Постановление №010/03-15/31/2019 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 19 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия» от 30.04.2019 №7061 (вх. №2413 от 20.05.2019; ИНН 7705520940, ОГРН 1127799013220, сокращенное наименование – АНО ДПО «СНТА», далее –Заявитель).

Из заявления следует, что в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 21.03.2019 внесена запись о регистрации в качестве юридического лица автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Современная научно-техническая академия» (ИНН 1001339630, ОГРН 1191001002169, далее АНО ДПО «СНТА»).

В заявлении указано на сходство до степени смешения сокращенного наименования вновь созданной организации с сокращенным наименованием Заявителя.

В связи с рассмотрением заявления, на основании статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» направлялись запросы о представлении сведений (информации) в адрес АНО ДПО «СНТА» от 22.05.2019 №03-15/141/1860, а также в адрес учредителя АНО ДПО «СНТА» -   автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Карельская строительная академия» (далее - АНО ДПО «КСА») от 20.06.2019 №03-15/141/2294.

Запрошенные сведения (информация) были представлены АНО ДПО «СНТА» с письмом от 06.06.2019 №II/03, АНО ДПО «КСА» с письмом от 24.06.2019 №34. 

На основании части 4 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» срок рассмотрения заявления был продлен в связи с необходимостью сбора и анализа дополнительных доказательств, о чем в адрес заявителя направлено уведомление с письмом от 20.06.2019 №03-15/141/2291. Кроме того, указанным письмом у Заявителя были запрошены дополнительные документы (сведения), необходимые для рассмотрения заявления.

В соответствии со статьей 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 ФЗ «О защите конкуренции».

Основные понятия, используемые в ФЗ «О защите конкуренции», приведены в статье 4 указанного закона. Так, в силу указанной нормы:

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»);

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5  статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»);

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»);

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»);

Действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны как недобросовестная конкуренция только в случае, если они: во-первых - направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, во-вторых - противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и в третьих - причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 10.bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883, ратифицированной СССР 19.09.1968, правопреемником которого является Российская Федерация, государства обязаны обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции, под которой в частности признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Из полученных в ходе рассмотрения документов установлены следующие фактические обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве за основным государственным регистрационном номером 1127799013220. Запись о данном юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 09.07.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 20.05.2019 №ЮЭ9965-19-48849436.

Согласно выписке полное наименование заявителя - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия»; сокращенное наименование – АНО ДПО «СНТА».

 В выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности Заявителя обозначена деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).  В качестве дополнительного вида деятельности в выписке из ЕГРЮЛ указана издательская деятельность (код 58).

Департаментом образования г. Москвы Заявителю выдана лицензия от 25.10.2013 №034268 в отношении следующих образовательных программ:

- дополнительная профессиональная программа повышения квалификации;

-дополнительная профессиональная программа переподготовки кадров.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, Заявитель в письме от 28.06.2019 №7548 сообщил, что услуги оказываются по следующим формам обучения: очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная подготовка и повышение квалификации осуществляется по следующим направлениям дополнительного профессионального образования:

  • архитектура и дизайн; реставрация;
  • государственное и муниципальное управление; государственные закупки; менеджмент;

землеустройство и кадастр; инженерные изыскания; инженерные системы; кадровое делопроизводство; металлургия; метрологический контроль; строительство; проектирование;

  • транспортная безопасность; экологическая безопасность;
  • бухгалтерское дело; экономика и финансы; юриспруденция; оценочная деятельность;
  • ветеринария; косметология; лаборатории; медицина; техническое обслуживание медицинской техники (ТОМТ);
  • фармация; энергетика;
  • маркшейдерское дело; нефтегазовое дело;
  • подъемные сооружения и лифты; холодильное оборудование;
  • охрана труда; пожарно-технический минимум;
  • педагогика; спорт и фитнес. 

В качестве доказательства получения услуги любым потребителем, независимо от места нахождения (жительства), Заявитель предоставил копии договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, заключенных с заказчиками Республики Карелия: ООО «Карелиан Вуд Кампани», ООО «Карелия-Восток-Сервис», АО «Оленегорский горно-обогатительный комбинат», АО «Карельский окатыш», ГБУ Республики Карелия «Госпиталь для ветеранов войн».

Кроме того, необходимо отметить, что Заявитель оказывает услуги по обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, по программам «Пожарно-технический минимум», согласованным Управлением Надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по г. Москве (письмо от 24.07.2013 №4690-4-5).

Информация о деятельности Заявителя размещена в сети Интернет:

- сайт https://www.snta.ru;

- группа в социальной сети «Вконтакт»  https://vk.com/anodposnta.

В свою очередь, АНО ДПО «СНТА» (ИНН 1001339630) зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску 21.03.2019 за основным государственным регистрационном номером 1191001002169 (подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 02.04.2019 №ЮЭ9965-19-36537513).

Согласно Уставу Организации полное наименование - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Современная научно-техническая академия», сокращенное наименование – АНО ДПО «СНТА».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНО ДПО «СНТА» является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).

В качестве дополнительных видов деятельности указаны обучение профессиональное (код 85.30) и образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (код 85.41.9).

Пунктом 1.10 Устава АНО ДПО «СНТА» (утвержден решением единственного  учредителя, протокол  22.01.2019 №02/19) предусмотрено, что организация реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы профессионального обучения, занимается научно-технической деятельностью в области дистанционных технологий в образовании.

Пунктом 2.1 Устава АНО ДПО «СНТА» предусмотрено, что основной целью деятельности организации является оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.

В силу пункта 2.2 Устава АНО ДПО «СНТА» вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам:

- программы подготовки научно-педагогических кадров;

- программы ординатуры;

- дополнительные общеобразовательные программы;

- программы профессионального обучения.

В письме от 06.06.2019 №II/03 АНО ДПО «СНТА» указало, что с момента создания финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется по причине прохождения процедуры лицензирования, сайт в сети Интернет отсутствует, договоры с хозяйствующими субъектами не заключались.

На основании приказа Министерства образования Республики Карелия от 23.07.2019 №809 АНО ДПО «СНТА» выдана лицензия от 23.07.2019 №0007709 на осуществление деятельности по дополнительному профессиональному образованию, профессиональному обучению.

Необходимо отметить, что единственным Учредителем АНО ДПО «СНТА» (ИНН 1001339630) является автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Карельская строительная академия» (сокращенное наименование АНО ДПО «КСА»). 

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.06.2019 единственным учредителем АНО ДПО «КСА» является – <…>, директором - <…>, он же является директором АНО ДПО «СНТА».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНО ДПО «КСА» является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код 85.42.9 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).

В качестве дополнительных видов деятельности, в том числе, указаны обучение профессиональное (код 85.30) и образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (код 85.41.9).

Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.06.2019 №03-15/141/2294 АНО ДПО «КСА» с письмом от 24.06.2019 №34 не представило запрошенные документы – устав, реестр договоров, копию лицензии, сведения о перечне видов обучения, а также перечень направлений, по которым осуществляется обучение.

Вместе с тем в ходе рассмотрения заявления, посредством изучения информации, размещенной на сайте Министерства образования Республики Карелия, а также АНО ДПО «КСА», установлено следующее.

В соответствии с лицензией от 05.04.2019 №3091, выданной Министерством образования Республики Карелия, АНО ДПО «КСА» вправе осуществлять деятельность по дополнительному профессиональному образованию, профессиональному обучению.

АНО ДПО «КСА» оказывает услуги по обучению мерам пожарной безопасности работников организаций, по программам «Пожарно-технический минимум», согласованным Управлением надзорной деятельности   Главного Управления МЧС России по Республике Карелия письмом от 16.04.2013 №450-УНД-2-13.

Согласно пункту 1.10 Устава АНО ДПО «КСА» (утвержден решением единственного учредителя от 29.12.2010, распечатан с сайта в сети Интернет – anooksa.ru) организация реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы профессионального обучения, занимается научно-технической деятельностью в области дистанционных технологий в образовании.

Пунктом 2.1 Устава АНО ДПО «КСА» предусмотрено, что основной целью деятельности организации является оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.

В силу пункта 2.2 Устава АНО ДПО «КСА» вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам:

- программы подготовки научно-педагогических кадров;

- программы ординатуры;

- дополнительные общеобразовательные программы;

- программы профессионального обучения.

Повышение квалификации осуществляется по следующим направлениям: строительство, проектирование, инженерные изыскания, энергоаудит, пожарная безопасность, пожарно-технический минимум, экологическая безопасность, охрана труда, атомная промышленность.

АНО ДПО «КСА» проводит обучение как в очной, так и в заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий.

Информация о деятельности АНО ДПО «КСА» размещена в сети Интернет – сайт http://anooksa.ru.

Согласно части 1 пунктов 1 и 2 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Пунктом 2 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (субъектов) распространяются и на действия (бездействие) группы лиц, что свидетельствует о том, что Закон рассматривает группу лиц в качестве единого субъекта на товарном рынке.

С учетом изложенного, АНО ДПО «СНТА» (ИНН 1001339630) и АНО ДПО «КСА» являются группой лиц по вышеуказанным основаниям (один директор – <…>, АНО ДПО «КСА» единственный учредитель АНО ДПО «СНТА»).

Заявитель и группа лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА» осуществляют (вправе осуществлять) аналогичные виды деятельности в соответствии с видами деятельности, указанными в выписках из ЕГРЮЛ, выданными лицензиями, информацией, размещенной в сети Интернет, представленными документами.

Как указано выше Заявитель и АНО ДПО «КСА» информацию об осуществлении деятельности по обучению размещают в сети Интернет, обучение проводится как в очных, так и в заочных формах с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет пройти обучение любому потребителю независимо от его места нахождения (жительства).  С учетом изложенного, можно сделать вывод, что Заявитель и группа лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА» осуществляют (вправе осуществлять) деятельность на всей территории Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

В соответствии с частью 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

В силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.

Как указано выше Заявитель, АНО ДПО «СНТА», АНО ДПО «КСА» зарегистрированы в качестве юридических лиц, что подтверждается внесением сведений об их регистрации в ЕГРЮЛ, относятся к числу некоммерческих организаций в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.

Следует отметить, что Уставами Заявителя, АНО ДПО «СНТА», АНО ДПО «КСА» предусмотрено, что оказание образовательных услуг осуществляется на платной основе, что свидетельствует об осуществлении ими деятельности, приносящей доход.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12.0.1996 №7-Ф3 «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ФЗ «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 1 названного Закона).

В силу статьи 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» действие закона распространяется на автономные некоммерческие организации.

Так, в силу пункта 1 статьи 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (пункт 2 настоящей статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

В силу пункта 1.1 статьи 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

На момент регистрации АНО ДПО «СНТА» (ИНН 1001339630, дата регистрации – 27.03.2019), Заявителем уже было зарегистрировано в установленном порядке наименование АНО ДПО «СНТА» (ИНН 7705520940, дата регистрации – 09.07.2012), в связи с чем, он в силу пункта 1.1 статьи 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» обладает исключительным правом на его использование.

При этом в полном наименовании Заявителя и АНО ДПО «СНТА» использованы идентичные слова – “современная”, “научная”, “академия”, а также созвучные с фонетической точки зрения слова - “технологическая” и “техническая”. Сокращенные наименования Заявителя и АНО ДПО «СНТА» абсолютно идентичны, тождественны как с фонетической, так и с семантической точки зрения.

Вместе с тем при создании новой организации - АНО ДПО «СНТА» (ИНН 1001339630) его учредитель АНО ДПО «КСА», осуществляющий деятельность на рынке образовательных услуг, не мог не знать о существовании на указанном рынке на протяжении семи лет некоммерческой организации с наименованием, сходным до степени смешения с наименованием вновь созданной организации.

Помимо выше обозначенного установлено, что в соответствии с пунктом 1.6 Устава АНО ДПО «СНТА» имеет символику – эмблему (логотип) в виде двух параллельных векторных остроугольных зданий, состоящих из двух частей каждое, при этом левое полностью находится в полуокружности, правое верхней частью пересекает полуокружность. Эмблема (логотип) может использоваться в различной цветовой гамме без изменения его (ее) составных частей. Изображение эмблемы (логотипа) размещено на титульном листе настоящего Устава, в следующем виде:.

Указанный логотип АНО ДПО «СНТА» использует также на бланках, в печати.

В свою очередь заявитель на сайте в сети Интернет, а также на бланках (на заявлении, поданном в Карельское УФАС России), в печати использует эмблему следующего вида:  .

В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Согласно части 2 статьи 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Лицо, нарушившее правила пункта 2 статьи 1539 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Здесь также следует отметить, что в силу части 6 статьи 1252 ГК РФ установлено, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.

С учетом исполнения логотипов Заявителя и АНО ДПО «СНТА» в виде параллельных остроугольных фигур, находящихся в полуокружности, можно сделать вывод, что логотипы сходны до степени смешения.   

Следует отметить, что в предпринимательской деятельности логотип – типичный пример коммерческого обозначения юридического лица, это своего рода способ выделения и отделения юридического лица от других, ему подобных участников рынка. Коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы.

Таким образом, действия группы лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА» по использованию полного, сходного до степени смешения наименования, и сокращенного, тождественного как с фонетической, так и с семантической точками зрения наименования последнего, с полным и сокращенным наименованием Заявителя, а также по использованию при осуществлении АНО ДПО «СНТА» как коммерческого обозначения логотипа, сходного до степени смешения с логотипом Заявителя, нарушают требования действующего законодательства, направлены  на получение преимуществ при осуществлении приносящей доход деятельности. Кроме того, правомерно предположить, что подобное поведение группы лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА» потенциально способно причинить убытки Заявителю в виде неполученных доходов, возможных к получению в рамках добросовестной конкуренции (так как может повлечь перераспределение спроса на рынке оказания образовательных услуг).

Здесь важно отметить, что письмом от 18.04.2019 №II/02 АНО ДПО «СНТА» отказало Заявителю в изменении наименования, что также свидетельствует о стремлении к получению преимуществ при осуществлении приносящей доход деятельности.

Относительно доводов АНО ДПО «СНТА» о правомерности использования наименования, сходного до степени смешения с наименованием Заявителя, основанных на правовой позиции изложенной в пункте 58.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.03.2009 №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», необходимо отметить, что указанное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019  №10.

При этом, согласно разъяснениям, приведенным в пункте  147 указанного Пленума , в силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях») не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 ГК РФ.

Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона «О защите конкуренции», статьи 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ.

С учетом вышеизложенного, а также позиции Верховного суда РФ, в действиях группы лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА», связанных с использованием наименования и коммерческого обозначения в виде логотипа, тождественного и сходного до степени смешения с наименованием и коммерческим обозначением в виде логотипа Заявителя, содержатся признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем в силу статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующим субъектам в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 14.8 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 14.8 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Руководствуясь вышеизложенным, на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях группы лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА», выразившегося в использовании наименования, сходного до степени смешения с наименованием Заявителя, а также использования  сходного до степени смешения  логотипа, Карельское УФАС России  предупреждает группу лиц в составе АНО ДПО «КСА» и АНО ДПО «СНТА» о необходимости в срок до 01 ноября 2019 года прекратить указанные действия путем:

  1. прекращения использования полного наименования (без учета организационно-правовой формы), сходного до степени смешения с полным наименованием (без учета организационно-правовой формы) Заявителя, в том числе путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы;
  2. прекращения использования в сокращенном наименовании АНО ДПО «СНТА» аббревиатуры «СНТА», в том числе путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы;
  3. прекращения использования на бланках, в печати и иными способами коммерческого обозначения в виде логотипа , в том числе путем внесения соответствующих изменений в Устав.

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. К сообщению об исполнении предупреждения приложить копии документов, подтверждающих факт его исполнения.

 

Врио руководителя Управления                                                                                   <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны