Постановление №010/04/9.21-898/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-898/20... от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                        АО «Прионежская сетевая компания»

                                                                           ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск,                     Республика Карелия, 185013

 

В Е.В.

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-898/2022

об административном правонарушении

 

13 марта 2023 года                                                                                                 г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-898/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в  отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшей, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 17 ноября 2022 года (вх. №541/22) поступило заявление В Е Вс жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих ей энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявительницей и АО «ПСК» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПР0514-21 (далее – Договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения дома, расположенного в СНТ «Виктория» Прионежского района Республики Карелия (земельный участок №, кадастровый номер).

Согласно сопроводительному письму АО «ПСК» «О направлении условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям» от 15 ноября 2021 года №20617 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения Договора. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявительницей 03 декабря 2021 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 05 декабря 2022 года (указанное обусловлено нормой статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Технические условия для присоединения к электрическим сетям №ПР0514-21 (далее-технические условия) являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявительницы составляет 10 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ПС 5-35/10 кВ, ст.Деревянка; Л-5-19; проектируемая КТП.

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

разработку проекта электроснабжения объекта;

мероприятия по усилению существующей сети;

строительство ВЛЗ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-5-19 до проектируемой трансформаторной подстанции;

установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформаторной подстанции определяются проектом);

строительство ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границы участка заявительницы;

мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов;

обеспечение возможности действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявительница осуществляет:

мероприятия по проектированию;

выполнение необходимых требований к схеме приема электрической энергии (на границе балансовой принадлежности обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием/подачу напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами электрической энергии/ мощности);

выполнение необходимых требований к электроустановке (заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требования нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок);

выполнение необходимых требований к схеме расчетного учета электрической энергии (не требуется);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям   и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам.

Вместе с тем на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение не осуществлено.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Заявительница относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и

сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявительницей документов и сведений определением от 19 декабря 2022 года в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшей к участию в деле привлечена В Е.В.; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 30 минут 19 января 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку В Е.В. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете);

- письменные объяснения о причинах не исполнения обязанности, установленной абзацем 7 пункта 105 Правил технологического присоединения (произвести регистрацию личного кабинета потребителя и сообщить заявительнице порядок доступа к нему), со ссылками на нормативные документы, либо документы, подтверждающие исполнение данной обязанности (в случае отсутствия у заявительницы личного кабинета);

-типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявительницы либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявительницы;

- письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с В Е.В. условий о сроке технологического присоединения;

- письменные пояснения и правовые основания установления в данном случае срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год, а не шесть месяцев с момента заключения договора;

- сведения об оплате по договору;

-переписку сетевой организации с В Е.В. по вопросу осуществления технологического присоединения объекта заявительницы;

-письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ПСК» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы;

-сведения о проделанных АО «ПСК» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта В Е.В.;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

- любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 09 января 2023 года №10 (вх. №36-ЭП/23) АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока предоставления информации до 16 января 2023 года включительно.

Письмом от 17 января 2023 года №670 (вх. №249-ЭП/23) общество предоставило часть запрашиваемых пояснений, согласно которым плата за технологическое присоединения была внесена заявительницей 06 декабря 2021 года (платежное поручение №893492).

При этом общество отмечает, что поскольку СНТ «Виктория» находится в окружении земель государственного лесного фонда и территорий садоводческих некоммерческих товариществ, в рамках сокращения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявительницы, а также в целях избежания строительства дублирующих объектов электросетевого хозяйства, АО «ПСК» принято решение об осуществлении технологического присоединения объекта В Е.В. через территории садоводческих некоммерческих товариществ «Скороход», «Эфир», «Здоровье», «Сампо» (посредством принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства, в том числе ВЛ-10 кВ Л-5-19).

Учитывая изложенное, сетевая организация в 2021-2022 годах проводила переговоры с вышеуказанными товариществами с целью выкупа принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства, в августе 2022 года договоры купли-продажи были подписаны.

Таким образом, общество обращает внимание, что только после выкупа необходимых объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» имело объективную возможность определения места начала строительства новых объектов электросетевого хозяйства до территории СНТ «Виктория» и, соответственно, оформления прав на необходимые для этого лесные и земельные участки.

В настоящее время в целях оформления земельных участков для строительства оставшейся части объектов электросетевого хозяйства (ВЛЗ-10 кВ, трансформаторной подстанции, ВЛИ-0,4 кВ) АО «ПСК» заключило договор на подготовку документации по проектам планировки и межевания территории для последующей аренды соответствующих земельных участков на территории государственного лесного фонда и строительства на них соответствующих объектов электросетевого хозяйства. 

Вместе с тем использование земель лесного фонда для строительства линейных объектов электросетевого хозяйства осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Частью 3 статьи 46 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

В соответствии с частью 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

При этом АО ПСК» отмечает, что постановка на государственный кадастровый учет является обязательной процедурой при предоставлении лесных участков для целей, предусмотренных статьёй 25 ЛК РФ, в том числе для использования лесов в целях строительства линейных объектов (на срок более одного года).

Правонарушения в области предоставления лесных участков в силу статьи 9 ЛК РФ регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Согласно статье 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется соответствии с одним из следующих документов:

-проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее –  ГрК РФ);

- проектная документация лесных участков;

- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

При этом в целях размещения линейных объектов образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В силу части 12.3 статьи 45 ГрК РФ документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В данном случае документация по планировке территории будет утверждаться в Министерстве природопользования и экологии Республики Карелия, а согласовываться в Администрации Прионежского района Республики Карелия.

По результатам предоставления заявителем в адрес Министерства природопользования и экологии Республики Карелия согласованного и утвержденного уполномоченным органом проекта межевания территории, осуществляется принятие решения о предоставлении лесного участка для строительства объектов электросетевого хозяйства на срок от одного года до сорока девяти лет (требуется постановка на государственный кадастровый учет).

На основании принятого Министерством природопользования и экологии Республики Карелия решения о предоставлении лесного участка для строительства объекта электросетевого хозяйства осуществляется подготовка и подписание договора аренды земельного участка.

После подписания вышеуказанного договора в течение 14 дней обеспечивается государственная регистрация права аренды лесного участка.

В течение 6 месяцев со дня заключения вышеуказанного договора АО «ПСК» разрабатывало проект освоения лесов для предоставления его в адрес Министерства природопользования и экологии Республики Карелия, которое проводит государственную экспертизу. По результатам получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов АО «ПСК» обеспечивает подачу лесной декларации в соответствии со 26 ЛК РФ. При этом освоение лесного участка возможно только после подачи лесной декларации.

Учитывая изложенное, по мнению АО «ПСК», выполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта заявительницы в срок, установленный Правилами технологического присоединения, в данном случае невозможно.

Дополнительно в указанном письме АО «ПСК»  пояснило, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил технологического присоединения, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей  необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Вместе с тем расстояние от ближайшего объекта электросетевого хозяйства, принадлежащего АО «ПСК», до объекта заявительницы составляет 1,97 км.

Более того, в указанном письме АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, поскольку дело было возбуждено по факту нарушения сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения объекта заявительницы, а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения в установленный срок, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Вместе с тем с вышеуказанным письмом не были представлены документы непосредственно относящиеся к выполнению технологического присоединения в установленный срок, а именно копия заявки В Е.В. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете); типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявительницы либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявительницы; переписка сетевой организации с В Е.В. по вопросу осуществления технологического присоединения объекта заявительницы. 

В связи с изложенным, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, определением от 19 января 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-898/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 20 февраля 2023 года включительно; составление и подписание протокола назначено на 16 часов 00 минут 20 февраля 2023 года.  В соответствии с определением АО «ПСК» и В Е.В. надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 31 января 2023 года №2043 (вх. от 01 февраля 2023 года №601-ЭП/23) АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, ссылаясь на то обстоятельство, что дело было возбуждено по факту нарушения сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения объекта заявительницы, а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения в установленный срок, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Кроме того, АО «ПСК» отмечает, что по общему правилу КоАП РФ установлена презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также освобождение от его обязанности  доказывать свою невиновность, и, следовательно, возлагающее бремя доказывания на субъект, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями (судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2,3, 4 статьи 1,5 КоАП РФ).

Данная позиция подтверждается постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2010 года по делу №А64-2506/2010, Решением Самарского областного суда от 23 января 2012 по делу №21-6/2012 «...Суд, ссылаясь на часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ, разъяснил, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказывания наличия в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения всецело лежит на соответствующем органе, должностном лице...».

Учитывая изложенное, АО «ПСК» полагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет  право представлять доказательства и это право должно быть ему обеспечено (согласно статье 25.1 КоАП РФ). Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.  На лицо, в отношении которого ведется производство, не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении и заявлении ходатайств.

При этом отказ лица от  доказывания своей невиновности не является свидетельством признания им своей вины и не освобождает судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, от бремени доказывания вины данного лица. Вместе с тем положения части 3 статьи 1.5 КоАП РФ не исключают для лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности по своему желанию доказывать свою невиновность в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, АО «ПСК» указывает на отсутствие возможности предоставления запрашиваемых сведений.

В свою очередь В Е.В. получила копию вышеуказанного определения 03 февраля 2023 года, однако, запрошенные определением сведения в адрес антимонопольного органа не представила.

20 февраля 2023 года  в отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшей был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 22 февраля 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-898/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 13 марта 2023 года в 11 часов 30 минут.

Письмом от 02 марта 2023 года №3943 (вх. от 07 марта 2023 года №1379-ЭП/23) АО «ПСК» пояснило, что причинами просрочки выполнения АО «ПСК» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы явилось то, что в рассматриваемом случае установленного срока оказалось недостаточно для осуществления указанных мероприятий, поскольку технологическому присоединению подлежит объект, расположенный на территории СНТ «Виктория» Прионежского района Республики Карелия, которое находится в окружении земель государственного лесного фонда и территорий садоводческих некоммерческих товариществ.

Так, в рамках сокращения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявительницы, а также в целях избежания строительства дублирующих объектов электросетевого хозяйства, АО «ПСК» принято решение об осуществлении технологического присоединения объекта В Е.В.  через территории садоводческих некоммерческих товариществ «Скороход», «Эфир», «Здоровье», «Сампо» (посредством принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства, в том числе ВЛ-10 кВ Л-5-19).

Учитывая изложенное, сетевая организация в 2021-2022 годах проводила переговоры с вышеуказанными товариществами с целью выкупа принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства, в августе 2022 года договоры купли-продажи были подписаны.

Вместе с тем при передаче (выкупе) объектов электросетевого хозяйства товариществами АО «ПСК» руководствовалось письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 августа 2017 года №АН-9414/09 «О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО» (далее – Рекомендации) и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Рекомендации содержат алгоритм действий для тех садоводческих товариществ, которые хотят передать свои электросети на баланс территориальных сетевых организаций.

Процесс передачи (выкупа) объектов электросетевого хозяйства товариществами затянулся в связи с длительным проведением, оформлением и направлением товариществами в адрес АО «ПСК» протоколов общего собрания членов товариществ, документов и сведений, необходимых для заключения договора, предусматривающего передачу объектов АО «ПСК» (указанное подтверждается письмами вх. 27 декабря 2021 года №58445, №58471, исх. от 29 декабря 2021 года №24007, вх. от 26 января 2022 года №2466, вх. от 04 февраля 2022 года №4627, исх. от 06 апреля 2022 года №6319, вх. от 16 июня 2022 года №24985, вх. от 18 июля 2022 года №29879, вх. от 19 июля 2022 года №30116, №30118, вх. от 22 августа 2022 года №35179, вх. от 25 августа 2022 года №35625, а также Актами приема-передачи имущества).

Так, передача (выкуп) объектов электросетевого хозяйства, необходимых для осуществления технологического присоединения объекта заявительницы, состоялась 12 августа 2022 года.

Таким образом, АО «ПСК» отмечает, что длительность процесса передачи (выкупа) объектов электросетевого хозяйства обусловлена не действиями общества, а длительностью процесса проведения, оформления и направления в адрес сетевой организации необходимых для выкупа протоколов общего собрания членов товариществ. При этом общество содействовало скорейшему завершению указанной процедуры.

Только после выкупа необходимых объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» имело объективную возможность определения места начала строительства новых объектов электросетевого хозяйства до территории СНТ «Виктория» и, соответственно, оформления прав на необходимые для этого лесные и земельные участки.

В настоящее время общество проводит работы по подготовке документации по проекту планировки и проекту межевания территории для последующей аренды соответствующих земельных участков на территории государственного лесного фонда и строительства на них соответствующих объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы, которые в силу законодательства Российской Федерации имеют определенную процедуру и сроки согласования.

Вместе с тем АО «ПСК» не отказывается от принятых обязательств по договору №ПР0514-21 и предпринимает все возможные действия по скорейшему осуществлению технологического присоединения объекта заявительницы.

Кроме того, в указанном письме АО «ПСК», руководствуясь положениями части 1, части 3, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, подпункта 2, подпункта 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, просит Карельское УФАС России при вынесении решения по вышеуказанному административному делу в качестве смягчающих вину и одновременно исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учесть имущественное и финансовое положение общества, а также обстоятельства, связанные с несоблюдением АО «ПСК» срока осуществления технологического присоединения, установленного Правилами технологического присоединения.

В случае принятия решения о назначении АО «ПСК» наказания в виде административного штрафа, сетевая компания просит снизить его размер на сумму менее минимального размера административного штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют как о нарушении АО «ПСК» срока направления документов на технологическое присоединение (условий договора, технических условий, счета на оплату) при заключении с В Е.В. договора (с учетом подачи заявки 19 августа 2021 года и с уточнением 09 сентября 2021 года документы необходимо было направить до 23 сентября 2021 года включительно), так и о нарушении срока осуществления технологического присоединения объекта заявительницы, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению не позднее 05 декабря 2022 года включительно).

Более того, вопреки требованиям Правил технологического присоединения непосредственно в направленных в адрес В Е.В. договоре и технических условиях не указан срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, фактически таковой отражен лишь в сопроводительном письме от 15 ноября 2021 года №20617, не предусмотренном Правилами технологического присоединения.

При этом констатирую, что датой заключения договора с В Е.В. является 03 декабря 2021 года -  дата, когда непосредственно заявительницей произведена оплата услуг сетевой организации по осуществлению технологического присоединения. Тот факт, что денежные средства по платежному поручению поступили на счет сетевой организации лишь 06 декабря 2021 года не влияет на фактическую дату заключения договора ввиду того, что Правилами технологического присоединения закреплена норма о том, что договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета (пункт 104 Правил технологического присоединения).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д.22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; СНТ «Виктория», Прионежский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения –  24 сентября 2021 года  (нарушение сроков направления документов на технологическое присоединение; срок давности истек); 15 ноября 2021 года (в части неуказания в договоре и технических условиях срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению; срок давности истек); 05 декабря 2022 года   (нарушение срока осуществления технологического присоединения).

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено.

В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства АО «ПСК» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявительницы, объем проделанных работ,  характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что АО «ПСК», заключив с В Е.В.  договор об осуществлении технологического присоединения 03 декабря 2021 года, не предприняло действенных мер к исполнению принятых обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-898/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны