2022 №ИЭА1, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем. В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

Уведомлением от 08.11.2022 № ГГ/88/22 рассмотрение жалобы ООО «Экосервис» назначено на 14.11.2022. В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Комиссией продлен срок принятия решения по жалобе до 23.11.2022.

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей организатора торгов, заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поскольку обжалуемая заявителем закупочная процедура относится к торгам, обязательным в силу законодательства РФ, жалоба на действия (бездействие) регионального оператора при осуществлении торгов данной категории подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Предметом рассматриваемого электронного аукциона являются услуги, которые подпадают под регулирование специальных норм, закрепленных Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 3 статьи 24.8 Закона об отходах правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Правила проведения региональным оператором торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила №1133).

Согласно пункту 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

1. В силу пункта 5(1) Правил № 1133 определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).

В соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии Правилами № 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования параметров, указанных в данном пункте.

При этом согласно пункту 3 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства №484 (далее — Правила регулирования тарифов), тарифы устанавливаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее — орган регулирования).

В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Таким образом, начальная цена предмета аукциона определяется региональным оператором в соответствии с Правилами регулирования тарифов и Основами ценообразования и может быть скорректирована исключительно органом регулирования в рамках установления тарифа.

Соответственно, антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы на нарушение процедуры аукциона в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не уполномочен осуществлять проверку достоверности определения начальной цены предмета аукциона.

2. В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора (далее — Требование). Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительному требованию, указанному в части 2.1 настоящей статьи, установлен Постановлением Правительства №2571.

В силу подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства №2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки Требованию, является исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом Требование и перечень документов и сведений, которые участник аукциона должен предоставить в качестве подтверждения своего соответствия Требованию, установлены организатором торгов на основании вышеуказанных положений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

            Признать жалобу ООО «Экосервис» на действия организатора торгов – ООО «Карельский экологический оператор» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке твердых коммунальных отходов на территории Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального района и их транспортированию и передаче в места приема и передачи твердых коммунальных отходов и/или места обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (лот №1) (извещение №2100500000122000002) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

Заместитель председателя Комиссии                                       ___________   

 

Члены комиссии                                                                            ____________

 

                                                                                                    ____________

Связанные организации

Связанные организации не указаны