Решение №№ 010/06/105-548/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-548/2019 от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

………….. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

…………. - член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

…………. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

в присутствии представителя Заказчика - казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» …………. (полномочия подтверждены)

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»» (уведомлено надлежащим образом);

 

рассмотрев жалобу ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" (извещение  № 0306200006419000044)                             (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

  Конкурсная документация утверждена приказом казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 08.08.2019.

Адрес электронной площадки – http://roseltorg.ru/.

Номер извещения: 0306200006419000044.

Краткое наименование аукциона: разработка проектно-сметной документации.

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Заказчик: казенное учреждение Республики Карелия «Управление капитального

строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 55 000 000,00 рублей.

 

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

1. Согласно жалобе ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»» в пункте 22 Раздела 1 «Информационная карта конкурса» указано: «заявки на участие в конкурсе подаются посредством электронной площадки (место подачи) с даты и времени размещения извещения о проведении конкурса в единой информационной системе до 09 часов 00 минут (время московское) 12.08.2019г. (время и дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) (срок подачи заявок)».

В то же время, в соответствии с информацией на сайте zakupki.gov.ru в графе «Дата и время окончания срока подачи заявок» указано «1-2.08.2019 в 23:59», на электронной площадке www.roseltorg.ru «время окончания подачи заявок до 12.08.2019 23:59:00».

По мнению заявителя, данный пункт «Информационной карты конкурса» вводит участников в заблуждение, относительно времени подачи заявок.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком внесены изменения в извещение в электронной форме в отношении указанного довода до поступления уведомления о рассмотрении настоящей жалобы, при этом в извещении и конкурсной документации несоответствия отсутствовали изначально.

Таким образом данный довод признается необоснованным.

 

2. В качестве второго довода жалобы Заявитель указывает, что пункт 26 Раздела 1 «Информационной карты конкурса» вводит участников в заблуждение, относительно даты подачи запроса на разъяснения положений документации, так как в нем указано следующее: «Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять                ее суть. Даты начала и окончания срока такого предоставления: запрос о даче разъяснений может быть направлен с 16.07.2019 по 12.08.2019, разъяснения предоставляются с 16.07.2019 по 08.08.2019».

По мнению заявителя, участник может подать запрос вплоть до даты окончания подачи заявок, но ответ при этом предоставляется только до 08.08.2019.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком до поступления уведомления о рассмотрении настоящей жалобы были внесены изменения в конкурсную документацию, при этом, что и в первой редакции конкурсной документации несоответствия в отношении сроков подачи запросов о разъяснении положений конкурсной документации отсутствовали, действительно, в соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Кроме того, на заседании  Комиссии  было установлено, что  технически на  ЭТП срок подачи запроса о разъяснении положений конкурсной документации ограничен не позднее датой окончания подачи заявок. При этом, согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме». Соответственно, Заказчик обязан ответить на поступивший запрос о разъяснении положений конкурсной документации, только при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Таким образом,  данный довод Заявителя признается необоснованным.

 

3. В своей жалобе ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»» указывает, что в соответствии с пунктом 31 Раздела 1 «Информационная карта конкурса» установлено требования относительно опыта участника, а именно: опыт участника закупки в области проектирования по объектам здравоохранения за последние 6 лет по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №1 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки». Работами сопоставимого характера и объема считаются:

- разработка проектной документации объектов здравоохранения (медицинских организаций) в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» в технологии информационного моделирования (BIM*) (разделов АР (архитектурные решения), КР (конструктивные решения), технологические решения, инженерные решения).

 

Наименование показателя

Количество баллов

Значимость показателя %

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

4 контракта/договора и более на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии

100

40

информационного моделирования (BIM), но которым получено

положительное заключение экспертизы, минимум два из которых

выполнены каждый на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.

 

Для подтверждения опыта выполнения проектных работ по объектам здравоохранения заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы:

г)           копии документов, подтверждающих опыт разработки проектных решений в

технологии информационного моделирования (BIM) - портфолио разработанных на основании приложенных контрактов/договоров, включая скриншоты BIM-моделей и перечень смоделированных разделов проекта.

При описании Показателя 2.1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» указано, что работами сопоставимого характера считается разработка проектной документации объектов здравоохранения в технологии информационного моделирования (ШМ) (разделов АР (архитектурные решения), КР (конструктивные решения), технологические решения, инженерные решения), выполненные за последние 6 лет по дату окончания срока подачи заявок, по которым получено положительное заключение экспертизы.

Максимальный балл по Показателю 2.1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» присуждается при предоставлении 4 и более контрактов на разработку проектной документации объектов здравоохранения, отвечающих вышеописанным требованиям, минимум два из которых выполнены каждый на сумму не менее 55 млн. руб.

При этом следует отметить, что первые нормативные документы в области BIM- моделирования, разработанные во исполнение Федерального закона от 30.12.2009   N 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", приняты и утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2016-2019 гг. По данным с сайта ru.wikipedia.org, «В России: 11 июня 2016 года был утверждён перечень поручений, обеспечивающих создание правовой базы использования информационного моделирования зданий в строительстве, в первую очередь по государственному заказу».

Таким образом, большинство потенциальных участников (проектировщиков) не имеют возможности подтвердить свой опыт разработки проектной документации с использованием технологии информационного моделирования, прошедшей экспертизу, за последние 6 лет, в связи с отсутствием до 2016-2017 гг нормативно-технической базы для использования данной технологии моделирования. Реализация минимум четырех (для получения максимального балла) масштабных проектов (учитывая суммы контрактов на проектирование) с использованием технологии BIM-моделирования с прохождением экспертизы за такой короткий период (по факту за последние 2-3 года) является явно завышенным критерием в Конкурсной документации и ограничивает конкуренцию при проведении данного конкурса и нарушает требования п.4  ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Данный довод является обоснованным.

4.  Заявитель указывает на то, что в соответствии с пунктом 31 Раздела 1 «Информационная карта конкурса»: Описание показателя 2.3.: «По показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценке подлежит наличие у участника закупки специалистов определенного опыта работы и квалификации, необходимых для выполнения работ по данному контракту. Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №3 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки».

Наименование показателя

Количество баллов

От 33 и более специалистов, участвующих в процессе разработки проектной документации, в т.ч. инженеров медицинских технологий (технологов) не менее 3 чел. с опытом работы не менее 5 лет, ГИП не менее 2 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалисты ВК не менее 2 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалистов ЭС не менее 4 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов СС не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов ОВИК не менее 4 чел. с опытом не менее 3 лет, спегщалистов МГ не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, конструкторов не менее 8 чел с опытом работы не менее 3 лет, архитекторов не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, BIM-менеджер не менее 1 чел. с опытом не менее 3 лет

100

 

В качестве подтверждающих документов в отношении данного показателя критерия участник должен приложить копии трудовых книжек (или копии договоров ГПХ), копию штатного расписания, копии дипломов, свидетельств, удостоверений о повышении квалификации, характеризирующие квалификацию специалистов (инженер по медицинскому оборудованию, по медицинским технологиям, инженер технолог, ГИП (Главный инженер проекта), специалисты ВК (Внутренние водопровод и канализация), ЭС (Электроснабжение), СС (Системы связи), ОВиК (Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха), МГ (Медицинское газоснабжение), конструктор, архитектор, BIM-менеджер, сметчик), привлекаемых для выполнения данного контракта»

В качестве подтверждающих документов по показателю 2.3, участнику необходимо предоставить, в том числе копии дипломов, свидетельств, удостоверений о повышении квалификации, характеризирующие квалификацию специалистов.

На  заседании комиссии было установлено, что  BIM-технологии в настоящее время только активно внедряются и развиваются на территории РФ, первые нормативные документы в области В1М-моделирования, разработанные во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", приняты и утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2016-2019 гг, а официально специальность BIM-менеджер-проектировщик должна появиться только к 2020 году.

Соответственно в данном случае имеется неопределенность  о том какие именно документы необходимо предоставить в составе заявки, характеризирующие квалификацию BIM-менеджера с опытом не менее 3 лет.

Ввиду изложенного,  установленные Заказчиком критерии оценки в документации при проведении конкурса в электронной форме подобным образом нарушают  требований п. 1 ч.4  ст. 54.3 Закона о контактной системе. Данный довод является обоснованным.

 

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что  в соответствии с пунктом 32 Раздела 1 «Информационная карта конкурса»:

Показатель 2.1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

Значимость показателя 2.1 - 40%.

К32.1 - коэффициент значимости показателя 2.1:

К32.1 =40/100 = 0,4

По показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» оценке подлежит опыт участника закупки в области проектирования по объектам здравоохранения за последние-6 лет по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №1 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки»

Работами сопоставимого характера и объема считаются:

- разработка проектной документации объектов здравоохранения (медицинских организаций) в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» в технологии информационного моделирования (BIM*) (разделов АР (архитектурные решения), КР (конструктивные решения), технологические решения, инженерные решения).

Не учитываются выполненные проектно-изыскательские работы для строительства/реконструкции объектов:

- реабилитации 3 этапа;

- санаторно-курортных организаций в соответствии с п. 1.19 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

  Количество  Значимость

Наименование показателя баллов           показателя %

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема:

-4 контракта/договора и более на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которым получено положительное заключение экспертизы, минимум два из которых выполнены каждый на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.       100    

-Не менее 2 контрактов/договоров на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которым получено положительное заключение экспертизы, выполненных каждый на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка. 50       40

-Не менее 1 контракта/договора на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которому получено положительное заключение экспертизы, выполненный на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.           25      

Отсутствие контрактов и/или непредоставление подтверждающих документов          0         

Для подтверждения опыта выполнения проектных работ по объектам здравоохранения заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы:

а)           копии контрактов/договоров;

б)          копии всех приложений к контракту/договору, в т.ч. технических заданий (при наличии) или иных документов, подтверждающих опыт разработки проектных решений в технологии информационного моделирования (BIM) с выполнением 3D визуализации;

в)           копии актов выполненных работ, положительных заключений государственной экспертизы;

г)           копии документов, подтверждающих опыт разработки проектных решений в технологии информационного моделирования (BIM) - портфолио разработанных на основании приложенных контрактов/договоров, включая скриншоты BIM-моделей и перечень смоделированных разделов проекта.

Заказчиком в документации была допущена опечатка при указании на форму заполнения. «Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №1, №2, №3 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки»» следует читать как ««Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №1, №2, №3 Формы 2.1. «Сведения о квалификации участника закупки»» (изменения в документацию внесены).

В Российской Федерации внедрение информационного моделирования было введено  решением от 4 марта 2014 г. «О применении инновационных технологий в строительстве». Пунктом 12 протокола № 2 президиума было дано поручение Минстрою России Росстандарту совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и институтами развития разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий. Во исполнение этого решения был издан

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 г. N 926/пр «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства», п.5 которого установлено только к декабрю 2017 года начать Подготовку специалистов по использованию технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, экспертов органов экспертизы.

Таким образом, Заказчиком с нарушением требований действующего законодательства установлены критерии, согласно которым по итогам процедуры будет выбран участник. Критерий «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» за последние 6  лет по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в данном случае  предоставляет преимущественное  право на  оценку,  организациям, работающим на данном  рынке  свыше 6 лет, вместе с тем направление  технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства фактически получило свое развитие  в 2018 году. Таким образом, установление Заказчиком критерия «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» является критерием, который может ограничивать количество участников при проведении данного конкурса, так ставит в неравное положение  участников (проектировщиков).

 

В соответствии с пунктом 32 Раздела 1 «Информационная карта конкурса»: Показатель 2.3. «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами».

Значимость показателя 2.3 - 30%.

К32.3 - коэффициент значимости показателя 2.3: К32.3 = 30/100 = 0,3

По показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценке подлежит наличие у участника закупки специалистов определенного опыта работы и квалификации, необходимых для выполнения работ по данному контракту. Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №3 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки».

Наименование показателя

Количество баллов

Значимость показателя %

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами

От 33 и более специалистов, участвующих в процессе разработки проектной документации, в т.ч. инженеров медицинских технологий (технологов) не менее 3 чел. с опытом работы не менее 5 лет, ГИП не менее 2 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалисты ВК не менее 2 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалистов ЭС не менее 4 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов СС не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов ОВИК не менее 4 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов МГ не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, конструкторов не менее 8 чел с опытом работы не менее 3 лет, архитекторов не менее 3 чел. с опытом не менее 3 лет, BIM- менеджер не менее 1 чел. с опытом не менее 3 лет

100

30

От 20 до 33 специалистов, участвующих в процессе разработки

50

 

проектной документации, в т.ч. инженеров медицинских технологий (технологов) не менее 3 чел. с опытом работы не менее 5 лет, ГИП не менее 1 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалисты ВК не менее 2 чел. с опытом работы не менее 3 лет, специалистов ЭС не менее 2 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов СС не менее 2 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов ОВИК не менее 2 чел. с опытом не менее 3 лет, специалистов МГ не менее 1 чел. с опытом не менее 3 лет, конструкторов не менее 4 чел с опытом работы не менее 3 лет, архитекторов не менее 2 чел. с опытом не менее 3 лет, BIM- менеджер не менее 1 чел. с опытом не менее 3 лет

 

 

Отсутствие или менее 20 специалистов, участвующих в процессе разработки проектной документации и/или непредоставление подтверждающих документов

0

 

В качестве подтверждающих документов в отношении данного показателя критерия участник должен приложить копии трудовых книжек (или копии договоров ГПХ), копию штатного расписания, копии дипломов, свидетельств, удостоверений о повышении квалификации, характеризирующие квалификацию специалистов (инженер по медицинскому оборудованию, по медицинским технологиям, инженер технолог, ГИП (Главный инженер проекта), специалисты ВК (Внутренние водопровод и канализация), ЭС (Электроснабжение), СС (Системы связи), ОВиК (Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха), МГ (Медицинское газоснабжение), конструктор, архитектор, BIM-менеджер, сметчик), привлекаемых для выполнения данного контракта.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог  указать нормативно правовой акт,  который  регламентирует  специальность BIM- менеджер.

Таким образом, указание на наличие в организации БИМ-менеджера в критериях оценок  в Конкурсной документации может  ограничивать  количество участников  при проведении данного конкурса, так как  в большинстве  проектных организаций  не существует должности BIM-менеджер. Кроме того, Комиссия  отмечает, что участнику необходимо представить в качестве подтверждения специальности  BIM- менеджер документы, а  именно   копии трудовых книжек (или копии договоров ГПХ), копию штатного расписания, копии дипломов, свидетельств, удостоверений о повышении квалификации, характеризирующие квалификацию специалистов служат, причем как было  установлено  как таковой специальности BIM – менеджера нет в действующем  трудовом законодательстве. Доказательств  обратного не представлено.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой»» на действия Заказчика – казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" (извещение  № 0306200006419000044) обоснованной в части.
  2. Признать  доводы  жалобы № 3  и № 4  обоснованными, нарушающими  требования п. 1 ч.4  ст. 54.3 Закона о контактной системе.
  3. Выдать Заказчику  предписание о внесение  изменений в критерии оценки  заявок в документации  открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" (извещение № 0306200006419000044). 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                 ____________   ……………

 

Члены комиссии                                                 ____________   ……………….

 

                                                                           ____________   ………………

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны