Постановление №010/04/9.21-749/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-749/20... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» 

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

ГЕ.А.

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-749/2022

об административном правонарушении

  

17 февраля 2023 года                                                                                        г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-749/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 15 июня 2022 года №113-22 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 10 октября 2022 года поступило заявление (вх. №4814) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявки на временное технологическое присоединение, а также в установлении платы за временное технологическое присоединение её энергопринимающих устройств в размере 45 595 (сорок пять тысяч пятьсот девяносто пять) рублей.

Из заявления следует, что между заявительницей и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-02199-Э-С/22, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенного в Лахденпохском районе Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка).

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявительницей 11 июля 2022 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истекает 11 июля 2023 года.

Вместе с тем 25 июля 2022 года Г Е.А. подала заявку на осуществление временного технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с чем 09 августа 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы договор об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03068-Э-С/22, счет и технические условия.

При этом Г Е.А. указывает, что сетевой организацией был нарушен срок рассмотрения ее заявки (вместо 10 дней рассматривали 22 дня). 

Из пункта 1.1 вышеуказанного договора следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявительницы составляет 5 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ.

Согласно пункту 3.1 договора размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелии «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» (далее - Постановление №188) и составляет 45 595 (сорок пять тысяч пятьсот девяносто пять) рублей.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается такая схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

Под постоянной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Абзацем 4 пункта 15 Правил технологического присоединения установлено, что в целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или единого портала (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала).

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение.

В силу пункта 50 Правил технологического присоединения временным технологическим присоединением является технологическое присоединение энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения ниже 35 кВ, осуществляемое на ограниченный период времени для обеспечения электроснабжения энергопринимающих устройств; временное технологическое присоединение, а также заключение и исполнение договоров об осуществлении временного технологического присоединения, на основании которых оно производится, осуществляется в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в разделе VII Правил технологического присоединения

Согласно пункту 51 Правил технологического присоединения для осуществления временного технологического присоединения необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

а) наличие у заявителя заключенного с сетевой организацией договора (за исключением случаев, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно);

б) временное технологическое присоединение осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения.

Пунктом 53 Правил технологического присоединения предусмотрено, что при временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств. При этом сетевая организация обязана обеспечить техническую подготовку соответствующих объектов электросетевого хозяйства для временного технологического присоединения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление по делу от 08 июня 2021 года №010/04/9.21-256/2021 - 800 000 рублей; постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

 

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявительницей документов и сведений определением от 26 октября 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 28 ноября 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 03 ноября 2022 года №МР2/3/119-06/9420 (вх. №183-ЭП/22) пояснило, что 25 июля 2022 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка Г.Е.А. на осуществление временного технологического присоединения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенного в Лахденпохском районе Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка), в связи с чем 09 августа 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы договор об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03068-Э-С/22, счет и технические условия.

Нарушение сроков направления вышеуказанных документов обусловлено вступлением с 01 июля 2022 года в законную силу новой редакции Правил технологического присоединения, а также поступлением значительного количества заявок на технологическое присоединение в конце июня 2022 года.

Г Е.А., ознакомившись с документами на временное технологическое присоединение к электрическим сетям, выразила несогласие с установлением сетевой организацией платы за временное технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств в размере 45 595 рублей и просила указанные документы почтовым отправлением не направлять, поскольку планировала их получить в производственном отделении «Западно-Карельские электрические сети», расположенном в г.Сортавале.  При этом за договором об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03068-Э-С/22, счётом и техническими условиями в бумажном виде в производственное отделение «Западно-Карельские электрические сети» заявительница не приехала (по телефону сообщила, что заключать договор не намерена).

Размер платы за технологическое присоединение по вышеуказанному договору определен в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утверждены приказом ФАС России от 29 августа 2017 года №1135/17, Постановлением №188 и составляет 38 996, 00 рублей (без НДС), исходя из:

1. ставки С1.1 на подготовку и выдачу технических условий заявителю по временной схеме (стандартизированная) — 7149,00 (без НДС);

2. ставки С1.2.2 на проверку выполнения технических условий заявителей (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 Правил технологического присоединения, при технологическом присоединение на 0,4 кВ и ниже) по временной схеме (стандартизированная) — 6979,00 (без НДС); 

3. ставки С8.2.1 на установку трехфазного прибора учета электрической энергии прямого включения 0,4 кВ и ниже (без т.т.) 23 868 ,00 (без НДС).

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что поскольку между обществом и Г Е.А. 11 июля 2022 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-02199-Э-С/22 (на осуществление технологического присоединения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенного в Лахденпохском районе Республики Карелия (кадастровый номер земельного участка), плата за который является льготой и составила 550 рублей, у сетевой организации отсутствовали основания для повторного установления заявительнице льготного размера платы за временное технологическое присоединение.

Определением от 28 ноября 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-749/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 27 декабря 2022 года; составление и подписания протокола назначено на 16 часов 30 минут 27 декабря 2022 года.

28 ноября 2022 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-749/2022», в соответствии с которым Государственному комитету Республики Карелии по ценам и тарифам надлежало представить письменные пояснения относительно правильности расчета сетевой организацией платы за услуги по временному технологическому присоединению при условии наличия заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-02199-Э-С/22 на льготной основе.

Письмом от 17 ноября 2022 года (вх. №523-ЭП/22) Г Е.А. сообщила, что 21 октября 2022 года в ответ на ее обращение от 16 августа 2022 года относительно суммы договора №КАР-02199-Э-С/22 ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что указанная стоимость за технологическое присоединение складывается из двух величин, стоимости работ по подготовке документов (16 953, 6 рублей) и стоимости прибора учета (28 641,6 рублей).

Вместе с тем 26 октября 2022 года Г Е.А. на электронную почту получила от ПАО «Россети Северо-Запад» уведомление об аннулировании заявки от 25 июля 2022 года и удаление из личного кабинета договора №КАР-02199-Э-С/22.

16 ноября 2022 года Г Е.А. было получено письмо ПАО «Россети Северо-Запад», в котором были вложены недатированный договор (в двух экземплярах), технические условия №КАР-03068-Э-С/22-001 от 09 августа 2022 года, счет на оплату в размере 45 595,2 рублей, а также письмо от сетевой организации с просьбой подписать договор, датированный 09 августа 2022 года исх. №МР2/3/135-07/6707.

Письмом вх. от 28 декабря 2022 года №1663-ЭП/22 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил следующее.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств-физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт, и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику энергоснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 550 рублей, а при условии, что расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных ставок;

-стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки в размере 3 000 рублей (с НДС) за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении совокупности таких мероприятий.

Таким образом, для определения размера платы за технологическое присоединение объекта Г Е.А. при временной схеме электроснабжения учитываются:

-сумма стандартизированных тарифных ставок на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем (С1= 17 443 руб./шт.) и на обеспечение трехфазными средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) 0,4 кВ и ниже прямого включения (С 80,4 кВ и ниже = 23 868 рублей), установленных Постановлением №188, - 41 311 рублей (без НДС);

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки в размере 3 000 руб. /кВт -  15 000 рублей (с НДС).

Кроме того, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам отмечает, что при определении размера платы за технологическое присоединение необходимо учитывать положения абзаца 29 пункта 17 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем целью получения позиции ПАО «Россети Северо-Запад» относительно заявленных доводов Г Е.А., изложенных в письме от 17 ноября 2022 года и процитированных в настоящем определении, а также пояснения относительно рассчитанного размера платы за временное технологическое присоединение с учетом пояснений, предоставленных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в письме вх. от 28 декабря 2022 года №1663-ЭП/22, определением от 10 января 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-749/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 31 января 2023 года; составление и подписание протокола назначено на 16 часов 30 минут 31 января 2023 года.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 16 января 2023 года №МР2/3/119-06/270 (вх. №223/23) пояснило, что плата за технологическое присоединение по договору №КАР-03068-Э-С/22 об осуществлении временного технологического присоединения объекта сельскохозяйственного назначения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером определена на основании Правил технологического присоединения, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее – Основы ценообразования №1178), Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утверждены приказом ФАС России от 29 августа 2017 года №1135/17), а также Постановления  №188 в редакциях, действующих на дату подачи Г Е.А. заявки (25 июля 2022 года).

Так, исходя из установленной Приложением №1 к Постановлению №188 величины стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, указанным в абзаце 9 пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (ставка С1) по временной схеме энергоснабжения составляет 14 128 руб. (без НДС).

Указанная стандартизированная ставка С1 состоит из стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ставка С1.1) по временной схеме в сумме 7149 руб. (без НДС) и стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на проверку выполнения технических условий заявителями, указанными в абзаце 9 пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (ставка С1.2.2) по временной схеме в сумме 6979 руб. (без НДС).

Кроме того, в расчет платы по договору №КАР-03068-Э-С/22 включена стандартизированная тарифная ставка на обеспечение средствами коммерческого учёта электрической энергии(мощности), трехфазного прямого включения (ставка С8.2.1) в сумме 23 868 руб. (без НДС), утвержденная Приложением №2 Постановления №188.

Вместе с тем постановлением Российской Федерации от 30 июня 2022 года №1178 «О внесении изменений в некоторое акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в пункт 87 Основ ценообразования №1178.

В соответствии с указанными изменениями с 01 июля 2022 года упразднены ставки за 1 кВт мощности, а также право заявителя самостоятельно выбирать вид ставки платы (стандартизированная или за единицу мощности) 

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что расчёт платы может быть произведен по льготной ставке или по стандартизированной.

В связи с тем, что Г Е.А. воспользовалось льготной ставкой при расчете платы за технологическое присоединение по постоянной схеме (договор №КАР-02199-Э-С/22), правовые основания для применения льготной ставки при расчете платы за временное технологическое присоединение отсутствуют.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что с его стороны нарушения по расчету платы за временное технологическое присоединение энергопринимающих устройств Г Е.А. не допущено, а также права заявительницы, учитывая расчет платы Государственным комитетом Республики Карелия, не ущемлены.

31 января 2023 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С., в отсутствие заявительницы был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 02 февраля 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-749/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 17 февраля 2023 года в 15 часов 30 минут.

Письмом от 16 февраля 2023 года №МР2/3/119-06/1483 (вх. от 17.02.2023 №989-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» относительно вменяемого нарушения, отраженного в протоколе по настоящему делу, пояснило, что с учетом даты поступления заявки (25 июля 2022 года), договор подлежал направлению в адрес заявительницы до 04 августа 2022 года включительно. Фактически проект договора об осуществлении временного технологического присоединения №КАР-03068-Э-С/22 направлен заявительнице 09 августа 2022 года.

Из 5 дней просрочки (с 05 августа 2022 года по 09 августа 2022 года) два дня, а именно 06 августа 2022 года по 07 августа 2022 года, являются выходными. Так, период просрочки является крайне незначительным и не повлек для заявительницы вредных последствий, поскольку так и не был заключен из-за несогласия Г Е.А. с размером платы за технологического присоединение.

Нарушение сроков направления вышеуказанных документов обусловлено вступлением с 01 июля 2022 года в законную силу новой редакции Правил технологического присоединения, а также поступлением значительного количества заявок на технологическое присоединение в конце июня 2022 года.

 

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад»  ходатайствовало о применении  статьи 2.9 КоАП РФ, которая, по мнению общества, является общей и может применяться к может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Основными оценочными критериями малозначительности являются конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие разъяснения даны в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 (ред. от 21 декабря 2017 года)  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Аналогичный правовой подход закреплен в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, общество отмечает, что степень общественной опасности административного правонарушения объективно является минимально низкой. Данное правонарушение не посягает на установленный законом порядок управления, не является общественно опасным, не относится к категории административных правонарушений, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным, то есть не требует наступления вредных последствий в объективной стороне.

Однако, данное обстоятельство не исключает возможность признания такого административного правонарушения малозначительным.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10).

Также не является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ повторность совершенного административного правонарушения, то есть повторность не исключает малозначительность.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 июля 2017 года № 306-АД17-9200 по делу №А57-24674/2016 применение ст. 2.9 КоАП РФ определяется обстоятельствами конкретного дела и возможно и в тех случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает более строгое наказание в связи с повторностью совершенного правонарушения.

Вместе с тем в случае, если административный орган не согласится с доводами ПАО «Россети Северо-Запад» о распространении моратория на проверки, общество просит рассмотреть возможность применения положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004  № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В  условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999  № 11-П.

Так, общество отмечает, что значительные размеры административных штрафов ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения. Вместе с тем факт привлечения к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию и, как следствие, охраняемым законом государственным и общественным интересам обеспечивается соответствующая защита.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, констатирую,  что согласно абзацу 29 пункта 17 Правил технологического присоединения положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзацах первом - двадцать втором и двадцать шестом настоящего пункта, не могут быть применены при технологическом присоединении в границах территории субъекта Российской Федерации энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих критериям, указанным в абзацах первом, четвертом, пятом, двадцатом и двадцать шестом настоящего пункта, если лицом, обратившимся с заявкой, ранее уже была подана заявка, которая не была аннулирована в соответствии с настоящими Правилами, или заключен договор в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации), соответствующих указанным критериям, расположенных (предполагаемых к расположению в соответствии с поданной заявкой) в границах территории того же субъекта Российской Федерации, при условии, что со дня заключения такого договора не истекло 3 года.

Так, поскольку 11 июля 2022 года между ПАО «Россети Северо-Запад» и Г Е.А. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-02199-Э-С/22, плата по которому являлась льготной и составила 550 рублей, а заявка на временное технологическое присоединение была подана заявительницей 25 июля 2022 года, общество правомерно при расчете платы за временное технологическое присоединение объекта Г Е.А. применило стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на осуществление мероприятий, предусмотренных пунктов 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний №1135/17 на 2022 год.

Вместе с тем ПАО «Россети Северо-Запад» был нарушен срок направления документов на временное технологическое присоединение, предусмотренный абзацем 4 пункта 15 Правил технологического присоединения, при заключении с Г Е.А. договора (с учетом подачи заявки 25 июля 2022 года документы необходимо было разместить до 04 августа 2022 года включительно; фактически размещены 09 августа 2022 года).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от

него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место административного правонарушения – ул. Кирова, д. 45, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 05 августа 2022 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно возможности применения положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-749/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления    

Связанные организации

Связанные организации не указаны