Определение №010/05/5-274/2019 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №010/05/5-274/2019 по признак... от 12 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – заместитель руководителя Карельского УФАС России, рассмотрев материалы по факту размещения на странице 9 выпуска журнала «Характер.ru» №11 январь-февраль 2019 информации о зрелищном мероприятии, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Карельское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Республике Карелия с письмом от 05.04.2019 №1828-04/10 (вх. от 08.04.2019 №1747, далее – Управление Роскомнадзора по РК) поступило обращение, из которого следовало, что в результате проведения мониторинга в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе печатного СМИ «Характер.ru» (далее также СМИ, журнал «Характер.ru»), выявлен факт размещения в выпуске журнала «Характер.ru» №11 январь-февраль 2019 рекламной афиши конкурса красоты «Краса Карелии» с информацией о зрелищном мероприятии с признаками нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в связи с отсутствием знака информационной продукции.
При осмотре представленных материалов установлено, что в выпуске журнала «Характер.ru» (свидетельство о регистрации от 02.102017 серии ПИ №ТУ-10-00374) №11 январь-февраль 2019 на странице 9 журнала размещена информация следующего содержания: «При поддержке продюсерского центра SMK. КРАСА КАРЕЛИИ, Конкурс Красоты ИСКУШЕНИЕ, 20 марта 19:00, Final, Кинотеатр KALEVALA, Характер.ru, за рамками стереотипов Информацияонный партнер, тел. 63 07 87, Krasa_Karelii. Vip гость Александр Рипчанский, Гость. Дячук Ольга» без указания категории информационной продукции.
Учредителем и издателем журнала «Характер.ru» является Г.Е.О., редактором – Г.С.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ «Характер.ru» специализация журнала – информационно-рекламная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Необходимо отметить, что указанный выпуск журнала и аналогичная реклама также размещены в сети интернет в социальной сети «ВКонтакте» на странице группы журнала «Характер.RU» по адресу: https://vk.com/harakter_ptz.
Исследовав материалы и нормативные документы, можно сделать следующие выводы.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в печатном виде (на странице журнала «Характер.ru») в г. Петрозаводске и интерактивном посредством размещения его в сети интернет на странице группы «Характер.RU»;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования - информационной продукции (торжественному мероприятию, концерту), то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.
По определению пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), без указания категории данной информационной продукции.
Статья 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 6 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрена классификация информационной продукции по следующим категориям: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещенная для детей.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.
Рекламируемое в журнале «Характер.ru» мероприятие - Конкурс красоты «Искушение» на основании положений ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относится к информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями данного Закона.
Следовательно, при размещении рекламы зрелищного мероприятия – Конкурса красоты «Искушение», на странице журнала «Характер.ru», необходимо наличие обозначения знака информационной продукции.
С учетом изложенного размещение вышеуказанной рекламы без указания категории информационной продукции является неправомерным и свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.
Учредителем и издателем журнала «Характер.ru» является Гусева Елена Олеговна, которая по определению (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508),
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу №010/05/5-274/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель: Управление Роскомнадзора по Республике Карелия (ул. Балтийская, д.41, г. Петрозаводск, 185910),
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: *** : <> ).
3. Назначить дело №010/05/5-274/2019 к рассмотрению на 03.06.2019 в 14 часов 30 минут по: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-А, каб. 518.
4. Г.Е.О. до 23.05.2019 (включительно) представить следующие сведения и документы (в надлежаще заверенных копиях):
- сведения о лице, разработавшем макет рассматриваемой в рамках настоящего дела рекламы (если сотрудник редакции - ФИО, должность; если сторонняя организация, то указать наименование, адрес, копию договора);
- копию макета рекламы с отметкой о согласовании его учредителем или редактором;
- письменную правовую позицию по доводам, изложенным в данном определении о выявленном признаке нарушения ФЗ «О рекламе» в рассмотренной рекламе, со ссылками на нормативные акты и с приложением подтверждающих документов;
- любые иные сведения (информация), способные оказать влияние на результат рассматриваемого дела.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь документы удостоверяющие личность, документ.
Предупредить лиц, участвующих в рассматриваемом деле, что отказ или несвоевременное направление государственному органу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление таких сведений в неполном объёме или искажённом виде, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ).