Решение №010/07/3-557/2022 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/07/3-557/2022 от 9 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04-40/54-2022

Дело № 010/07/3-557/2022

 

Организатор торгов:

ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»

***

 

Заявитель:

ООО «Каурус Альянс»

***

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 010/07/3-557/2022

   

06 сентября 2022 года                                                                                                  г. Петрозаводск

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

***,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Каурус Альянс» (далее – Общество) на действия Заказчика – ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум» (далее – Заказчик, ГАПОУ РК «ПАТТ») при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку роботизированного комплекса лазерной сварки (https://zakupki.gov.ru, извещение №32211565032),

при участии в режиме видео-конференц-связи представителей:

Заказчика - ГАПОУ РК «ПАТТ» ***;

Заявителя - ООО «Каурус Альянс» ***,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России 18.08.2022 (вх. № 4005) поступила жалоба ООО «Каурус Альянс» на действия Заказчика – ГАПОУ РК «ПАТТ» при проведении открытого аукциона на поставку роботизированного комплекса лазерной сварки (извещение № 32211565032).

Суть жалобы ООО «Каурус Альянс» сводится к отсутствию основания снижения цены контракта на 15%, т.к. комиссия Заказчика необоснованно применила требования постановления Правительства РФ от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – постановление Правительства №925). Как утверждает Заявитель, второй участник закупки, указав в своей заявке в качестве страны производителя поставляемого товара Россию, ввел в заблуждение Заказчика, так как предлагаемый к поставке товар не производится на территории Российской Федерации. Тогда как ООО «Каурус Альянс» в составе своей заявки, содержащей товар иностранного происхождения (Китай), указало достоверную информацию.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание на устранение допущенных нарушений в части снижения цены контракта.

Заказчик в своих письменных пояснениях от 24.08.2022 с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной и сообщил, что при проведении открытого аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Заказчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Петрозаводский автотранспортный техникум» (ГАПОУ РК «ПАТТ»).

Способ закупки: открытый аукцион в электронной форме.

Номер извещения: 32211565032.

Наименование закупки: поставка роботизированного комплекса лазерной сварки.

Дата начала срока подачи заявок: 21.07.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 08.08.2022 в 09:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 34 433 333,33 рублей.

В ходе заседания в 11 часов 00 минут 26.08.2022 Комиссией Карельского ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 06.09.2022.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок №№32211565032-02 победитель определен по заявкам следующих участников аукциона: ООО «Каурус Альянс» и ООО «СОЛИД», обе заявки признаны соответствующими документации об аукционе, рекомендовано заключить договор с ООО «Каурус Альянс».    

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Часть 2 статьи 1 Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется, в том числе, при условии обеспечения конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

По мнению Заявителя, второй участник закупки представил в составе заявки недостоверные данные о стране происхождения – Россия, в результате чего, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства № 925 цена контракта, который заключается с ООО «Каурус Альянс», представившего заявку на участие в закупке с предложением о поставке иностранного товара, была снижена на 15 % от предложенной им цены.

При этом, в своей жалобе Заявитель представил таблицу, в которой указано процентное соотношение стоимости товаров российского и иностранного происхождения от общего объема требуемого к поставке товара, где стоимость товара российского происхождения составляет 70%, а иностранного - 30%.

В связи с вышеизложенным Комиссия Карельского УФАС Россия указывает, что согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства №925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Пунктом 5 постановления Правительства №925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Комиссией Карельского УФАС России также установлено, что условия предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, а также случаи непредоставления приоритета, отраженные в пунктах 5 и 6 постановления Правительства № 925, предусмотрены Заказчиком в пункте 4.2.7.1 Положения  о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ РК «ПАТТ», утвержденного Наблюдательным советом  ГАПОУ РК «ПАТТ» 19.05.2022 (ред. от 15.06.2022) (далее – Положение о закупках), а также в извещении о проведении закупки и пункте 28 Раздела 2 информационной карты документации об аукционе.

Пунктом 6 постановления Правительства №925 предусмотрено, что приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

В связи с вышеуказанной нормой, Победитель закупки утверждает, что так как в его заявке содержится предложение о поставке товаров, из которых доля товара российского происхождения составляет более 50 %, Заказчик не должен был предоставлять приоритет, предусмотренный постановлением Правительства №925, и соответственно снижать цену контракта на 15%.

Вместе с тем, Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением о проведении закупки и техническим заданием к поставке требуется роботизированный комплекс лазерной сварки в количестве 1 штуки, которому присвоен код ОКПД2 27.90.31.110 Машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки.

В связи с этим, Комиссия приходит к выводу, что объект закупки не разделен на товарные позиции, к поставке требуется готовый аппарат, а не его комплектующие.

Изучив заявки участников аукциона Комиссия установила, что участники декларировали страны происхождения всего комплекса как одного предмета: в заявке ООО «Каурус Альянс» указана страна происхождения – Китай, в заявке ООО «СОЛИД» - Россия. Указанные комплектующие аппарата, соотношение которых рассчитал Заявитель в своей таблице (не представлена в составе заявки), согласно техническому заданию не являются отдельными товарными позициями, а входят в состав товара и раскрывают его технические характеристики. Следовательно, Комиссия считает, что требования подпункта «д» пункта 6 постановления Правительства №925, согласно которому заявка должна содержать предложение о поставке товаров (в количестве нескольких штук) российского происхождения и стоимость которых составляет более 50% от общего объема товаров, в данном случае не применим к указанной закупке, в связи с чем Заказчик обязан предоставить приоритет, предусмотренный постановлением Правительства №925, и соответственно снизить цену контракта на 15%.

Более того, Комиссия Карельского УФАС считает необходимым отметить, что Заказчиком в рамках рассмотрения жалобы был дополнительно сделан запрос второму участнику закупки ООО «СОЛИД» о подтверждении российского происхождения предлагаемого им к поставке товара. В своем ответном письме (исх. от 05.09.2022 №398) ООО «СОЛИД» подтвердило, что предлагаемый им роботизированный комплекс лазерной сварки был изготовлен на производственной площадке ООО «СОЛИД» в г. Челябинск, при этом товар включает в себя компоненты и механизмы иностранного происхождения в стоимостном объеме не более 20%. Следовательно, довод Заявителя об отсутствии производства аналогов роботизированного комплекса лазерной сварки на территории Российской Федерации Комиссия подвергает сомнению и признает его необоснованным.

Таким образом, довод Заявителя об указании другим участником закупки недостоверных данных относительно страны происхождения товара не может быть принят Комиссией Карельского УФАС России. Кроме того, Комиссия считает, что установить факт достоверности информации о стране происхождения требуемого к поставке товара, производства либо не производства указанного товара на территории Российской Федерации, возможно исключительно на стадии приемки товара по сопроводительным документам.

С учетом того, что ООО «Каурус Альянс» предложило к поставке товар, происходящий из Китая, а в составе другой заявки содержался товар российского производства, снижение цены контракта на 15% в данном случае соответствует положениям постановления Правительства №925.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части снижения цены контракта на 15% не нарушает требований постановления Правительства №925 и Положения о закупках.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

                                                        РЕШИЛА:

 

            Признать жалобу ООО «Каурус Альянс» на действия Заказчика –ГАПОУ РК «ПАТТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку роботизированного комплекса лазерной сварки (извещение №32211565032) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

 

***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны