Решение б/н Дело №03-16/20-2011. Решение в отношении ОАО "Петрозаводские... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

21 июня 2011 г.                                                                                            г.Петрозаводск

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме  21 июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

С.А.Шкарупа - заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель  

                           Комиссии;

      -   начальник отдела контроля хозяйствующих субъектов, член

                            Комиссии;

.- главный специалист-эксперт отдела контроля   хозяйствующих

                           субъектов, член Комиссии;

. - специалист-эксперт отдела контроля хозяйствующих субъектов,

                            член Комиссии,

      рассмотрев дело №03-16/20-2011 по признакам нарушения ОАО  «Петрозаводские коммунальные системы» (пр. Ленина, 11 в, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ОАО «ПКС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2010 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ОАО «ПКС» Зосим Виктории Сергеевны (доверенность от 16 июня 2010 года №75),

 

 

УСТАНОВИЛА:

  

          В Карельское УФАС России поступило заявление …. от 18.04.2011 (вх. №1936 от 18.04.2011) об отказе ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее – ОАО «ПКС») заключить договор  и выдать технические условия на технологическом присоединение энергопринимающих устройств  строящегося жилого дома, расположенного  в Потребительском кооперативе Товарищество индивидуальных застройщиков «Сайнаволок-2»  ( далее - ПК ТИЗ «Сайнаволок-2» ), с просьбой проверить действия сетевой организации  на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

  Согласно заявлению, …. обратилась в  ОАО «ПКС» с заявкой от 02 марта 2011 года (вх. № 105.08-1/300 ПФ ОАО «ПКС» «Электрические сети» от 05.03.2011) на технологическое присоединение строящегося жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ПК ТИЗ «Сайнаволок-2», участок №0, к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ. Ближайшая к участку опора ЛЭП требуемого класса напряжения находится по адресу: г. Петрозаводск, 4-й Родниковый переулок, между домами №31 и №34. Электрические сети в микрорайоне Сайнаволок принадлежат ОАО «ПКС», согласно ответу Администрации Петрозаводского городского округа от 05.04.2011 №111-46-1086-И.

   …. представила к заявлению ситуационный план расположения земельного участка, спутниковую фотосъемку расположения такого  участка (Gooqle), свидетельствующую о том, что расстояние   между опорой электропередач  по 4-ому Родниковому переулку  и границей участка заявителя составляет 253 метра.

     15.04.2011  …. получила на заявку  от 05.03.2011 ответ ОАО «ПКС» от 08.04.2011 №IV-24-124, согласно которому расстояние от границы ее участка до ближайшего объекта электрической сети составляет более 300 метров, а стоимость  услуги по технологическому присоединению - 190 859, 1 рублей с НДС (без расчета).

     Одновременно заявителем были представлены документы, подтверждающие право на  аренду  указанного земельного участка, выписка из протокола собрания пайщиков товарищества «Сайнаволок-2», договор  между ПК ТИЗ «Сайнаволок-2» и Администрацией г. Петрозаводска на аренду земельного участка, имеющего кадастровый номер10:01:18 01 12:127, общей площадью 36 460 кв.м.,  и иное.

             На основании вышеуказанных фактов приказом руководителя Карельского УФАС России от 26 мая 2011 №72 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения       ОАО  «ПКС»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в ущемлении интересов …. путем введения её в заблуждение относительно стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на расстоянии менее 300 метров от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, нарушения сроков направления проекта договора на технологическое присоединение и технических условий к нему, а также навязывания невыгодных условий договора на технологическое присоединение.

В соответствии с  частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

В пункте 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов  утверждены Постановлением от 03.12.2008 №244 тарифы на услуги по передаче электрической для сетевой организации ОАО «ПКС».

Таким образом, ОАО «ПКС» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа  к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению, невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений указанных выше норм права правомерным является вывод о том, что услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой  обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии, на котором сетевые организации и занимают доминирующее положение.

 Таким образом, нарушения, совершенные сетевой организацией при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, рассматривается  как нарушения, совершенные на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

            В соответствии с определением от 26 мая 2011 года «О назначении дела №03-16/20-2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» рассмотрение дела было назначено на  09 июня 2011 года на 10 часов 00 минут.

             Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

     Письмом от 03 мая 2011 №105.01-1/1285  ОАО «ПКС» представило  разъяснения по факту не  направления  договора на технологическое присоединение, технических условий к нему   и  определения  платы за такое  присоединение в размере 190 859, 1 рублей с НДС.

     При рассмотрении заявки  было установлено расстояние  301,7 метра  до границы участка …., на этом основании ОАО «ПКС» приняло  решение информировать заявителя о стоимости оказания услуг по технологическому подключению.

      В ходе рассмотрения  настоящего дела  представитель ОАО «ПКС»  указал на  представление к заявке  документов  …. в соответствии  с   пунктом 14 Правилами технологического присоединения энергопримающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого  хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861 (далее – Правила),  которые,  однако,  не позволили на местности определить границы участка  заявителя.

       В связи  с наличием возможной погрешности   и пограничным расстоянием  300 метров применяемых в расчетах с потребителями  ОАО «ПКС» приняло решение в пользу ….   и  заключило  с ней Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 19.04.2011 №194, с  размером  платы в 550 рублей  за такое подключение,   и выдало Технические условия №21-В от 30.03.2011 № IV-19-21 (утверждены 19.04.2011).

        В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическим лицом в соответствии с пунктом 14 Правил.

        В соответствии с пунктом 15 Правил, сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и  технические условия как неотъемлемое  приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.    

        В нарушение пункта 15 указанных Правил договор  и технические условия  к нему  не направлялись заявителю, информационное письмо ОАО «ПКС» о стоимости технологического  присоединения  является  не надлежащим  документом.

        Заявка  была зарегистрирована 05.03.2011, договор подписан 19.04.2011

        В связи с невозможностью установить  границы  участка заявителя  с достоверной точностью, соответственно, определить расстояние до  объекта  электросетевого хозяйства  и добровольным заключением  договора на технологическое присоединение  с  …., не нашли подтверждения признаки  нарушения   ч. 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»  в части введения потребителя в заблуждение относительно стоимости и навязывания ей невыгодных условий договора на технологическое присоединение. 

     

         На основании изложенного, руководствуясь статьей 22, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41,  частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) ОАО «ПКС», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче   электрической энергии в состав которых  входят услуги по технологическому  присоединению  в границах  протяженности принадлежащих ему электрических  сетей, выразившихся в ущемлении интересов   ….  путем  нарушения сроков направления договора на технологическое присоединение  строящегося дома и технических условий к нему,  наличие нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с заключением  Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 19 апреля 2011 года №194 предписание не выдавать.

 

 

Председатель комиссии                                                     Шкарупа С.А.

 

Члены Комиссии                                                                 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

                                                                                              

                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны