Постановление №010/04/14.3-30/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении №01... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Банк Русский Стандарт»

Ткацкая улица, д.36, г.Москва, 105187

bank@rsb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении №010/04/14.3-30/2022

 

04 марта 2022 года                                                                                                 г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела №010/04/14.3-30/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547; ОГРН 1027739210630; юридический адрес: Ткацкая улица, д.36, г.Москва, 105187; далее - АО «Банк Русский Стандарт», общество) по факту нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при участии представителя АО «Банк Русский Стандарт» (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности) посредством видеосвязи,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 12 января 2022 по делу №010/05/18-791/2021 признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Добрый день! Новое предложение для Вас с честной процентной ставкой и доступными условиями от Банка «Русский стандарт», распространенная 17 сентября 2021 года в 12 часов 09 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде голосовой рассылки на абонентский номер К.; действия АО «Банк Русский Стандарт» нарушающими часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Основанием для вынесения соответствующего решения послужило заявление К. (далее-заявитель) по факту поступления 17 сентября 2021 года в 12 часов 09 минут с телефонного номера на выделенный заявителю телефонный номер посредством входящего звонка без его предварительного согласия голосовой рассылки рекламы вышеприведенного содержания.

Проанализировав материалы рекламного дела и действующую нормативно-правовую базу, Комиссией Карельского УФАС России по рассмотрению дела №010/05/18-791/2021 было установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно разъяснений ФАС России от 05 апреля 2007 года №АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Исходя из совокупности вышеобозначенных норм, Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела №010/05/18-791/2021 пришла к выводу, что распространенная на выделенный К. телефонный номер информация, полностью подпадает под определение, данное в статье 3 ФЗ «О рекламе», так как распространяется посредством подвижной радиотелефонной связи, адресована неопределенному кругу лиц, то есть не персонифицирована и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются АО «Банк Русский Стандарт» и оказываемые им финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ указал, что согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Ввиду того, что Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что абонентский номер по состоянию на 17 сентября 2021 года был выделен на основании договора об оказании услуг связи «Авантел» от 05 февраля 2020 года №5659/20 АО «Банк Русский Стандарт».

Вместе с тем АО «Банк Русский Стандарт» подтвердило отсутствие письменного согласия К.  на получение рекламы. Доводы, заявленные АО «Банк Русский Стандарт», о том, что звонок мог носить ошибочный разовый характер, были отклонены.

С учетом изложенного в понимании пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» АО «Банк Русский Стандарт» является рекламораспространителем и на него в силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» возложена ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». АО «Банк Русский Стандарт» не предприняло достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути уклонилось от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

По факту совершения административного правонарушения 18 января 2022 года было вынесено определение «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/14.3-30/2022 и проведении административного расследования»; составление и подписание протокола было запланировано на 14 часов 30 минут 18 февраля 2022 года.

В соответствии с определением АО «Банк Русский Стандарт» надлежало представить письменные пояснения по факту вменяемого правонарушения, а также любые иные документы, способные оказать влияние на принятие решения по существу вменяемого правонарушения.

С письмом от 20 января 2022 года №РС-1250 (вх. №256) АО «Банк Русский Стандарт» представило письменные пояснения в соответствии с определением по делу №010/04/14.3-30/2022, по смыслу и содержанию, аналогичные письменным пояснениям, ранее представленным в материалы дела №010/05/18-791/2021 с письмом от 11 ноября 2021 года №РС-29699.

Дополнительно вышеуказанным письмом АО «Банк Русский Стандарт» ходатайствовало о составлении протокола по делу об административном правонарушении №010/04/14.3-30/2022 в отсутствие представителя общества.

18 февраля 2022 года в отсутствие представителя АО «Банк Русский Стандарт» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 18 февраля 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/14.3-30/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 04 марта 2022 года в 14 часов 30 минут.

Письмом от 02 марта 2022 №б/н (вх. от 03 марта 2022 года №1000) АО «Банк Русский Стандарт» о ходатайствовало о снижении размера административного штрафа, в связи с тем, что в настоящее время во всех сферах экономики сложилась сложная финансовая ситуация, связанная с введением ограничительных мер по причине распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринятые обществом действия по недопущению подобного нарушения в будущем, отсутствие ущерба у абонента, а также конституционный признак соразмерности административного наказания, дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.1 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела документы отмечаю следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Виновные действия АО «Банк Русский Стандарт» состоят в распространении 17 сентября 2021 года в 12 часов 09 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде голосовой рассылки на абонентский номер +79262396670 рекламы вышеприведенного содержания, что нарушает часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Вина АО «Банк Русский Стандарт» в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ доказана. Доказательствами по делу являются материалы рекламного дела №010/05/18-791/2021.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Датой совершения данного правонарушения является дата начала распространения ненадлежащей рекламы – 17 сентября 2021 года.

Следовательно, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент составления протокола не истек.

Место совершения данного административного правонарушения – Ткацкая улица, д.36, г.Москва, 105187

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. В качестве отягчающих вину обстоятельств признается повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление Воронежского УФАС России от 28 сентября 2021 года по делу №036/04/14.3-174/2021, вступило в законную силу от 13 октября 2021 года, штраф в размере 150 000 рублей; постановление Воронежского УФАС России от 28 сентября 2021 года по делу №036/04/14.3-174/2021, вступило в законную силу от 07 октября 2021 года, штраф в размере 150 000 рублей; постановление Архангельского УФАС России от 25 октября 2021 года по делу 029/04/14.3-972/2021, вступило в законную силу 11 ноября 2021 года, штраф в размере 150 000 рублей; постановление Воронежского УФАС России от 26 января 2022 года по делу №036/04/14.3-15/2022, вступило в законную силу от 07 февраля 2022 года, штраф в размере 250 000 рублей).

Вместе с тем принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринятые обществом действия по недопущению подобного нарушения в будущем, отсутствие ущерба у абонента, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиций, изложенных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года №14-П, от 15 июля 1999 года №11-П, от 14 декабря 2000 года №244-О, от 30 июля 2001 года №13-П, полагаю возможным назначить административный штраф минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения в настоящем случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «Банк Русский Стандарт» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин Константин Евгеньевич

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547; ОГРН 1027739210630) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01141 01 0003 140

 

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело №010/04/14.3-30/2022).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления                                                                     

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны