Решение №04-40/56-2022 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-634/2022 от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                         04-40/56-2022

 

                                                         

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-634/2022

                                                                                                                     г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «10» октября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «12» октября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель председателя Комиссии;

– заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                        «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Северный лес» на действия комиссии организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления заготовки древесины (извещение №291221/1013648/02),

при участии в режиме видео-конференц-связи: представителя Заявителя – (после перерыва), представителей Организатора торгов – , полномочия представителей подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На официальном сайте www.torgi.gov.ru Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также Министерство, организатор торгов) размещено извещение №291221/1013648/02 от 29.12.2021 о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка на срок 25 лет для осуществления заготовки древесины.

Лесной участок площадью 29830 га расположен в кварталах №№ 112-114,133-141,148-155,162-168,179-180,191-192 Пяозерского участкового лесничества (Тунгозерского лесничества по лесоустройству) Лоухского лесничества Лоухского муниципального района Республики Карелия (кадастровый номер лесного участка 10:18:0000000:7728).

Срок подачи заявок установлен с 10.01.2022 по 09.03.2022. Форма заявки и инструкция по ее заполнению представлены на сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно указанному в извещении порядку приема заявок, к заявке прилагаются:

- документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов в соответствии с требованиями к содержанию документов утвержденными Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303;

- закрытый конверт, содержащий конкурсные предложения заявителя.

По истечении сроков предоставления заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям, проверяет наличие необходимых документов и правильность их оформления. Определяет участников конкурса.

Отказ в допуске к участию в конкурсе допускается по основаниям, перечисленным в части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса в соответствии с Правилами оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 14.03.2022 на участие в конкурсе поступило 3 заявки (ООО «Северный лес», ООО «Евролес», ООО «ВУДМАРТ»), все заявители не допущены к участию в конкурсе.

Согласно протоколу о результатах конкурса от 17.03.2022, конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных к конкурсу участников.

ООО «Северный лес» принятое в отношении него решение комиссии организатора торгов, оформленное протоколом от 17.03.2022, в Карельское УФАС России не обжаловало.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Евролес» решением Комиссии Карельского УФАС России от 14.04.2022 №010/01/18.1-212/2022 в действиях комиссии организатора торгов было установлено нарушение части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, выразившееся в отказе ООО «Евролес» в допуске к участию в конкурсе.

В целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов Министерству было выдано предписание от 14.04.2022 №010/01/18.1-212/2022 об отмене протоколов конкурсной комиссии, повторном рассмотрении заявок на участие в конкурсе и дальнейшем проведении процедуры торгов в соответствии с требованиями ЛК РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2022 по делу А26-4155/2022 Министерству было отказано в признании недействительными решения и предписания от 14.04.2022.

С учетом решения Комиссии Карельского УФАС России от 14.04.2022 №010/01/18.1-212/2022, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2022 по делу А26-4155/2022, комиссия организатора торгов 07.09.2022 повторно рассмотрела заявки на участие в конкурсе.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 07.09.2022 заявители ООО «Северный лес» и ООО «ВУДМАРТ» не допущены к участию в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению открытого конкурса от 12.09.2022 ООО «Евролес» отказано в заключении договора аренды лесного участка по указанным в протоколе основаниям.  

Не согласившись с решением конкурсной комиссии ООО «Северный лес» обжаловало ее действия в Карельское УФАС России.

Организатор торгов представил пояснения по доводам жалобы, копию заявки ООО «Северный лес» на участие в конкурсе, а также копию заявления ООО «Северный лес» о проведении конкурса.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по жалобе был продлен однократно.

Заслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов. Эти же документы прилагаются к заявке на участие в конкурсе (часть 20 статьи 80.1 ЛК РФ).

Требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждены приказом Минприроды России от 29.06.2018 №303.

Данным приказом установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:

а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;

б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;

в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.

Основания для отказа в допуске к участию в конкурсе перечислены в части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 07.09.2022 ООО «Северный лес» не допущено до участия в конкурсе на основании пунктов 1,3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ в связи с несоответствием заявки и участника конкурса требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:

- в заявке не указаны сведения о сертификации станка для оциллиндровки бревен МД-1;

- расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины выполнен не в соответствии с Методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475;

- к заявке не приложены документы, на основании которых общество владеет объектами (оборудованием) глубокой переработки древесины, что не позволяет отнести ООО «Северный лес» к лицам, владеющим объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Ознакомившись с извещением о проведении конкурса, а также заявкой ООО «Северный лес» на участие в конкурсе, Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

1.Согласно пункту «б» приложения №2 к приказу Минприроды России от 29.06.2018 №303 к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования.

Ссылка на необходимость приложения к заявке документов, предусмотренных приказом Минприроды России от 29.06.2018 №303, содержится в пункте 5 извещения о проведении конкурса, а также инструкции по заполнению заявки.

Во исполнение пункта 5 извещения ООО «Северный лес» в приложении №3 к заявке указало технические характеристики и параметры следующих объектов глубокой переработки древесины: KARA YS, KARA PPS 500, строгальный станок Бивер 520, линия переработки горбыля ТМ-800, щепорубка Фарми СН260, станок для оциллиндровки бревен МД-1, кромкообрезной станок ЦДК5-3. В отношении всего оборудования были представлены копии технических документов, а также сведения о сертификации, за исключением станка для оциллиндровки бревен МД-1 1993 года выпуска (представлено только руководство по эксплуатации).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», утратившего силу с 01.09.2022, были утверждены соответствующие перечни продукции.

Согласно единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, оборудование деревообрабатывающее (3830) исключено из перечня в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 213.

В новом едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства от 23.12.2021 №2425, деревообрабатывающее оборудование также отсутствует.

Таким образом, требования об обязательной сертификации на оборудование деревообрабатывающее действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, сертификаты соответствия на оборудование и объекты, в случае их отсутствия, могут не предоставляться вместе с техническими документами в составе заявки.

2.Согласно части 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.

Бремя определения исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, несет организатор торгов.

Кроме того, документация о проведении конкурса должна содержать четкие, конкретные, не допускающие двойного толкования и понимания требования. Неуказание конкретных требований может ввести в заблуждение заявителей, привести к ситуации, когда заявители представят различные по форме и содержанию документы, некорректные сведения, и, как следствие, привести к отклонению заявки.

Вместе с тем, организатором торгов ни в конкурсной документации, ни в извещении о проведении торгов, ни в инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе не установлена обязанность предоставления документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании объектов глубокой переработки древесины, а также исчерпывающий перечень документов.

ООО «Северный лес» самостоятельно в подтверждение владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры предоставило договор аренды земельного участка, расположенного в Республике Карелия, Лоухском районе, п. Кестеньга, под производственную базу (договор аренды №48 от 12.09.2014).

Оборудование глубокой переработки древесины находится в собственности общества. Несмотря на то, что документы, подтверждающие факт собственности, в состав заявки не приложены, исходя из приложений №1 и №3 к заявке, технических документов, явно усматривается обладание обществом оборудованием глубокой переработки древесины. В ЛесЕГИАС также содержится информация о производстве обществом продукции, что невозможно без использования оборудования глубокой переработки древесины.

3.Согласно пункту 8 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ извещение о проведении конкурса, помимо прочего, должно содержать сведения о форме заявки на участие в конкурсе.

Документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, также должна содержать форму заявки на участие в конкурсе и инструкцию по заполнению заявки (пункт 4 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ).

В приложении №1 к заявлению ООО «Северный лес» во исполнение пункта 5 извещения о проведении конкурса представлен расчет дополнительной потребности в древесине, который признан конкурсной комиссией не соответствующим Методике оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475 (далее – Методика).

При этом в извещении о проведении конкурса, конкурсной документации, инструкции по заполнению заявки также не содержится информации о необходимости расчета своей дополнительной потребности в древесине на основании требований Методики.

Приложенная к конкурсной документации форма заявки не содержит в себе проекта обоснования дополнительной потребности в древесине с четко определенными строками (в которые участник конкурса может внести свои данные, а конкурсная комиссия проверить эти данные в соответствии с Методикой), а также с формулами расчета потребности (в соответствии с которыми участник на основании внесенных в таблицу данных может рассчитать свою потребность, а конкурсная комиссия эту потребность оценить).

Таким образом, ООО «Северный лес» исполнило обязанность по предоставлению всех необходимых документов в соответствии с конкурсной документацией и инструкцией по заполнению заявки на участие в конкурсе, а также рассчитало дополнительную потребность в древесине по своему усмотрению в отсутствие в документации информации по корректному обоснованию такой потребности.

Более того, в части 21 статьи 80.1 ЛК РФ отсутствует такое основание отказа в допуске к участию в конкурсе как отсутствие подтверждения дополнительной потребности в древесине в результате оценки.

Также невозможно игнорировать тот факт, что настоящий конкурс организован Министерством на основании заявления ООО «Северный лес» о проведении конкурса.

Согласно части 7 статьи 80.1 ЛК РФ решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления о проведении конкурса.

Согласно части 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается в следующих случаях: подачи заявления лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 1), отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса (пункт 5), несоответствия заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 6).

Таким образом, на этапе рассмотрения заявления о проведении конкурса ООО «Северный лес», несмотря на указание в заявлении других объектов глубокой переработки древесины и иной расчет дополнительной потребности в древесине, было признано Министерством лицом, обладающим объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры и обосновавшим потребность в дополнительном объеме заготовки древесины.

Ссылаясь на приказ Минприроды России от 29.06.2018 № 303 и постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475 Министерство при этом не представило доказательств несоответствия заявки ООО «Северный лес» либо самого юридического лица требованиям данных актов, либо требованиям, установленным статьей 80.1 ЛК РФ.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения в действиях организатора торгов пункта 4 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ, в действиях комиссии организатора торгов - пунктов 1 и 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, выразившихся в неустановлении в конкурсной документации исчерпывающего перечня информации и документов, следствием чего, в частности, явился необоснованный отказ ООО «Северный лес» в допуске к участию в конкурсе.

С целью устранения допущенных нарушений организатору торгов выдается предписание об отмене протоколов от 07.09.2022 и 12.09.2022, внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, установлении нового срока подачи заявок, дальнейшем проведении процедуры торгов с учетом требований лесного законодательства, настоящего решения и решений Карельского УФАС России №010/01/18.1-212/2022 от 14.04.2022 и №010/01/18.1-637/2022 от 12.10.2022.

После внесения изменений в извещение и конкурсную документацию, установлении срока подачи заявок, ООО «Северный лес» вправе отозвать свою заявку на участие в конкурсе и подать новую заявку на участие в конкурсе, сформированную с учетом внесенных в извещение и конкурсную документацию изменений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Северный лес» на действия комиссии организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления заготовки древесины (извещение №291221/1013648/02) обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия нарушение пункта 4 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ, в действиях комиссии организатора торгов – пунктов 1 и 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

3.Выдать организатору торгов – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Заместитель председателя Комиссии                              ____________  

 

Члены комиссии                                                                   ___________    

 

                                                                                         ___________    

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны