Постановление №010/04/14.3-122/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП БП.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о назначении административного наказания по делу №010/04/14.3-122/2024

об административном правонарушении

 

02 апреля 2024 года                                                                                                           г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России),  рассмотрев протокол и материалы дела №010/04/14.3-122/2024 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя () по факту нарушения пункта 12 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года  №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие индивидуального предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 25 октября 2023 года №010/05/5-485/2023  была признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Б юридическая компания Избавим от долгов! Законно! Нет проигранных дел (по банкротству)! Консультация: 0 руб. +бесплатный анализ Звоните прямо сейчас! Наши юристы помогут!», размещенная  на плакате в маршрутном транспорте №12, поскольку в ней нарушены требования  пункта 12 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Основанием для вынесения соответствующего решения послужило заявление Я И.С. (далее — заявительница) с жалобой на действия ИП Б П.С. () по факту размещения на плакате в маршрутном транспорте №12 информации следующего содержания: «Б юридическая компания Избавим от долгов! Законно! Нет проигранных дел (по банкротству)! Консультация: 0 руб. +бесплатный анализ Звоните прямо сейчас! Наши юристы помогут!».

В свою очередь в качестве подтверждения указанного к заявлению была приложена фотография рассматриваемого плаката.

Вместе с тем Я И.С. отметила, что согласно информации, размещенной на официальном сайте юридической компании в сети Интернет услуги оказывает ИП () и компании «» не существует:

Проанализировав материалы рекламного дела и действующую нормативно-правовую базу, Комиссией Карельского УФАС России по рассмотрению дела №010/05/5-485/2023 было установлено следующее.

В соответствии со статьей 1  ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ «О рекламе» (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как размещена на плакате в маршрутном транспорте,  адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются «» и оказываемые ей юридические услуги по списанию долгов.

В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» закреплено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Имеющиеся в материалах рекламного расследования документы свидетельствуют о том, что утверждения: «Избавим от долгов! Законно! Нет проигранных дел (по банкротству)!», «Наши юристы помогут!» направлены на привлечение внимания потенциальных потребителей к оказываемым «» услугам. Тем не менее, предлагаемые потребителям услуги описаны в рассматриваемой рекламе таким образом, что складывается стойкое впечатление о том, что «» наделена правом списания долгов и долги перед кредиторами будут полностью списаны.

 Вместе с тем специфика предоставляемых «Юридической компанией  Б» юридических услуг не может предполагать полного списания долгов гражданина, в том числе в силу законодательно закрепленных правил признания должника банкротом.

Институт банкротства граждан предусматривает особый механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требования кредиторов, - списание долгов. При этом целью банкротства является социальная реабилитация гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам.

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Так, в силу статьи 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу норм названного закона признанный банкротом гражданин не освобождается от всех долгов, так как предусмотрен ряд исключений. Среди них требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора. Такие требования, в том числе не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части (часть 5 статьи 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Кроме того, следует отметить, что сложившаяся судебная практика свидетельствует, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Более того, как следует из определения Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №305-ЭС18-15724, даже единственное жилье гражданина-банкрота может быть включено в конкурсную массу и реализовано с торгов.

Таким образом, рассмотрение вопроса о признании гражданина банкротом отнесено исключительно к компетенции суда и ни один специалист не может голословно заявлять о гарантии избавления от долгов, списания таковых.

ФЗ «О рекламе» не предъявляет требования указывать всю существенную информацию к рекламируемому виду услуг, но в каждом конкретном случае обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» согласно статье 38 данного закона, несет рекламодатель.

Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе рассмотрения дела №010/05/5-485/2023 было установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП БП.С.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

По факту совершения административного правонарушения в адрес ИП Б П.С. было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 19 февраля 2024 года №499/24; составление и подписание протокола назначено на 15 часов 00 минут 15 марта 2024 года.

05 марта 2024 года (вх. №1370/24) ИП П.С. в лице своего законного представителя Б Д.А. по доверенности от 26 декабря 2022 года №10 АА 1053645 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, а также просил учесть тот факт, что Б Д.А. действует от его имени по генеральной доверенности с 2017 года.

15 марта 2024 года в отсутствие ИП Б П.С., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 15 марта 2024 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/14.3-122/2024» дело назначено к рассмотрению на 02 апреля  2024 года  в 16 часов 00 минут.

Копии вышеуказанных документов были получены  , являющейся законным представителем по доверенности №10 АА 1053645 от 26 октября 2022 года.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

На основании вышеизложенного, в действиях  ИП Б П.С., установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Доказательствами по делу являются материалы рекламного дела №010/05/18-485/2023.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Дата совершения административного правонарушения – 16 мая 2023 года (дата поступления заявления  в адрес антимонопольного органа).

Место совершения данного административного правонарушения – г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения в настоящем случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Вместе с тем следует отметить, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Учитывая изложенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным назначить ИП Б П.С. административное наказание в виде предупреждения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ИП П.С. своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить  ИП Б П.С.  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны