Решение №010/07/3-49/2023 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/07/3-49/2023 от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 010/07/3-49/2023

04-40/03-2023

Заказчик:

Карельский филиал ПАО

«Россети Северо-Запад»

Заявитель:

ООО «АвтоТахограф»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 010/07/3-49/2023

   

09 февраля 2023 года                                                                                                  г. Петрозаводск

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

***

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «АвтоТахограф» (далее – Общество, Заявитель) на действия Заказчика – Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию контрольных устройств, установленных на транспортных средствах, а также замене блоков СКЗИ для нужд Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (https://zakupki.gov.ru, извещение № 32211880783),

 

при участии в режиме видео-конференц-связи представителей:

***,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России 19.01.2023 поступила жалоба ООО «АвтоТахограф» на действия Заказчика – Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию контрольных устройств, установленных на транспортных средствах, а также замене блоков СКЗИ.

Согласно жалобе Заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку заявка ООО «АвтоТахограф», согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок по запросу предложений от 23.12.2022 №3 и протоколу заседания Закупочной комиссии по подведению итогов запроса предложений от 26.12.2022 №68, была признана соответствующей требованиям документации  по закупке, однако впоследствии протоколом заседания Закупочной комиссии от 09.01.2023 №4 была неправомерно отклонена на основании подпункта «б» пункта 5.5.2 документации о закупке (несоответствие участника закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника закупки, требованиям, установленным в пункте 1.4 раздела I документации о закупке). В частности, заявка ООО «АвтоТахограф» была отклонена в связи с несоответствием Общества требованиям пункта 16 части II «Информационная карта закупки», т.к. мастерская участника ООО «АвтоТахограф» не включена в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов на территории Республики Карелия (https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops) (далее – Перечень допущенных мастерских).

Кроме того, Заявитель отмечает, что требование о включении в Перечень допущенных мастерских установлено Заказчиком на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2020  №320 «Об утверждении требований к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, порядка допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, и порядка ведения реестра допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах» (далее – Приказ Минтранса №320), действие которого распространяется исключительно на мастерские, осуществляющие деятельность сервисных центров (мастерских) в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР), то есть в отношении тахографов ЕСТР, тогда как предметом закупки являются тахографы с блоком СКЗИ.

При таких обстоятельствах, Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предъявил к участникам закупки избыточные требования, которые носят дискриминационный характер и необоснованно ограничивают конкуренцию.

В связи с изложенным Заявитель просит проверить действия Заказчика на предмет законности осуществления закупки №32211880783 и принятия комиссией Заказчика решения об отклонении заявки ООО «АвтоТахограф».  

Заказчик в своих письменных пояснениях (вх. от 26.01.2023 №459-ЭП/23, вх. от 09.02.2023 № 801/23) с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Заказчик: Карельский филиал публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»).

Способ закупки: запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Номер извещения: 32211880783.

Наименование закупки: 22Т3110040.0048. Оказание услуг по техническому обслуживанию контрольных устройств, установленных на транспортных средствах, а также замена блоков СКЗИ для нужд Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад».

Дата начала срока подачи заявок: 24.11.2022 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 02.12.2022 14:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 800 000,00 рублей.

В ходе заседания в 10 часов 00 минут 31.01.2023 Комиссией Карельского ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения дополнительных материалов жалобы объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 09.02.2023.

Рассмотрение жалобы и принятие решения Комиссией Карельского УФАС России состоялись после признания Заказчиком запроса предложений в электронной форме №32211880783 несостоявшимся на основании подпункта «б» пункта 7.5.1 Единого стандарта закупок ПАО «Россети».

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая, в том числе, при условии обеспечения конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Закупочная деятельность Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденным Советом директоров ПАО «Россети» в последней редакции протокола от 30.09.2022 № 508.

Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 4.2.1 Положения о закупке организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (либо декларирующие) соответствие этим требованиям.

Пунктом 4.6.8 Положения о закупке предусмотрено, что иные требования к участникам закупки устанавливаются извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Стандарта.

В соответствии с пунктом 7.4.4 Положения о закупке документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.

Подпунктом «б» пункта 7.5.1 Положения о закупке установлено, что процедура закупки признается несостоявшейся, в том числе в случае, если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки.

Пунктом 8.1.6.4 Положения о закупке предусмотрено, что в документации должны быть установлены требования к участникам закупок, к документам, предоставляемым в составе заявок, должен быть указан порядок критериев оценки заявок и точная относительная значимость (весовые коэффициенты) каждого такого критерия, установлены требования к форме и порядку оформления заявок участников.

Согласно пункту 8.1.6.12 Положения о закупке закупочная комиссия отклоняет участника закупки от участия, а Заказчик отказывается от заключения договора с победителем (единственным участником закупки, с которым планируется заключить договора) в любой момент до заключения договора, если Заказчик или Закупочная комиссия обнаружит, что участник закупки и (или) заявка участника закупки не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке или участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия либо соответствия заявки указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом, в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

По мнению Заявителя, положение пункта 16 части II «Информационная карта закупки» с установленным требованием в отношении мастерской участника закупки о включении ее в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов на территории Республики Карелия, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку установлено на основании Приказа Минтранса №320, требования которого распространяются на мастерские, осуществляющие деятельность в отношении тахографов типа ЕСТР, устанавливаемых на транспортных средствах, в соответствии с требованиями Европейского соглашения, производящих международные автомобильные перевозки.

Вместе с тем, Заявитель утверждает, что предметом закупки являются тахографы с блоком СКЗИ, реализация и обслуживание которых регламентируются иными нормативно-правовыми актами, в том числе Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 (далее – Постановление №313).

При этом Заявитель отмечает, что в составе заявки ООО «АвтоТахограф» были предоставлены все документы и информация о соответствии с Приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее – Приказ № 438) и Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ №440).

В связи с этим, Комиссия Карельского УФАС России установила, что Заказчиком 24.11.2022 в Единой информационной системе размещено Извещение о закупке №32211880783 (Версия №1).

28.11.2022 Заказчик в ЕИС разместил извещение о закупке № 32211880783 (Версия №2) с приложением «Уведомление о внесении изменений», согласно которому пунктом 16 Раздела II «Информационная карта закупки» в новой редакции закупочной документации установлено требование в отношении соответствия участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки в случае если информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы): «Приказ Минтранса № 320. Мастерская должна быть включена в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке техническому обслуживанию и ремонту тахографов на территории Республики Карелия https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops».

Более того, требование о том, что участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 14 раздела II «Информационная карта закупки», 15 раздела II «Информационная карта закупки», 16 раздела II «Информационная карта закупки» установлено Заказчиком в пункте 1.4.3 документации о закупке.

Пунктом 6 Технического задания (Приложение №2 к документации о закупке) предусмотрены обязательные условия для участия в закупке: наличие мастерской (ремонтной базы) на территории г. Петрозаводска, в том числе охраняемая территория для стоянки автотранспорта. Все работы должны быть выполнены Исполнителем своими силами и средствами, т.е. без привлечения субподрядчиков. Мастерская должна являться официальным гарантийным сервисным центром завода-изготовителя ООО «НТЦ «Измеритель» по ремонту тахографов «Штрих-Тахо RUS».

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что ООО «АвтоТахограф» является официальным гарантийным сервисным центром завода-изготовителя ООО «НТЦ «Измеритель» по ремонту тахографов «Штрих-Тахо RUS». Согласно данным официального сайта Министерства транспорта Российской Федерации «Агентство автомобильного транспорта» сведения об ООО «АвтоТахограф» включены в Реестр допущенных мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств типа ЕСТР, однако Общество имеет свидетельство, дающее право на выполнение указанных работ по адресу: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 8 литер м, пом. 1Н.

Вместе с тем, пунктом 3 Приказа Минтранса №320 прямо предусмотрено, что работы мастерской осуществляются по всем типам контрольных устройств, имеющим официальное утверждение типа ЕСТР, по адресу места выполнения работ, указанному в свидетельстве о допуске сервисного центра (мастерской) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, выданном мастерской.

Сведения о мастерской ООО «АвтоТахограф» в Перечне допущенных мастерских на территории Республики Карелия отсутствуют, следовательно, Общество не вправе осуществлять работы по замене и обслуживанию тахографов типа ЕСТР на территории Карелии.

Таким образом, заявка ООО «АвтоТахограф», при наличии филиала мастерской в г.Петрозаводске, не включенного в Перечень допущенных мастерских, не соответствовала требованию Заказчика о включении в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов (ЕСТР) на территории Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 3.1.1 документации о закупке подача заявки, не отвечающей требованиям документации о закупке, является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.

В связи с вышеизложенным, заявка подателя жалобы, в соответствии с пунктом 8.1.6.12 Положения о закупке и пунктом 3.1.1 документации о закупке, подлежала отклонению закупочной комиссией в связи с отсутствием мастерской участника ООО «АвтоТахограф» в Перечне допущенных мастерских, т.е. по причине несоответствия требованиям пункта 16 раздела II «Информационная карта» закупочной документации.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии от 09.01.2023 №4 заявка ООО «АвтоТахограф» под идентификационным номером 110077 была подана 01.12.2022 в 23:17, т.е. уже после внесения изменений в извещение о закупке и размещении соответствующего уведомления в ЕИС (28.11.2022 в 14:53) о дополнении Заказчиком требования в пункт 16 раздела II «Информационная карта» закупочной документации.

Заказчик в соответствии пунктом 7.4.4 Положения о закупке включил в документацию о закупке информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку. Следовательно, при подаче заявки ООО «АвтоТахограф» было ознакомлено с последней редакцией извещения о закупке и приложений к нему, содержащих требования, за несоответствие которым заявка участника подлежит отклонению.

Комиссия Карельского УФАС России также пришла к выводу, что требование о включении в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов типа ЕСТР не является избыточным, поскольку сформировано на основании потребности Заказчика. Согласно пункту 7 Технического задания утвержден перечень автотранспортных средств Заказчика, в позициях 3-8 которого указаны грузовые тягачи MAN, уже оснащенные тахографами типа ЕСТР, которые требуют дальнейшего обслуживания на территории Республики Карелия, т.к. исходя из требований пункта 3 Приказа Минтранса №320 обслуживать тахографы типа ЕСТР мастерским разрешается по адресу места выполнения работ, указанному в свидетельстве о допуске сервисного центра (мастерской). Иными словами, в случае подписания контракта с ООО «АвтоТахограф» для обслуживания тахографов ЕСТР Заказчик должен был перегонять указанный автотранспорт в мастерскую по адресу, указанному в свидетельстве о допуске сервисного центра ООО «АвтоТахограф» - в г. Санкт-Петербург, что было бы нецелесообразно.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «АвтоТахограф» была правомерно отклонена закупочной комиссией. Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

                                                        РЕШИЛА:

            Признать жалобу ООО «АвтоТахограф» на действия Заказчика – Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию контрольных устройств, установленных на транспортных средствах, а также замена блоков СКЗИ для нужд Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение № 32211880783) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

***

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны