Решение №№ 010/06/105-569/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-569/2019 от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

………….. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

…………. - член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

…………... - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

в отсутствие представителя Заказчика - казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (уведомлено надлежащим образом)

в присутствии представителя Заявителя – заместителя генерального директора по правовым вопросам акционерного общества «ГИПРОЗДРАВ» ……………. (полномочия подтверждены);

 

рассмотрев жалобу акционерного общества «ГИПРОЗДРАВ» (далее – Заявитель)                 на действия Заказчика – казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" (извещение  № 0306200006419000044) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

УСТАНОВИЛА:

По мнению Заявителя, Заказчиком утверждена Конкурсная документация, положения которой ограничивают количество участников закупки. В том числе, установленный документацией порядок оценки заявок участников лишает перспективной возможности принять участие в закупке подрядчиков, которые имеют опыт проектирования, материально-технические ресурсы для проектирования, опытные кадры в области проектирования, так как в трех показателях так или иначе требуется такой элемент как BIM-проектирование, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 54.3 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

 

Конкурсная документация утверждена приказом казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия»                   и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 08.08.2019.

Адрес электронной площадки – http://roseltorg.ru/.

Номер извещения: 0306200006419000044.

Краткое наименование аукциона: разработка проектно-сметной документации.

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Заказчик: казенное учреждение Республики Карелия «Управление капитального

строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 55 000 000,00 рублей.

 

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 6 раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи», этап - «Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации» в соответствии с Техническим заданием (Раздел 2 конкурсной документации), условиями конкурса и проектом контракта (Раздел 3 конкурсной документации).

Пунктом 39 Раздела 2 «Техническое задание» (Задание на проектирование) конкурсной документации установлены требования о применении технологии информационного моделирования, в частности указано:

«Разработку проектных решений осуществить в технологии информационного моделирования (BIM). Информационная модель (BIM) должна представлять собой объемную модель здания, составленную из элементов, имеющих наполнение информационными данными, которые могут быть использованы в дальнейшем для различных расчетов. Предусмотреть передачу Заказчику результатов работ по проектируемому Объекту: Комплект проектно-сметной документации в формате Adobe PDF (версия не ниже 1.7). Файлы PDF должны быть сформированы из исходного ПО, реализующего технологию BIM, путем экспорта в формат PDF. По заверении работ по договору Подрядчик передает Заказчику BIM-модель для решения задач отслеживания хода строительства».

В соответствии с пунктом 36 Раздела 2 «Техническое задание» (Задание на проектирование) конкурсной документации «Документацию разработать в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. в редакции от 23.01.2016 г. и ГОСТ Р 21.1101-2013».

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 10.3 статьи 1 ГрК РФ информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.

В соответствии с подпунктом 3.9 пункта 1 статьи 6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности в частности относится перечень случаев, при которых формирование и ведение информационной модели являются обязательными. В соответствии с частью 1 статьи 57.5 ГрК РФ застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечивают формирование и ведение информационной модели. В соответствии с частью 2 статьи 57.5 ГрК РФ правила формирования и ведения информационной модели, состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель и представляемых в форме электронных документов, требования к форматам указанных электронных документов устанавливаются Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такие сведения, документы и материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну. На данный момент, нет документов, утверждающих перечень случаев, при которых формирование и ведение информационной модели являются обязательными, точно также отсутствуют документы, устанавливающие случаи формирования и ведения информационной модели.

Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ.

Согласно пункту 6 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Приказа Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации" выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами "Система проектной документации для строительства" (далее - национальные стандарты), которые утверждаются приказами в установленном порядке.

ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации" (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2013 г. N 156-ст) не предусматривает обязательного использования информационного моделирования зданий, в том числе технологии BIM-проектирования при изготовлении проектной документации.

Законодательством Российской Федерации в настоящий момент не установлено требование об обязательном выполнении проектирования объектов с применением технологий информационного моделирования, требование о необходимости изготовления проекта с применением BIM-технологии.

Заказчиком не были представлены на Комиссию Карельского УФАС России доказательства того, что проект с применением BIM-технологии будет обладать преимуществом (позволит сэкономить средства или быстрее пройти государственную экспертизу), чем проект, выполненный без применения BIM-технологии. Кром того, Заказчик не представил сведений о наличии у него специалистов и оборудования, позволяющих ему работать с проектами, реализованными с применением BIM-технологии.

Так же, стоит отметить, что в соответствии с пунктом 1.4 Раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации подрядчик по поручению Заказчика в счет оговорённой разделом 2 Контракта стоимости обязуется выполнить собственными силами работы в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (далее - задание Заказчика) (Приложение № 1 к Контракту), исходными данными на выполнение работ, в сроки, установленные в пункте 3.1 Контракта. Из указанной нормы следует, что Подрядчик должен выполнить указанные работы собственными силами, что говорит об отсутствии возможности привлечения субподрядчиков для выполнения проектирования, в частности с применением BIM -технологии.

 

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1)   цена контракта;

2)   расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пункт 32 раздела 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» рассматриваемой Конкурсной документации предусматривает, что для оценки лучших условий исполнения контракта устанавливаются следующие содержание и значимость критериев, порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе:

 

Номер критерия оценки заявок

 

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия (показателя)

Коэффициент

значимости

критерия (показателя)

1.

Цена контракта

60%

0,6

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

30%

0,3

2.1.

Показатель 2.1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

40%

0,4

2.2.

Показатель 2.2. «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами необходимыми для выполнения работ»

30%

0,3

2.3.

Показатель 2.3. «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами»

30%

0,3

3.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

10%

0,1

3.1

Показатель 3.1 «Качество работ»

100%

1

 

В отношении критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен следующий порядок оценки:

Критерий № 2 «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 30 %.

К32 - коэффициент значимости критерия:

К32= 30/100= 0,3

Количество баллов по критерию № 2 рассчитывается исходя из баллов присуждаемых заявке по показателям критерия, указанных ниже, умноженного на коэффициент значимости критерия № 2:

Показатель 2.1. «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»

Значимость показателя 2.1 - 40%.

К32.1 - коэффициент значимости показателя 2.1:

К32.1 =40/100 = 0,4

По показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» оценке подлежит опыт участника закупки в области проектирования по объектам здравоохранения за последние 6 лет по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Сведения по показателю критерия предоставляются участником в таблице №1 Формы 6.2. «Сведения о квалификации участника закупки»

 

Работами сопоставимого характера и объема считаются:

- разработка проектной документации объектов здравоохранения (медицинских организаций) в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» в технологии информационного моделирования (BIM*) (разделов АР (архитектурные решения), КР (конструктивные решения), технологические решения, инженерные решения).

Не учитываются выполненные проектно-изыскательские работы для строительства/реконструкции объектов:

- реабилитации 3 этапа;

- санаторно-курортных организаций в соответствии с п. 1.19 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

 

ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА

Наименование показателя

Кол-во баллов

Значимость показателя

4 контракта/договора и более на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которым получено положительное заключение экспертизы, минимум два из которых выполнены каждый на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.

 

 

 

  100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

Не менее 2 контрактов/договоров на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которым получено положительное заключение экспертизы, выполненных каждый на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.

 

 

 

   50

Не менее 1 контракта/договора на разработку проектной документации объектов здравоохранения с использованием технологии информационного моделирования (BIM), по которому получено положительное заключение экспертизы, выполненный на сумму не менее 100% от начальной максимальной цены контракта на право заключения которого проводится настоящая закупка.

 

 

 

    25

 

Таким образом, в рамках показателя 2.1 «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» оценивается не опыт участника закупки в области проектирования по объектам здравоохранения, а опыт участника по выполнению проектов с применением технологии BIM-проектирования, что по своей сути не является работами сопоставимого характера и объема.

Кроме того, в рамках показателя 2.2. «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами необходимых для выполнения работ» оценивается не наличие у участника закупки специализированных компьютерных программных продуктов - средств автоматизированного проектирования (САПР систем), а наличие в т.ч. программного обеспечения, поддерживающего BIM-процесс. В силу того, что законодательство Российской Федерации не содержит норм об обязательном применении BIM-проектирования, данный показатель лишает возможности получения баллов участниками, которые не имеют программного обеспечения, поддерживающего BIM-процесс.

Также, в рамках показателя 2.2. «Обеспеченность участника закупки материально- техническими ресурсами необходимых для выполнения работ» оценивается не наличие у участника закупки специализированных компьютерных программных продуктов - средств автоматизированного проектирования (САПР систем), а наличие в т.ч. программного обеспечения, поддерживающего BIM-процесс. В силу того, что законодательство Российской Федерации не содержит норм об обязательном применении BIM-проектирования, данный показатель лишает возможности получения баллов участниками, которые не имеют программного обеспечения, поддерживающего BIM-процесс.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в том числе, может ограничивать количество участников (проектировщиков) не имеющих опыта работы, закупок в области BIM-проектирования.

Также учитывая, что 12.08.2019 по итогам рассмотрения жалобы на действия Заказчика при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме Карельским УФАС России уже выдано предписание об устранении тождественных нарушений, в данном случае выдача предписания нецелесообразна.

При вынесении настоящего решения Комиссия Карельского УФАС России учитывала, что для его исполнения Заказчику возможно внести изменения в Конкурсную документацию с учетом того, что сроки окончания подачи заявок не будут перенесены, а, следовательно, процедура закупки будет произведена согласно срокам, указанным в извещении.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ГИПРОЗДРАВ» на действия Заказчика – казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" (извещение  № 0306200006419000044) обоснованной.

2. В действиях Заказчика - казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» содержатся нарушения пункта 4 части 1 статьи 54.3, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение

3 месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                 ____________   ……………..

 

Члены комиссии                                                 ____________   ……………..

 

                                                                           ____________   ……………..

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны