Постановление №010/04/9.21-72/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-72/202... от 24 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «РЖД»

Басманная нов. ул., д.2, г. Москва, 107174

 

 

...

... ул., д…., кв…., г. …, Республика Карелия, …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-72/2022

об административном правонарушении

 

24 марта 2022 года                                                                                                        г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-72/2022, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107174, г.Москва, ул. Басманная нов., д.2, далее – ОАО «РЖД», общество, сетевая организация) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее - Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в присутствии представителя ОАО «РЖД» посредством видео-конференцсвязи … (доверенность от … №…), в отсутствие ... надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 26.01.2022 (вх. №374) поступило заявление ... с жалобой на действия ОАО «РЖД», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.04.2020.

Ранее Карельским УФАС России по заявлению ... в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено и рассмотрено дело №010/04/9.21-325/2021.

В рамках рассмотрения дела №010/04/9.21-325/2021 установлено, что между заявителем и сетевой организацией в лице первого заместителя директора «Желдорэнерго» - филиала ООО «Энергопромсбыт» …. заключен договор от ... №...об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» (далее-договор).

Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее-технологическое присоединие), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетике), с учетом следующих характеристик:

-максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 (кВт);

-категория надежности 3 (третья);

-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 (кВ);

-максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 (кВт).

Договор №...заключен ... (дата поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию).

Пунктом 1.4. договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 1 (один) год со дня заключения настоящего договора - 13.04.2021.

Актом о выполнении технических условий от 25.01.2021 подтверждается выполнение мероприятий со стороны заявителя. Технологическое присоединение ОАО «РЖД» не было осуществлено, в связи с чем, постановлением от 26.07.2021 по указанному делу на сетевую организацию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с нарушением подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, выразившемся в неосуществлении к установленному сроку мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя по договору от ... №…, был наложен штраф в размере 300 000,00 руб. и вынесено представление от 26.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из писем ОАО «РЖД» от 17.08.2021 №10041/ОктНТЭ, от 02.08.2021 №9346/ОктНТЭ следует, что нарушение сроков осуществления технологического присоединения вызвано виновными действиями подрядной организации Желдорэнерго-филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», в адрес которой направлена претензия о принятии мер, с целью сокращения сроков получения необходимых согласований при исполнении обязательств.

Вместе с тем из поступившего заявления следует, что на сегодняшний день фактическое технологическое присоединение не осуществлено, никаких видимых работ не ведется.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязанность заключения сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом «б» указанного пункта правил.

Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления со стороны сетевой организации, как юридически сильной стороны, в отношениях с заявителем - физическим лицом. Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Материалами дела №010/04/9.21-325/2021 установлено, что ... относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направившие заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В свою очередь непосредственно пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании постановления ФСТ России от 24.12.2003 №108-Э/16 О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ (постановления от 23.06.2021 №010/04/9.21-284/2021, от 26.07.2021 №010/04/9.21-325/2021, от 07.09.2021 №010/04/9.21-480/2021).

Объектом административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В рассматриваемом случае материальными последствиями действий ОАО «РЖД» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявителя.

Действия общества, нарушающие пункт 3 Правил технологического присоединения, носят длящийся противоправный характер.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения на настоящий момент не истек.

Определением от 04.02.2022 было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут 04.03.2022.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ ... привлечен в качестве потерпевшего по данному делу.

В соответствии с определением ОАО «РЖД» надлежало представить следующие документы и сведения: 

-письменные пояснения о причинах невыполнения ОАО «РЖД» в установленный договором от ...№24723-04-20 срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств;

-об объемах работ, выполненных в 2020-2021 годах и выполняемых подрядчиком, в текущем году;

-даты согласований проектной организацией в Администрации Кедрозерского сельского поселения Республики Карелия (все имеющуюся переписку);

-перечень не выполненных на текущую дату со стороны сетевой организации мероприятий, необходимых для исполнения обязательств по договору о технологическом присоединении; планируемые сроки их выполнения;

-документы о фактической дате выполнения мероприятий по технологическому присоединению;

-всю имеющуюся переписку с заявителем по вопросу технологического присоединения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу по заявке;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 18.02.2022 №исх-2104/ОКТНТЭ (вх. от 21.02.2022 №801) ОАО «РЖД» пояснило, что 29.12.2020 между ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» и ООО «ТехноПромИнжиниринг» заключен договор субподряда №ЭПС-УКС/ОВК-ПКЛ-171/2020 на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включающего поставку оборудования, по технологическому присоединению потребителей к электросетевому комплексу ОАО «РЖД».

Субподрядной организацией ООО «ТехноПромИнжиниринг» в процессе проектно-изыскательских работ было установлено, что единственно возможная трасса прокладки линии электропередачи проходит вдоль грунтовой дороги предположительно по землям лесного фонда.

С целью определения наличия/отсутствия земель лесного фонда в границах проектируемых линий электропередач ООО «ТехноПромИнжиниринг» направило обращение от 04.06.2021 №154-2021 в ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество», которое в письме от 24.06.2021 №1146 сообщило о частичном сооружении ЛЭП-10 кВ в границах лесного фонда (45 квартал) (территория арендована АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство»). Также, 27.07.2021 от ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» получено письмо, согласно которому лесные кварталы 44 и 46 находятся в аренде у ООО «Приоритет».

Таким образом, ОАО «РЖД» поясняет, что трасса проектируемой ЛЭП-10 кВ предусматривает частичный проход по землям лесного фонда в границах 44, 45 и 46 кварталов Кондопожского лесничества, Сандальского участкового лесничества, территория которых арендована АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» и ООО «Приоритет».

С целью согласования сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 45 квартала в адрес АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» были направлены обращения ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 09.07.2021 №186-2021, от 02.08.2021 №236-2021.

Письмом от 10.08.2021 №274 АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» согласовало размещение проектируемой ЛЭП-10 кВ в 45 квартале.

С целью согласования сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 44 и 46 квартала ООО «ТехноПромИнжиниринг» в адрес ООО «Приоритет» были направлены обращения от 02.08.2021 №237-2021, от 20.08.2021 №334-2021.

ОАО «РЖД» в письме пояснило, что в устной форме в рассмотрении указанных обращений представителями ООО «Приоритет» было отказано, впоследствии, письмом от 27.10.2021 №136 ООО «Приоритет» отказало в размещении проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 44 и 46 кварталов.

Учитывая устный отказ ООО «Приоритет» в рассмотрении направленных в его адрес обращений, ООО «ТехноПромИнжиниринг» обратилось в дирекцию по энергообеспечению с целью оказания содействия в указанном вопросе.

В свою очередь, со стороны Дирекции по энергообеспечению было направлено обращение от 07.10.2021 №ИСХ-12256/ОКТ НТЭ в адрес Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия В.В. Рассыпнова с просьбой об организации совместного совещания с участием представителей Министерства природных ресурсов Республики Карелия, ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» и ООО «Приоритет» для принятия решений, способствующих скорейшему разрешению возникшей ситуации, в результате которого, Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики было направлено обращение от 12.10.2021 №13584/15-15/МСЖКХиЭ-и в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия с просьбой в организации запрашиваемого совещания.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия письмом от 10.11.2021 № 19810/МПРиЭ-и уведомило причастных хозяйствующих субъектов о назначении на 12.11.2021 совещания по указанному вопросу.

По итогам проведенного совещания Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия определены конкретные мероприятия, необходимые для получения возможности организации вырубки древесно- кустарниковой растительности и сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ по территории лесного фонда без необходимости получения согласования арендаторов затрагиваемой территории.

ОАО «РЖД» в указанном письме поясняет, что на сегодняшний день со стороны субподрядной проходит подготовка проектной документации освоения лесного участка; после завершения работ по разработке данной документации она будет направлена в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия для согласования и последующего заключения договора о размещении объекта на территории лесного фонда; строительно-монтажные работы будут выполнены после заключения договора о размещении объекта.

К письму от 18.02.2022 №исх-2104/ОКТНТЭ (вх. от 21.02.2022 №801) ОАО «РЖД» приложило копии следующих документов: агентский договор от 28.02.2018 №2803955; заявку от 23.03.2020 №24723 д; схему расположения энергопринимающих устройств; договор технологического присоединения от ...№24723-04-20ЮКТ с техническими условиями; договор №3498586 от 26.06.2019; ЧТЗ от 30.09.2020 № 545-09-20/ПКЛЮКТ; договор субподряда №ЭПС-УКС/ОВК-ПКЛ-171/2020; обращение заявителя от 15.04.2021; ответ заявителю от 21.05.2021 №ИСХ-535/ОКТЭЧ8; обращение ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 04.06.2021 №154-2021; письмо ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» от 24.06.2021 №1146; обращения ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 09.07.2021 №186-2021; обращения ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 02.08.2021 №236-2021; ответ АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» от 10.08.2021 №274; обращение ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 02.08.2021 №237-2021; обращения ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 20.08.2021 №334-2021; письмо ООО «Приоритет»от 27.10.2021 №136; письмо ОКТ НТЭ от 07.10.2021 №ИСХ-12256/ОКТ НТЭ.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» в рамках рассмотрения административного дела №010/04/9.21-325/2021 в письме от 03.06.2021 №исх-6790/ОКТНТЭ сообщало, что на дату его подготовки ООО «ТехноПромИнжиниринг» разработана проектная документация по объекту ... и 26.05.2021 направлена на согласование в Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия; после согласования Администрацией проектной документации ООО «ТехноПромИнжиниринг» в кратчайшие сроки приступит к выполнению строительно-монтажных работ; срок окончания строительно-монтажных работ по объекту ... определен 30.06.2021, просило учесть антимонопольный орган, что ожидаемый срок превышения исполнения договора составит не более 2 (двух) месяцев.

Таким образом, сетевая организация при рассмотрении административного дела №010/04/9.21-325/2021 сообщила, что мероприятия по технологическому присоединению по договору с заявителем будут выполнены до 30.06.2021; письмом от 02.08.2021 №9346/ОктНТЭ представило антимонопольному органу мероприятия по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, заключающиеся, в том числе, в усилении контроля за соблюдением подрядными организациями условий договоров на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, представленные с письмом от 18.02.2022 №исх.-2104/ОктНТЭ пояснения и документы свидетельствуют о несвоевременном получении информации о статусе земель лесного фонда, задействованных для строительства проектируемой воздушной ЛЭП-10 кВ, арендаторов указанных участков и, как следствие, длительном согласовании с арендаторами мероприятий по строительству воздушных линий на затрагиваемых территориях. Более того в дальнейшем вообще была установлена возможность сооружения ЛЭП-10 кВ в отсутствие согласования арендаторов.

Составление и подписание протокола состоялось в назначенное время в присутствии представителя ОАО «РЖД», в отсутствие ...

Филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго в письме от 16.03.2022 исх. №3161/ОктНТЭ (вх. от 16.03.2022 №1296) повторно направило позицию, аналогичную изложенной в письме от 02.03.2022 исх. №2602/ОктНТЭ (вх. от 03.03.2022 №987), указав на нарушение в рассматриваемом случае принципа однократности привлечения к ответственности за административное правонарушение, в связи со следующим.

Ранее Карельским УФАС было возбуждало административное производство №010/04/9.21-325/2021 в отношении ОАО «РЖД» по жалобе ..., поданной последним в рамках взаимоотношений, возникших при рассмотрении заявки на осуществление технологического присоединения от 23.03.2021 №24723 д - той же самой заявки, которая рассматривается и по настоящему делу №010/04/9.21-72/2022.

Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с диспозицией нормы статьи 9.21 КоАП РФ лицо подлежит ответственности за «нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям».

С учетом ранее состоявшегося постановления Карельского УФАС в рамках производства №010/04/9.21-325/2021, ОАО «РЖД» ранее уже было привлечено к ответственности за нарушение положений статьи 9.21 КоАП РФ.

Пунктом 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2.06. 2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11. 2011 №71) разъяснено, что при применении пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы, что лицо не подлежит привлечению к ответственности по признаку повторности в рамках правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ находят своё отражение в материалах судебной практики, например, постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 №А43-48051/2017, Арбитражного суда Северо- Западного округа от 16.01.2019 №А56-88201/2017, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2018 по делу №А56-88198/2017 (приложены к пояснениям).

В связи с вышеизложенными доводами ОАО «РЖД» просит прекратить административное производство по настоящему делу.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, можно сделать вывод, что собранные в рамках административного расследования документы и сведения свидетельствует о нарушении ОАО «РЖД» Правил технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Здесь следует отметить, что в рассматриваемом случае вменяемое АО «РЖД» правонарушение пункта 3 Правил технологического присоединения выражено не в нарушении нормативно установленного срока исполнения обязанности по технологическому присоединению (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения), а в длящемся нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  электросетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта, к которому в свою очередь привело длительное неправомерное неисполнение обязательств по технологическому присоединению. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях арбитражных судов по делам А42-8816/2019, А26-6235/2021.

Относительно пояснений ОАО «РЖД» следует отметить, что административные производства №010/04/9.21-325/2021 и 010/04/9.21-72/2022 возбуждены по заявлению одного и того же заявителя (...), связаны с невыполнением сетевой организацией условий одного договора (от ...№24723-04-20/ОКТ), в рамках одной заявки на технологическое присоединение, в отношении одного и того же объекта, расположенного по адресу: …, … район, …, кадастровый номер земельного участка ….

Постановлением от 26.07.2021 по делу №010/04/9.21-352/2021 ОАО «РЖД» за нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000,00 руб.

Из представленных в материалы дела №010/04/9.21-352/2021 пояснений ОАО «РЖД» следовало, что нарушение сроков выполнения мероприятий по договору от ...№24723-04-20-ОКТ связано с «затягиванием завершения проектно-изыскательских работ по причине отсутствия полного комплекта согласований» (письмо от 02.08.2021 № исх.-9340/ОКТНТЭ), а ожидаемый срок превышения исполнения договора составит не более двух месяцев (т.е. до 30.06.2021).

Особое внимание следует уделить тому факту, что меры, направленные на исполнение ОАО «РЖД» представления антимонопольного органа от 26.07.2021 «Об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения» оказались неэффективны; повлекли повторное обращение заявителя, что свидетельствует о формальном подходе сетевой компании к выработке мероприятий, направленных на скорейшее обеспечение подключения ... к электрическим сетям, о ненадлежащей организации работы по подключению к электрическим сетям на протяжении длительного периода времени, в том числе отсутствием должного контроля за действием подрядных, субподрядных организаций и, как следствие, не предоставление услуг заявителю в течение длительного времени.

Учитывая изложенное довод АО «РЖД» о нарушении части 5 статьи 4.1 КоАП РФ (привлечение дважды к административной ответственности) является несостоятельным.

 

Место совершения административного правонарушения - …, …район, …, кадастровый номер земельного участка ….

Время совершения административного правонарушения (пункта 3 Правил технологического присоединения) является период времени с даты заключения договора ...по дату составления протокола - 04.03.2022.

 

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения на настоящий момент не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление от 25.08.2021 №010/04/9.21-480/2021).

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение ОАО «РЖД» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения в части надлежащего исполнения обязательств по технологическому присоединению, в том числе в связи с непринятием действенных мер, направленных на строительство объектов электросетевого хозяйства для осуществления технологического присоединения объекта заявителя.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ОАО «РЖД» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

 

  1. Наложить на юридическое лицо - ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107174, г.Москва, ул. Басманная нов., д.2, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.
  2. Выдать ОАО «РЖД» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-72/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны