Постановление №010/04/9.21-66/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №010/04/9.2... от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

Б А.В.

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №010/04/9.21-66/2023

об административном правонарушении

 

14 апреля 2023 года                                                                                           г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Карельского УФАС России Б К Е, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2023, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие заявителя и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления протокола,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 07 декабря 2022 года (вх. №1073/22) поступило заявление Б А В с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном аннулировании заявки на технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что 17 января 2022 года Б А.В.  в письменном виде подал заявку на технологическое присоединение жилого дома, расположенного в г.М Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка), указав в заявке телефонный номер. По мнению Б А.В., сотрудники АО «ПСК», оформляя бланк заявки в печатном виде, допустили ошибку в телефонном номере, в связи с чем ему  не пришло SMS-сообщение с логином и паролем от личного кабинета, в котором общество разместило счет на оплату услуг по технологическому присоединению. Поскольку счет в течение 5 рабочих дней со дня размещения в личном кабинете оплачен не был, заявка от 17 января 2022 года была аннулирована.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из представленных с заявлением документов следует, что Б А.В. относится к заявителям, обозначенным в пункте 14 Правил технологического присоединения. При осуществлении технологического присоединения принадлежащих  Б А.В. энергопринимающих устройств подлежит применению раздел X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В свою очередь на основании абзаца 1 пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

При этом в случае несоблюдения заявителем обязанности, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, заявка аннулируется, о чем сетевая организация в течение 2 рабочих дней со дня истечения срока оплаты счета, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, обязана уведомить субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от  02 февраля 2023 года  в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Б А.В.; составление и подписание протокола запланировано на 11 часов 00 минут 22 февраля 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 03 февраля 2023 года №456/23 (вх. от 13 февраля 2023 года №879-ЭП/23)  АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока предоставление информации до 17 февраля 2023 года включительно.

Письмом от 17 февраля 2023 года №3223 (вх. от 20 февраля 2023 года №1009-ЭП/23) сетевая организация сообщила, что, по ее мнению, заявитель подтверждает факт указания в заявке на технологическое присоединение, подписанной им собственноручно, неправильного номера телефона, на который в последующем обществом была направлена информация относительно размещения в личном кабинете соответствующих документов.

При этом общество пояснило, что согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию по формам согласно приложениям №4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В соответствии с приложением №6 к Правилам технологического присоединения в заявке, направляемой физическим лицом на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) должен быть указан контактный телефон заявителя.

Вместе с тем АО «ПСК»  полагает, что в заявке, собственноручно подписанной заявителем, указан контактный телефон.

Таким образом, общество отмечает, что в случае указания самим заявителем контактного номера не имеется оснований для признания АО «ПСК» виновным в совершении  административного правонарушения, поскольку в результате действий самого заявителя у общества отсутствовала возможность для соблюдения установленных правил и норм.

 Дополнительно в вышеуказанном письме сетевая организация сообщила, что ее сотрудники не заполняют бланки заявок на технологическое присоединение. Так, бланки заявок заполняются заявителями самостоятельно, после чего сотрудники АО «ПСК» принимают заявку и осуществляют ее регистрацию.

Таким образом, общество отмечает, что доводы заявителя относительно заполнения заявки сотрудниками АО «ПСК» не соответствуют действительности.

На основании изложенного,  АО «ПСК» полагает, что настоящее дело возбуждено в отсутствие достаточных данных (законных оснований для его возбуждения) и, соответственно,  подлежит прекращению в связи с отсутствием как состава, так и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, а также с целью получения позиции Б А.В. относительно доводов сетевой организации, изложенных в письме от 17 февраля 2023 года №3223, а именно об отсутствии факта заполнения бланка сотрудниками АО «ПСК», а также относительно указания в собственноручно написанной им заявки контактного телефона  , определением от 22 февраля 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2023» срок проведения административного расследования был продлен до 21 марта 2023 года; составление и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 21 марта 2023 года. В соответствии с определением дополнительные документы и сведения надлежало предоставить АО «ПСК», Б А.В.

Письмом от 13 марта 2023 года №4457 (вх. №1503-ЭП/23) АО «ПСК» поддержало  позицию, предоставленную письмом от 17 февраля 2023 года №3223, а также обращает внимание Карельского УФАС России,  что в содержащейся в материалах настоящего дела собственноручно подписанной заявке Б А.В. от 17 января 2022 года №1055 им был указан неправильный телефонный номер.

Кроме того, сетевая организация отмечает, что Правилами технологического присоединения не предусмотрена обязанность для сетевой организации осуществлять длительное хранение доказательств направления SMS-сообщений (в том числе с логином и паролем от личного кабинета) на абонентские номера заявителей, а также самих  SMS-сообщений.

КоАП РФ установлена презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также освобождение от его обязанности  доказывать свою невиновность, и, следовательно, возлагающее бремя доказывания на субъект, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями (судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2,3, 4 статьи 1,5 КоАП РФ).

Учитывая изложенное, АО «ПСК» полагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет  право представлять доказательства и это право должно быть ему обеспечено (согласно статьи 25.1 КоАП РФ). Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.  На лицо, в отношении которого ведется производство, не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении и заявлении ходатайств.

При этом отказ лица от доказывания своей невиновности не является свидетельством признания им своей вины и не освобождает судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, от бремени доказывания вины данного лица.

Вместе с тем ввиду того, что Б А.В. копию определения от 22 февраля 2023 года не получил, определением от 21 марта 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2023» срок проведения административного расследования был продлен до 13 апреля 2023 года; составление и подписание протокола запланировано на 14 часов 00 минут 13 апреля 2023 года.

Письмом от 28 марта 2023 года (вх. №1929-ЭП/23) Б А.В. пояснил, что 17 января 2022 года в письменном виде подал заявку на технологическое присоединение жилого дома, расположенного в г.М Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка), указав в заявке телефонный номер для получения логина и пароля от личного кабинета. Поскольку долгое время на указанный в заявке телефонный номер не приходило SMS-сообщение, БА.В. обратился к сотрудникам АО «ПСК», которые пояснили, что SMS-сообщение был направлено на  номер телефона.

По мнению заявителя, данная ошибка лежит на сотрудниках АО «ПСК», которые направили логин и пароль от личного кабинета третьему лицу, на телефонный номер другого региона.

Проанализировав собранные в рамках административного расследования документы и сведения, констатирую, что в собственноручно написанной заявке Б А.В. от 17 января 2022 года указан контактный телефон, соответственно, направление АО «ПСК» логина и пароля на иной телефонный номер противоречит фактическим обстоятельствам и по сути своей квалифицируется как ненаправление документов на технологическое присоединение и нарушение пункта 105  Правил технологического присоединения.

Вместе с тем согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об электроэнергетике. В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 31.01.2022  (1 год с момента совершения правонарушения в части неразмещения в личном кабинете заявителя документов на технологическое присоединение).

Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению  при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, Карельское УФАС России вынуждено констатировать, что при наличии фактов нарушения, установленных Правилами технологического присоединения, применить меры административного воздействия в рассматриваемом случае не представляется возможным. Вместе с тем антимонопольный орган обращает внимание, что заявитель не лишен права защиты своих интересов в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 28.7, 28.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Б К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении №010/04/9.21-66/2023, возбужденное в отношении АО «ПСК» по статье 9.21 КоАП РФ, прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны