Постановление №010/04/9.21-811/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-811/20... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» 

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

МА.О.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-811/2022

об административном правонарушении

  

17 февраля 2023 года                                                                                               г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-811/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 15.06.2022  №113-22 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 08.11.2022 поступило заявление М А О с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Из заявления следует, что М А.О. направила в ПАО «Россети Северо-Запад» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств - объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: 186701, Республика Карелия, Лахденпохский район, п.А, кадастровый номер земельного участка №. Запрашиваемая физическим лицом максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт.

11.07.2022 ПАО «Россети Северо-Запад» аннулировало заявку письмом от 11.07.2022 №МП213-50/135-10/1808, информиров заявительницу об отсутствии возможности исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках поданной ею заявки без нарушения закона, поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в границах национального парка «Ладожские шхеры», образованного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 №1684 «О создании национального парка «Ладожские шхеры».

При этом, для обеспечения возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств М А.О. ПАО «Россети Северо-Запад» необходимо выполнить строительство объектов электросетевого хозяйства до границы земельного участка с кадастровым номером, а строительство линии электропередачи в данном случае может осуществляться только по землям лесного фонда в границах вышеуказанного национального парка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территории.

Положениями пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора допускается при отсутствии возможности выполнить для потребителя соответствующие работы, ПАО «Россети Северо-Запад» уведомило о прекращении работы по заявке М А.О., сообщив при этом, что невозможность строительства линейных объектов на территории национального парка «Ладожские шхеры» подтверждена Верховным Судом Республики Карелия в апелляционном определении от 06.07.2020 по делу №2-155/2019.

На момент направления обращения в адрес антимонопольного органа проект договора на технологическое присоединение заявительницей получен не был.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Непосредственно процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирована пунктом 15 Правил технологического присоединения, а в пункте 16 определены существенные условия договора. 

 

 

При этом пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

В случае, если заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направляющие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику применению подлежит раздел X Правил технологического присоединения, определяющий особенности технологического присоединения данной категории.

Из представленных с заявлением документов следует, что М А.О. относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направляющие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 12(1) настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 12(1) настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Так, в силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

-условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

-счет для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение;

-технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению;

-проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;

-инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.12.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление по делу от 08.06.2021  №010/04/9.21-256/2021 - 800 000 рублей; постановление от 11.03.2022 по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.03.2022 по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19.04.2022 по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.04.2022 по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05.05.2022 по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12.05.2022 по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявительницей документов и сведений определением от 25.11.2022  в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 12 часов 30 минут 26.12.2022. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 29.11.2022 №МР2/3/119-06/10221 (вх. от 06.12.2022 №1030/22) пояснило, что 03.06.2022 заявительница через личный кабинет на портале ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) подала заявку на технологическое присоединение объекта сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Лахденпохский район, Хийтольское сельское поселение, район п. Асилан, кадастровый номер земельного участка, по одному источнику электроснабжения максимальной мощностью 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ по III категории надежности.

06.06.2022 сетевой организацией в личном кабинете заявителя направлен запрос №МР2/3-50/135-10/1454 о предоставлении пояснений и недостающих документов.

09.06.2022 от заявительницы получено письмо от 08.06.2022 о дополнениях к заявке на технологическое присоединение.

17.06.2022 сетевой организацией в личном кабинете заявителя направлен повторный запрос №МР2/3-50/135-10/1550 о предоставлении недостающих сведений.

По результатам рассмотрения представленных документов сетевой организацией в адрес заявительницы было направлено уведомление о прекращении работы по заявке от 03.06.2022 (письмо от 11.07.2022 №МР2/3-50/135-10/1808).

Сетевая организация обосновала причину отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств М А.О. особенностями местоположения земельного участка заявительницы (кадастровый номер), в соответствии с которыми строительство линии электропередачи должно быть осуществлено по землям национального парка «Ладожские шхеры».

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 29.11.2022 пояснило, что земли национального парка имеют режим особо охраняемой природной территории.

При этом, согласно части 1 статьи 103 Лесного Кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 95, пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - закон об ООПТ) установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Таким образом, текущим правовым регулированием установлен императивный запрет на строительство линейных объектов (в том числе линий электропередачи), за исключением случаев, которые прямо предусмотрены Законом об ООПТ.

Прохождение проектируемой трассы линии электропередачи по землям национального парка «Ладожские шхеры» и отсутствие альтернативных вариантов строительства в обход земель национального парка - является основанием для расторжения договоров об осуществлении технологического присоединения в судебном порядке (Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 08.09.2021 по делу №2-36/2021, определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2022 по делу №2-134/2021).

ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что с учетом вышеизложенного, сложившейся на текущий момент судебной практики по аналогичным спорам (дела №№ 2 411/2021, 2-44/2021, 2-36/2021, 2-134/2021, 2-51/2021), строительство линии электропередачи по землям национального парка «Ладожские шхеры» в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств М А.О. законодательно запрещено; полагает, что у общества отсутствует возможность исполнения мероприятий по технологическому присоединению по заявке МА.О.

Сетевая компания отмечает, что в силу положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. По мнению сетевой организации в сложившейся ситуации отсутствует возможность в соответствии с законом исполнить обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств М А.О. как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц, соответственно, вина ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствует.

Во исполнение пункта 3 определения от 25.11.2022 сетевая компания пояснила, что в настоящий момент договоры на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения в поселке Асилан Лахденпохского района Республики Карелия, сетевой организацией не расторгались, однако обществом рассматривается вопрос о предъявлении соответствующих заявлений в суд.

В письму от 29.11.2022 №МР2/3/119-06/10221 сетевая компания приложила заявку от 03.06.2022, запрос по заявке от 06.06.2022, дополнения к заявке от 08.06.2022, запрос по заявке от 17.06.2022, скрины с личного кабинета.

26.12.2022  в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. и представителя МА.О. А С.М. был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 26.12.2022  «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-811/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 17.01.2023  в 15 часов 00 минут.

Письмом от 17.01.2023 года №МР2/3/119-06/ (вх. №250-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений.

На основании изложенного, определением от 26.12.2022 «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-811/2022 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела был продлен до 17.02.2023 включительно; настоящее дело было назначено к рассмотрению на 17.02.2023 в 14 часов 30 минут.

Письмом от 13.02.2023 №МР2/3/119-06/1344 (вх. от 14.02.2023 №917-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку 01.02.2023 сетевая организация разместила в личном кабинете заявительницы типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия и счет на оплату.

02.03.2023 заявительницей в полном объеме произведена оплата счет, договор об  осуществлении технологического присоединения №КАР-02024-Э-С/22 заключен.

Поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004  № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В  условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999  № 11-П.

Так, общество отмечает, что значительные размеры административных штрафов ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения. Вместе с тем факт привлечения к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию и, как следствие, охраняемым законом государственным и общественным интересам обеспечивается соответствующая защита.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, констатирую, что ПАО «Россети Северо-Запад»  неправомерно отказало М А.О.  в заключении договора об осуществлении технологическом присоединении, что образует нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения. 

В рамках рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Северо-Запад» не были представлены надлежащие доказательства отсутствия вины общества, а именно не представлены документы, свидетельствующие о том, что для целей подключения объекта М А.О. трассу линии электропередачи необходимо прокладывать только и исключительно по землям национального парка «Ладожские шхеры».

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от

него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.45.

Время совершения административного правонарушения — 11.07.2022.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве смягчающих обстоятельств признается факт размещения в личном кабинете заявительницы документов на технологическое присоединение до вынесения настоящего постановления, в качестве отягчающего обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, фактические обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, предпринятые обществом действия по прекращению противоправного поведения (размещения в личном кабинете заявительницы документов на технологическое присоединение до рассмотрения дела об административном правонарушении), конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года  №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-811/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны