Постановление №010/04/9.21-478/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №010/04/9.2... от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №010/04/9.21-478/2021

об административном правонарушении

 

15 декабря  2021 года                                                                                       г. Петрозаводск

          

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021, возбужденного в отношении акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117, адрес: ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, дата регистрации – 01.11.2006, далее -  АО «ПСК») по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие представителей АО «ПСК», <….>, <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

26.05.2021 (вх. №2385) в Карельское УФАС России по электронной почте поступило заявление <….>, в котором содержалась просьба о проведении проверки в отношении  АО «ПСК» и акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее – АО «ТНС энерго Карелия», гарантирующий поставщик).

Обращение в Карельское УФАС России с названным заявлением обусловлено тем, что <…..> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <….>. В соответствии с договором энергоснабжения от 23.05.2018 №100310000362, заключенным с АО «ТНС энерго Карелия», осуществляется энергоснабжение указанного дома.

В ночь с 20.05.2021 на 21.05.2021 в результате пожара был поврежден участок линии электропередач, посредством которой осуществляется электроснабжение принадлежащего заявительнице жилого дома, а также домов иных собственников п.Карельская деревня. Несмотря на многочисленные обращения к сетевой организации и гарантирующему поставщику с требованиями восстановить энергоснабжение, действенных мер с их стороны не предпринято.

В заявлении указано, что сетевая организация ссылается на то, что линия электропередач, на которой произошла авария, не находится на ее балансе, является бесхозяйной, в связи с чем работы по ее восстановлению не могут быть произведены.

Заявительница также указывает, что факт технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации, в том числе посредством бесхозяйной линии, подтвержден актом разграничения балансовой принадлежности.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, пунктом 4 статьи 28, пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ), заявительница полагает, что при наличии бесхозяйных сетей ответственность за надежность обеспечения электроэнергией и ее качество возложена на организации, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей. 

 В целях установления всех обстоятельств Карельским УФАС России на основании статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ) в адрес АО «ПСК», АО «ТНС энерго Карелии» были направлены запросы о представлении информации от 26.06.2021 №03-02/192/2169, 03-02/192/2168.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона №59-ФЗ срок рассмотрения заявления был продлен в связи с необходимостью получения запрошенной информации, о чем в адрес заявительницы по электронной почте направлено уведомление от 24.06.2021 №03-02/192/2170.

В свою очередь АО «ТНС энерго Карелии», АО «ПСК» запрошенную информацию предоставили с письмами от 05.07.2021 №141-09-11/30950 (вх. от 05.07.2021 №3112), от 16.07.2021 б/н (вх. от 19.07.2021 №3342). 

Кроме того, в адрес Карельского УФАС России с письмом Ростехнадзора от 06.07.2021 №244-2233 (вх. от 09.07.2021 №3187) поступило коллективное обращение следующих граждан: <….> (указан в обращении в качестве лица, в адрес которого надлежит направить ответ на обращение).

В коллективном обращении указано, что 21.05.2021 около 05:00 на земельном участке с кадастровым номером <…> в районе п. Карельская деревня, принадлежащем <…>, произошла авария – возгорание участка воздушной линии электропередач напряжением 6 кВ, проходящей также через земельный участок.

Заявители сообщают, что ни гарантирующий поставщик, ни сетевая компания не предпринимают мер по устранению аварии, в связи с чем просят рассмотреть обращение по существу и принять меры к восстановлению энергоснабжения.

Таким образом, в обращении в качестве причины прекращения энергоснабжения были указаны обстоятельства, аналогичные изложенным в заявлении <…>.

На основании полученных в ходе рассмотрения заявлений сведений (документов) определением от 26.07.2021 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021 и проведении административного расследования» в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования  по факту нарушения Правил недискриминационного доступа, в связи с непринятием мер по восстановлению энергоснабжения в нормативно установленные сроки.

В соответствии с названным определением АО «ПСК» надлежало представить дополнительные сведения (документы), представителю явиться 24.08.2021 в 15 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении. 

Названным определением, на основании статьи 25.2 КоАП РФ к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевших были привлечены  <…>. Копии определения, направленные почтовыми отправлениями, получены АО «ПСК», <…> 29.07.2021, 04.08.2021. Почтовое отправление с копией определения, направленное в адрес <…>, вернулось в адрес Карельского УФАС России в связи с истечением срока хранения.

По результатам рассмотрения документов, представленных во исполнение определения АО «ПСК» с письмом от 16.08.2021 б/н (вх. от 17.08.2021 №3892) должностным лицом Управления были вынесены определения от 20.08.2021 «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021» у <…>, ООО «Тапиола ЛТД», АО «ТНС энерго Карелия» (исх. от 20.08.2021 №010/04/9.21-478/2021/2875, 010/04/9.21-478/2021/2874).

Запрошенные указанными определениями сведения <…>   представила с письмом от 23.08.2021 (вх. от 24.08.2021 №4037).

Поскольку по состоянию на дату составления протокола (24.08.2021) запрошенные у АО «ТНС энерго Карелии», ООО «Тапиола ЛТД» документы в адрес Карельского УФАС России не поступили, определением от 24.08.2021 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021» срок проведения административного расследования был продлен, назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении – 24.09.2021 в 11 час. 30 мин.

Копию определения, направленного почтовым отправлением, АО «ПСК» получило 31.08.2021. Почтовые отправления с копиями определения, направленные в адрес <…>, <…>, вернулись в адрес Управления по истечении сроков хранения.

25.08.2021 (вх. №4070) в адрес Карельского УФАС России с письмом от 25.08.2021 №141-09-11/39511 поступили сведения, запрошенные определением от 20.08.2021 у АО «ТНС энерго Карелии».

Запрошенные у ООО «Тапиола ЛТД» сведения не поступили, более того 25.09.2021 в адрес Управления было возвращено почтовое отправление с копией определения от 20.08.2021.

В связи с необходимостью получения сведений, запрошенных у ООО «Тапиола ЛТД», определением от 24.09.2021 «О продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении» срок проведения административного расследования был продлен, назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении 25.10.2021 в 15 час. 00 мин.  Копии указанного определения получены АО «ПСК», <…> 04.10.2021, 05.10.2021, <…> почтовое отправление с копией отправления не получено, возвращено в адрес Управления по истечению срока хранения. 

Определением от 24.09.2021 «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021» у ООО «Тапиола ЛТД» были повторно запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения. Почтовое отправление с копией определения было получено представителем ООО «Тапиола ЛТД» 07.10.2021, однако запрошенные сведения в установленный определением срок не представлены, равно как и не были представлены по состоянию на дату составления протокола (25.10.2021).

В связи с указанным, по причине необходимости получения запрошенных сведений определением от 25.10.2021 «О продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении» срок проведения административного расследования был продлен, назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении – 25.11.2021 в 15 час. 30 мин.

Запрошенные вышеуказанным определением сведения представлены ООО «Тапиола ЛТД» в адрес Карельского УФАС России 26.10.2021 (вх. №5075).

25.11.2021 в адрес Карельского УФАС России поступило ходатайство представителя <…> об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела поскольку АО «ПСК» представило в материалы дела документы, указывающие на опосредованное подключение энергопринимающих устройств заявительницы к сетям сетевой организации.

В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, в производстве которого находится данное дело (часть 1 статьи 24.4 КоАП РФ).

В связи с изложенным определением от 25.11.2021 «Об отложении даты и времени составления протокола по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021» по результатам рассмотрения заявленного представителем <…> ходатайства, были отложены дата и время составления протокола об административном правонарушении до 15 час. 30 мин. 15.12.2021. Указанным определением <…> было предложено представить письменные пояснения по имеющимся в материалах дела документам.

Почтовые отправления с копиями указанного определения получены АО «ПСК» 03.12.2021, <…>, <…> не получены, возвращены в адрес Управления в связи с истечением сроков хранения. 

Вместе с тем скан-копия определения направлялась также АО «ПСК», <…> по электронной почте.  

Во исполнение определения представитель <…> 14.12.2021 в 02 час. 43 мин. прислал письменные пояснения по делу об административном правонарушении.

Анализ нормативно-правовых актов в сфере электроэнергетики, имеющихся в материалах настоящего дела документов и пояснений АО «ПСК», АО «ТНС энерго  Карелия»  отражает следующее.

В соответствии с часть 1 статьи 38 Закона №35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 Закона №35-ФЗ бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.

В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 №ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации. В решении отмечено, что законные основания для понуждения сетевых организаций принимать бесхозяйные сети в эксплуатацию отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, правомерно констатировать, что приведенные нормы права обеспечивают права потребителей электрической энергии, возлагая соответствующие обязанности по отношению к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства на сетевые организации, фактически использующие такие объекты, независимо от совершения местными органами или иными лицами (субъектами электроэнергетики) каких-либо действий, направленных на оформление прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или передачу их на обслуживание, а также независимо от совершения субъектами электроэнергетики необходимых действий по учету соответствующих расходов в тарифах.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного.

В силу положений пункта 5 Правил недискриминационного доступа в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа  под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации;  точка поставки  определяется как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).

Пунктом 30(1) Правил недискриминационного доступа установлено, что при присоединении к электрической сети, в том числе, опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами.

Ограничение права на получение электрической энергии (мощности) возможно только в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права сетевая компания в точках поставки обязана обеспечить осуществление передачи электрической энергии в соответствии третьей категорией надежности, допускающей перерыв в энергоснабжении в пределах 24 часов.

Из документов, представленных в материалы дела АО «ПСК» с письмом от 16.07.2021 б/н (вх. от 19.07.2021 №3342) следует, что в целях обеспечения энергоснабжения жилого дома по адресу: <…>, <…> заключен договор энергоснабжения от 23.05.2018 №100310000362.   

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 15.05.2018 №ПР0000028, энергопринимающие устройства <…> относятся к третьей категории надежности энергоснабжения.

Кроме того, в названном акте отражены следующие параметры технологического присоединения:

- границы балансовой принадлежности: АО «ПСК» - на контактных присоединениях проводов на опоре №348 ВЛ-6 кВ ф.Л21-7;<…> – на контактных присоединениях проводов на опоре №348 ВЛ-6кВ ф.Л-21-7;

- перечень элементов электрической сети, находящихся на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики: АО «ПСК» - Л-21-1 (собственность); <…> – воздушный ввод, опора заявителя, СТП-266, ВЛ-6 кВ от опоры б/н КЛ-6 кВ отпайка от ф.  Л-21-7 до СТП-266, измерительный комплекс в РУ-0,4 кВ СТП-266; ВКЛ-6кВ от опоры №348 ф.Л-21-7 до поры б/н (бесхозяйный объект электросетевого хозяйства);

- точка присоединения – опора №348 ВЛ-6кВ ф Л-21-7.  

Схематично границы балансовой принадлежности приведены в однолинейной схеме энергопринимающих устройств.

 

Таким образом, из указанного акта об осуществлении технологического присоединения от 15.05.2018 №ПР0000028 следует, что технологическое присоединение объекта <…> к сетям сетевой организации осуществлено через бесхозяйные сети, информация об опосредованном технологическом присоединении объекта заявительницы к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц в акте не отражена. 

Вместе с тем из документов, представленных АО «ПСК» с письмом от 16.08.2021 б/н (вх. от 17.08.2021) установлены следующие фактические обстоятельства.

<…> на праве собственности принадлежит земельный участок (земли особо охраняемых территорий) общей площадью 2688,22 кв.м., расположенный по адресу:  <…> (свидетельство о государственной регистрации права от <…>), а также двухэтажное здание базы отдыха общей площадью 174,9 кв.м., расположенное по адресу <…> (свидетельство о государственной регистрации права от <…>).

Предыдущим собственником указанных земельного участка и здания базы отдыха являлась <…> (свидетельство о государственной регистрации права <…> – здание базы отдыха; свидетельство о государственной регистрации права от <…> , постановление Администрации Прионежского муниципального района от <…> о продаже земельного участка <…>).

<…> 10.06.2010 (вх. №ПТО-110) подала в ОАО «ПСК» (впоследствии организационно правовая форма была изменена на АО) заявку на технологическое присоединение базы отдыха, расположенной в районе озера <…>, с максимальной мощностью 25 кВт (в том числе ранее присоединенные 15 кВт).  На основании указанной заявки между ОАО «ПСК» и <…> был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям от 22.06.2010 №07-33/126, неотъемлемой частью которого являлись технические условия от 22.06.2010 №147.

Актом о технологическом присоединении, составленным в июне 2010 года (дата отсутствует, подписан  <…>, должностным лицом ОАО «ПСК» <…>, проставлена печать производственно-технического отдела ОАО «ПСК») подтверждается технологическое присоединение энергопринимающего устройства базы отдыха, а именно – отпайка ВЛЗ-6кВ ф Л-21-7 (отпайка на ТП-227) от опоры №105-1 отпайка ВЛЗ-6кВ, до опоры №105-2 на ТП-266, ТП-266, разъединитель, ВЛИ-0,4 кВ (три опоры, СИП 3*35+1*50, L=120  м.) от РУ-0,4 кВ ТП-266 до базы отдыха.

В акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (2010 год, дата и месяц не указаны), подписанном главным инженером ОАО «ПСК» <…> и <…> (проставлена дата подписания 29.06.2010), отражены следующие сведения: 

- электроустановки сторон, в отношении которых составлен акт – <…>, база отдыха;

- потребителю принадлежат следующие электроустановки присоединения -  отпайка ВЛЗ-6кВ ф Л-21-7 (отпайка на ТП-227) от опоры №105-1 отпайка ВЛЗ-6кВ, до опоры №105-2 на ТП-266, ТП-266, разъединитель, ВЛИ-0,4 кВ (три опоры, СИП 3*35+1*50, L=120 м.) от РУ-0,4 кВ ТП-266 до базы отдыха, электроустановки базы отдыха;

- сетевой организации принадлежат следующие электроустановки – ВЛ-6кВ фидер Л-21-7, ВС-6;

- границы эксплуатационной ответственности сторон не совпадают с границами балансовой принадлежности и устанавливаются на контактных присоединениях ВЛ-6кВ к ВС-6;

- точка присоединения – отпаечная опора №105 на ТП-227 ВЛ-6кВ ф. Л-21-7. 

Схематично границы балансовой принадлежности приведены в однолинейной схеме энергопринимающих устройств.

<…>

В свою очередь в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16.05.2008, оформленном между ОАО «ПСК» и ООО «Тапиола ЛТД» в отношении электроустановок, расположенных в Кондопожском районе, м. Лучевое-1, отражены следующие сведения:

- ООО «Тапиола ЛТД» принадлежит участок ВЛ-6 кВ от опоры №105 до ТП-214, ТП-214 и ВЛ-0,4 кВ от ТП-214;

- ОАО «ПСК» принадлежит ВЛ-6 кВ ф. Л-21-14, ВС-6;

- прочим потребителям принадлежат ВЛ-6кВ и электроустановки от ВС-6;

- границы эксплуатационной ответственности сторон не совпадают с границами балансовой принадлежности;

- точка присоединения – ВС-6 ВЛ-6кВ ф. Л-21-14 

В актах разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности сторон от 18.03.2015 №ПР0049-15, подписанных представителем ОАО «ПСК» и <…>, отражены следующие данные:

- <…> принадлежат отпайка ВЛ-6 кВ от опоры №104 до ТП-227, ТП-227, измерительный комплекс в ТП-227;

- ОАО «ПСК» принадлежит ВС-6, ВЛ-6кВ ф Л-21-7 до опоры №96, опора №96;

- в совместной собственности <…> и ООО «Тапиола ЛТД» находится отпайка от опоры №96 до опоры №104;

- границы балансовой и эксплуатационной принадлежности сторон установлены на контактах присоединения проводов на опоре №104 ВЛ-6 кВ фидер Л-21-7 (существующая граница балансовой принадлежности отпайка на ТП-227);

- точка присоединения – опора №104 ВЛ-6 кВ фидер Л-21-7.      

При этом в материалах настоящего дела имеется письмо от 11.03.2010, подписанное директором ООО «Тапиола ЛТД» <…>, адресованное <…>, в котором согласовано присоединение к электросетям нагрузок базы отдыха по адресу: РК, Прионежский район, в районе оз. Кончезеро в точке присоединения – ближайшая опора ВЛ-6кВ ф. Л-21-7 (отпайка на ТП-214).

При изложенных обстоятельствах правомерно констатировать, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств базы отдыха <…> было осуществлено через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц – ООО «Тапиола ЛТД», <…>.

Из письма АО «ПСК» от 16.07.2021 (вх. от 19.07.2021 №3342) следует, что в результате пожара 21.05.2021 повреждены принадлежащие третьим лицам объекты электросетевого хозяйства третьих лиц – ВЛ-6кВ от КЛ-6КВ до ТП-214, ТП-214.

При этом в письме АО «ПСК» от 16.08.2021 б/н (вх. от 17.08.2021 №3892), отражено, что бесхозяйными объектами являются кабельные линии (КЛ-6кВ) от опоры №348 (ранее опора №96)  ф. Л-21-7 до поврежденной ВЛ-6 кВ.

<…> в письме от 23.08.2021 (вх. от 24.08.2021 №4037) пояснила, что электроустановки ее дома питаются от трансформаторной подстанции, расположенной на ее земельном участке. Данная трансформаторная подстанция подключена к существующей линии электропередач напряжением 6 кВт. Права собственности на данную линию отсутствуют. Строительство линий электропередачи ею не производилось, электроустановки <…> к подстанции не подключались, с просьбой о подключении она не обращалась.

ООО «Тапиала ЛТД» в поступившем в адрес Управления 26.10.2021 (вх. №5075) письме указало, что на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2019 по делу №А16-1956/2019 (в номере дела допущена опечатка, фактический номер дела А26-1985/2019) обществу на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция, кадастровый номер 10:07:0000000:533, расположенная по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, район озера Кончезеро, земельный участок с кадастровым номером 10:20:0015509:197.  

Указанная трансформаторная подстанция в результате пожара, произошедшего в ночь с 20.05.2021 по 21.05.2021, была полностью уничтожена огнем. По данному факту правоохранительными органами возбуждено уголовное дело, рассматривается версия умышленного уничтожения имущества путем поджога.

Восстановлению трансформаторной подстанции препятствует собственник земельного участка, под руководством которого в июне 2021 года произведен демонтаж трансформаторной подстанции, после чего ее остатки вывезены за пределы п. Карельская деревня.

Кроме того, ООО «Тапиола ЛТД» сообщает, что отпайка ВЛ-6 кВ от опоры №96 до опоры №104 обществу на праве собственности не принадлежит, информация о состоянии данной линии электропередач, в том числе о ее работоспособности, отсутствует.

Здесь следует отметить, что из вышеуказанного акта от 16.05.2008, подписанного представителями АО «ПСК» и ООО «Тапиола ЛТД», следует, что последнему принадлежит не только ТП-214, но и участок ВЛ-6 кВ от опоры №105 до ТП-214, ВЛ—0,4 кВ от ТП-214. Кроме того, в письме ООО «Тапиола ЛТД» от 11.03.2010, последним согласовано технологическое присоединение к электросетям нагрузок базы отдыха Лисняк М.И. в точке присоединения – ближайшая опора ВЛ-6кВ ф. Л-21-7 (отпайка на ТП-214).

При изложенных обстоятельствах правомерно констатировать, что в результате пожара произошло повреждение объектов электросетевого хозяйства ООО «Тапиола ЛТД» - ВЛ-6кВ до ТП-214, ТП-214.  Доказательствами обратного Карельское УФАС России не располагает.

В силу положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на его собственника.

Поскольку объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществлено технологическое присоединение и, соответственно, энергоснабжение объекта <…>, принадлежат (находятся в эксплуатации) ООО «Тапиола ЛТД» у АО «ПСК» отсутствует обязанность по их ремонту, равно как и отсутствует ответственность за непринятие мер по восстановлению энергоснабжения объекта заявительницы в сроки, установленные пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа.  Правовые основания по обязанию АО «ПСК» восстанавливать объекты электросетевого хозяйства третьих лиц отсутствуют.

По аналогичным основаниям у АО «ПСК» отсутствует обязанность по восстановлению энергоснабжения объектов <…>, <…> (технологическое присоединение осуществлено от опоры №3 ТП-227, принадлежащей <…>, которая в свой очередь присоединена через объекты электросетевого хозяйства ООО «Тапиола ЛТД» – акт о технологическом присоединении от 22.10.2009, акт разграничения границ балансовой принадлежности от 18.03.2015 №ПР0049-15).

Доказательствами надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов иных граждан, подписавших поступившее в адрес Карельского УФАС России с письмом Ростехнадзора от 06.07.2021 №244-2233 (вх. от 09.07.2021 №3187) коллективное обращение о прекращении энергоснабжения жилых домов 21.05.2021, в материалах настоящего дела отсутствую. Вместе с тем указанные граждане вправе обратиться в адрес Карельского УФАС с самостоятельными заявлениями с приложением документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение, которые будут рассмотрены в установленном порядке. 

В письменных пояснениях, поступивших в адрес Карельского УФАС России 14.12.2021 (вх. от 15.12.2021 №5975), представитель <…> поясняет следующее.

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 15.05.2018, выданному <…>, бесхозяйным является не только участок кабельной линии (ВКЛ-6 кВ) от опоры №348 ф. Л-21-7 до опоры без номера, но и участок воздушной линии электропередач (ВЛ-6кВ) от ВКЛ-6 кВ до ТП-266. Данный вывод сделан представителем потерпевшей на том основании, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принадлежности указанного участка воздушной линии электропередачи третьим лицам.  

Трансформаторная станция <…> подключена к существующей линии электропередач напряжением 6 кВт, право собственности на которую отсутствует, строительство линии <…> не производилось, электроустановки <…> к подстанции не подключались.

Относительно права собственности на объекты электросетевого хозяйства ООО «Тапиола ЛТД» в пояснениях со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2019 по делу №А26-1956/2019, положения Гражданского кодекса Российской Федерации отражено, что ООО «Тапиола ЛТД» принадлежит трансформаторная подстанция (ТП-214), однако участок воздушной линии электропередач (ВЛ-6кВ) от ВКЛ-6кВ до ТП-266 не принадлежит.

В связи с изложенным в пояснениях со ссылкой на пункт 2 статьи 26 Закона №35-ФЗ, пункты 5, 8,30,31 Правил недискриминационного доступа, отражено, что при опосредованном присоединении через бесхозяйные сети к сетям сетевой организации точка поставки находится в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к бесхозяйной сети. Договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении такого потребителя заключается с сетевой организацией, имеющей присоединение к бесхозяйным сетям, к которым непосредственно присоединено энергопринимающее устройство этого потребителя.

Таким образом, представитель потерпевшей указывает, что законодательство обязывает осуществить передачу электрической энергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц, допускающей перерыв электроснабжения для энергопринимающих устройств, относящихся к третьей категории надежности, но не более 24 часов подряд.

Так как энергопринимающие устройства <…> присоединены к сетям сетевой организации через бесхозяйные сети, по мнению представителя потерпевшей, именно на АО «ПСК» лежит обязанность по восстановлению энергоснабжения.

К пояснения приложены фотографии ТП-266 (указано представителем <…>).

Относительно указанных пояснений необходимо отразить следующее.

В акте об осуществлении технологического присоединения от 15.05.2018 №ПР000028 (подписан <…>, начальником отдела технологических присоединений АО «ПСК» <…>) в качестве точки присоединения указана опора №348 ВЛ-6 кВ  ф Л-21-7, а также отражено, что ВКЛ-6 кВ от опоры №348 ф Л21-7 до опоры без номера – бесхозяйный объект электросетевого хозяйства.  Сведения об опосредованном технологическом присоединении к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц в указанном акте действительно не отражены.

Следует отметить, что указанный акт оформлен между потерпевшей и АО «ПСК» на основании ее заявления на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении. Таким образом, <…> после перехода права собственности на земельный участок и здание базы отдыха новое технологическое присоединение с целью энергоснабжения данных объектов не осуществлялось.

Как следует из материалов дела первоначальное технологического присоединение названных объектов было осуществлено прежним собственником <…> на основании договора от 22.06.2021 №07-33/126, технических условий №147, согласования ООО «Тапиола ЛТД» на присоединение от 11.03.2010. Факт технологического присоединения подтвержден актом о технологическом присоединении (июнь 2010 года), актом о разграничении балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (2010 год), однолинейной схемой электроснабжения базы отдыха.

Как указано выше, из названного акта следует, что технологическое присоединение осуществлено на отпаечной опоре №105 на ТП-227 ВЛ-6кВ ф Л-21-7, <…> принадлежит отпайка ВЛЗ-6кВ ф. Л-21-7 (отпайка на ТП-227) от опоры №105-1 отпайка ВЛЗ-6 кВ до опоры №105-2 на ТП-266, ТП-266, разъединитель ВИЛ-0,4 кВ (три опоры, СИП 3*35+1*50) от РУ-0,4 кВ ТП-266 до базы отдыха.

При этом из акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 16.05.2008, оформленного между ОАО «ПСК» и ООО «Тапиола ЛТД», следует, что последнему принадлежит ВЛ-6 кВ от опоры №105 до ТП-214, ТП-214 и ВЛ-0,4 кВ от ТП-214.

В свою очереди из акта разграничения балансовой принадлежности сторон от 18.03.2015 №ПР004915, оформленного между АО «ПСК» и <…>, следует, что принадлежащий ей объект присоединен в точке присоединения опора №104 ВЛ-6 кВ фидер Л-21-7; сетевой организации принадлежит ВС-6, ВЛ-6кВ ф. Л-21-7 до опоры №96, опора №96;<…> – отпайка ВЛ-6 кВ от опоры №104 до ТП-227, ТП-227, существующие объекты заявителя. При этом в акте указано, что в эксплуатации <…> , ООО «Тапиола ЛТД» находится совместная отпайка от опоры №96 до поры №104.

При изложенных обстоятельствах правомерно констатировать, что объект <…> технологически присоединен к сетям сетевой организации не только через бесхозяйные сети, но и через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в эксплуатации третьих лиц – ООО «Тапиола ЛТД», <…>.

Тот факт, что данные сведения не отражены в оформленном между <…> и АО «ПСК» акте об осуществлении технологического присоединения от 18.05.2018 №ПР0000028 не опровергает сведения, отраженные в первоначальных документах о фактическом технологическом присоединении, оформленных между сетевой организацией и предыдущим собственником, в том числе и в связи с тем, что новое технологическое присоединение не осуществлялось. 

При этом из представленных представителем потерпевшей фотографий не возможно установить, что на них изображена именно ТП-266, равно как и то, что ее присоединение к сетям сетевой организации осуществлено через бесхозяйные воздушные линии.

Согласно представленным в материалы дела документам в ходе пожара в ночь с 20 на 21 мая 2021 года повреждены воздушная линия до ТП-214, ТП-214, находящиеся в эксплуатации третьих лиц.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2010 №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Следовательно, АО «ПСК» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

При этом АО «ПСК» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с чем применению подлежит часть 2 указанной нормы.

В соответствии со статьей 28.9 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При вышеизложенных изложенных обстоятельствах, Карельское УФАС России вынуждено констатировать, что в ходе производства на настоящему делу об административном правонарушении в действиях АО «ПСК» не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 28.7, 28.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении №010/04/9.21-478/2021, возбужденное в отношении АО «ПСК» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                    <…>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны