Решение №010/06/105-293/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-293/2019 от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<…> – заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…> – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…> член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

в присутствии представителей Заказчика - ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» <…>, <…> (копии доверенностей в материалах дела), <…> (доверенность в материалах дела);

в отсутствие представителей Заявителя - ООО «Пром МедСнаб» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);

 

рассмотрев жалобу ООО «Пром МедСнаб» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» при проведении электронного аукциона на поставку томографа компьютерного на 128 срезов в рамках реализации мероприятий по оснащению оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений (извещение № 0306500000319000221) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установлены избыточные характеристики, обоснование необходимости которых в описании объекта закупки не представлено.

В частности, Заявитель указывает, что характеристики, предусмотренные пунктами 14.2, 5.1, 6.2, 6.2 технического задания, не обоснованы Заказчиком в документации об аукционе и не предусмотрены ГОСТ Р 55771-2013.

ООО «Пром МедСнаб» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 16.05.2019 (вх. № 2398 от 17.05.2019) направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация об аукционе утверждена И.о. Главного врача ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» <…> 24.04.2019 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 25.04.2019.

Номер извещения: 0306500000319000221.

Краткое наименование аукциона: поставка томографа компьютерного на 128 срезов в рамках реализации мероприятий по оснащению оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений.

Способ закупки: электронный аукцион.

Адрес электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru.

Заказчик: ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова».

Начальная (максимальная) цена контракта: 57 000 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.05.2019 №0306500000319000222-1 заявка ООО «Макроактив» признана соответствующей требованиям документации об аукционе.    

В силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка.

 

Рассмотрение жалобы назначено на 20.05.2019 в 11 час. 30 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы был объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 21.05.2019.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе в отсутствие представителей Сторон.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с разделом 2 «Информационная карта аукциона» описание объекта закупки содержится в разделе 3 «Техническое задание» документации об аукционе.

В описании объекта закупки установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик компьютерного томографа на 128 срезов, позволяющие определить потребность заказчика. При этом, установлены следующие характеристики закупаемого аппарата, оспариваемые подателем жалобы:

 

№ п/п

Наименование, количество, техническая характеристика, обоснование показателей, показатели

1

Компьютерный томограф с принадлежностями – 1 шт.

 

Показатели

5.1      

Максимальная мощность рентгеновского генератора

ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1

Не менее 72 кВт

6.1

Скорость охлаждения анода рентгеновской трубки

ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1

Не менее 1070 тыс. ТЕ/мин.

6.2

Теплоемкость анода рентгеновской трубки

ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1

Не менее 0,6 млн. ТЕ

14.2

Потребляемая мощность

ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1

Не менее 100 кВА

 

По мнению Заявителя, указанные Заказчиком показатели со ссылкой на пункт 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 противоречат его фактическому содержанию. Так, пункт 5.1 указанного ГОСТа имеет следующее содержание: ««Номинальная мощность рентгеновского генератора, кВт, не менее», «Теплоемкость рентгеновской трубки, MHU», «Потребляемая мощность, кВт, не менее». Показатель «Скорость охлаждения анода рентгеновской трубки» не предусмотрен Стандартом, в Стандарте указан показатель «Скорость охлаждения рентгеновской трубки, kHU/мин».

Таким образом, Заказчик, ссылаясь на ГОСТ, установил в техническом задании показатели, не предусмотренные Стандартом, и не обосновал необходимость использования таких показателей. 

Кроме того, предусмотренный ГОСТом показатель «Пространственное разрешение, пар лин./см, не менее» не применен Заказчиком вообще.

ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования» (далее - ГОСТ Р 55719-2013) содержит общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования.

ГОСТ Р 55771-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок» устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок рентгеновских компьютерных томографов, предназначенных для получения послойных изображений и 3D изображений (РКТ) (далее - ГОСТ Р 55771-2013).

Из буквального толкования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчику необходимо использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, непосредственно касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Объектом закупки является компьютерный томограф, следовательно, технические характеристики (параметры), установленные ГОСТ Р 55771-2013, распространяются на медицинское оборудование, являющееся объектом закупки.

Проанализировав и сопоставив технические характеристики, содержащиеся в ГОСТ Р 55771-2013 и предъявляемые заказчиком в техническом задании к компьютерному томографу в пунктах № 5.1, № 6.2, № 14.2, Комиссия Карельского УФАС России установила, что Заказчик использовал при составлении описания объекта закупки требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся характеристик закупаемого оборудования, которые не предусмотрены ГОСТ Р 55771-2013.

Так, в пункте 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 указаны следующие характеристиками (параметры), которые следует включать в техническое задание на закупку вышеуказанного медицинского оборудования:

- напряжение питания, В;

- потребляемая мощность, кВт, не менее;

- спиральный тип РКТ (при наличии);

- количество линеек детекторов;

- минимальное время одного оборота рентгеновской трубки, с, не более;

- минимальная толщина среза, мм, не более;

- максимальное поле сканирования, мм2;

- теплоемкость рентгеновской трубки, MHU;

- скорость охлаждения рентгеновской трубки, kHU/мин;

- номинальная мощность рентгеновского генератора, кВт, не менее;

- диаметр отверстия гантри, мм;

- диапазон измерения плотностей, е. Хаунсфильда, не менее;

- матрица сбора данных, не хуже;

- время реконструкции изображения, изобр./с, не менее;

- матрица изображения, не хуже;

- контрастная чувствительность, %, не менее;

- пространственное разрешение, пар лин./см, не менее;

- грузоподъемность стола для пациента, кг, не менее;

- диапазон вертикального перемещения стола для пациента, мм, не менее;

- диапазон горизонтального перемещения пациента, не менее;

- скорость перемещения стола для пациента, мм/с;

- программное обеспечение: базовое и специальное.

Таким образом, если при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан в документацию о закупке включить обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что пунктом 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 установлены характеристики (параметры), которые следует включать в техническое задание на государственную закупку, при этом, указанный ГОСТ является добровольным для применения и не содержит ограничений по включению дополнительных характеристик в соответствии с потребностью Заказчика.

Так, значение параметра «кВа» реально отображает потребляемую нагрузку на имеющийся энергетический ресурс, так как данное значение отражает совокупность активной и реактивной мощности, необходимой для подключения оборудования, вместе с тем, значения в «кВт» отражают значение только активной мощности, что недостаточно для описания и понимания качественной характеристики объекта закупки. Данное требование установлено с учетом ограничений электрических мощностей Заказчика.

Максимальная мощность рентгеновского генератора гарантирует предоставление точных данных об объекте закупки, так как в ряде случае номинальная мощность генератора может не совпадать с максимальной из-за конструктивных особенностей некоторых моделей оборудования в сторону ухудшения качественных характеристик предлагаемого товара. Данное требование также установлено с учетом ограничений электрических мощностей Заказчика.

Кроме того, используемые Заказчиком в техническом задании единицы измерения фактически эквиваленты единицам измерения, установленным в пункте 5.1 ГОСТ Р 55771-2013, и не приводят к ограничению количества участников закупки.

В описании объекта закупки включены пункты по пространственному разрешению (пункты 7.7 и 7.8 Технического задания), а именно:

 

№ п/п

Наименование, количество, техническая характеристика, обоснование показателей, показатели

1

Компьютерный томограф с принадлежностями – 1 шт.

 

Показатели

7.7      

Высококонтрастная разрешающая способность

ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1

Не менее 19,7 п.л./см

7.8

Изотропное пространственное разрешение в рутинных исследованиях

Для исследования мягких тканей

Не более 0,30 мм.

 

Пространственное разрешение в «мм» описывает размер вокселя, тогда как п.л./см – это величина, измеряемая по регламентированным производителем компьютерных томографов алгоритмам, поэтому для понимания качественного уровня оборудования по данному параметру, необходимы значения объекта закупки, указанные в «мм».

Представители Заказчика также указали, что требованиям технического задания соответствует медицинское оборудование как минимум двух производителей: Siemens (Германия) и GE Healthcare (США, Китай). Обоснование начальной максимальной цены контракта определено с использованием метода сопоставимых рыночных цен - анализа рынка цен на оборудование, запрошенных у трех потенциальных поставщиков (коммерческие предложения и запрос Заказчика в материалах дела).

В обоснование своих доводов, Заказчик на заседание Комиссии Карельского УФАС России представил руководство по эксплуатации пользователя и информацию о характеристиках медицинского оборудования на английском языке: Revolution EVO (GE Healthcare), Somatom Definition (Siemens).

Вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что представленная Заказчиком информация о характеристиках товара на английском языке без надлежаще заверенного перевода на русском языке не может обладать признаками достоверности и полноты, которые необходимы для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в использовании в описании объекта закупки показателей, требований, касающихся характеристик закупаемого оборудования, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

При этом Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями статей 64, 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе подается участниками в соответствии с положениями документации о проведении электронного аукциона.

Согласно положениям статьи 67 Закона о контрактной системе заявки на участие в электронном аукционе рассматриваются на соответствие требованиям документации о проведении электронного аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из своей фактической потребности, обусловленной спецификой основного вида его деятельности.

В описании объекта закупки Комиссией не установлено «запирающих» характеристик оборудования. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В рассматриваем случае Комиссия Карельского УФАС России полагает, что включение Заказчиком в документацию об аукционе обоснования необходимости (потребности Заказчика) использования в описании объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик закупаемого оборудования, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, не изменит требования к закупаемому товару, в соответствии с которыми участники закупки должны направить свои заявки на участие в электронном аукционе.

Исходя из изложенного, выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. На этом основании Комиссия считает возможным предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Пром МедСнаб» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» при проведении электронного аукциона на поставку томографа компьютерного на 128 срезов в рамках реализации мероприятий по оснащению оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений (извещение № 0306500000319000221) обоснованной.
  2. В действиях Заказчика - ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
  4. Передать материалы жалобы ООО «Пром МедСнаб» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии                        ____________   <…>

                  

Члены комиссии                                                                ___________     <…>

                                                                                              ____________   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны