Постановление №010/04/9.21-625/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-625/20... от 1 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

Н ВД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-625/2022

об административном правонарушении

 

01 февраля 2023 года                                                                                             г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшего и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 15 августа 2022 года (вх. №3932) с письмом поступило заявление (далее – заявитель) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение, а также в ненаправлении проекта 2022-723 договора на технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что 22 июня 2022 года через личный кабинет Н В.Д. подал заявку на осуществление технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного в СНТ «П» Пряжинского района Республики Карелия, максимальной мощностью 15 кВт.

В своем заявление Н В.Д. отмечает, что каких-либо писем, сообщений о результатах рассмотрения заявки в принадлежащих ему личный кабинет АО «ПСК» не размещало, в связи с чем 09 августа 2022 года Н В.Д. обратился в центр обслуживания клиентов с просьбой разъяснить на какой стадии рассмотрения находится его заявка от 22 июня 2022 года. После совершения нескольких звонков в различные отделы АО «ПСК» сотрудница АО «ПСК» заверила, что ответ готовится и в течение 15 минут его предоставят. Так, после истечения указанного времени Н В.Д. было выдано письмо от 01 августа 2022 года №14043, в котором АО «ПСК» сообщило, что Н В.Д. в качестве причины обращения в сетевую организацию указано «Присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств». При этом, объект (дом), расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: СНТ «П», Пряжинский район Республики Карелия, уже технологически присоединен к электрическим сетям АО «ПСК».

Учитывая изложенное, сетевая организация отмечает, что в данном случае АО «ПСК» не может осуществить в отношении принадлежащего заявителю объекта технологическое присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

На момент направления обращения в адрес антимонопольного органа проект договора на технологическое присоединение заявителем получен не был.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, а также заключение договора.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации). Непосредственно процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирована пунктом 15 Правил технологического присоединения, в соответствии с которым сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

Согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В 2022-723 случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Вместе с тем в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Согласно пункту 40(4) Правил технологического присоединения владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающего устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 года. Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21- 736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21- 753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21- 777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21- 686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21- 846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21- 850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21- 110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21- 111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21- 39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 15 сентября 2022 года в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Н А.В.; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут 14 октября 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации и Н А.В. надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 30 сентября 2022 года (вх. от 05 октября 2022 года №4745) НА.В. пояснил, что в АО «ПСК» подавал заявку его отец –.

Учитывая, что Н В.Д. является инвалидом первой группы и не зарегистрирован на Едином портале государственных услуг Российской Федерации, заявление с жалобой на действия АО «ПСК» было подано через личный кабинет Н А.В. по просьбе Н В.Д. В свою очередь письмом от 05 октября 2022 года №18204 (вх. №4755) АО «ПСК» сообщило, что НА.В. в адрес общества с заявкой на технологическое присоединение не обращался. В связи с изложенным, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, определением от 14 октября 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 14 ноября 2022 года; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Н В.Д.; составление и подписания протокола назначено на 14 часов 30 минут 11 ноября 2022 года. В соответствии с определением АО «ПСК» надлежало представить документы и сведения:

- заявку Н В.Д. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете);

- все имеющиеся документы, подтверждающие факт технологического присоединения к электрическим сетям АО «ПСК» энергопринимающих устройств СНТ «П», в том числе заявку на технологическое присоединение и список участников, участвующих в процедуре технологического присоединения;

- доказательства отнесения земельного участка с кадастровым номером, принадлежащего Н В.Д., к СНТ «П»;

- всю имеющуюся переписку с Н В.Д. по вопросу технологического присоединения его энергопринимающих устройств (с подтверждением размещения в личном кабинете);

 - любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 31 октября 2022 года №20021 (вх. от 01 ноября 2022 года №100-ЭП/22) АО «ПСК» предоставило запрашиваемые документы и сведения, из которых следует, что 22 июня 2022 года через личный кабинет Н В.Д. подал заявку на осуществление технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного в СНТ «П» Пряжинского района Республики Карелия, максимальной мощностью 15 кВт.

В ответ на заявку от 22 июня 2022 года АО «ПСК» направило заявителю письмо от 01 августа 2022 года №14043, в котором сообщило, что Н В.Д. в качестве причины обращения в сетевую организацию указано «Присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств». При этом объект (дом), расположенный на 2022-723 земельном участке с кадастровым номером по адресу: СНТ «П», Пряжинский район Республики Карелия, уже технологически присоединен к электрическим сетям АО «ПСК».

В целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу, определением от 11 ноября 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 11 декабря 2022 года; составление и подписания протокола назначено на 14 часов 30 минут 09 декабря 2022 года. В соответствии с определением АО «ПСК» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России письменные пояснения и правовые основания нарушения сроков рассмотрения заявки НВ.Д. на технологическое присоединение к электрическим сетям, предусмотренных пунктом 15 Правил технологического присоединения, а также любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Копия вышеуказанного определения была получена АО «ПСК» 23 ноября 2022, однако, запрошенные им документы и сведения в адрес антимонопольного органа общество не представило.

09 декабря 2022 года в отсутствие потерпевшего и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 13 декабря 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 27 декабря 2022 года в 15 часов 30 минут.

Письмом от 17 декабря 2022 года (вх. от 19 декабря 2022 года №1354-ЭП/22) Н В.Д. выразил несогласие с доводами АО «ПСК» относительно отсутствия с его стороны обязанности по направлению проекта договора на осуществление технологического присоединения.

Так, Н В.Д. отмечает, что 23 июня 2022 года подал в адрес сетевой организации заявку на технологическое присоединения (вх. №25788) от своего имени, поскольку не имеет каких-либо сетевых документов, касающихся технологического присоединения. Более того, по мнению Н В.Д., акт об опломбировке группы учета электроэнергии от 17 сентября 2009 года №04 не подтверждает фактическое технологическое присоединение принадлежащего ему земельного участка к электрическим сетям АО «ПСК», а выполнение опосредованного присоединения, если ранее было выполнено технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, то оно должно быть оформлено в надлежащем порядке (пункт 40(4) Правил технологического присоединения).

Таким образом, по мнению Н В.Д., документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Однако, у Н В.Д. и СНТ «» отсутствует акт об осуществлении технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером, оформленный в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Более того, трансформаторная подстанция напряжением 6/0,4 кВ, мощностью 250 кВт (дисп. наименование ТП-331) находится в собственности у СНТ «П», а подходящая к ней ВЛ-6 кВ от Л-18П-9 общей протяженностью 4277 м. находится в долевой собственности 10 садово-огороднических некоммерческих товариществ (СНТ «Прогресс», СНТ «Механизатор», СНТ «Ивушка», СНТ «Просвещенец», СНТ «Сигнал-1», СНТ «Мотор», СНТ «Звезда, СНТ «Радиотехник», СНТ «Родники» и СНТ «Силуэт»). Вместе с тем технологическое присоединение СНТ «П» было осуществлено до вступления в силу Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

Дополнительно в указанном письме Н В.Д. отмечает, что СНТ «Просвещенец» 21 ноября 1989 года заключило договор на пользование электрической энергией с энергоснабжающей организацией «Карельское территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства «Район электрических сетей» (АО «ТНС энерго Карелия»), но при этом не было какого-либо собрания с членами кооператива по вопросу, что энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках указанного договора.

Таким образом, НВ.Д. полагает, что если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или на собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ. В случае, если подобное решение не принималось, член СНТ вправе заключить прямой договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, Н В.Д. считает, что для заключения прямого договора энергоснабжения ему необходимо иметь на руках надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие технологическое присоединение.

Учитывая вышеизложенное, Н В.Д. подавал заявку на технологическое присоединения.

Более того, Н В.Д. считает необоснованными и незаконными доводы АО «ПСК», поскольку технические параметры в заявке от 23 июня 2022 года №25788 отличаются от максимальной мощности устройства, на которые ссылается руководитель аппарата генерального директора – начальник центра обслуживания потребителей ГЛ.А. в письме от 01 августа 2022 года №14043.

Кроме того, по мнению НВ.Д., новое технологическое присоединение к электрическим сетям по одному источнику энергоснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт влечет изменение схемы внешнего энергоснабжения, таким образом принцип однократности технологического присоединения не применим.

Так, Н В.Д. просит антимонопольный орган обязать АО «ПСК» восстановить заявку от 23 июня 2022 года №25788 и подключить принадлежащий ему объект к электрическим сетям общества.

Вместе с тем целью получения позиции АО «ПСК» относительно доводов Н В.Д., изложенных в письме от 17 декабря 2022 года, а также получения сведений от СНТ «П», АО «ТНС энерго Карелия», определением от 27 декабря 2022 года  «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела был продлен до 01 февраля 2023 года включительно; настоящее дело было назначено к рассмотрению на 01 февраля 2023 года в 11 часов 30 минут.

Так, 30 декабря 2022 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022», в соответствии с которым СНТ «П» надлежало представить письменные пояснения относительно технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером к сетям СНТ (сетевой организации), все имеющиеся документы, подтверждающие технологическое присоединение СНТ «П» с электрическим сетям АО «ПСК», а также сведения о порядке расчетов за энергоснабжение членов СНТ.

Кроме того, 09 января 2023 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-625/2022», в соответствии с которым АО «ТНС энерго Карелия» надлежало представить сведения о порядке расчетов за электрическую энергию, отпускаемую СНТ «П» и его членам, а также сведения о наличии договора энергоснабжения с Н В.Д., СНТ «П».

Во исполнение определения АО «ТНС энерго Карелия» письмом от 12 января 2023 года №146-06-1091 (вх. №154-ЭП/23) пояснило, что 01 января 2007 года между гарантирующим поставщиков и СНТ «П» был заключен договор энергоснабжения №7745.

АО «ТНС энерго Карелия» определяет стоимость электрической энергии, потребленной СНТ «П», по регулируемым ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. Потребитель должен производить оплату потребленной электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством.

Вместе с тем гарантирующий поставщик отмечает, что сведениями о порядке расчетов за потребленную электрическую энергию между СНТ «П» и его членами АО «ТНС энерго Карелия» не обладает; заключенный договор энергоснабжения между гарантирующем поставщиком и Н В.Д. отсутствует.

Письмом от 12 января 2023 года (вх. от 13 января 2023 года №180-ЭП/23) НВ.Д. представил дополнительные пояснения, согласно которым в 2018 году СНТ «Просвещенец» провел капитальный ремонт ВЛИ-0,4 кВ внутри кооператива и к каждому дому выполнены отпайка от магистрали ВЛИ-0,4 кВ кооператива. Перед подключением в каждый дом заходила комиссия (из состава правления) и проверяли техническую возможность присоединения, а также исправность прибора коммерческого учета. При каждой проверке председатель СНТ «Просвещенец» М.В. К сообщала Н В.Д. о необходимости установления нового счетчика, так как существующий не соответствует установленным нормам. В мае 2022 года от казначея и председателя СНТ «Просвещенец» Н В.Д. был объявлен запрет на подключение и пользование электрической энергией с требованием установить новый прибор коммерческого учета.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» с 01 июля 2020 года коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжения обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Учитывая изложенное, Н В.Д. отмечает, что обратился по телефону в АО «ТНС энерго Карелия» с целью заключить прямой договор энергоснабжения. Однако, сотрудник АО «ТНС энерго Карелия» пояснил, что для заключения прямого договора энергоснабжения необходимо иметь на руках документы (подтверждающие технологическое присоединение), оформленные в соответствии с Правилами технологического присоединения, то есть при отсутствии сетевых документов у гарантирующего поставщика отсутствуют основания для оформления договора энергоснабжения.

В начале июня 2022 года Н В.Д. обратился в правление СНТ «Просвещенец» с просьбой о получении технических условий для присоединения к электрическим сетям кооператива. При выдаче технических условий председатель СНТ «Просвещенец» пояснила, что не сможет выдать Н В.Д. документы, подтверждающие технологического присоединение принадлежащего ему объекта (акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения), поскольку таковые у СНТ «Просвещенец» отсутствуют, а также предложила обратиться в сетевую организацию.

С учетом того, что от правления СНТ «Просвещенец» Н В.Д. был объявлен запрет на пользование электрической энергией и документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение у СНТ «Просвещенец» отсутствуют, Н В.Д. принял решение подать заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям по одному источнику энергоснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт.

Так, Н В.Д. просит антимонопольный орган обязать АО «ПСК» восстановить заявку от 23 июня 2022 года №25788 и подключить принадлежащий ему объект к электрическим сетям общества.

Письмом от 30 января 2023 года №1876 (вх. №559-ЭП/23) АО «ПСК» пояснило, что технологическое присоединение объектов СНТ «Просвещенец» осуществлено до создания АО «ПСК», что подтверждается следующими документами:

- распоряжением ГП МЭО от 20 января 1997 года №181 «Об отключении трансформаторной подстанции №331» с фиксацией показаний;

- актами проверок ГУП РК МЭО трансформаторной подстанции №331 с фиксацией показаний от 06 марта 2002 года №04/308, от 20 ноября 2003 года №04/ и отражением СНТ «Просвещенец» в качестве абонента, то есть лица, имеющего договор энергоснабжения;

-актом разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон от 08 февраля 2006 года, подписанный между энергоснабжающей организацией ГУП РК МЭО и абонентом СНТ «Просвещенец» и являющийся приложением к договору энергоснабжения.

В настоящее время в силу точек поставок потребителям между АО «ПСК» и гарантирующим поставщиком учитывается, в том числе поставки для СНТ «Просвещенец», имеется заключенный договор энергоснабжения.

Вместе с тем АО «ПСК» полагает, что Н В.Д. не оспаривает факт наличия договора энергоснабжения у СНТ «Просвещенец» с 1989 года, что также свидетельствует о наличии надлежащего технологического присоединения объектов указанного юридического лица.

Более того, к указанному письму АО «ПСК» прилагает подписанный акт об осуществлении технологического присоединения от 08 ноября 2018 года, переоформленный АО «ПСК» и СНТ «Просвещенец» на основании состоявшегося ранее технологического присоединения.

Относительно опосредованного технологического присоединения АО «ПСК» сообщает, что требования к указанному способу технологического присоединения введены Правилами технологического присоединения только в результате внесения изменений в них постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2015 года №350, соответственно, указанные требования не распространяются на ранее состоявшееся технологическое присоединение.

Так, у Н В.Д. могут отсутствовать документы о технологическом присоединении, поскольку он не обращался за их оформлением (переоформлением).

Факт принадлежности объектов электросетевого хозяйства третьим лицам не может опровергать ранее состоявшееся технологическое присоединение.

В подтверждение имеющегося технологического присоединения объекта заявителя АО «ПСК» письмом от 31 октября 2022 года №20021 предоставило фотографии, на которых, по мнению общества, зафиксировано имеющееся подключение объекта заявителя к электрическим сетям.

При этом АО «ПСК» отмечает, что изменение точки присоединения является случаем технологического присоединения только тогда, когда в отношении ранее присоединенного энергопринимающего устройства меняется категория надежности, вид производственной деятельности без изменения максимальной мощности, но меняется схема внешнего энергоснабжения (письмо ФАС России от 21 мая 2019 года №ВК/42082/19).

Учитывая изложенное, АО «ПСК» настаивает на наличии ранее состоявшегося технологического присоединения объекта заявителя и отсутствии нарушений Правил технологического присоединения со стороны АО «ПСК».

Вместе с тем общество указало, что поскольку не является гарантирующим поставщиком, пояснения относительно заключенного договора энергоснабжения между Н В.Д. и гарантирующих поставщиком предоставить не может.

В свою очередь заказная почтовая корреспонденция, направленная СНТ «Просвещенец», вернулась в адрес Карельского УФАС России в связи с истечением срока хранения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, полагаю необходимым отметить, что что факт отнесения принадлежащего Н В.Д. земельного участка с кадастровым номером участка к СНТ «Просвещенец» подтверждается публичной кадастровой картой Росреестра, свидетельством о праве собственности на землю от 21 декабря 1992 года №543, свидетельством о государственной регистрации права от 16 июля 2015 года

В свою очередь факт технологического присоединения СНТ «Просвещенец» к электрическим сетям АО «ПСК» подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон от 08 февраля 2006 года, актами проверок ГУП РК МЭО трансформаторной подстанции №331 с фиксацией показаний от 06 марта 2002 года №04/308, от 20 ноября 2003 года №04/, актом разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон от 06 ноября 2015 года №639458/01/93, соглашением о перерывах в энергоснабжении от 06 ноября 2015 года №639458/01/93, а также актом об осуществлении технологического присоединения от 08 ноября 2018 года.

Факт опосредованного технологического присоединения принадлежащего Н В.Д. земельного участка с кадастровым номером к сетям АО «ПСК» подтверждается вышеуказанными документами.

Более того, Н В.Д. в письме от 12 января 2023 года сообщил, что в мае 2022 года от казначея и председателя СНТ «Просвещенец» ему был объявлен запрет на подключение и пользование электрической энергий, что свидетельствует о возможности использования Н В.Д. электрической энергии до мая 2022 года.

Вместе с тем под однократностью технологического присоединения, упомянутого частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Учитывая изложенное, констатирую, что с учетом подачи Н В.Д. заявки в связи с присоединением впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, у АО «ПСК» отсутствует обязанность в направлении проекта договора на технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Вместе с тем при рассмотрении заявки Н В.Д. на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организацией были нарушены сроки ее рассмотрения, предусмотренные пунктом 15 Правил технологического присоединения (с учетом подачи заявки 22 июня 2022 года ее необходимо было рассмотреть до 27 июня 2022 года включительно; фактически рассмотрена 01 августа 2022 года). 

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д.22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 28 июня 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно возможности применения положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-625/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Руководитель управления                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны