Постановление №010/04/9.21-534/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-534/20... от 30 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»  

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

У.

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-534/2022

об административном правонарушении

  

30 сентября 2022 года                                                                                     г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-534/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),  в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности приобщена к материалам дела), в отсутствие потерпевшего, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 25 июля 2022 года (вх. №3636) поступило заявление У. с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад», заключены девять договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-19705С/21, №СПБ80-29281С/21, №КАР-00048-Э-С/22, №КАР-00313-Э-С/22, №КАР-00383-Э-С/22, №КАР-00384-Э-С/22, №КАР-00311-Э-С/22, №КАР-00315-Э-С/22 и №КАР-00385-Э-С/22, в соответствии с условиями которых сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельных участков, расположенных по адресу: п.Мейери, г.Сортавала, Республика Карелия, 186792.

Согласно заключенным договорам срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня их заключения. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 03 сентября 2021 года по договору №СПБ80-19705С/21, 01 декабря 2021 года по договору №СПБ80-29281С/21, 26 января 2022 года по договору №КАР-00048-Э-С/22, 15 февраля 2022 года по договорам №КАР-00383-Э-С/22, №КАР-00384-Э-С/22, №КАР-00385-Э-С/22, №КАР-00311-Э-С/22, КАР-00313-Э-С/22, КАР-00315-Э-С/22, сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению истекли: 03 марта 2022 года по договору №СПБ80-19705С21 , 01 июня 2022 года по договору №СПБ80-29281С, 15 августа 2022 года по договорам №КАР-00383-Э-С/22, №КАР-00384-Э-С/22, №КАР-00385-Э-С/22, №КАР-00311-Э-С/22, КАР-00313-Э-С/22, КАР-00315-Э-С/22.

Вместе с тем, по информации заявителя, на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено, а сроки, предусмотренные договорами, истекли. Кроме того, письмом от 28 июня 2022 года №МР2/3/112-04/5331 уведомило заявителя, что планируемый срок завершения мероприятий в рамках вышеуказанных договоров – 2 квартал 2023 года.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 6 месяцев.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, обозначенных в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и  сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление по делу от 08 июня 2021 года №010/04/9.21-256/2021 - 800 000 рублей; постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 18 августа 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен У.; составление и подписание протокола запланировано на 11 часов 30 минут 16 сентября 2022 года.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 25 августа 2022 года №МР2/3/119-06/7227 (вх. от 26 августа 2022 года №4105) пояснило, что У. было подано девять заявок на осуществление технологического присоединения жилых домов, расположенных на земельных, расположенных по адресу: п.Мейери, г.Сортавала, Республика Карелия, 186792.

Жилые дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами <…>, присоединены к сетям ПАО «Россети Северо-Запад» по временной схеме. При этом, предусмотренная условиями договора №КАР00306-Э-С-22 от 28 февраля 2022 года об осуществлении временного технологического присоединения жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <…>, обязанность по оплате технологического присоединения не позднее 15 марта 2022 года в размере 45 595 руб. 20 коп. У. не исполнена.

Вместе с тем сетевая организация отмечает, что по договорам, указанным в определении от 18 августа 2022 года, оплата произведена заявителем в полном объеме. Уведомления о выполнении технических условий по рассматриваемым договорам У. в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» не направлял, поскольку таковое не предусмотрено Правилами технологического присоединения.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договоров, заключенных с У., сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: «Строительство линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ от Л-95-01 с монтажом ТП-10/0,4, строительством ВЛИ-0,4 кВ в р-не п.Майери Сортавальского района», в рамках которого сетевой организации необходимо осуществить строительство ЛЭП-10 кВ ориентировочной протяженностью 1,1 км, ТП-10/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ ориентировочной протяженностью 0,35 км, а также монтаж приборов учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Плановая стоимость реализации вышеуказанных мероприятий – 4 415 тыс. руб., при этом суммарная оплата по рассматриваемым договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям составляет 409,211 тыс.руб. Таким образом, дефицит средств составляет 4 млн. руб.

При этом в данном случае трасса проектируемых линий электропередач проходит по землям лесного фонда. Так, в целях выполнения требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Карелия для осуществления строительства необходимо формирование и получение лесного участка на праве аренды. Указанное обстоятельство подразумевает длительное (до одного года) проведение землеустроительных работ с учетом необходимости получения всех согласований, что, в свою очередь, значительно увеличивает сроки строительство электросетевых объектов.

Вместе с тем Карельским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» принимаются меры по ускорению процесса согласования вопросов землеустройство, однако, они затруднены позицией Министерства экологии и природных ресурсов Республики Карелия, которое, несмотря на вступившие в законную силу судебные акты по делам №А26-6927/2019, №А26-11012/2019, №А26-2612/2020, №А26-2663/2020, №А26-9548/2020, №А26-583/2021, №А26-5412/2021, настаивает на применение более длительного и сложного порядка получения лесных земельных участков через заключение договоров аренды, которые влекут дополнительные риски и затраты для филиала.

С 2015 года в законодательство Российской Федерации внесены изменения по удешевлению и ускорению размещения линейных объектов до 35 кВ, в том числе на земельных участках (Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300, позволяющее получать разрешение на размещение линейных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов (вместо аренды).

В настоящее время обществом проводятся мероприятия по подготовке документации для организации торгово-закупочных процедур по вышеуказанному инвестиционному проекту.

При этом общество обращает внимание, что количество реализуемых Карельским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» договоров на осуществление льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), к категории которых, в том числе, относятся договоры с У., требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации, составляет около 1,5 тысяч.  Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений сетевой организации выделяются средства на покрытие затрат по договорам ЛТП в объёме 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров с ЛТП, превышает 1 млрд. руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электросетевых объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес регулирующего тарифного органа предложение о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал.

Таким образом, общество отмечает, что не уклоняется от исполнения обязанностей по рассматриваемым договорам и принимает все возможные меры, направленные на реализацию технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов У., однако, продление срока реализации обусловлено, по мнению сетевой организации, объективными причинами и необходимостью соблюдения требований действующего законодательства. Планируемый срок завершения мероприятий в рамках рассматриваемых договоров – не ранее 2 квартала 2023 года.

16 сентября 2022 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад», в отсутствие заявителя был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 16 сентября 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-534/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 30 сентября 2022 года в 14 часов 30 минут.

Письмом от 21 сентября 2022 года (вх. от 26 сентября 2022 года №4558) У. ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.

При этом заявитель отмечает, что ПАО «Россети Северо-Запад» в своих пояснениях, изложенных в письме от 25 августа 2022 года №МР2/3/119-06/7227, ссылаются на аргументы, несоответствующие действительности. Так, доводы сетевой организации о «непреодолимых сложностях», возникших при закупке компонентной базы для реализации инвестиционного проекта и проведении процедуры предоставления лесного участка для строительства проектируемой трассы ЛЭП, относятся к категории софистики, целью которой является прикрытие своего незаконного бездействия. До настоящего времени ПАО «Россети Северо-Запад» не разработало проектно-сметную документацию на технологическое присоединение, не инициировало процедуру предоставления лесного участка для строительства трассы ЛЭП; предельный срок процесса согласования предоставления лесного участка с органами государственной власти Республики Карелия пропущен. 

Кроме того, по мнению заявителя, в отсутствие проектно-сметной документации определить стоимость реализации инвестиционного проекта (4 415 тыс. руб.), о которой заявлено представителями сетевой организации, невозможно, а заявленная стоимость реализации проекта по предварительным расчетам значительно завышена.

Вместе с тем У. отмечает, что с его стороны обязательства по заключенным договорам выполнены в полном объеме, а временное подключение земельного участка с кадастровым номером <…> к сетям ПАО «Россети Северо-Запад» никогда не осуществлялось.

Учитывая изложенное, У. полагает, что ПАО «Россети Северо-Запад» вводит антимонопольный орган в заблуждение и при назначении административного штрафа просит учесть пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и неоднократность совершения им однородных административных правонарушений.

Письмом от 29 сентября 2022 года №МР2/3/119-06/8274 (вх. от 30 сентября 2022 года №4644) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи с тем, что приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления, в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

Вместе с тем общество обращает внимание, что по состоянию на 01 сентября 2022 года в Карельском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» находилось на исполнении 1908 договоров на осуществление льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относятся договора с У. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений Карельскому филиалу выделяются средства на покрытие затрат по договорам льготного технологического присоединения в объеме порядка 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров ЛТП, превышает 1 млрд руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электрических объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельским филиалом направлено предложение в адрес регулирующего тарифного органа о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал. 

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Кроме того, в 2022 году сетевая организация отмечает, что в 2022 году столкнулась с дополнительными сложностями в силу обострения геополитической обстановки с сопутствующими издержками в виде роста цен на комплектующие, нарушения логистических цепочек и проблем с компонентной базой.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно констатировать, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствует о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» сроков осуществления технологический присоединений объектов заявителя, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенными договорами (мероприятия подлежали выполнению до 03 марта 2022 года по договору №СПБ80-19705С/21 , 01 июня 2022 года по договору №СПБ80-29281С/21, 15 августа 2022 года по договорам №КАР-00383-Э-С/22, №КАР-00384-Э-С/22, №КАР-00385-Э-С/22, №КАР-00311-Э-С/22, КАР-00313-Э-С/22, КАР-00315-Э-С/22 включительно).

Пунктом 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание количество заключенных между сетевой организацией и заявителем договоров, отсутствие доказательств выполнения и принятия всех возможных мероприятий, направленных на исполнение договорных обязательств, констатирую невозможность применения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Довод ПАО «Россети Северо-Запад» о подключенном земельном участке с кадастровым номером ПАО «Россети Северо-Запад» по временной схеме несостоятелен и не подтвержден, не имеет правового значения в рамках настоящего дела.

Относительно доводов ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, изложенных в письме от 29 сентября 2022 года №МР2/3/119-06/8274, отмечаю следующее.

ФАС России и территориальными органами федеральный государственный контроль и проведение контрольных (надзорных) мероприятий, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» №248-ФЗ (далее - ФЗ №248), осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1073 и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1088 (далее - Положения №№1073 и 1088).

В силу изложенного, ФАС России и территориальные органы в 2022 году не проводят плановые контрольные мероприятия и проверки по всем видам государственного контроля, отнесенным к компетенции антимонопольных органов, за исключением:

-контроля за соблюдением законодательства в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Внеплановые контрольные мероприятия и проверки в 2022 году, порядок организации и осуществления которых регулируются ФЗ №248 и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ проводятся исключительно при наличии оснований, указанных в пункте 3 Постановления №336:

-при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления №336), Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления №336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации);

-при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместе с тем согласно пункту 9 Постановления №336 возбуждение дела об административном правонарушении, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля по нарушению обязательных требований оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, допускается только в случае, предусмотренном частью 3 статьи 90 ФЗ №248.

Требования указанного пункта Постановления №336 в части полномочий ФАС России и территориальных органов распространяются только на осуществление видов государственного контроля, предмет которых определен Положениями №№ 1073 и 1088.

Пункт 9 Постановления №336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъектов естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной КоАП РФ.

Так, например, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

С учетом изложенного, ограничения, предусмотренные пунктом 9 Постановления №336, не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления государственного контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с Положением №1088.

Кроме того, в развитие указанного Федеральным законом от 14 июля 2022 года №290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 28.1 КоАП РФ добавлена часть 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – п.Мейери, г.Сортавала, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 04 марта 2022 года (договор №СПБ80-19705С/21), 02 июня 2022 года (договор №СПБ80-29281С/21), 16 августа 2022 года (договоры №КАР-00383-Э-С/22, №КАР-00384-Э-С/22, №КАР-00385-Э-С/22, №КАР-00311-Э-С/22, КАР-00313-Э-С/22, КАР-00315-Э-С/22).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение ПАО «Россети Северо-Запад» к нормативно-установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации в установленные сроки. Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению. 

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.

  1. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-534/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Руководителя управления                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны