Письмо б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-94/201... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич,   рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-94/2019, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие Б. и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 21 февраля 2019 года (вх. №770) поступило заявление Б. с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21 августа 2019 года №ПР0245-18 (далее – договор).

Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, установлено, что между заявителем и сетевой организацией заключен договор от 21 августа 2018 года №ПР0245-18 об осуществлении технологического присоединения для энергоснабжения объекта (здание кордона лесничества) по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, п. Кутижма, дом б/н (кадастровый номер земельного участка: 10:21:0030404:1, кадастровый номер объекта недвижимости: 10:21:0000000:1837). Неотъемлемой частью названного договора являются технические условия от 21 августа 2018 года №ПР0245-18 (далее – технические условия), срок действия которых составляет 2 года со дня заключения договора.

Согласно пункту 1.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств установлена в размере 550 руб. (пункт 3.1 договора).

При этом пунктом 2.2.1 договора предусмотрена обязанность заявителя надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка. После выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий.

Техническими условиями предусмотрено, что сетевая организация осуществляет разработку проекта электроснабжения объекта; реконструкцию ВЛ-0,23 кВ от опоры №75 до опоры №78 ф.1 от ТП-9; установку на границе балансовой принадлежности прибора, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности с возможностью автоматического учета электрической энергии.

Заявитель в свою очередь, помимо осуществления оплаты технологического присоединения, обязан выполнить следующие мероприятия:

-от точки присоединения до ЩУ объекта построить ВЛИ-0,4 кВ проводом СИП или проложить КЛ-0,4 кВ расчетного сечения с применением необходимой арматуры для подключения энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации;

-заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требованиям нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок;

-установить на границе балансовой принадлежности щит учета с вводным автоматическим выключателем номиналом 25А и прибором учета с возможностью опломбировки.

Квитанцией ПАО «Сбербанк России» подтверждается внесение Б. 21 августа 2018 года платы по договору в полном объеме.

Письмом от 17 сентября 2018 года (вх. АО «ПСК» 18 сентября 2018 года) Б. уведомила сетевую компания о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями, и просила провести осмотр и фактическое присоединение к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.

Актом о выполнении технических условий от 26 сентября 2018 года №ПРО269-18, составленным по результатам осмотра объекта Б., подтверждается выполнение заявителем мероприятий.

Проанализировав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Из представленных АО «ПСК» уже в ходе проведения административного расследования документов и сведений следует, что датой заключения договора с Б. является 23 августа 2018 года (именно в этот день подписанный заявителем экземпляр договора поступил в адрес сетевой организации). Таким образом, АО «ПСК» обязано было осуществить работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Б. в срок до 25 февраля 2019 года. Указанное обусловлено нормой статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Вместе с тем АО «ПСК», предоставляя в адрес антимонопольного органа документы и сведения письмом от 13 марта 2019 года, не сообщило о выполнении со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Б.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление от 02 марта 2018 года по делу № 03-17/03-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 05 марта 2018 года по делу № 03-17/04-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 06 марта 2018 года по делу № 03-17/05-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 14 марта 2018 года по делу № 03-17/06-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 04 июня 2018 года по делу № 03-17/37-2018 - штраф 300 000 руб., постановление от 07 июня 2018 года по делу № 03-17/40-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 22 мая 2018 года по делу № 03-17/43-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 29 июня.2018 года по делу № 03-17/48-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 07 июня 2018 года по делу № 03-17/49-2018 – штраф 300 000 руб., постановление от 19 июня 2018 года по делу № 03-17/50-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 27 июля 2018 года по делу № 03-17/53-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 02 августа 2018 года по делу № 03-17/71-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 03 октября 2018 года по делу № 03-17/83-2018 – штраф 300 000 руб., постановление от 09 октября 2018 года по делу № 03-17/85-2018 – штраф 3000 000 руб., постановление от 16 октября 2018 года по делу № 03-17/87-2018 – штраф 650 000 руб., постановление от 13 декабря 2018 года по делу № 03-17/101-2018 – штраф 300 000 руб., постановление от 27 ноября 2018 года по делу № 03-17/103-2018 – штраф 300 000 руб., постановление от 29 октября 2018 года по делу № 03-17/106-2018 года – штраф 600 000 руб.), применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь документами, поступившими от Битяковой Т.Ю. вместе с заявлением, определением от 25 февраля 2019 года было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

Копия названного определения была направлена по адресу АО «ПСК» письмом от 25 февраля 2019 года №010/04/9.21-94/2019/631 (получено 28 февраля 2019 года).

Запрошенную информацию АО «ПСК» представило с сопроводительным письмом от 13 марта 2019 года 2019 года №4906, сообщив при этом, что ни на момент обращения заявителя, ни на момент вынесения вышеобозначенного определения о возбуждении дела срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не истек, событие административного правонарушения отсутствовало.

19 марта 2019 года в присутствии представителя АО «ПСК» Х. был составлен протокол об административном правонарушении. При этом представитель пояснила, что просрочка исполнения обязательств возникла вследствие недостаточности денежных средств. Однако уже 11 марта 2019 года технические условия были выполнены: реконструирована ВЛ-0,4 кВ и введена в эксплуатацию. 12 марта 2019 года АО «ПСК» направило в адрес заявителя акт об осуществлении технологического присоединения от 13 марта 2019 года №ПРО269-18; 13 марта 2019 года Б. указанный акт подписан.

Определением от 19 марта 2019 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-94/2019» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 02 апреля 2019 года в 11 часов 00 минут.

Письмом от 20 марта 2019 года №5438 (вх. от 20 марта 2019 года №1325) АО «ПСК», руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ходатайствовало о снижении размера штрафа на том основании, что сетевая организация до вынесения антимонопольным органом постановления по делу об административном правонарушении добровольно прекратило противоправное поведение.

Вместе с тем письмом от 28 марта 2019 года (вх. от 02 апреля 2019 года №1652) Б. сообщила, что технологическое присоединение к электрическим сетям для энергоснабжения принадлежащего ей здания кордона лесничества было осуществлено только в связи с непосредственным обращением в диспетчерскую службу АО «ПСК» по телефону 70-23-93. В качестве доказательства факта фактического присоединения именно 23 марта 2019 года потерпевшая предоставила фотоснимки с указанием текущей даты (на указанных фотоснимках запечатлено, как сотрудники АО «ПСК» осуществляют работы по технологическому присоединению).

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя сетевой организации, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – п. Кутижма, Пряжинский район, Республика Карелия

Время совершения административного правонарушения – 26 февраля 2019 года

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства АО «ПСК» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

В материалах дела действительно имеется подписанный сторонами акт об осуществлении технологического присоединения от 13 марта 2019 года, который дает право полагать, что энергоснабжение объекта Б. было осуществлено именно 13 марта 2019 года. Однако письмо Б. о том, что фактически энергоснабжение принадлежащего ей объекта было осуществлено только 23 марта 2019 года (спустя 10 дней после подписания акта), опровергает вышеобозначенное, указывая на пренебрежительное отношение сетевой организации к выполнению своих публично-правовых обязанностей и, как следствие, на невозможность признания обстоятельств исключительными и применения нормы статьи 4.2 КоАП РФ.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере  технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае  существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в  ущемлении интересов гражданина-потребителя, обратившегося с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, гражданин-потребитель является экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Не смотря на неоднократное привлечение сетевой организации к административной ответственности по аналогичным основаниям, АО «ПСК» продолжает совершение противоправных действий, сроки осуществления технологического присоединения нарушаются.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей 00 копеек.

          

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

 Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-94/2019).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны