Постановление №010/04/9.21-174/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №010/04/9.2... от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №010/04/9.21-174/2024

об административном правонарушении

 

15 мая 2024 года                                                                                                            г. Петрозаводск

 

Я, врио руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-174/2024, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, литера «А», пом. 16-Н; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 28 февраля 2024 года  №9-24 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России  15 марта 2024 года (вх. №1599/24) поступило заявление (далее - заявитель) с жалобой на действия «ПАО Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств, а также в установлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год со дня заключения договора.

Из заявления следует, что между заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03555-Э-С/22 (далее – договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу п. Лахденпохский район, Республика Карелия.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. Плата за технологическое присоединение была внесена заявителем 26 сентября 2022 года.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий для присоединения к электрическим сетям №КАР-03555-Э-С/22-001 от 21 сентября 2022 года (далее – технические условия) следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ВЛ 0,4 кВ от ТП-3400 Л-2 Асилан (ПС-57 Кузнечное (ЛенЭнерго).

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры (предварительно 5) существующей ЛЭП-0,4 кВ Л-2 от ТП-3400 до границы земельного участка заявителя;

выполнение требований к системе (устройствам) релейной защиты и автоматики (включая противоаварийную и режимную), а также требований действующих НТД;

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также требований действующих НТД;

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок  (при необходимости);

выполнение требований к коммутационным аппаратам (устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявителя, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявителя; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности, устанавливаемый в сетях заявителя, должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организации действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам;

выполнение требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Вместе с тем на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено.

Из заявления следует, что в данных действиях ПАО «Россети Северо-Запад»  ВЕ.А. усматривает нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно разъяснениям Президиума ФАС России №7 «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №250-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормам статьи 9.21 КоАП РФ был придан специальный по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП РФ (устанавливает ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке – статья 10 ФЗ «О защите конкуренции») характер.

Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП РФ в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП РФ перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП РФ, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП РФ, а не по статье 14.31 КоАП РФ.

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 ФЗ «О защите конкуренции», но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

С учетом изложенного, поскольку описанные в заявлении действия указывают на возможное наличие в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ, заявление В Е.А. рассмотрено как заявление, указывающее на наличие события административного правонарушения.

Проанализировав действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетики») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителем, указанным, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

При этом действие договора  между сетевой организацией и заявителем, указанным, в том числе в пункте 14 настоящих Правил,  не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителя, указанного, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению №17;

счет на оплату технологического присоединения по договору;

подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

При этом размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 15 мая 2024 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен В Е.А.; составление и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 15 мая 2024 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 22 апреля 2024 года №МР2/3/119-06/2625 (вх. №2547-ЭП/24) пояснило, что 09 сентября 2022 года  через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка  В Е.А. на осуществление технологического присоединения дачного дома, расположенного в  п.Асилан Лахденпохского района Республики Карелия (кадастровый номер).

В ответ на заявку ПАО «Россети Северо-Запад» 12 сентября 2022 года разместило в личном кабинете заявителя запрос о необходимости предоставления недостающих сведений и документов (исх. от 12 сентября 2022 года № МР2/3-50/135-10/2449).

14 сентября 2022 года в адрес сетевой организации Е.А. были представлены недостающие сведения, в связи с чем 21 сентября 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03555-Э-С/22, счет и технические условия.

27 сентября 2022 года договор  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03555-Э-С/22 заключен фактом оплаты заявителем выставленного счета, что подтверждается платежным поручением  №242026.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договора, заключенного с В Е.А., сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект:  «Строительство линейного ответвления  ВЛ-0,4кВ от ТП-3400 Л-2 в п. Асилан Лахденпохского района (технологическое присоединение В Е.А. №КАР-03555-Э-С/22 от 27 сентября 2022 года, Б В.В.)» стоимостью 446,65255 тыс. руб. Вместе с тем ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что обществу необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 350 метров по землям различных категорий и форм собственности, что требует получение исходно-разрешительной документации по трассу ЛЭП, а также монтаж прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В целях реализации инвестиционного проекта сетевой организацией проведены торгово-закупочные процедуры по выбору подрядной организации, по результатам которых 22 февраля 2023 года  между обществом и ООО «ТКС» был заключен рамочный договор №32-2023.

24 ноября 2023 года на основании рамочного договора с ООО «ТКС» была заключена договорная заявка «под ключ» №14С на осуществления полного комплекса работ по объекту: «Строительство линейного ответвления  ВЛ-0,4кВ от ТП-3400 Л-2 в п. Асилан Лахденпохского района (технологическое присоединение В Е.А. №КАР-03555-Э-С/22 от 27 сентября 2022 года, БВ.В.)» со сроком выполнения работ до 25 декабря 2023 года и стоимостью договора 713 991,18 руб. (из которой, по мнению сетевой организации, приблизительная стоимость мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта В Е.А. составляет 648 835, 47 руб.).

При этом общество обращает внимание, что значительный дефицит средств инвестиционной программы Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», а также значительный объем обязательств перед заявителями по ранее заключенным договорам не позволили ему приступить к выполнению мероприятий в 2022 году. Более того, при оформлении исходно-разрешительной документации на земельные участки под строительство линии электропередачи сетевая организация столкнулась с объективными трудностями. Так, собственником земельного участка с кадастровым номером (Ч Н.Н.) было отказано в размещении трассы ВЛ-0,4 кВ на принадлежащем ей земельном участке.

Вместе с тем  ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что в настоящее время выполнено проектирование, получено разрешение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на размещение части проектируемой трассы, а также в связи с отказом собственника земельного участка с кадастровым номером в размещении ЛЭП в орган местного самоуправления 15 февраля 2024 года направлено заявление об установлении публичного сервитута. После завершения процедур оформления публичного сервитута работы по строительству ВЛ-0,4 кВ и установке прибора учета будут выполнены в кратчайший срок.

Относительно установления в технических условиях срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год, сетевая организация пояснила, что в действительности  расстояние от границ принадлежащего В Е.А. земельного участка до ближайшего объекта электрической сети по прямой составляет менее 500 метров, соответственно, срок выполнения мероприятий по такому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения соответствующего договора (сотрудником ПО ЗКЭС при формировании технических условий срок выполнения мероприятий был указан ошибочно (1 год), однако, получив оферту договора, В Е.А. мотивированный отказ не заявил).

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что датой вменяемого правонарушения является истечение шестимесячного срока с даты заключения договора, то есть 27 марта 2023 года, а также 21 сентября 2022 года — ошибочное указание в технических условиях срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности на данный момент истек.

На основании изложенного, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», имеются основания для прекращения производства по настоящему делу,  в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Проанализировав собранные в рамках административного расследования документы и сведения, отмечаю следующее.

В связи с тем, что В Е.А. относится к заявителям, обозначенным в пункте 14 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению принадлежащего ему объекту к электрической сетям, исчисляемый со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев (абзац 13 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения).

При этом вопреки требованиям статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 16,19 Правил технологического присоединения сетевая организация в рассматриваемом случае установила годичный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя.

Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в пункте 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 16, 19 Правил технологического присоединения и в силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.

Таким образом,  исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 26 сентября 2022 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 27 марта 2023 года (в соответствии со статьей 193 ГК РФ, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Указанное свидетельствует о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» пункта 16 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об электроэнергетике.

В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 21 сентября 2023 года (по факту установления годичного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя), 28 марта 2024 года (по факту нарушения срока  выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя).

Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению  при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, Карельское УФАС России вынуждено констатировать, что при наличии фактов нарушения, установленных Правилами технологического присоединения, применить меры административного воздействия в рассматриваемом случае не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 28.7, 28.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, врио руководителя Карельского УФАС России Г Г.А.

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Дело об административном правонарушении №010/04/9.21-174/2024, возбужденное в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» по статье 9.21 КоАП РФ, прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны