Решение №010/06/104-859/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/104-859/2022 об отказе во включении... от 14 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дело № 010/06/104-859/2022

04-17/215-2022

 

ГКУ КРПСС

ул. Онежской флотилии, д. 43,

г. Петрозаводск, 185005

<...>

 

АО «Авиапромстрой»

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/104-859/2022

об отказе во включении сведений в реестр

 недобросовестных поставщиков

           

                       

14 декабря 2022 года                                                                                              г. Петрозаводск                

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Карельского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии – <...>

членов комиссии: <...>

при участии в режиме видео-конференц-связи до и после перерывов представителей ГКУ КРПСС <...>, <...> (копии документов, подтверждающих полномочия представителей, в материалах дела);

при участии в очном режиме до перерывов, в режиме видео-конференц-связи после перерывов представителей АО «Авиапромстрой» <...>, <...>, <...> (копии документов, подтверждающих полномочия представителей, в материалах дела),

УСТАНОВИЛА:

Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (далее – Заказчик, ГКУ КРПСС) представило в Карельское УФАС России сведения в отношении АО «Авиапромстрой» (ИНН <...>) (далее – Общество, Подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были представлены:

- сведения в отношении АО «Авиапромстрой» (ИНН <...>), адрес: 101000,
г. Москва, Тургеневская площадь, д. 2, этаж 5, ком. 57-69;

-  сведения об электронном аукционе (извещение № 0806500000222000051), Заказчик – ГКУ КРПСС, наименование аукциона – проектно-изыскательские работы, работы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)», электронная торговая площадка АО «Сбербанк-АСТ»- http://www.sberbank-ast.ru).

 Рассмотрение сведений в отношении АО «Авиапромстрой» было назначено на 13.12.2022 в 10 часов 00 минут, состоялось в указанное время.

С целью обеспечения возможности ознакомления Заказчика с представленными Обществом в материалы дела пояснениями, а также для получения дополнительных документов и информации, в рассмотрении сведений был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 14.12.2022, рассмотрение состоялось в указанное время при участии представителей Заказчика, Подрядчика.

С целью изучения дополнительных документов и информации, для принятия Комиссией решения, в рассмотрении сведений был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 14.12.2022.

После перерыва рассмотрение сведений продолжилось Комиссией в прежнем составе при участии представителей Заказчика, Подрядчика.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее.

 02.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на проектно-изыскательские работы, работы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» (извещение
0806500000222000051).

Начальная максимальная цена контракта – 60 000 000,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.02.2022 №ИЭА1 на участие в аукционе подана только 1 (одна) заявка, признана соответствующей извещению о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронная процедура признана несостоявшейся. По результатам электронного аукциона контракт заключается с участником с идентификационным номером заявки – 82, АО «Авиапромстрой».

25.02.2022 между ГКУ КРПСС и АО «Авиапромстрой» был заключен государственный контракт № 1-АЭФ на выполнение проектно-изыскательских работ, работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» (далее - контракт) (реестровый номер контракта 2100103941122000013).

Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы, работы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» (далее – Объект, работы), включая выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, и передать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ и стоимость затрат в порядке и сроки, установленные контрактом.

Подрядчик обязуется на свой риск качественно выполнить все работы по Объекту, указанному в пункте 1.1 контракта, собственными и (или) привлеченными силами, с использованием собственного и (или) привлеченного оборудования и персонала в соответствии с условиями контракта.

Пунктом 1.6 контракта установлено, что проектная документация, результаты инженерных изысканий и иные документы, подготовленные Подрядчиком по контракту в соответствии с требованиями Задания на проектирование (Приложение № 1 к контракту), признаются результатом проектно-изыскательских работ при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий (далее – Проектная документация).

В случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения в ходе проведения государственной экспертизы, соответствующий результат по контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Подрядчика. Повторное прохождение государственной экспертизы оплачивается Подрядчиком за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта сроки выполнения работ: начало - с даты заключения настоящего контракта; окончание работ – 25.12.2022.

Выполнение работ предусмотрено в 2 этапа:

- 1 этап - подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий (проектно-изыскательские работы). Включает обеспечение получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объекта.

- 2 этап - выполнение работ по строительству объекта капитального строительства (строительно-монтажные работы).

Работы выполняются в соответствии с календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к контракту):

- 1 этап (проектно-изыскательские работы): начало - с момента заключения контракта, окончание - не позднее 01.08.2022;

- 2 этап (строительно-монтажные работы): начало - после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, окончание - не позднее 25.12.2022.

В процессе исполнения обязательств по контракту стороны дополнительными соглашениями от 01.08.2022 № 2, от 30.80.2022 № 3, от 28.09.2022 № 4 вносили изменения в срок исполнения работ, предусмотренных 1 этапом, продлив его сначала до 01.09.2022, а впоследствии до 01.10.2022, до 30.10.2022.

Согласно пункту 4.6 контракта разработанная Проектная документация подлежит государственной экспертизе, а также иным согласованиям, требования к которым установлены действующим законодательством.

Подрядчик обязан получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, включая проверку сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий, а в случае, если в соответствии с требованиями действующего законодательства Проектная документация подлежит иным согласованиям, также получить необходимые согласования.

Работы по проектированию будут считаться надлежаще выполненными Подрядчиком только при получении положительного заключения государственной экспертизы.

В силу пункта 4.9 контракта после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства, выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, Подрядчик представляет Заказчику комплект документации, оформленный в соответствии с условиями настоящего контракта и приложений, являющихся его неотъемлемой частью в следующем составе:

- Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

- Проектную документацию – в количестве и формате, установленном в Задании на проектирование (Приложение № 1 к контракту);

- Предусмотренные Заданием на проектирование (Приложение № 1 к контракту) оригиналы иных документов, подтверждающих согласование документации организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов (сетей) инженерно-технического обеспечения, иными уполномоченными органами и организациями;

- Рабочую документацию – в количестве и формате, установленном в Задании на проектирование (Приложение № 1 к контракту);

- Акт о сдаче-приемке проектно-изыскательских работ (Приложение № 6 к контракту), подписанный со стороны Подрядчика – в 4-х экземплярах.

В соответствии с пунктом 5.2.7 контракта Заказчик обязан оказывать Подрядчику содействие при исполнении контракта, в том числе представлять по обоснованному запросу Подрядчика разъяснения относительно выполнения работ, документы и иную информацию, имеющуюся в распоряжении Заказчика и относящуюся к работам в объеме и в порядке, предусмотренных контрактом.

Пунктом 8.1 контракта установлено, что по завершении работ Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте завершения работ и готовности к их сдаче, с приложением комплекта документов, предусмотренных условиями контракта.

Согласно пунктам 8.4, 8.5 контракта в срок не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик либо подписывает и размещает в ЕИС документ о приемке, либо размещает в ЕИС мотивированный отказ от его подписания с указанием причин отказа. В мотивированном отказе Заказчиком от приемки работ указывается перечень замечаний и претензий к выполненным работам и сроки их устранения. Замечания и претензии устраняются Подрядчиком за свой счет, если они не выходят за пределы условий настоящего контракта.

В силу пункта 8.7 контракта в случае получения мотивированного отказа Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком отказе, и после этого опять направить Заказчику подписанный документ о приемке.

В соответствии с пунктом 15.7 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 15.7 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- в случае, если во время выполнения работ станет очевидным, что работа не будет выполнена надлежащим образом, и недостатки в ее оказании не устранены Подрядчиком в установленный Заказчиком срок;

- в случае отступления в выполнении работ от условий контракта или если иные недостатки результата выполнения работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;

- в случае, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услугу настолько медленно, что оказание ее к сроку становится явно невозможным;

- в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации для обязательств данного вида.

Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

            Из обращения Заказчика следует, что АО «Авиапромстрой» не исполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные условиями контракта.

           Решением от 31.10.2022 № 539 Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения обязательств по контракту, мотивируя принятое решение нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ.

08.11.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика документы о приемке 1 этапа работ (проектно-изыскательские работы).

В результате проведенной внутренней экспертизы выполненных работ, Заказчиком установлено, что Подрядчиком представлены документы, не соответствующие условиям контракта.

Кроме того, Подрядчиком при направлении документов и результатов выполнения 1 этапа работ Заказчику, не учтены следующие условия контракта:

- пункты 3.9, 3.11, 3.12 контракта;

- пункты 36, 37, 41 Задания на проектирование (Приложение № 1 к контракту).

10.11.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 08.11.2022 № 1, размещенного в единой информационной системе, в котором Заказчик требует от Подрядчика устранить недостатки выполненных работ в течение 10 (десяти) календарных дней, а также осуществить повторную приемку результатов выполненных работ в срок не позднее 21.11.2022.

Вместе с тем, по состоянию на 22.11.2022 документы об устранении недостатков Подрядчиком в адрес Заказчика направлены не были.

В связи с изложенным, на основании положений Закона о контрактной системе и пункта 15.7 контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, выраженное в письме от 22.11.2022 № 597.

  В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22.11.2022 решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта было размещено в единой информационной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, и контракт считается расторгнутым с 05.12.2022.

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через два рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Заказчиком в установленный срок в адрес Карельского УФАС России посредством единой информационной системы направлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, и зарегистрирована Управлением 07.12.2022 (вх. № 1059/22).

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В силу положений пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во вред другому лицу.

В ответ на уведомление Карельского УФАС России о рассмотрении сведений, поступивших от Заказчика о включении АО «Авиапромстрой» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Общество направило письменные пояснения от 13.12.2022 № 1201-ЭП/22, в которых выразило свое несогласие с решением Заказчика, а также представило переписку с Заказчиком по вопросу исполнения контракта.

Подрядчик считает, что односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта является необоснованным и нарушает права и законные интересы Подрядчика. Мотивы, изложенные Заказчиком в Решении не объективны, носят искажающий характер, а само Решение является необоснованным и незаконным ввиду следующего.

08.11.2022 Подрядчиком в рамках контракта была разработана и направлена в адрес Заказчика проектно-сметная документация в следующем составе, необходимом для прохождения государственной экспертизы:

 - 048-22-ИГДИ «Технический отчет об инженерно-геодезических и топографических изысканиях»;

- 048-22-ИГИ «Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях»;

- 048-22-ИЭИ «Технический отчет об инженерно-экологических изысканиях»;

- 048-22-ИГМИ «Технический отчет о гидрометеорологических изысканиях»;

- 368-П-2022-ПЗ «Общая пояснительная записка»;

- 368-П-2022-СПЗУ «Схема планировочной организации земельного участка»;

- 368-П-2022-АР «Архитектурные решения»;

- 368-П-2022-КР.1 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;

- 368-П-2022-КР.2 «Конструктивные расчеты»;

- 368-П-2022-НЭС «Наружное электроснабжение и электроосвещение»;

- 368-П-2022-ЭОМ «Внутренние сети электроснабжения и электроосвещения»;

- 368-П-2022-В «Сети водоснабжения»;

- 368-П-2022-К «Сети водоотведения»;

- 368-П-2022-ОВ «Отопление. Вентиляция и кондиционирование воздуха, Дымоудаление»;

- 368-П-2022-СС «Сети связи»;

- 368-П-2022-ТХ «Технологические решения»;

- 368-П-2022-ПОС «Проект организации строительства»;

- 368-П-2022-ООС «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;

- 368-П-2022-МОПБ «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;

- 368-П-2022-АУПС «Автоматическая установка пожарной сигнализации»;

- 368-П-2022-СОУЭ «Система оповещения и управления эвакуацией людей»;

- 368-П-2022-ОДИ «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;

-368-П-2022-ЭЭ «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;

- 368-П-2022-ТБЭ «Требования по обеспечению безопасности эксплуатации объектов капитального строительства»;

-1-СМ.ПЗ «Смета на строительство объектов капитального строительства. Пояснительная записка к сметной документации»;

- 2.1-ССРСС «Смета на строительство объектов капитального строительства. Часть 2. Сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства»;

- 2.2-ЛС «Смета на строительство объектов капитального строительства. Часть 2. Сметная документация. Объектные сметы, локальные сметы, сметные расчеты на отдельные виды затрат»;

- 3-КП «Смета на строительство объектов капитального строительства. Часть 3. Документы, обосновывающие стоимость оборудования, изделий и материалов»;

- 4-ВОР «Смета на строительство объектов капитального строительства. Часть 4. Ведомость объемов работ».

В результате проверки документации Подрядчиком было получено положительное заключение на техническую часть от АУ РК «Карелгосэкспертиза» (от 20.09.2022
№ 10-1-1-3-067318-2022), о чем своевременно был уведомлен Заказчик письмом от 23.09.2022 № 09/235.

Из представленных письменных пояснений Подрядчика также следует, что АО «Авиапромстрой» разработало Рабочую документацию, необходимую для капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)», состав Рабочей документации:

- 368-Р-2022-ГП «Генеральный план»;

- 368-Р-2022-АР «Архитектурные решения»;

- 368-Р-2022-КД «Конструкции деревянные»;

- 368-Р-2022-КЖ «Конструкции железобетонные»;

- 368-Р-2022-КЖ0.1 «Конструкции нулевого цикла»;

- 368-Р-2022-КЖ0.2 «Конструкции нулевого цикла»;

- 368-Р-2022-КМ1 «Конструкции металлические»;

- 368-Р-2022-НЭС «Наружное электроснабжение и электроосвещение»;

- 368-Р-2022-ЭОМ «Внутренние сети электроснабжения и электроосвещения»;

- 368-Р-2022-В «Сети водоснабжения»;

- 368-Р-2022-К «Сети водоотведения»;

-368-Р-2022-ОВ «Отопление. Вентиляция и кондиционирование воздуха, Дымоудаление»;

- 368-Р-2022-СС «Сети связи»;

- 368-Р-2022-ТХ «Технологические решения»;

- 368-Р-2022-АУПС «Автоматическая установка пожарной сигнализации»;

- 368-Р-2022-АУПТ «Автоматическое пожаротушение».

Письмом от 05.10.2022 №10/0502 Подрядчик направил в адрес Заказчика на подписание сметную документацию с целью прохождения государственной экспертизы на предмет достоверности сметной стоимости.

Письмом от 13.10.2022 №10/1301 в целях дальнейшего исполнения контракта (получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства), Подрядчик обратился к Заказчику с вопросом о необходимости предоставить письмо от Главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), подтверждающее  указанную в сводном сметном расчете стоимость объекта капитального строительства, а также изложил следующие объективные причины, повлекшие значительное увеличение сметной стоимости проекта:

            -после выполнения инженерно-геологических, гидро-метеорологических, геодезических изысканий было определено, что глубина у берега незначительна, в связи с чем увеличена длина причала до 76,82 метров, изначально предполагалась длина 20 метров;

            - при разработке конструктивных решений фундаментов зданий были учтены геологические условия (гранитная порода), значительные уклоны местности, предусмотрены железобетонные подпорные стены высотой 5 метров для возможности строительства здания психологической разгрузки спасателей;

            - крутой рельеф местности и необходимость соблюдения нормативных уклонов дорожного полотна привели к увеличению затрат, в том числе устройство стен из габионов;

            - ввиду того, что участок находится в охранной зоне Водного объекта, предусмотрены проектные решения по отводу поверхностного стока в емкости, с последующим вывозом, также на период строительных работ предусмотрен комплекс решений по водоотведению, не допущению попадания ливневых вод со стройплощадки в озеро, комплекс решений по водоотведению приводит к увеличению земляных работ по пробивке гранитных пород, стоимости оборудования, необходимости в установке насосов;

           - поскольку отсутствуют технические условия на отвод сточных и ливневых вод, предусмотрено две емкости для бытовой канализации, что приводит, в том числе к увеличению земляных работ по пробивке гранитных пород;

           -  устройство площадки со ступенчатым спуском к воде от здания психологической разгрузки спасателей приводит к увеличению объема земляных и строительно-монтажных работ;

           - стоимость оборудования инженерно-технического обеспечения значительно выросла с момента заключения контракта на текущий момент.

         Ответным письмом от 14.10.2022 № 499 Заказчик сообщил Подрядчику, что вопрос увеличения финансирования в рамках контракта не рассматривается, а также отказал в предоставлении соответствующей справки ГРБС.

        Из представленных письменных пояснений Подрядчика также следует, что Заказчик письмом от 28.10.2022 № 525 сообщил Подрядчику о том, что АУ РК «Карелгосэкспертиза» в одностороннем порядке аннулировало договор от 12.10.2022 № 0241Д-22/Г10-0014001/32-02 на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства по объекту в связи с выявленным несоответствием итоговой суммы откорректированных смет лимиту финансирования по контракту.

        На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель АО «Авиапромстрой» сообщил, что вместе с Решением Заказчика об одностороннем расторжении контракта Подрядчиком было получено требование о возврате аванса от 31.10.2022 № 544.

       03.11.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика возражения на Решение об одностороннем расторжении контракта от 31.10.2022 №539, а также предоставил исчерпывающий комплект документов о выполненных работах - 1 этап проектно-изыскательских работ контракта (исх. от 07.11.2022 № 11/0708):

      - Акт № 1 от 07.11.2022 сдачи-приемки выполненных проектно-изыскательских работ;

      - Акт от 07.11.2022 передачи проектной документации;

      - Счет на оплату № 175 от 07.11.2022;

      - Счет-фактура № 244 от 07.11.2022;

      - Акт приемки 048-22-ИГДИ;

      - Акт приемки 048-22-ИГМИ;

      - Акт приемки 048-22-ИГИ;

      - Акт приемки 048-22-ИЭИ;

      -Диск CD-R с данными проектной документации и положительное заключение Государственной экспертизы согласно Акту передачи проектной документации от 07.11.2022;

       - Ссылка на документацию, положительное заключение Государственной экспертизы https://disk.yandex.iWd/4K6CA8ZegiGCdO;

       -  Ссылка на BIM модель https://disk.yandex.ru/d/CfqtXlSVYd4vuO.

       08.11.2022 Подрядчиком также было направлено в адрес Заказчика требование об оплате фактически выполненных работ, на которое поступил отказ в удовлетворении.

       11.11.2022 АО «Авиапромстрой» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к ГКУ КРПСС с целью взыскания стоимости фактически выполненных работ 1 этапа контракта в размере 6 684 314,08 рублей (дело
№ А26- 9545/2022).

        На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель АО «Авиапромстрой» указал, что Подрядчиком выполнены инженерно-геодезические, инженерно- геологические, инженерно-экологические, гидрометеорологические изыскания, разработана проектная документация, сметная документация, в том числе локальный сметный расчет, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет стоимости строительства, конъюнктурный анализ, ведомости объемов работ.

Также АО «Авиапромстрой» была пройдена государственная экспертиза и получено положительное заключение на техническую часть проектной документации (№ 10-1-1-3-067318-2022 от 20.09.2022), разработана рабочая документация в соответствии с ГОСТ
Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства стало невозможным в связи с тем, что Заказчиком не решены вопросы финансирования по контракту и не получена справка от ГРБС.

В ходе рассмотрения сведений Комиссией Карельского УФАС России был объявлен перерыв, после перерыва Заказчиком, Подрядчиком были представлены дополнительные пояснения и документы в рамках рассматриваемого обращения.

В представленных возражениях на пояснения Подрядчика от 13.12.2022 Заказчик сообщил, что 31.05.2022  было проведено рабочее совещание с участием <...> (Первый заместитель ГК РК по ОЖиБН), <...>(заместитель Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия), <...> (начальник ГКУ КРПСС), представителей Подрядчика АО «Авиапромстрой» во главе с <...> (заместитель генерального директора), согласно протоколу совещания была установлена необходимость увеличения стоимости выполнения строительно- монтажных работ в рамках контракта.

Так, в соответствии с пунктом 3.1 контракта, цена контракта составляет:
60 000 000,00 рублей, из них:

1 этапа (проектно-изыскательские работы) - 9 796 708,69 руб.;

2 этапа (строительно-монтажные работы), включая стоимость технологического оборудования - 50 203 291,31 руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15.12 контракта изменение существенных условий настоящего контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим подпунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства объекта капитального строительства на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.

Комиссия отмечает, что 30% от цены контракта составляет 18 000 000,00 руб.

В рамках принятых на совещании решений, Подрядчик 15.06.2022 направил Заказчику письмо № 06/1501 с расчетом стоимости выполнения работ по объекту с учетом увеличения стоимости.

С учетом расчета Подрядчика стоимость выполнения работ по контракту составила 75 091 710,33 рублей.

Таким образом, Заказчик указывает на добросовестное выполнение своих обязательств перед Подрядчиком путем увеличения стоимости контракта до 75 091 710,33 рублей.

В рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия на мероприятия по объекту капитального строительства «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» запланированы средства бюджета Республики Карелия в объеме 75 091 710,33 рублей.

Вместе с тем, в адрес АУ РК «Карелгосэкспертиза» Подрядчиком был направлен для проверки пакет документов сметной документации, сводная сметная стоимость по которому составляет не 75 091 710,33 рублей, а 114 338 700,00 рублей, что почти в два раза превышает первоначальную стоимость контракта.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель ГКУ КРПСС акцентировал внимание на том, что денежные средства на исполнение контракта доводятся до Заказчика из бюджета Республики Карелия и не могут превышать 30% от первоначально заявленной стоимости контракта.

Таким образом, Заказчик полагает, что Подрядчик уже после получения проектной документации, знал об увеличении стоимости работ в рамках контракта до 114 338 700,00 рублей, однако Заказчика не уведомил, заведомо зная, что указанная сумма не может быть доведена до Заказчика в рамках исполнения настоящего контракта.

В дополнительных пояснениях от 14.12.2022 ГКУ КРПСС также указало, что Подрядчик, без уведомления об этом Заказчика откорректировал сметную стоимость с
75 091 710,33 рублей на 114 338 700,00 рублей, в связи с чем АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Карелия» в одностороннем порядке расторгло договор от 12.10.2022 № 0241Д-22/Г10-0014001/32-02 в связи с выявлением несоответствия итоговой суммы откорректированных смет лимиту финансирования, заявленному в письме ГК РК по ОЖиБН от 03.10.2022 №4068/14- 26/ОЖиБН. Таким образом, недобросовестное поведение Подрядчика привело к не прохождению проверки сметной стоимости.

В свою очередь, представитель Подрядчика сообщил, что АО «Авиапромстрой» на всем протяжении действия контракта информировало Заказчика и просило подтвердить финансирование контракта для прохождения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Таким образом, АО «Авиапромстрой» не имело объективной возможности получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в целях дальнейшего выполнения работ по контракту в связи с неоказанием Заказчиком должного и предусмотренного контрактом содействия в целях выполнения работ.

Кроме того, представитель Подрядчика сообщил, что 10.10.2022 Заказчик получил разрешение на строительство объекта: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково- спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» (номер разрешения 10-07-1542-2022), что, в свою очередь, свидетельствует о том, что Заказчик использует результаты проектно-изыскательских работ Подрядчика.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что срок окончания выполнения работ по 1 этапу контракта был продлен и установлен до 30.10.2022, кроме того, в ходе рассмотрения дела, Стороны подтвердили о наличии договоренностей о продлении сроков выполнения 2 этапа работ до июня 2023 года, что свидетельствовало о взаимной заинтересованности сторон в исполнении контракта.

Оценив представленные в материалы дела документы и пояснения, Комиссия полагает необходимым отметить, что Заказчиком в рамках рассматриваемого обращения не были представлены доказательства того, что сводная сметная стоимость объекта капитального строительства в рамках контракта в размере 114 338 700,00 рублей, рассчитанная Подрядчиком, завышена. Заказчик также не представил проектные решения, по которым строительство объекта в рамках контракта могло бы быть осуществлено по меньшей стоимости.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе НМЦК на строительство объектов капитального строительства определяется проектно-сметным методом, то есть на основании проектной документации. В нарушение указанной нормы Заказчик при размещении закупки в части выполнения работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Строительство базы расположения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (Сортавальский муниципальный район)» указанный метод расчета НМЦК не применил и не мог применить, поскольку объединил в один лот проектно-изыскательские работы и работы по строительству. При этом Заказчик, установив, в контракте стоимость строительных работ в размере 50 203 291,31 рублей с возможностью увеличения на 30%, руководствовался имеющимися лимитами бюджетных средств.

Комиссия Карельского УФАС России констатирует, что Подрядчиком выполнены проектно-изыскательские работы в рамках 1 этапа контракта, но ввиду того, что сметная документация, подготовленная Подрядчиком для направления на государственную экспертизу на общую сумму по сводному сметному расчету составила 114 338 700,00 рублей, что значительно превысило уточненный расчет начальной (максимальной) цены контракта в сумме  75 091 710,33 рублей, Заказчик принял решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения, направленного на срыв исполнения контракта. Напротив, Подрядчик был заинтересован в исполнении контракта. В свою очередь, Заказчик не представил необходимых и достаточных доказательств обратного.

Кроме того, Комиссия отмечает, что невключение Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не освобождает его как Подрядчика от ответственности по контракту в виде штрафных санкций при установлении фактов нарушений при исполнении контракта, что в рассматриваемом случае является достаточной мерой ответственности, подлежащей применению к Подрядчику.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Карельского УФАС России не усматривает в действиях Подрядчика недобросовестного поведения, а также полагает, что спор между сторонами носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Сведения в отношении АО «Авиапромстрой» (адрес: 101000, г. Москва, Тургеневская площадь, д. 2, этаж 5, ком. 57-69, ИНН 7708728600) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о закупках настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                              ___________       <...>

   

Члены Комиссии                                                                    ___________      <...>

 

                                                                                                 ___________     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны