Решение б/н Дело №03-16/63-2010. Решение и предписание в отношении ЗАО "... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  •  
  • РЕШЕНИЕ

     

    22 февраля 2011 г.                                                                                        г.Петрозаводск

     

    Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2011 года.

    Решение изготовлено в полном объеме 22 февраля 2011 года.

     

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

     

    Петров М.А.

     

     

     

    -руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

    -заместитель руководителя Карельского УФАС России, член Комиссии;

    -начальник отдела контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии;

     

     

    -главный специалист-эксперт отдела контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии;

     

     

    рассмотрев дело №03-16/63-2010 по признакам нарушения ЗАО «Петербургрегионгаз» в лице филиала в Республике Карелия  переименованного в ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»

    в присутствии:

    - председателя правления ТСЖ «Заречье–1» - …

    Представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» …

    - представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» …

    - представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» …

     

    УСТАНОВИЛА:

     

                 В Карельское УФАС России поступило заявление ТСЖ  «Заречье-1» (от 10.08.2010 исх. №12-08/10, вх. №4092 от 27.09.2010) с просьбой проверить законность применения ЗАО «Петербургрегионгаз» оптовой  цены  за природный  газ, в расчетах  с  товариществом собственников жилья,   поставляемый хозяйствующим субъектом  для нужд отопления и приготовления горячей воды  в  многоквартирные жилые дома, на соответствие требованиям  антимонопольного законодательства

    Согласно заявлению ТСЖ «Заречье-1»  имеет право  получать  природный газ  по  розничной цене,  установленной для населения,  и  просит   принять  меры   к  ЗАО «Петербургрегионгаз»  по возврату межтарифной  разницы  за природный  газ,  оплаченный  по  оптовой цене,  за весь  период действия следующих договоров: №10-Г-5493 от 29.12.2007, №10-ГД-5493 от 01.06.2008, №10-1-5493 от 01.11.2008, №10-1Д5493 от 01.12.2008.

        Такая позиция  заявителя подтверждается письмом  Государственного комитета РК по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 02.07.2010№08-03/222,  ЗАО «Петербургрегионгаз»  должен   отпускать  природный  газ  по  цене  для населения, при условии, если  ТСЖ является исполнителем.

         ЗАО «Петербургрегионгаз»  представило  письмом  от 25.10.2010 №ВК-12/745 следующие  пояснения.

         В период с 2007 по 2009 год между  ТСЖ «Заречье-1» и ЗАО «Петербургрегионгаз»  действовали вышеуказанные  договоры, при согласовании цены общество руководствовалось нормами, предусмотренными «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на  газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденными  постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021, методическими  указаниями ФСТ по регулированию размера  платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на услуги по транспортировке газа,  действовавшими  в соответствующий период поставки.

        Так,  согласно п.6.1  Договора поставки газа от 01.11.2008 №10-1-5493 цена на газ формируется из регулируемой  оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, согласно  товарной накладной на отпуск газа, конденсата от 31.12.2009 №31Д/5493/912  ТСЖ «Заречье-1» был  выставлен счет на сумму 62 458,25 руб.,  из них: газ  в пределах лимита -56 452,37 руб.,  снабженческо-сбытовые услуги – 1175, 02 руб. и услуги по транспортировке – 4830,86 руб.

     В соответствии с п.2.2 указанного Договора для обеспечения поставки газа до границ раздела балансовой принадлежности сетей  покупателя (ТСЖ  «Заречье-1»)  поставщик   (ЗАО «Петербургрегионгаз») заключает Договор транспортировки с газораспределительной организацией.

       Затем   ЗАО «Петербургрегионгаз»  ссылается   на Приказы ФСТ России от 15.06.2007 №128-э/1, Методические указания, утв. Приказом ФСТ России от 17.09.2008 №173-э/5   и  другие  нормативные  акты  ФСТ России,  согласно которым  цена  на газ для группы «население», не может  применяться к объемам газа, потребленным для центрального отопления, включая потребление газа крышными   котельными.

        По данному вопросу ЗАО «Петербургрегионгаз»  обращалось  также  в ФСТ России, которая  разъяснила, что  приобретение  газа для дальнейшей поставки его населению должно осуществляться по розничным ценам на газ, поставляемый населению,  а для выработки тепловой энергии – по ценам  для  ресурсоснабжающих  организаций, т.е. по  ценам для промышленных  потребителей   (письмо ФСТ России от 03.07.2008 исх. №09-321).

        Кроме  того, до 2010 года  ТСЖ не обращалось ни в ЗАО «Петербургрегионгаз», ни в арбитражный  суд с требованием о применении к объему газа, приобретаемому ТСЖ для выработки тепловой энергии, розничных цен для населения.  Заявки  покупателя на заключение договоров на 2008-2009 гг. не содержали сведений о том, что к крышным котельным  подключены  только жилые дома и не присоединены другие объекты,  которые  бы ТСЖ  обеспечивало  тепловой энергией в коммерческих целях.

        Вместе с тем, по итогам переговоров  стороны договорились,  что  за прошлые периоды перерасчет производиться  не  будет, а с 01.09.2010 поставка газа на крышные котельные будет осуществляться   по розничным  ценам (Договор поставки газа №10-В-0007 от 01.09.2010).  

    На основании вышеуказанных фактов, приказом руководителя Карельского УФАС России от 10 декабря 2010 года № 191 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ЗАО «Петербургрегионгаз» (далее Межрегионгаз, Общество) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки (продажи) природного газа на территории г. Петрозаводска и Республики Карелия путем необоснованного применения в период с 2008 года по 2010 год в расчетах с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и т.п.), отапливающих жилые дома с использованием крышных котельных, в частности с ТСЖ «Заречье-1», оптовых цен за потребленный природный газ, что ущемляет интересы входящих в такие объединения граждан-потребителей, так как приводит к неправомерному увеличению стоимости природного газа.

    В соответствии с определением от 10 декабря 2010 года «О назначении дела №03-16/63-2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» рассмотрение дела было назначено на 08 февраля 2011 года на 10 часов 00 минут.

    Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

    Письмом от 24 января 2011 года №АГ-12/341 Межрегионгаз представило информацию, запрошенную вышеуказанным определением о возбуждении дела. В данном письме указано, что до 2010 года ТСЖ не обращалось ни в Общество, ни в арбитражный суд с требованием о применении к объёму газа, приобретаемому ТСЖ для выработки тепловой энергии, розничных цен для населения. Впервые с предложением об изменении цены на газ ТСЖ обратилось 05 июля 2010 года (исх. 02-07/10 и исх. 03-07/10). 22 июля 2010 года ТСЖ направило письмо о перерасчёте за весь период действия договоров. Вместе с тем, по итогам переговоров, стороны договорились, что за прошлые периоды перерасчёт производиться не будет, а с 01 сентября 2010 года поставка газа на крышные котельные будет производиться по розничным ценам для населения.

    На заседании комиссии представитель ТСЖ поддержал доводы, изложенные в заявлении в адрес Карельского УФАС России.

    Представитель Общества поддержала позицию, изложенную в письме от 24 января 2011 года, а так же пояснила, что в настоящее время во все договоры с ТСЖ, использующие газ для крышных котельных, внесены изменения, и, следовательно, со стороны Межрегионгаза отсутствует злоупотребление доминирующим положением. Для проведения перерасчёта за прошлые периоды нужны судебные решения.

    Комиссия Карельского УФАС России, исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле считает, что действия Межрегионгаза по включению в договор поставки газа для крышных котельных, используемых ТСЖ, стоимости газа для юридических лиц, а не для населения можно квалифицировать как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

    В соответствии с Аналитическим отчётом по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке поставки (продажи) природного газа в Республике Карелия доля Межрегионгаза на рассматриваемом рынке составляет 100%, что позволяет в силу пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» считать его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, и, следовательно, к данному обществу в полной мере применимы запреты, установленные статьёй 10 ФЗ «О защите конкуренции».

    Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

    Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

    ТСЖ «Заречье-1» оплачивало поставленный энергоресурс в полном объеме, спор между сторонами по объему поставленного по договору газа отсутствует.

     Поставляемый по договору газ используется ТСЖ «Заречье-1 в качестве топлива для крышных котельных, производящих тепловую энергию для нужд собственников  жилых   многоквартирных  домов по адресу: ул. Варламова, 35, 39 и ул. Правды, 40а, г. Петрозаводска.

    В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307) ТСЖ «Заречье-1» является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям-жильцам домов по вышеназванным адресам.

    В соответствии с пунктом 18 Правил 307, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.

    По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ТСЖ «Заречье-1» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть жильцы многоквартирного дома, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.

    Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

    Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый объединениям граждан для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования.

    Государственным Комитетом  Республики Карелия  по энергетике  и регулированию тарифов  утверждена  розничная цена на природный газ, реализуемый  ЗАО «Петербургрегионгаз»  населению  Республики Карелия (Постановления от 21.12.2007 №233, от 15.12.2008 №222,  от 26.122008 №237   и  23.12.2009 №220).

    Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

    Необходимость применения к спорным отношениям Правил 549 также следует из используемого данными Правилами понятия абонент. Абонент – это сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (пункт 3). Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5).

    Касательно ссылки ЗАО «Петербургрегионгаз» на письма ФСТ России можно сказать, что в полномочия указанного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд и согласно пункту 6.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от30.06.2004 №322, Федеральная служба по тарифам вправе давать разъяснения только по вопросам, отнесённым к компетенции службы.

    На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что объединения граждан, являющиеся исполнителями услуг для граждан, должны оплачивать потреблённый газ для крышных котельных по тарифам, установленным для населения.

    Согласно расчётам, представленным Межрегионгазом в адрес Карельского УФАС России письмом от 24.01.2011 №АГ-12/341, разница, полученная за период со 2 квартала 2008 года (в пределах срока исковой давности) по  сентябрь 2010 года при применении тарифа для юридических лиц вместо тарифа для населения составила 1 580 756 (один миллион пятьсот восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей.

     

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 22, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

     

    РЕШИЛА:

     

  • Признать в действиях занимающего доминирующее положение на рынке поставки (продажи) природного газа на территории г.Петрозаводска и Республики Карелия ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» выразившихся в ущемлении интересов потребителей, объединившихся в некоммерческие организации (ТСЖ, ЖСК и т.п.), путём необоснованного применения в период с 2008 года по 2010 год в расчетах с объединениями граждан, отапливающих жилые дома с использованием крышных котельных, оптовых цен за потреблённый природный газ для юридических лиц вместо регулируемых цен для населения, наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
  • В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела 03-16/63-2010 прекратить, предписание о прекращении злоупотреблением доминирующим положением не выдавать.
  • Выдать ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 1 580 756 (один миллион пятьсот восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей.
  •  

     

     

    Председатель Комиссии

                         М.А.Петров

     

    Члены Комиссии

     

     

     

     

     

    В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

     

    Примечание. За неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

22 февраля 2011 года                                                                                   г.Петрозаводск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Петров М.А.

 

 

 

-руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, член Комиссии;

-начальник отдела контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии;

 

 

-главный специалист-эксперт отдела контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии;

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего  решения  от 22 февраля 2011 года по делу №03-16/63-2010 о нарушении ЗАО «Петербургрегионгаз» в лице филиала в Республике Карелия, переименованного в ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» ..

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в течение двух месяцев с момента получения настоящего предписания перечислить  в федеральный бюджет сумму дохода в размере 1 580 756 (один миллион пятьсот восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Реквизиты для перечисления денежного взыскания:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКАТО 86401000000

КБК 16111602010010000140

Назначение платежа: денежное взыскание за нарушение антимонопольного законодательства (03-16/63-2010)

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                     М.А.Петров

 

Члены Комиссии

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны