Решение №04-40/54-2023 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/10/18.1-655/2023 от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                     04-40/54-2023

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/10/18.1-655/2023

                                                                                                                           

                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «23» ноября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «24» ноября 2023 года                                                                                                                                                                            

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП Б на действия организатора торгов – конкурсного управляющего Г. при проведении аукциона по продаже имущества должника ООО «Паритет»: Лот 1 - Здание нежилое, пл. 355,8 кв.м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1 (www.tenderstandart.ru, информация об аукционе № 12232),

при участии путем использования системы видео-конференц-связи: заявителя –, представителя организатора торгов –., полномочия подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

На основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2023 по делу №А56-100676/2022 ООО «Паритет» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Г.

21.09.2023 на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим было опубликовано сообщение № 12496050 о проведении на электронной площадке ООО «ТендерСтандарт» открытого аукциона с закрытой формой представления предложения о цене по продаже имущества должника, принадлежащего ему на праве собственности: здание нежилое, пл.355,8 кв. м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1. Заявки принимались в период с 08:00 25.09.2023 до 19:00 27.10.2023 по московскому времени посредством системы электронного документооборота на сайте tenderstandart.ru (извещение №12232).

Согласно протоколу об определении участников торгов от 30.10.2023 на участие в аукционе поступило 4 заявки, 2 заявки, в числе которых заявка ИП Б., отклонены в связи с несоответствием требованиям, установленным «настоящим Порядком».

ИП Б., не согласившись с решением организатора торгов, подал жалобу в антимонопольный орган. В жалобе заявитель указал, что действуя в интересах К., приложил в состав заявки следующие документы: заявку; агентский договор; договор о задатке; платежное поручение; выписку из ЕГРИП на Б.; ОГРНИП Б.; паспорт, ИНН, СНИЛС Б.; паспорт, ИНН, СНИЛС К. Таким образом, заявитель полагает, что его заявка была отклонена незаконно.

         Представитель организатора торгов указал на отсутствие полномочий антимонопольного органа по рассмотрению настоящей жалобы, а также представил пояснения по существу жалобы. Согласно пояснениям, ИП Б., являясь агентом К., обязан был приложить в состав заявки паспорт, ИНН, СНИЛС К. Вместе с тем в составе заявки файл с наименованием «Паспорт, ИНН, СНИЛС К.» содержал в себе сканированные образы паспорта, ИНН и СНИЛС Б. Данный факт подтверждается представленным в антимонопольный орган видеофайлом открытия документов. Таким образом, представитель организатора торгов считает, что ИП Б. не исполнил обязанность по предоставлению достаточных сведений для проверки заявки.

        В ходе рассмотрения жалобы заявитель дополнительно указал на чрезмерные требования организатора торгов к составу заявки, не предусмотренные законодательством. Также заявитель считает, что организатор торгов совершил подмену документов, поскольку паспорт, ИНН и СНИЛС К. в составе заявки при ее подаче присутствовали. При этом доказательства данного утверждения у заявителя отсутствуют.

        Представитель организатора торгов также дополнительно сообщил, что наличие в составе заявки документов К. являлось необходимым, поскольку права и обязанности в результате торгов возникают у принципала, а не агента. Приложение в состав заявки документов только агента будет вести к непрозрачности торгов и неизвестности, какое лицо принимает участие в торгах.

        Заслушав пояснения заявителя, представителя организатора торгов, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок продажи имущества должника регулируется положениями статей 110, 111 и 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Согласно абзацу 7 пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В соответствии с абзацем 7 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должен быть указан порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Согласно размещенному в ЕФРСБ сообщению о проведении торгов, в отношении требований к заявке и перечню документов указано - в соответствии с Законом о банкротстве (пункты 7,11 статьи 110) и приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495.

Согласно размещенному на сайте ЭТП извещению о проведении аукциона в электронной форме, заявки на участие в торгах подаются в электронной форме посредством системы электронного документооборота на сайте в сети Интернет по адресу: http://tenderstandart.ru в соответствии с Положением о торгах и Законом о банкротстве.

В соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Паритет», утвержденного 14.09.2023 конкурсным управляющим Г., заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве, Приказом № 495, настоящим Положением, а также требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

-наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

-фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

-номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;

-сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности; сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

-заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:

-выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица);

-выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);

-документы, удостоверяющие личность (для физического лица);

-надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что заявка на участие в аукционе содержала информацию, предусмотренную абзацами 4, 5 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства; номер контактного телефона, адрес электронной почты), как о заявителе – агенте ИП Б., так и о принципале К., что позволяло идентифицировать участников торгов.

Требования к проведению торгов, а также к документам, представляемым в составе заявки, в силу закона являются исчерпывающими, они не могут быть изменены организатором торгов путем включения дополнительных требований в извещение о проведении торгов или положение о порядке реализации имущества должника.

Таким образом, установленные в положении о порядке реализации имущества должника требования о представлении в составе заявки на участие в торгах документов являются излишними и противоречат пункту 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Как следует из буквального толкования абзаца 8 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, документы, удостоверяющие личность, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, не прилагаются к заявке на участие в торгах в случае проведения торгов в электронной форме. Требование о предоставлении ИНН, СНИЛС в составе заявки независимо от формы торгов в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве и вовсе отсутствует.

В рассматриваемом случае торги по продаже имущества должника проводились в электронной форме, следовательно, у заявителя отсутствовала обязанность по представлению как паспорта, ИНН, СНИЛС К., так и иных документов.

Учитывая факт предъявления организатором торгов к участникам торгов требований, не поименованных в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, что в конечном итоге привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, чья заявка была необоснованно отклонена, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях организатора торгов нарушения требований пунктов 11, 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Разрешая вопрос о выдаче конкурсному управляющему предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссией учтено, что с победителем торгов 01.11.2023 заключен договор купли-продажи, прошедший государственную регистрацию 15.11.2023. При таких обстоятельствах, у Комиссии Карельского УФАС России основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения жалобы заявителя отсутствуют.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах. Таким образом, с целью восстановления нарушенных прав заявитель может обратиться в суд.

Относительно позиции организатора торгов об отсутствии полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на банкротные торги со ссылкой на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 по делу №А34-2459/2020 (далее – Определение ВС РФ), Комиссия Карельского УФАС России сообщает следующее.

Согласно определению ВС РФ, исходя из установленных Законом о банкротстве целей проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

ФАС России не может согласиться с вышеуказанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 18.1 Закон о защите конкуренции антимонопольные органы рассматривают жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования указанной нормы следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в торгах жалобу вправе подать любое лицо. При этом после окончания срока подачи заявок на участие в торгах жалоба может быть подана только на порядок размещения информации о проведении торгов, а также на порядок подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

Обязательность проведения торгов, проводимых в рамках дел о банкротстве, предусмотрена статьями 110 и 139 Закона о банкротстве, следовательно, антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру проведения банкротных торгов жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок, который имеет ускоренный характер рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, обеспечивающий защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота), и который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которых необходимо проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Данная позиция также соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не требуется. Более того, в положениях статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не содержится требования о рассмотрении жалоб на нарушение процедуры обязательных в силу законодательства торгов только при недопущении, устранении или ограничении конкуренции.

При этом важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Также по смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальным участником торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника. В случае если хозяйствующий субъект фактически не подал заявку на участие в торгах, указанное не свидетельствует о том, что он не может являться потенциальным участником данных торгов.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

В случае выявления нарушения установленного порядка организации и проведения торгов в рамках процедуры банкротства, такое нарушение будет однозначно указывать на наступление или вероятность наступления негативных последствий для конкуренции, так как нарушения влияют (могут влиять) на результаты торгов, могут привести к созданию преимущественных условий участия в торгах определенным лицам, затрагивают и ущемляют права участников (в том числе потенциальных) на честную, справедливую конкурентную борьбу за право заключения сделки (договора) по результатам торгов.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

В рассматриваемом случае жалоба содержала информацию о необоснованном отказе в допуске к участию в торгах, что могло повлиять на определение победителя торгов и отразиться на стоимости реализованного имущества. По результатам рассмотрения жалобы данный факт подтвердился.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Карельского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ИП Б. на действия организатора торгов – конкурсного управляющего Г. при проведении аукциона по продаже имущества должника ООО «Паритет»: Лот 1 - Здание нежилое, пл. 355,8 кв.м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1 (www.tenderstandart.ru, информация об аукционе № 12232) обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов - конкурсного управляющего Г. нарушение пунктов 11, 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны