Постановление №010/04/9.21-587/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-587/20... от 18 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «ОРЭС-Петрозаводск»

ул. Кирова, 47 Б, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

ООО «ТехПромСтрой»

Пехотный проезд, д. 6, г. Петрозаводск, 185035

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-587/2021

об административном правонарушении

 

18 января 2022 года                                                                                                                  г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…>, рассмотрев материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-587/2021, возбужденного в отношении  акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска» (ОГРН 1031000052335; ИНН 1001012709; адрес: ул. Кирова, д. 47б, г.Петрозаводск, РК, 185035; дата регистрации – 29.12.2003, далее – АО «ОРЭС-Петрозаводск», Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск» <…> (доверенность от <…> личность удостоверена на основании паспорта), в отсутствие представителя ООО «ТехПромСтрой», надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

18.08.2021 (вх. №3925) в Карельское УФАС России поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ТехПромСтрой» с жалобой на действия АО «ОРЭС-Петрозаводск» в связи с отказом в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям стационарного поста охраны (киоскового типа) объекта культурного наследия, выраженного в письме от 02.08.2021 №105-1652.

В данных действиях АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявитель усматривает нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающего запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Анализ поступившего заявления и приложенных к нему документов, отражает, что  ООО «ТехПромСтрой» является арендатором (арендодатель - Администрация Петрозаводского городского округа) земельного участка с кадастровым номером <…> , предоставленного по договору аренды земельного участка от 09.02.2009 №8639 и дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 04.02.2021 №7632  <…>  и собственником помещений площадью 1434,3 кв.м (кадастровый номер <…> ) в здании, расположенном на вышеуказанном земельном участке.

27.07.2021 ООО «ТехПромСтрой» обратилось в адрес АО «ОРЭС - Петрозаводск» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям <…>, в которой помимо прочих отразило следующие сведения:

-  пункт 4 заявки - новое присоединение <…>;

- пункт 5 заявки -  количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств – одна точка технологического присоединения от КШ, расположенного на земельном участке с кадастровым номером  <…>;

- пункт 6 заявки - максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 36 кВт, при напряжении 0,4 кВ;

Наименование

Характеристики

Мощность, кВт

ВРУ стационарного поста охраны (вблизи дома по ул.<…> )

Проектируемая КЛ-0,4 кВ от КШ (вблизи дома по <…>) до ВРУ <…>

36

 - пункт 9 заявки – заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения – III при максимальной мощности 36 кВт.

  По результатам рассмотрения заявки АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 02.08.2021 №105-1652 сообщило заявителю, что указанный в заявке земельный участок с кадастровым номером <…> ранее был технологически присоединен к сетям сетевой организации, о чем свидетельствует акт об осуществлении технологического присоединения от 14.10.2020 №2048.20, составленный и подписанный между АО «ОРЭС-Петрозаводск» и ООО «ТехПромСтрой». Из указанного акта следует, что земельный участок с кадастровым номером <…> имеет надлежащее технологическое присоединение от КШ-2071 от ТП-1057.

В связи с изложенным АО «ОРЭС-Петрозаводск» на основании части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), пунктов 2, 3, 16.1  Правил технологического присоединения, руководствуясь принципом однократности технологического присоединения, разъяснило заявителю, что повторное технологического присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом были присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером <…> уже был ранее надлежащим образом технологически присоединен, АО «ОРЭС-Петрозаводск» указало заявителю, что повторное технологическое присоединение нарушит принцип однократности технологического присоединения, закрепленный в части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике.

Кроме того, АО «ОРС-Петрозаводск» названным письмом уведомило заявителя, что по данному земельному участку по заявке ООО «ТехПромСтрой», поданной ранее, был направлен договор об осуществлении технологического присоединения №45/21ПЭС, не возвращенный в адрес сетевой организации.

Таким образом, по мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск», заявка от 27.07.2021 является второй действующей заявкой на земельный участок, в связи с чем заявителю предложено определиться с необходимой величиной дополнительной мощности, в случае необходимости аннулировать первую заявку и подать новую заявку на увеличение объема максимальной мощности на ранее присоединенный земельный участок с кадастровым номером <…> .

Относительно позиции АО «ОРЭС-Петрозаводск», вышеприведённого содержания, ООО «ТехПромСтрой», полагая отказ сетевой организации незаконным и безосновательным, в заявлении изложило следующее.

1. Земельный участок с кадастровым номером <…> никогда не был технологически присоединен к электрическим сетям. Технологически был и остается подключенным не земельный участок, а объект электроэнергетики, указанный как в Акте о технологическом присоединении от 14.10.2020 №2048.20, Акте о выполнении технических условий от 12.10.2020 № 168-20П, так и в пункте 2 Договора от 27.07.2018 №260/18 ЭС об осуществлении технологического присоединения, а именно: «... <…>».

Таким образом, ранее было осуществлено технологическое присоединение не земельного участка, а здания.

ООО «ТехПромСтрой» подало заявку на технологическое присоединение не земельного участка, а отдельно стоящего <…>.

Данный Объект не только отдельно расположен на земельном участке с кадастровым номером <…>, но и относится к 3-й категории надежности электроснабжения (обеспечивается электроэнергией от одного источника электроснабжения), в то время, как здание <…>, присоединенное ранее, относится ко второй категории надежности электроснабжения (обеспечивается электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания).

То, что <…> являются отдельными объектами подтверждается приложением к договору аренды земельного участка от 09.02.2009 №8639 и чертежом градостроительного плана земельного участка (К№ 10:01:00101416:5), утвержденным Администрацией Петрозаводского городского округа 21.11.2017, отображающими как отдельно стоящее <…>, так и отдельно стоящее <…>.

Поскольку территория, на которой располагаются вышеуказанные объекты, Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 10.03.2016 №136 признана территорией объекта культурного наследия регионального значения, правом выдачи разрешений на выполнение строительных работ, реконструкции, реставрации и размещения зданий, сооружений и иных стационарных объектов на данной территории обладает Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее по тексту Управление).

Управление, в рамках своей компетенции, 23.01.2019 выдало ООО «ТехПромСтрой» Разрешение на строительство/реконструкцию №02-03ст/3, позволяющее осуществлять работы по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта: <…>.

В связи с участившимися случаями вандализма в г. Петрозаводске (расписывание зданий граффити, нанесение зданиям механических повреждений) и учитывая статус реконструируемого Здания как объекта культурного наследия, нуждающегося в круглосуточной охране, Управление 27.07.2021 письмом №2209/11-14/УОКН-и согласовало размещение на территории объекта культурного наследия <…> с переносом его с фасадной части территории в дворовую.

Именно на осуществление технологического присоединения этого отдельно стоящего строения: <…> ООО «ТехПромСтрой» 27.07.2021 обратилось с заявкой в АО «ОРЭС-Петрозаводск», а сетевая организация 02.08.2021 своим письмом №105-1652 отказала осуществить технологическое присоединение этого объекта.

Дополнительно заявитель сообщает, что для недопущения недопонимания со стороны сетевой организации, ООО «ТехПромСтрой» к заявке на технологическое присоединение в перечне правоустанавливающих документов приложило разрешение Управления на установку <…>, а также  копии Приложения к договору аренды земельного участка от 09.02.2009 №8639  и чертежа Градостроительного плана земельного участка (К№ 10:01:00101416:5), утвержденного Администрацией Петрозаводского городского округа 21.11.2017, в которых отображены как отдельно стоящее сооружение <…>, так и отдельно стоящее <…>, то есть отображены два отдельных объекта на земельном участке с кадастровым номером <…>.

2. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на строительство на одном земельном участке нескольких зданий и сооружений, равно как и запрет на технологическое присоединение к электрическим сетям второго отдельно расположенного энергопринимающего устройства (тем более относящихся к различным категориям надежности энергоснабжения).

Как указано выше, объект киоск относится к третьей категории надежности электроснабжения (запитывается по одному источнику электроснабжения), в то время, как здание бывшей детской поликлиники, присоединенное ранее, относится ко второй категории надежности (запитывается от двух источников электроснабжения).

Существует такое понятие как Градостроительный регламент, который устанавливается правилами землепользования и застройки муниципального образования и сведения о нем содержатся в Градостроительном плане земельного участка.

Градостроительным регламентом, согласно пункту 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Гк РФ) «определяется правовой режим земельных участков, а равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства».

Градостроительный план земельного участка, согласно пункту 1 статьи 57.3 Гк РФ «выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка».

Подпункт 13 пункта 3 статьи 57.3 Гр РФ указывает, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация: «о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения».

ООО «ТехПромСтрой» предоставило сетевой организации копию чертежа градостроительного плана земельного участка, в котором отображены отдельно стоящее <…> и отдельно стоящее <…>, то есть отображены два отдельных объекта на земельном участке с кадастровым номером <…>.

Утверждение сетевой организации о недопустимости технологического присоединения второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, на основании того, что действующим законодательством это не предусмотрено является расширенным толкованием нормативно-правовых актов Российской Федерации, не основанным на нормах действующего законодательства, что является недопустимым (что неоднократно заявлялось ФАС России).

Если законом не установлены препятствия или запреты, то сетевая организация не наделена правом самостоятельно устанавливать запреты и ограничивать законные права и интересы хозяйствующих субъектов.

Негативными последствиями такого ущемления законного права ООО «ТехПромСтрой» как отказ сетевой организацией заключить договор и осуществить технологическое присоединение <…> объекта культурного наследия к сети электроснабжения будет являться невозможность полноценного обеспечения безопасности объекта от угрозы вандализма и, соответственно, причинение  имущественного ущерба как собственнику имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <…>, так и одному из немногих уцелевших и восстанавливаемых объектов культурного наследия Республики Карелия.

3. В заключительном абзаце своего отказного письма от 02.08.2021 №105-1652 сетевая организация предлагает подать новую заявку на увеличение объема максимальной мощности на ранее присоединенный земельный участок кадастровым номером <…>.

Ранее уже было отмечено то обстоятельство, что технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером <…> никогда осуществлено не было, а было осуществлено технологическое присоединение здания, расположенного на этом земельном участке, что подтверждается Актом технологического присоединения от 14.10.2020 №2048.20 и пунктом 2 Договора № 260/18 ЭС об осуществлении технологического присоединения.

Предложение подать заявку на увеличение мощности, а не на новое технологическое присоединение отдельно стоящего объекта -  <…>  является не только игнорированием того обстоятельства, что речь идет о двух отдельно расположенных объектах с различной категорией надежности энергоснабжения (как оговаривалось ранее - <…> относится к 3-й категории надежности электроснабжения и запитывается по одному источнику электроснабжения, а <…> , присоединенное ранее, относится ко 2-й категории надежности и запитывается от двух источников электроснабжения), но является фактом навязывания контрагенту невыгодных условий договора.

Дело в том, что ООО «ТехПромСтрой» 12.02.2021 направило в адрес сетевой организации заявку на увеличение объема мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств объекта: <…> со 150 до 200 кВт (т.е. получение дополнительно 50 кВт). В ответ от сетевой организации пришли технические условия № 11-В (без даты) и подписанный сетевой организацией договор №45/21 ПЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (без даты) со стоимостью 68 037 511 (шестьдесят восемь миллионов тридцать семь тысяч пятьсот одиннадцать) рублей за испрашиваемые нашей организацией дополнительно 50 кВт.

Считая абсолютно неадекватной такую стоимость такого количества кВт (за такую сумму можно построить еще одно здание<…> ) и по причине отсутствия такой денежной суммы, ООО «ТехПромСтрой» в настоящее время аннулировало свою заявку на увеличение объема мощности к реконструируемому зданию.

Предложение сетевой организации о заключении договора не на новое технологическое присоединение отдельно расположенного <…>, а подать новую заявку на увеличение объема максимальной мощности соответствует противоправным действиям, квалифицируемым законодателем как навязывание лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, невыгодных условий при заключении договоров.

По результатам рассмотрения заявления, указывающего на нарушение сетевой организацией порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям,   определением от 20.09.2021 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-587/2021» в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования, а также дата и время составления протокола об административном правонарушении -  19.10.2021 в 15 час. 00 мин. 

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего привлечено ООО «ТехПромСтрой», на основании статьи 26.10 КоАП РФ у АО «ОРЭС-Петрозаводск», ООО «ТехПромСтрой» были истребованы дополнительные сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копии определения, направлены по почте, получены АО «ОРЭС-Петрозаводск» 27.09.2021, ООО «ТехПромСтрой» не получены. Кроме того, скан-копия определения была направлена по электронной почте.

С письмом от 22.09.2021 (вх. от 27.09.2021 №4546) ООО «ТехПромСтрой» представило копию письма АО «ОРЭС-Петрозаводск» от 06.08.2021 №105-1685 об аннулировании заявки и договора №45/21ПЭС, копию письма Администрации  Петрозаводского городского округа от 26.07.2021 о согласии размещения поста охраны в границах территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0010141:005, с указанием, что копия согласия Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 27.07.2021 №2209/11-141УОКН-и была приложены к письму ООО «ТехПромСтрой» от 12.08.2021; фотографии здания (объекта недвижимости), находящегося на земельном участке с кадастровым номером <…>; фотографии <…> объекта культурного наследия; информацию о видах <…>. 

В свою очередь АО «ОРЭС-Петрозаводск» во исполнение определения с письмом от 27.09.2021 (вх. от 27.09.2021 №4548) представило запрошенные документы, а также указало следующее.  

1. Датой поступления заявки от 12.02.2021 (приложение №1 к письму) в АО «ОРЭС-Петрозаводск» является 24.02.2021, о чем свидетельствует подпись сотрудника Общества о принятии заявки с указанием даты принятия, заявке присвоен номер №43 от 24.02.2021.

2. Тарифные ставки утверждены Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам Постановлением от 14.05.2021 №21 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.12.2020 №186» (приложение №2).

 3. Договор №45/21ПЭС направлен в адрес ООО «ТехПромСтрой» 27.05.2021 письмом за №91. Названный договор указан в качестве приложения №1 к письму от 27.05.2021 №91. Письмо получено лично в руки генеральным директором ООО «ТехПромСтрой» <…>, о чем свидетельствует подпись на втором листе письма (приложение №3).

4. В части обоснования необходимости проведения со стороны сетевой организации мероприятий, с учетом которых определена плата за технологическое присоединение в размере 68 037 511 руб. (приложение №4), сетевая организация сообщила, что объект <…>, принадлежащий ООО «ТехПромСтрой», технологически присоединен от двухтрансформаторной подстанции ТП-1057 2х160 кВА с максимальной мощностью 150 кВт. Данная ТП-1057 подключена по второй категории надежности электроснабжения с фидеров 41/1 и 14/2, через РП-2 фидер 15. В нормальном режиме работы электроснабжение ТП-1057 осуществляется с ПС-2 «Древлянка», то есть по фидеру 14/2, через РП-2 фидер 15.

При возникновении аварийных ситуаций и осуществлении переключений присоединенных потребителей, в том числе и ТП-1057, на резервные фидера, будет превышена пропускная способность существующих кабельных линий. Из чего следует, что будут нарушены условия качественного и надежного электроснабжения потребителей города, в особенности будут ограничены потребители второй категории надежности электроснабжения, подключенные с данных фидеров.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Правил технологического присоединения, одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения является сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также не ухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

При подключении дополнительной мощности на данный объект с существующих фидеров будут нарушены условия электроснабжения подключенных потребителей.

 5. Относительно того, что в договоре №45/21 ПЭС указана нулевая ранее присоединенная мощность по данной точке присоединения, сетевая организация пояснила, что при изменении точки присоединения вся мощность ранее присоединенная и вновь присоединяемая переходит на новую точку присоединения. Данное обстоятельство не влияет на указанную в договоре стоимость, так как расчет выполняется по стандартизированным тарифным ставкам, где стоимость за мощность в расчет не входит.

7. Заявка ООО «ТехПромСтрой» от 27.07.2021 с приложенными к ней документами (приложение №6) была направлена через личный кабинет 28.07.2021, что подтверждается копией страницы электронного портала «Личный кабинет» (приложение №7).

8. В качестве обоснования отказа в заключении договора технологического присоединения по заявке ООО «ТехПромСтрой» от 27.07.2021 сетевая организация указала, что в ее адрес 28.07.2021 поступила заявка ООО «ТехПромСтрой» от 27.07.2021, на присоединение энергопринимающих устройств.

В заявке заявитель просил осуществить технологическое присоединение <…> расположенного на земельном участке с кадастровым номером <…>.

Согласно пункту  10 Правил технологического присоединения заявке прилагаются копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

В качестве документов, подтверждающих право собственности на объект технологического присоединения, приложен Договор аренды земельного участка от 09.02.2009 №8639, а также план расположения энергопринимающих устройств, на котором отмечен <…>.

Объект земельный участок с кадастровым номером <…> ранее был технологически присоединен к объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск», что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 14.10.2020 №2048.20 (приложение №8). В пункте 1 названного акта объектом технологического присоединения является, в том числе земельный участок кадастровый номер <…> , что прямо прописано в акте.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, определяется Правилами технологического присоединения, а также Законом об электроэнергетике.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие Правил распространяется на случаи: 1. присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; 2. увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; 3. изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что: плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;
изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;
реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя понимаются подтверждённые правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находится принадлежащее потребителю на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил технологического присоединения, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Таким образом, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединении второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.

Вышеизложенная правовая позиция находит подтверждение в Письме ФАС России от 03.07.2019 №ВК/56200/19 (представлено в материалы дела).

Недопустимость подключения к электрическим сетям потребителей фактически уже подключенных к электрическим сетям также находит отражение в судебной практике, а именно судебные акты по делу №А55-26564/2015, а также в решении УФАС по Самарской области от 29.06.2015.

Учитывая вышеизложенное АО «ОРЭС-Петрозаводск» считает, что действия сетевой организации в части отказа в заключении договора технологического присоединения в отношении ранее технологически присоединенного объекта законны и обоснованы. 

По результатам рассмотрения представленных АО «ОРЭС-Петрозаводск» пояснений и документов, на основании части 5 статьи 28.7 КоАП РФ с целью получения дополнительных доказательств определением от 19.10.2021 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-587/2021» срок проведения административного расследования был продлен до 18.11.2021 включительно, назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении – 18.11.2021 в 12 час. 00 мин., у АО «ОРЭС-Петрозаводск» запрошены дополнительные доказательства. 

Копия указанного определения получена АО «ОРЭС-Петрозаводск» 25.10.2021. Почтовое отправление с копией определения, направленное в адрес ООО «ТехПромСтрой», вернулось в адрес Управления с пометкой «истечение срока хранения». Вместе с тем копия определения направлялась АО «ОРЭС-Петрозаводск», ООО «ТехПромСтрой» по электронной почте.

Во исполнение определения АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 25.10.2021 №105-2319 (вх. от 25.10.2021 №5060) изложило позицию, аналогичную позиции, представленной ранее с письмом без даты и номера (вх. от 19.10.2021 №4968).

Следует отметить, что письмом от 21.10.2021 №010/04/9.21-587/2021/3624 Карельское УФАС России направило запрос правовой позиции по обстоятельствам настоящего дела в ФАС России. Поскольку на назначенные для составления протокола об административном правонарушении дату и время в адрес Карельского УФАС России ответ на вышеуказанный запрос из ФАС России не поступил, определением от 18.11.2021 «О продлении срока административного расследования по делу об административном право6нарушении №010/047/9.21-587/2021» срок проведения административного расследования был продлен до 20.12.2021, назначены дата и время составления протокола об административном правонарушении 20.12.2021 15 час. 30 мин.

Копия указанного определения, направленная почтовыми отправления, получена АО «ОРЭС-Петрозаводск» и ООО «ТехПромСтрой» 26.11.2021 и 30.11.2021 соответственно.

ООО «ТехПромСтрой» в письме от 18.11.2021 (вх. 22.11.2021 №5503) сообщает, что расстояние от подстанции ПС-68 ОТЗ-2, принадлежащей АО «ОРЭС-Петрозаводск», к которой согласно пункту 9 технических условий №11-В предлагает осуществить технологическое присоединение сетевая организация энергопринимающих устройств заявителя по прямой составляет 4,95 кв. Указанная подстанция имеет резерв мощности 21,1 мегаватт по состоянию на 01.10.2021.

При этом расстояние от границы земельного участка ООО «ТехПромСтрой» по прямой до ближайшего центра питания, имеющего резервную мощность17,6 мегаватт по состоянию на 01.10.2021 – подстанции ПС-1, принадлежащей ПАО «Россети Северо-Запад», находящейся по адресу: г. Петрозаводск, Машиностроительный проезд 2, по прямой 1,1 кв.

Пунктом 12 технических условий №11-В, выданных сетевой организацией ООО «ТехПромСтрой», предусмотрены работы по прокладке двух многожильных кабельных линий с резиновой пластмассовой изоляцией сечением 240 кв. мм., в том числе методом ГНБ. Соответственно расчет стоимости прокладки этих кабельных линий сделан не протяженностью 1,1 км. до ближайшего центра питания, имеющего свободную мощность, но принадлежащего ПАО «Россети Северо-Запад», а из расчета прокладки на расстояние 4,95 км. к подстанции, принадлежащей АО «ОРЭС-Петрозаводск».

В связи с изложенным заявитель полагает, что Государственный комитет РК по ценам и тарифам может осуществить перерасчет тарифных ставок в связи с изменением расстояния прокладки кабельных сетей и выявить сумму превышения стоимости технологического присоединения по данному объекту.

В письме от 21.11.2021(вх. от 23.11.2021 №5531) ООО «ТехПромСтрой» сообщило, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» на запрос от 11.06.2021 не представило расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в сумме 68 037 511 руб. Фактически АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 21.07.2021 №105-1551 отказало ООО «ТехПромСтрой» в представлении расчета, сославшись на то, что плата за технологическое присоединение определена в соответствии с постановлением Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 18.12.2020.

В связи с изложенным ООО «ТехПромСтрой» просит:

- запросить в Государственном комитете РК по ценам и тарифам копию обращения АО «ОРЭС-Петрозаводск» с просьбой расчета тарифа для осуществления технологического присоединения с соответствующим его ответом, а в случае отсутствия такого обращения в 2021 году, подтверждение отсутствия запроса;

- запросить в АО «ОРЭС-Петрозаводск» детальный расчет суммы 68 037 511 руб., то есть произведенный сетевой организацией расчет стоимости технологического присоединения для ООО «ТехПромСтрой».

ФАС России в письме от 19.11.2021 №ВК/98310/21 (вх. от 22.11.2021 №5504) отвечая на запрос Карельского УФАС России от 21.10.2021 №010/04/9.21-587/2021/3624, руководствуясь положениями пункта 3, подпункта «г» пункта 10, пунктов 11, 16 (1) Правил технологического присоединения указала, что повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.

Далее ФАС России со ссылкой на пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004м №861, в силу которого документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики)  (после завершения технологического присоединения) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, указывает, что в данном случае повторная заявка на технологическое присоединение должна была рассматриваться как увеличение мощности энергопринимающих устройств заявителя.

Кроме того, ФАС России руководствуясь положениями пунктов 15,18, 25 (1) Правил технологического присоединения разъяснило, что сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления технологического присоединения.

Способ осуществления технологического присоединения, как и содержание технических условий, определяется сетевой организацией самостоятельно для каждого заявителя. 

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется в следующих случаях:

присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 №484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»;

предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 9 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;

е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств;

ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;

з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);

з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;

л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора;

м) в заявке, направляемой заявителем в целях технологического присоединения объектов по производству электрической энергии атомных станций или гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, указывается (по желанию такого заявителя) предложение по предоставлению рассрочки платежа за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;

н) сведения о планируемых объемах и сроках вывода из эксплуатации существующего объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя, входящего в его состав оборудования - в случае технологического присоединения вновь сооружаемого объекта по производству электрической энергии (мощности) в целях замещения им другого объекта по производству электрической энергии (мощности), принадлежащего заявителю и присоединенного к электрическим сетям этой сетевой организации, реализуемых в рамках одного инвестиционного проекта.

Пунктом 12 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, должны быть указаны:

а) сведения, указанные в подпунктах «а» -«в», «д», «е» и «и» - «л» пункта 9  настоящих Правил;

б) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид производственной деятельности).

В силу пункта 12(1) Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» и «и» - «л» пункта 9 настоящих Правил;

б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Пунктом 10 Правил технологического присоединения предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявке, к числу которых относятся документы,   подтверждающие право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства) (подпункт «г» пункта 10).

Согласно абзацу 2 пункта 16(1) Правил технологического присоединения для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым настоящего пункта.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил технологического присоединения).

Непосредственно процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирована пунктом 15, разделом X Правил технологического присоединения, а в пункте 16 определены существенные условия договора. 

В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

В свою очередь пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в том числе в пункте 12(1) настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Согласно пункту 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в том числе пункте 12(1) настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Вместе с тем по заявке ООО «ТехПромСтрой» от 27.07.2021 сетевая организация не совершила предусмотренные вышеприведенными положениями Правил технологического присоединения действия, направленные на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 16.04.2010 №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС», впоследствии   переименованное в АО «ОРЭС-Петрозаводск», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ОРЭС-Петрозаводск» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).

Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

При этом АО «ОРЭС Петрозаводск» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16.10.2018 по делу №03-17/74-2018 штраф 650 000 руб. оплачен 07.03.2019; постановление от 12.03.2019 по делу №03-17/122-2018 штраф 300 000 руб. оплачен 30.04.2019; постановление от 23.04.2019 по делу №010/04/9.21-24/2019, штраф 650 000 руб. оплачен 30.07.2020; постановление от 11.08.2020 по делу №010/04/9.21-451/2020 штраф 300 000 руб. оплачен 01.10.2020; в 2021 году Общество к административной ответственности по указанной норме не привлекалось).

Таким образом, с момента оплаты штрафов по вышеуказанным делам об административных правонарушениях прошло больше года, в связи с чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» по настоящему делу подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

20.12.2021 в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск», в отсутствие представителя ООО «ТехПромСтрой» был составлен протокол об административном правонарушении, копия которого вручена представителю Общества.

Определением от 23.12.2021 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-587/2021» настоящее дело назначено к рассмотрению на 18.01.2022 в 15 час. 30 мин.

Копии протокола и определения были направлены почтовыми отправлениями, а также по электронной почте АО «ОРЭС-Петрозаводск», ООО ТехПромСтрой» (соответствующие документы о направлении и получении приобщены к материалам дела).

В письме от 17.01.2022 №105-102/М АО «ОРЭС-Петрозаводск» изложило дополнительные письменные пояснения по настоящему делу, указав, что не согласно с изложенными в протоколе выводами, в связи со следующим.

В адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» 28.07.2021 от ООО «ТехПромСтрой» поступила заявка на присоединение энергопринимающих устройств от 27.07.2021.

Подана заявка на технологическое присоединение ранее технологически не присоединенного объекта, или же подана заявка на технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности определяется сетевой организацией в зависимости от юридического содержания такой заявки.

Содержание заявки на технологическое присоединение юридического лица до 150 кВт включительно регламентировано пунктом 9 Правил технологического присоединения и приложением №4 к Правилам технологического присоединения.

Поскольку в поданной заявителем заявке было указано на новое присоединение стационарного поста охраны (киоскового типа), без указания величины ранее присоединенной максимальной мощности, соответствующая заявка была подана не в целях увеличения мощности, а в целях осуществления нового технологического присоединения. При этом действующее законодательство, регламентирующее процедуру технологического присоединения, не содержит указания на обязанность для сетевой организации дополнительно за заявителя определять цели подачи заявки на технологическое присоединение.  В связи с изложенным АО «ОРЭС-Петрозаводск» полагает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения и просит производство по делу прекратить.

  Кроме того, в случает непринятия вышеуказанных доводов АО «ОРЭС-Петрозаводск» на основании положений КоАП РФ просит снизить размер административного штрафа, указывая на своевременное и в полном объеме представление документов по запросам Карельского УФАС России, а также на добровольную выдачу заявителю договора на технологическое присоединение №309/21 с техническими условиями №77-В в целях увеличения максимальной мощности по заявке от  26.11.2021. 

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон,

Резюмируя вышеизложенное, правомерно отметить, что собранными в рамках административного дела документами и сведениями в совокупности с вышеприведенными положениями Правил технологического присоединения подтверждается обязанность АО «ОРЭС-Петрозаводск» рассмотреть заявку ООО «ТехПромСтрой» от 27.07.2021, поданную посредством электронного документооборота через личный кабинет 28.07.2021,   и совершить действия, направленные на заключение договора об осуществлении технологического присоединения. Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором и Правилами технологического присоединения не предусмотрены основания для отказа сетевой организации заявителю в заключении такового, в том числе в связи с уже направленным по ранее поданной заявке проектом договора об осуществлении технологического присоединения №45/21ПЭС, не возвращенным в сетевую организацию, а также по причине подачи заявки не с тем основанием («новое технологическое присоединение», вместо «увеличение мощности») на что АО «ОРЭС-Петрозаводск» указывает в дополнительных письменных пояснениях. 

 Следует отметить, что договор №45/21ПЭС, технические условия к нему №11-В, а также счет на оплату с сопроводительным письмом от 27.05.2021 №91 были вручены директору ООО «ТехПромСтрой» <…>. под роспись.  В сопроводительном письме со ссылкой на пункт 15 Правил технологического присоединения АО «ОРЭС-Петрозаводск» разъяснило заявителю необходимость подписать договор в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора, а также указало, что в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Таким образом, на дату подачи заявителем заявки от 27.07.2021, с условиями, отличными от указанных в заявке от 12.02.2021 (в частности причины обращения (пункт 4), требуемая мощность (пункт 6), принята в работу 24.02.2021) в связи с невозвращением в адрес сетевой организации подписанного заявителем договора №45/21ПЭС, заявка от 12.02.2021 уже должна была быть аннулирована (30 рабочих дней начиная с 27.05.2021 истекли 12.07.2021). Более того, АО «ОРЭС-Петрозаводск» при получении заявки от 27.07.2021 вправе было в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения запросить недостающие сведения у ООО «ТехПромСтрой», а не ограничиваться формальным отказом в заключении договора. В свою очередь Правилами технологического присоединения не предусмотрена обязанность заявителя по направлению в адрес сетевой организации уведомления об аннулировании заявки.  

Более того, на основании электронного обращения заявителя от 03.08.2021 АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом от 06.08.2021 №105-1685 аннулировало заявку и договор №45/21 ПЭС, однако к рассмотрению заявки от 27.07.2021 не вернулось.

Относительно дополнительных письменных пояснений АО «ОРЭС-Петрозаводск»  необходимо отметить, что по заявке ООО «ТехПромСтрой» от 12.02.2021, полученной работником Общества 24.02.2021, в которой указано на необходимость увеличения мощности ранее присоединенного энергопринимающего устройства 2КЛ-0,4 кВ от КШ-2071 ТП-1057 до ЩУ объекта, ЩУ объекта, расположенного по адресу: Реконструкция здания бывшей детской поликлиники (сохранение объекта культурного наследия с приспособлением для современного использования под многофункциональный общественно-деловой центр) по Анохина 24, кадастровый номер земельного участка  10:01:010141:005, в адрес заявителя был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения №45/21ПЭС, в котом в качестве основания для технологического присоединение указано на необходимость изменения точки присоединения в связи с увеличением мощности, то есть иное от указанного в заявке.

В соответствии с пунктом 9, приложением №4 Правил технологического присоединения в заявке указывается запрашиваемая максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств. В заявке ООО «ТехПромСтрой» действительно указана максимальная мощность вновь присоединяемого объекта (стационарный пост охраны (киоскового типа) объекта культурного наследия в размере 36 кВ) при наличии ранее присоединенного энергопринимающего устройства с мощностью 150 кВт. Вместе с тем, сетевая организация достоверно располагала сведениями о наличии ранее присоединенного на земельном участке с кадастровым номером  <…> энергопринимающего устройства.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ОРЭС-Петрозаводск» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Петрозаводск ул. Кирова д. 47Б (адрес сетевой организации). 

Время совершения административного правонарушения – 02.08.2021 (дата направления письма №105-16-52).

Срок давности привлечения АО «ОРЭС-Петрозаводск» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Относительно ходатайства АО «ОРЭС-Петрозаводск» о применении положения части 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Антимонопольный орган принимает во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), статус АО «ОРЭС-Петрозаводск», осуществляющего деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению объектов заявителей к электрическим сетям, по регулируемым тарифам, тот факт, что по состоянию на 30.09.2021 стоимость пассивов (совокупность всех источников формирования средств предприятия – обязательств и капитала)  значительно превышает стоимость активов (совокупность всего имущества предприятия), что явно свидетельствует о трудном финансовом положении,   конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014  №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагает возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ до 50 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Вместе с тем в данном конкретном случае основания для выдачи представления отсутствуют, поскольку, как указано выше, в адрес ООО «ТехПромСтрой» по заявке на увеличение мощности от 26.11.2021, АО «ОРЭС-Петрозаводск» направило договор об осуществлении технологического присоединения №309/21ПЭС, который подлежит рассмотрению и подписанию заявителем в предусмотренном Правилами технологического присоединения порядке.   

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ОРЭС-Петрозаводск» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, заместитель руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

Назначить юридическому лицу – АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ИНН – 1001012709; ОГРН – 1031000052335) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

          

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия) БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-587/2021).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                                       <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны