Постановление №КБ/302/23 постановление от 26 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

постановление

 

ООО Стандарт 185016, г. Петрозаводск, ш. Лососинское, д.37, пом.3 standart.upz10@yandex.ru ООО "Акцепт" пр. Строителей, д.30Б, пом.1, г. Петрозаводск, р-н Южная Помзона, 185034 info@technopark10.ru

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-607/2022

об административном правонарушении

 

20 января 2023 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-607/2022, возбужденного в отношении ООО «Стандарт» (ИНН 1001311681, ОГРН 1161001057073; адрес места нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, шоссе Лососинское, д. 37, пом. 3) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ООО «Акцепт» - <...> (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, доверенность от <...>, копия в деле), представителя ООО «Стандарт» - <...> (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, доверенность от <...>, копия в деле),

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление поступило заявление ООО «Акцепт» (далее – заявитель) от 18.08.2022 №183 (вх. от 18.08.2022 №4004) с жалобой на действия ООО «Стандарт», выразившиеся в отключении 13.08.2022 в 11 часов 30 минут от электроснабжения ТП-1 и ТП-8, посредством которых осуществляется электроснабжение объектов общества, расположенных по адресу: г<...>.

Из обращения и приложенных к нему документов следует, что ООО «Акцепт» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу <...>.

С целью обеспечения электроснабжения вышеуказанного объекта между ООО «Стандарт» и ООО «Акцепт» 20.05.2020 было заключено Соглашение о перераспределении максимальной мощности (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 1 Соглашения ООО «Стандарт» дало согласие на перераспределение ранее присоединенной в установленном порядке (по акту об осуществлении технологического присоединения №ВПД-00350П/17) максимальной мощности объекта, расположенного в Республике Карелия, г. Петрозаводск, р-н Южная Промзона, в количестве 1661 кВт, а ООО «Акцепт» приняло эту мощность для электроснабжения объекта, расположенного в <...>.

По результатам выполнения ООО «Акцепт» технических условий был составлен соответствующий Акт о выполнении технических условий от 27.05.2020.

Сторонами было получено согласование сетевой организации, по итогу которого был подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от 09.06.2020 №ВПД-00155П/20, в соответствии с которым ООО «Акцепт» указано в качестве опосредованно присоединенного потребителя с объемом максимальной мощности 1661 кВт.

22.09.2020 между АО «ТНС энерго Карелия» и ООО «Акцепт» заключен договор энергоснабжения №10431.

12.08.2022 на адрес электронной почты ООО «Акцепт» поступило уведомление ООО «Стандарт» из которого следует, что последним были установлены несоответствия работы электроустановок нормам Правил устройства энергоустановок. Издание седьмое, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 №204 (далее – ПУЭ), в связи с чем 13.08.2022 года с 12:00 для производства ремонтных работ будет отключено электроснабжение потребителей, присоединенных к ТП-8 и ТП-1. При этом срок восстановления электроснабжения не был обозначен.

Энергетиком ООО «Акцепт» было зафиксировано отключение электроснабжения ТП-1 и ТП-8 13.08.2022 года в 11:30, о чем была внесена соответствующая запись в журнал а момент обращения в антимонопольный орган (18.08.2022) электроснабжение не возобновлено).

При этом заявитель отмечает, что ТП-1 расположена на территории ООО «Акцепт», а ТП-8 визуально просматривается с территории, в связи с чем, достоверно установлено, что с момента отключения трансформаторных подстанций от электроснабжения никакие работы на них ООО «Стандарт» либо привлеченным персоналом не производились.

Заявитель в заявлении указал, что в результате вышеуказанных ООО «Стандарт» действий ООО «Акцепт» несет убытки в связи с возникшим препятствием перетока электрической энергии, которые выражаются в затратах.

Определением от 06.09.2022 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-602/2022 и проведении административного расследования» в отношении ООО «Стандарт» возбуждено настоящее дело, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего привлечено ООО «Акцепт», составление и подписание протокола об административном правонарушении планировалось 04.10.2022 в 15 часов 00 минут.

Во исполнение пункта 3 указанного определения ООО «Стандарт» с письмом от 12.09.2022 (вх. от 21.09.2022 №4506) предоставило копии следующих документов:

-акт об осуществлении технологического присоединения от 28.12.2020;

-договор энергоснабжения от 13.02.2017 №12979;

-договор на выполнение электроизмерительных работ от 27.07.2022 №8/ВВ, заключенный с ООО «Сертифицированно-консультационный центр»;

-протоколы от 11.08.2022 №020-ВВ и №021-ВВ;

-уведомления ООО «Акцепт» от 29.07.2022, 12.08.2022, 22.08.2022, 08.09.2022 о предстоящих отключения электроэнергии;

-годовой график капитальных, текущих ремонтов и технического обслуживания оборудования ООО «Стандарт» на 2022 год;

-перечень замечаний от 11.08.2022 по результатам контрольных испытаний электроустановок.

Дополнительно общество сообщило, что не согласно с возбужденным в отношении ООО «Стандарт» делом об административном правонарушении.

ООО «Акцепт» в письме от 28.09.2022 №237 (вх. №4613) сообщило, что от ООО «Стандарт» с письмом от 08.09.2022 поступило уведомление о предстоящем 14.09.2022 прекращении энергоснабжения объектов потребителей, присоединённых к ТП-8 и ТП-1, в связи с производством ремонтных работ; по состоянию на 28.09.2022 электроснабжение на объекте заявителя не возобновлено.

В письме от 03.10.2022 (вх. от 03.10.2022 №4704) ООО «Стандарт» просило учесть, что в производстве Арбитражного суда Республики Карелия находится дело №А26-6601/2022, возбужденное по исковому заявлению ООО «Акцепт» к ООО «Стандарт» по фактам отключения последним электроэнергии на ТП-8 и ТП-1. При этом ООО «Стандарт» полагает, что в рамках указанного судебного дела могут быть установлены преюдициально значимые обстоятельства для рассмотрения настоящего дела и ходатайствовало о переносе даты и времени составления протокола по делу №010/04/9.21-602/2022.

Определением от 04.10.2022 «О продлении срока расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-602/2022», срок рассмотрения дела продлен до 07.11.2022, составление и подписание протокола об административном правонарушении назначено на 07.11.2022 в 16 часов 00 минут.

Во исполнение пункта 3 указанного определения ООО «Стандарт» с письмом от 31.10.2022 (вх. от 01.11.2022 №107/22) предоставило копии запрошенных документов, а именно: копии документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ подрядчиком (перечень выполняемых работ, акт сдачи-приемки выполненных работ, счет на оплату и т.п.), а также копии свидетельства о регистрации электролаборатории, уведомления от 21.09.2022 и 13.10.2022, направленные в адрес ООО «Акцепт» о предстоящих отключениях.

Дополнительно общество повторно выразило не согласие с возбуждением дела об административном правонарушении.

Определением от 07.11.2022 «О продлении срока расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-602/2022», срок административного расследования по делу продлен до 07.12.2022, составление и подписание протокола об административном правонарушении назначено на 07.12.2022 в 16 часов 00 минут.

Определением от 23.11.2022 «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-602/2022» ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало предоставить в Карельское УФАС России следующие сведения (информацию):

- копии документов, подтверждающих факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Стандарт» к сетям ПАО «Россети Северо-Запад» и опосредованного технологического присоединения ООО «Акцепт»;

- сведения о том, каким образом определялась категория надежности электроснабжения объектов ООО «Стандарт» и ООО «Акцепт», указание ее в технических условиях, с приложением копии заявки данного общества на опосредованное технологическое подключение объекта;

- сведения о наличии объекта резервного питания энергопринимающих устройств ООО «Акцепт» в случае отключения электроэнергии не его объекте, в случае его отсутствия, указать причины;

- копию переписки между сетевой организацией и ООО «Акцепт» по вопросу технологического присоединения или получения документов на опосредованное технологическое присоединение объекта общества;

- любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее представленных).

Во исполнение определения от 23.11.2022 сетевая организация в письме от 30.11.2022 №МР2/3/119-07/10282 (вх. от 01.12.2022 №904/22) сообщила, что к сетям ПАО «Россети Северо-Запад» присоединены линии электропередачи ЛЭП 10 кВ Л-69-2 и ЛЭП 10 кВ Л-69-23, посредством указанных ЛЭП осуществляется энергоснабжение объекта - ЦРП-10 кВ, расположенного по адресу мр. Южная Промзона, г. Петрозаводск. Линии электропередачи запитаны от ПС-69 Станкозавод 110/35/10 кВ, принадлежащей сетевой организации.

В настоящее время указанные ЛЭП и ЦРП-10 кВ принадлежат ООО «Стандарт». Ранее данный объект и линии электропередачи принадлежали ООО «ПСК Стройконструкция».

В связи со сменой собственника 11.04.2017 ООО «Стандарт» обратилось в адрес сетевой организации с заявкой о выдаче новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств. На основании поданной заявки 07.06.2017 сетевые документы были переоформлены на ООО «Стандарт», что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения. Максимальная присоединенная мощность составляет 11 730 кВт, уровень напряжения 10 кВ, категория надежности вторая.

ПАО «Россети Северо-Запад» в указанном письме отметило, что согласно пункту 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее - Правила технологического присоединения) для энергопринимающих устройств, отнесенных ко второй категории надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

Вторая категория надежности энергопринимающих устройств ООО «Стандарт» обеспечивается сетевой организацией посредством наличия двух взаиморезервируемых источников питания - ячейка №2 КРУН-ЮкВ ПС-69 Станкозавод (первая секция шин) и ячейка №23 КРУН-ЮкВ ПС-69 Станкозавод (вторая секция шин). От ячейки №2 КРУН- ЮкВ ПС-69 Станкозавод (первая секция шин) запитана ЛЭП 10 кВ Л-69-2, от ячейки №23 КРУН-ЮкВ ПС-69 Станкозавод (вторая секция шин) запитана ЛЭП 10 кВ Л-69-23.

Согласно пункту 40(4) Правил технологического присоединения опосредованное присоединение - это технологическое присоединение владельцем энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией, к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

Для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют в адрес сетевой организации подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении.

К уведомлению об опосредованном присоединении прикладывается, в том числе, копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.

ООО «Стандарт» в адрес сетевой организации было направлено уведомление от 20.05.2020 об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств ООО «Акцепт» через сети ООО «Стандарт». В соответствии с соглашением от 20.05.2020 в рамках опосредованного присоединения максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств (11 730 кВт) была перераспределена ООО «Стандарт» в пользу ООО «Акцепт» в объеме 1 661 кВт.

Сетевой организацией письмом от 02.06.2020 №МР2/3-52-135-11/2986 опосредованное присоединение энергопринимающих устройств ООО «Акцепт» через сети ООО «Стандарт» было согласовано.

ООО «Стандарт» подало заявку на переоформление сетевых документов для внесения изменений в документы о технологическом присоединении с учетом опосредованного присоединения объектов ООО «Акцепт». Сетевые документы были переоформлены, сторонами был подписан акт об осуществлении технологического присоединения от 09.06.2020 №ВПД-00155П/20.

Сетевая организация в указанном письме также указала, что категория надежности энергоснабжения энергопринимающих устройств определяется потребителем самостоятельно. Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 27.05.2020 №1, подписанного между ООО «Стандарт» и ООО «Акцепт», для энергопринимающих устройств ООО «Акцепт» установлена вторая категория надежности, обязанность по обеспечению 2 категорией надежности в отношении ООО «Акцепт» возложена на ООО «Стандарт».

ПАО «Россети Северо-Запад» в указанном письме также ответило, что в связи с тем, что ООО «Акцепт» не имеет непосредственного присоединения к сетям общества, сетевая организация не располагает информацией о наличии у ООО «Стандарт» независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

К письму от 30.11.2022 №МР2/3/119-07/10282 сетевая организация приложила акт разграничения балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности; заявку о выдаче новых технических условий от 11.04.2017; акт об осуществлении технологического присоединения от 07.06.2017; уведомление об опосредованном присоединении от 20.05.2020; соглашение о перераспределении максимальной мощности от 20.05.2020 с актом о технологическом присоединении; письмо от 02.06.2020; акт об осуществлении технологического присоединения от 09.06.2020; письмо АО «ТНС энерго Карелия» от 21.09.2022; письмо от 14.10.2022.

ООО «Акцепт» во исполнение определения от 07.11.2022 с письмом от 06.12.2022 №313 (вх. от 06.12.2022 №1037-ЭП/22) представило дополнительные пояснения по делу, из которых следует, что по состоянию на 01.12.2022 переток электрической энергии по сетям ООО «Стандарт» в адрес заявителя не возобновлен, электрическая энергия отсутствовала на протяжении всего периода времени, начиная с 14.09.2022 по настоящее время.

Заявитель указал в письме, что категория надежности объекта, расположенного по адресу:<...> и указание ее в технических условиях определялось в соответствии со следующими данными:

-техническими условиями, выданными ООО «Стандарт» по запросу ООО «Инженерный центр «Штрих» от 25.12.2018;

-проектом, разработанным ООО «Инженерный центр «Штрих»;

-проектной документацией (рабочая часть) ООО «Инженерный центр «Штрих»;

-техническими условиями для присоединения ООО «Акцепт» к электрическим сетям ООО «Стандарт» от 15.05.2020;

-актом о выполнении технических условий от 27.05.2020;

-соглашением о перераспределении максимальной мощности от 20.05.2020;

-актом об осуществлении технологического присоединения №ВПД-0015511/20 от 09.06.2020;

-актом осмотра электроустановок от 12.11.2020 №25-4381/АО, произведенного Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии техническими условиями и допуске в эксплуатацию.

ООО «Акцепт» также представило копию письма Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.11.2022 №244-3514, согласно которому ООО «Стандарт» за согласованием отключений, превышающих 72 часа в год, в соответствии с пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа не обращалось.

В свою очередь ООО «Стандарт» каких-либо пояснений во исполнение определения от 07.11.2022 не представило. Указанное определение получено 16.11.2022.

07.12.2022 в присутствии представителей сторон состоялось составление протокола по настоящему делу.

Определением от 07.12.2022 настоящее дело назначено к рассмотрению на 20.12.2022 в 14 часов 30 минут, однако, в виду поступившего с письмом от 14.12.2022 (вх. от 20.12.2022 №1338-ЭП/2022) ходатайства ООО «Стандарт» о продлении срока рассмотрения дела, дата рассмотрения была перенесена на 20.01.2023 в 15 часов 30 минут.

Письмом от 19.01.2023 №34 ООО «Акцепт» информировало, что энергоснабжение объектов по состоянию на 19.01.2023 не возобновлено.

Рассмотрение административного дела состоялось назначенное время в присутствии представителей ООО «Акцепт» и ООО «Стандарт». Заявленное ООО «Стандарт» ходатайство об отложении рассмотрения дела отклонено, в то же время по ходатайству ООО «Стандарт» были заслушаны пояснения ИП <...>, привлеченного в качестве свидетеля, так как им на основании заключенного с ООО «Стандарт» договора проводились ремонтные работы на ТП-8 и ТП-1 с целью устранения выявленных ранее недостатков. При этом <...>. пояснил, что процедура технического освидетельствования трансформаторных подстанций показала, что дальнейшая эксплуатация оборудования в том состоянии, в котором оно находится, невозможна. По состоянию на дату рассмотрения дела все необходимые для восстановления работоспособности оборудования мероприятия выполнены, испытания проведены.

В свою очередь представитель ООО «Стандарт» не смог пояснить причину отсутствия согласования отключения с Ростехнадзором, как того требуют Правила недискриминационного доступа.

По мнению представителя ООО «Акцепт», первоначально ООО «Стандарт» необходимо было подготовится к комплексу работ, в том числе, закупив необходимые запасные части и материалы, и лишь после этого отключать трансформаторные подстанции от электроснабжения.

Оценив полученные в ходе проведения административного расследования документы и сведения, отмечаю следующее.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

В силу абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Согласно пункту 6 Правила недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2513/12 от 20.11.2012 года).

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений Правил недискриминационного доступа обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 Правил недискриминационного доступа документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения), установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

В соответствии с пунктом 113 Правил технологического присоединения в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе:

-допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих, энергосбытовых и сетевых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров;

-срок восстановления энергоснабжения.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.

Согласно пункту 1.2.17 ПУЭ категории электроприемников по надежности энергоснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

К электроприемникам второй категории пункт 1.2.18 ПУЭ относит электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Пункт 1.2.10 ПУЭ определяет, что независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.

К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:

1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;

2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

Таким образом, вторая категория надежности электроснабжения предусматривает наличие на вводе энергопринимающих устройств потребителя постоянного электроснабжения от двух независимых источников: основного и резервного.

По смыслу положений пункта 1.2.10 ПУЭ напряжение на независимом источнике питания должно сохраняться при исчезновении его на других источниках.

Между тем, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, действия ООО «Стандарт» привели к тому, что обеспечение поставки электрической энергии ООО «Акцепт» по двум независимым взаиморезервируемым источникам питания прекращалось неоднократно: с 13.08.2022 по 22.08.2022, с 14.09.2022 (на дату вынесения настоящего постановления не возобновлено). При этом в адресованном ООО «Акцепт» уведомлении от 22.08.2022 ООО «Стандарт» сообщило о своих планах завершить работы на подстанциях в срок до 12.09.2022.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение ООО «Стандарт» и ООО «Акцепт», энергопринимающие устройства указанных хозяйствующих субъектов отнесены ко второй категории надежности; ПАО «Россети Северо-Запад» обеспечила вторую категорию надежности энергопринимающих устройств ООО «Стандарт» посредством наличия двух взаиморезервируемых источников питания.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 №250-ФЗ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, должны быть рассмотрены на предмет нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

Действия ООО «Стандарт», как владельца электросетевого хозяйства, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства заявителя, нарушают требования пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «Стандарт» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – <...>.

Время совершения административного правонарушенияс 13.08.2022 по 22.08.2022, с 14.09.2022 по настоящее время.

Срок давности привлечения ООО «Стандарт» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается во внимание сообщение заявителя о подключении его энергопринимающих устройств; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере пользования электроснабжением. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов хозяйствующего субъекта — заявителя, фактически лишенного возможности осуществлять свою предпринимательскую деятельность в полной мере.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ООО «Стандарт» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо ООО «Стандарт» (ИНН 1001311681, ОГРН 1161001057073) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ООО «Стандарт» (ИНН 1001311681, ОГРН 1161001057073) представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21- 607/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления <...>

 

 

2023-336

 

 

Связанные организации

ООО "Акцепт"
ИНН 1001314146, ОГРН 1161001060461
ООО Стандарт
ИНН 1001311681, ОГРН 1161001057073