Постановление №010/04/14.3-29/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении №01... от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

OOO МКК «Финансовый Супермаркет»

ул. Гоголя, д.44, пом.1, г.Новосибирск, 630112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении №010/04/14.3-29/2022

 

09 марта 2022 года                                                                                                 г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела №010/04/14.3-29/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью  МКК «Финансовый Супермаркет» (ИНН 5404017915; ОГРН 1155476090967; юридический адрес: ул. Гоголя, д. 44, пом.1, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630112; далее – ООО МКК «Финансовый Супермаркет», общество) по факту нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя ООО МКК «Финансовый Супермаркет», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 01 ноября 2021 года по делу №010/05/18-565/2021 признана ненадлежащей реклама следующего содержания:

«Голосовой помощник «Олег» (далее - Олег): Алло.

Звонящий: Здравствуйте. Это Татьяна. Компания отличные наличные. Разговор займёт пару минут, хорошо?

Олег: Я вас слушаю.

Звонящий: Спасибо. А ранее вы интересовались заёмными средствами, и мы готовы помочь как новый клиент. Вы можете оформить до тридцати тысяч рублей по акции по ноль процентов. Давайте прямо сейчас заявку оформим.

Олег: А вы робот или человек?

Звонящий: Верно. Я электронный помощник.

Олег: Давайте каждый будет делать свою работу. Я - записываю. А вы чем занимаетесь?

Звонящий: [Абонент положил трубку]», распространенная 03 июля 2021 года в 13 часов 28 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде голосовой рассылки на абонентский номер; действия ООО МКК «Финансовый Супермаркет» нарушающими часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Основанием для вынесения соответствующего решения послужило заявление К. (далее – заявительница) по факту поступления 03 июля 2021 года в 13 часов 28 минут с телефонного номера, на выделенный заявительнице телефонный номер посредством входящего звонка без ее предварительного согласия голосовой рассылки рекламы вышеприведенного содержания.

Проанализировав материалы рекламного дела и действующую нормативно-правовую базу, Комиссией Карельского УФАС России по рассмотрению дела №010/05/18-565/2021 было установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно разъяснений ФАС России от 05 апреля 2007 года №АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Исходя из совокупности вышеобозначенных норм, Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела №010/05/18-565/2021 пришла к выводу, что распространенная на выделенный К. телефонный номер информация, полностью подпадает под определение, данное в статье 3 ФЗ «О рекламе», так как распространяется посредством подвижной радиотелефонной связи, адресована неопределенному кругу лиц, то есть не персонифицирована и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются компания «Отличные наличные» и оказываемые ей финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ указал, что согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Ввиду того, что Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что абонентский номер по состоянию на 03 июля 2021 года был выделен ООО «Смарт центр». В свою очередь, согласно пункту 1.1.4 договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 01 мая 2019 года, заключенного между ООО «Смарт центр» и ООО МКК «Финансовый Супермаркет» (далее - Договор), ООО «Смарт центр» обязуется по поручению ООО «МКК Финансовый Супермаркет» оказать услуги центра обработки вызовов, в том числе СМС и автоинформирование клиентов.

Кроме того, согласно сведениям, размещенным в сети Интернет на сайте www.otlnal.ru, под брендом «Отличные наличные» осуществляет деятельность несколько юридических лиц, в том числе ООО МКК «Финансовый Супермаркет».

Вместе с тем доводы, заявленные ООО МКК «Финансовый Супермаркет», о наличии согласия К., были отклонены, поскольку представленные обществом письмом от 28 сентября 2021 года (вх. от 29 сентября 2021 года №4607) сведения не содержали идентифицирующих признаков волеизъявления К. на получение голосовой рассылки рекламного характера с информацией об услугах ООО МКК «Финансовый Супермаркет» , осуществляющего свою деятельность под брендом «Отличные наличные», а также отсутствовали доказательства регистрации на сайте https://garantnevsky.ru именно К.

Кроме того, в представленном ООО МКК «Финансовый Супермаркет» согласии от 03 июля 2021 года отсутствовал пункт, где К. подтверждает свое волеизъявление на получение рекламы об услугах компании, осуществляющей микрофинансовую деятельность под брендом «Отличные наличные», адрес электронной почты, паспортные данные (номер, серия, дата выдачи паспорта, отчество, дата рождения заявительницы) не совпадают с аналогичными данными, указанными в согласии от 03 июля 2021 года.

С учетом изложенного в понимании пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО МКК «Финансовый Супермаркет» является рекламораспространителем и на него в силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» возложена ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». ООО МКК «Финансовый Супермаркет» не предприняло достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонилось от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

По факту совершения административного правонарушения 17 января 2022 года было вынесено определение «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/14.3-29/2022 и проведении административного расследования»; составление и подписание протокола было запланировано на 15 часов 00 минут 17 февраля 2022 года.

В соответствии с определением ООО МКК «Финансовый Супермаркет» надлежало представить письменные пояснения по факту вменяемого правонарушения, а также любые иные документы, способные оказать влияние на принятие решения по существу вменяемого правонарушения.

Во исполнение определения, письмом от 01 февраля 2022 года (вх. 02 февраля 2022 года №488) ООО МКК «Финансовый Супермаркет» сообщило, что не осуществляло телефонный звонок К., а также не имеет в своем пользование телефонный номер, с которого была осуществлена рассматриваемая голосовая рассылка.

Учитывая изложенное, ООО МКК «Финансовый Супермаркет» полагает, что не является рекламораспространителем рассматриваемой голосовой рассылки и не допускало нарушений действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки состава вменённого ему правонарушения.

Однако антимонопольный орган не принял вышеуказанные доводы ООО МКК «Финансовый Супермаркет» по доводам, изложенным в решении от 01 ноября 2021 года по делу №010/05/18-565/2021.

Так, ООО МКК «Финансовый Супермаркет» посредством заключения Договора с ООО «Смарт центр», оказывающим услуги центра обработки вызовов, осуществило распространение рекламы на выделенный К. телефонный номер.

17 февраля 2022 года в отсутствие представителя ООО МКК «Финансовый Супермаркет» был составлен протокол об административном правонарушении.

С учетом ходатайства представителя ООО МКК «Финансовый Супермаркет», представленного письмом от 01 февраля 2021 года (вх. от 02 февраля 2021 года №488), а также в целях предотвращения распространения короновирусной инфекции COVID-19, определением от 21 февраля 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/14.3-29/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению в режиме видеоконференции на 09 марта 2022 года в 16 часов 00 минут.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.1 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела документы отмечаю следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Виновные действия ООО МКК «Финансовый Супермаркет» состоят в распространении 03 июля 2021 года в 13 часов 29 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде голосовой рассылки на абонентский номер рекламы вышеприведенного содержания, что нарушает часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Вина ООО МКК «Финансовый Супермаркет» в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ доказана. Доказательствами по делу являются материалы рекламного дела №010/05/18-565/2021.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Дата совершения административного правонарушения – 03 июля 2021 года.

Место совершения данного административного правонарушения – ул. Гоголя, д.44, пом.1, г.Новосибирск, 630112.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Вместе с тем следует отметить, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

ООО МКК «Финансовый Супермаркет» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, вышеуказанное административное правонарушение совершено впервые, в результате совершенного правонарушения не причинён вред, а также не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий.

Учитывая изложенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным назначить ООО МКК «Финансовый Супермаркет» административное наказание в виде предупреждения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ООО МКК «Финансовый Супермаркет» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить ООО МКК «Финансовый Супермаркет» (ИНН 5404017915; ОГРН 1155476090967; юридический адрес: ул. Гоголя, д. 44, пом.1, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630112) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны