Решение №РЕШЕНИЕ по делу №010/05/5-207/2019 РЕШЕНИЕ по делу №010/05/5-207/2019 от 24 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

*** – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №010/05/5-207/2019, возбужденное в отношении ИП *** (ИНН 100108866278; ОГРНИП 314100106300057; адрес регистрации: <>; далее - ИП ***.) по факту распространения на территории Российской Федерации и, в частности на территории городов Хабаровска и Омска, рекламных извещений о поверке приборов учета воды с признаками нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных заявителей, ИП ***

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступили обращения физических лиц из Хабаровского УФАС России с письмами от 30.01.2019 №4\583 (вх. от 07.02.2019 №531) и от 15.03.2019 №4/1963 (от 26.03.2019 №1487), Омского УФАС России с письмом от 07.02.2019 №06-1190э (вх. от 07.02.2019 №541) о распространении в январе-марте  2019 года от имени «Центральной Службы Учета ресурсов»  извещений рекламного характера о необходимости согласования даты и времени процедуры поверки  приборов учета воды по телефонам: 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск), 8 (3812) 79-59-41 (г.Омск), со ссылками на нормативные правовые акты и с таблицей расчетов стоимости коммунальных услуг  по нормативам.

Заявители ставят под сомнение правомерность действий организации, именующей себя «Центральная Служба Учета ресурсов» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, указывают на введение потребителей в заблуждение.

К вышеперечисленным заявлениям были приложены идентичные извещения следующего вида и содержания.

 

 

В указанных извещениях, распространяемых в вышеперечисленных городах, отличались даты, периоды проведения поверок и номера телефонов.

При этом все вышеуказанные извещения оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений/ квитанций жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к плательщикам, размещение таблицы, имитирующей расчетную таблицу по тарифам, размещаемую в квитанциях.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что  номера телефонов: 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск), 8 (3812) 79-59-41 (г.Омск) ПАО «МТС» выделило ООО «Первая энергосберегающая компания» (ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, зарегистрировано 11.10.2016, адрес регистрации: ***), которое оказывает услуги по обработке телефонных звонков заказчиков (выступает в качестве call-центра), выделило указный телефонный номер ИП ***., заключив с ним договор от 18.07.2018 на оказание услуг центра обработки вызовов.

Условиями вышеуказанного договора предусмотрена ответственность заказчика за лицензионную, налоговою, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п. чистоту продуктов и услуг, в связи с реализацией которых Заказчик поручает Обществу выполнение услуг в рамках договоров. При этом само Общество не оказывает услуги по распространению рекламы.

Согласно выписке из ЕГРИП *** зарегистрирован в качестве ИП 04.03.2014, основным видом деятельности ИП ***. является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

В связи с указанным в адрес ИП ***. был направлен запрос от 12.02.2019 №03-01/19,20/447 с целью установления лица, являющегося рекламодателем, рекламораспространителем указанных извещений.  Корреспонденция получена ИП *** 19.02.2019, однако запрошенные сведения (информацию) индивидуальный предприниматель не предоставил.

Здесь необходимо отметить, что Карельским УФАС России решениями от 10.04.2018 и от 20.07.2018 по делам №03-02/02-2018 и №03-02/16-2018 (соответственно) схожая реклама, распространяемая по многоквартирным домам городов Хабаровска, Благовещенска, Барнаула, Смоленска, Архангельска, Мурманска, Улан-Уде, Перми, Ярославля, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сыктывкара, Твери, Петрозаводска и другим в виде извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, со ссылками на нормативные правовые акты, признана ненадлежащей. При этом рекламодателем и рекламораспространителем указанных рекламных извещений признан, в том числе ИП ***

Кроме того, помимо вышеуказанных дел Карельским УФАС России     рассмотрено дело №03-02/36-2018, возбужденное по факту распространения рекламы в виде извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, а также о проведении коллективного оснащения квартир многоквартирных домов индивидуальными приборами учета в отношении, в том числе ИП ***. Представленные в материалы дела №03-02/36-2018 извещения были схожи по содержанию с рассматриваемыми извещениями, а именно в них также имелись штрих код, ссылки на нормативные документы, таблицы расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях, номера телефонов 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск), 8 (3812) 79-59-41 (г. Омск) аналогичные номерам телефонов, указанных в рассматриваемых в настоящее время извещениях. Исключение составляет указанное в извещениях коммерческое наименование. Так извещения, рассмотренные в рамках дела №03-02/36-2018, распространялись от имени «Городского Центра Учета Водопотребления», а рассматриваемые в настоящем деле - от имени «Центральной Службы Учета ресурсов».

При этом в рамках рассмотрения дела №03-02/36-2018 ИП Калачев И.Д. сообщил, что осуществляет деятельность по установке индивидуальных приборов учета воды гражданам, проживающим в городах: Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске, в том числе по заявкам, принятым ООО «Первая энергосберегающая компания», согласно заключенному с обществом договору оказания услуг call-центра, по номерам телефонов, указанным  в извещениях 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8-983-438-38-46 (г. Улан-Удэ), 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск). Для оказания услуг по установке индивидуальных приборов учета воды ИП *** получил патент в налоговом органе (копия патента не приложена). Кроме того, индивидуальный предприниматель сообщил, что в г. Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске осуществляет деятельность по замене и установке индивидуальных приборов учета воды для населения. При этом ИП ***. отметил, что в случае необходимости оказания услуг по поверке приборов учета воды привлекаются организации, имеющие аккредитацию в данной области, тем самым, подтвердив отсутствие у него соответствующей аккредитации.

По результатам рассмотрения дела №03-02/36-2018 ИП ***. был признан рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанных извещений, распространяемых на территории Российской Федерации, в том числе в городах Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные, правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов, схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

ИП ***. было выдано предписание, о необходимости прекращения изготовления и распространения ненадлежащей рекламы в виде извещений с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами (штрих-код, ссылки на федеральные законы, таблицы, имитирующей расчетную таблицу по тарифам, размещаемую в квитанциях ЖКХ) с информацией о проведении процедуры поверки индивидуальных приборов учета воды и о необходимости обратиться для оформления проведения процедуры поверки приборов учета воды именно в «Единую Городскую службу по учету водоснабжения» или «Городского центра по учету водопотребления» без указания в них сведений о непосредственном исполнителе предлагаемых услуг.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, по результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее – Правила) определением от 05.04.2019 «О возбуждении дела №010/05/5-207/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 12 часов 00 минут 29.04.2019. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечен ИП ***.

Согласно почтовому уведомлению ИП ***. получил копию указанного определения 11.04.2019.

Однако, в назначенные для рассмотрения настоящего дела дату и время ИП ***. не явился, запрошенные документы в адрес Управления не предоставил.

Дополнительно в ходе рассмотрения дела, комиссия приобщила к материалам настоящего дела заявления физических лиц, поступившие из Хабаровского УФАС России (вх. от 22.04.201 №1994 и от 24.04.2019 №2048), а также заявление поступившее из Оренбургского УФАС России (вх. от 12.04.2019 №1836) по факту распространения в г. Хабаровске Хабаровского края и г. Оренбурге Оренбургской области аналогичных извещений рекламного характера «Центральной службы учета ресурсов» о проведении в разные периоды времени проверок приборов учета и необходимости согласования даты и времени поверки по телефонам 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург) и 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск) со ссылками на нормативно-правовые акты. В ходе проведенных расследований установлено, что указанные телефонные номера выделены ООО «Первая энергосберегающая компания», которая в свою очередь исполняет обязательства на обработку входящих вызовов, в рамках договора на оказание услуг call-центра от 18.07.2018, заключенного с индивидуальным предпринимателем ***., на оказание услуг по приему и обработке входящих телефонных вызовов (call – центра).

С учетом изложенного комиссия Карельского УФАС России руководствуясь пунктами 27, 34 Правил, с целью соблюдения законных прав и интересов ИП ***.  определением от 29.04.2019 «Об отложении рассмотрения дела №010/05/5-207/2019 и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела отложила до 15 часов 00 минут 18.06.2019, запросив у ИП ***. дополнительные сведения, документы и пояснения по фактам распространения рассматриваемых извещений в городах Оренбурге, Хабаровске, Омске.

В соответствии с пунктом 4 названного определения ИП *** в письме от 07.06.2019 (вх. от 18.06.2019 №2987) сообщил, что оказывает в городах Оренбурге, Хабаровске и Омске услуги сантехнического характера по замене индивидуальных приборов учета воды, без заключения договоров, на основании бланков строгой отчетности. Кроме того, ИП ***. пояснил, что в случае обращения потребителей индивидуальный предприниматель намеревался предоставить такую услугу, заключив для этого договор на поверку прибора учета с организацией, имеющей аккредитацию.

При этом ИП ***. пояснил, что наименование «Центральная Служба Учета ресурсов» используется как коммерческое, в соответствии со статьей 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, рассмотрев материалы дела №010/05/5-207/2019, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городах Хабаровске, Омске и Оренбурге;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Центральная Служба Учета ресурсов»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из смысла указанной нормы Закона, сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы не содержатся соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности проведения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в несуществующей как юридическое лицо «Центральной Службе Учета ресурсов».

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 8 (4212) 20-20-51 (г. Хабаровск), 8 (3812) 79-59-41 (г. Омск), 8(3532) 97-41-41 (г. Оренбург) может заказать услуги по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Центральная Служба Учета ресурсов».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименование «Центральная Служба Учета ресурсов» в рекламных извещениях использованы в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанных коммерческих обозначений без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые в рекламе услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг (ИП ***.), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, использованные в извещениях сочетания слов, а именно: «Центральная Служба Учета ресурсов», «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону…», «…во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу….», «…Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения проверки…»,  «работы по поверке будут проводиться…» «обращаем ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение на них пломб, категорически запрещено!», графическое исполнение извещения, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации; размещения в извещениях таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении только указанными службами в городах Хабаровске, Омске и Оренбурге  мероприятий по поверке счетчиков воды, носящих обязательный характер, а также за частую воспринимаются гражданами как квитанции коммунальной службы, по которым необходимо идти оплачивать услуги.

Также необходимо отметить, что из текста рекламных извещений, распространяемых ИП *** в городах Оренбурге, Хабаровске и Омске не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Центральной Службы Учета ресурсов», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП ***.) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить, что сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП ***. отсутствует.

Кроме того, факт отсутствия у ИП ***. аккредитации на право оказания услуг по поверке измерительных приборов подтверждается самим предпринимателем в вышеуказанном письме от 07.06.2019 (вх. от 18.06.2019 №2987).

При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ИП ***.  на сегодняшний день не имеет права осуществлять поверку приборов учета воды, а, следовательно, и рекламировать данные услуги.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).  Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из вышеизложенной информации, исходя из сведений, полученных от ООО «Первая энергосберегающая компания» в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП *** является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42, 44 Правил №508, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП ***. (ИНН 100108866278; ОГРНИП 314100106300057) на территории Российской Федерации, в том числе в городах Хабаровске, Оренбурге, Омске в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг по нормативам схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях на оплату коммунальных услуг, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП ***. распространявшего названную рекламу, нарушившим требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП ***. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       ***

 

Члены Комиссии                                                                                             ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны